г. Владивосток |
|
28 июня 2021 г. |
Дело N А51-16744/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июня 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей А.В. Пятковой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Уссурийске Приморского края (межрайонное),
апелляционное производство N 05АП-3134/2021
на решение от 14.04.2021
судьи Калягина А.К.
по делу N А51-16744/2020 Арбитражного суда Приморского края
по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Уссурийске Приморского края (межрайонное)
к Приморскому отделению общественно-государственного физкультурно-спортивного объединения "Юность России",
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Клейменова Владимира Васильевича,
о взыскании 12 037 рублей 42 копеек,
при участии: лица, участвующие в деле, не явились,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Уссурийске Приморского края (межрайонное) (далее - заявитель, управление, Пенсионный фонд) обратилось с исковыми требованиями к Приморскому отделению общественно-государственного физкультурно-спортивного объединения "Юность России" (далее - ответчик, отделение) о взыскании 12 037 рублей 42 копеек убытков, составляющих излишне выплаченные застрахованному лицу - Клейменову Владимиру Васильевичу денежных средств из Пенсионного фонда Российской Федерации в результате не своевременного представления ответчиком сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2018 года.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 26.10.2020 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства арбитражный суд пришел к выводу о том, что имеются основания для рассмотрения дела по общим правилам искового производства, предусмотренные частью 5 статьи 227 АПК РФ, связи с чем на основании определения от 22.12.2020 перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечён Клейменов Владимир Васильевич.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 14.04.2021 заявленные требования удовлетворены частично: суд взыскал с Приморского отделения общественно-государственного физкультурно-спортивного объединения "Юность России" в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Уссурийске Приморского края (межрайонное) 8 356 (восемь тысяч триста пятьдесят шесть) рублей 56 копеек убытков, в остальной части отказал в удовлетворении требований.
Не согласившись с решением суда, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение в части отказа в удовлетворении требований отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объёме.
В жалобе Пенсионный фонд выражает несогласие с выводом суда о том, что заявитель по состоянию на 01.02.2019 располагал представленными ответчиком сведениями о застрахованном лице (Клейменове В.В.) по форме СВЗ-М за ноябрь 2018 года, в связи с чем выплата денежных средств в феврале 2019 года не связана с неправомерными действиями ответчика, поскольку согласно информации из программно-технического комплекса "НВП" сведения были загружены только 07.02.2019.
Судом установлено, что решение обжалуется управлением в части отказа во взыскании убытков.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части на основании части 5 статьи 268 АПК РФ.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили. Суд, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, судебной коллегией установлено следующее.
Приморское отделение общественно-государственного физкультурно-спортивного объединения "Юность России" является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации произведена его регистрация в качестве страхователя.
В отношении застрахованного лица - Клейменова Владимира Васильевича, являющегося получателем страховой пенсии по старости и по состоянию до октября 2018 года работающим пенсионером у ответчика, были установлены размер пенсии по старости - 12 316 рублей 37 копеек и размер фиксированной выплаты к страховой пенсии - 4 383 рубля 59 копеек, всего 16 699 рублей 96 копеек, то есть, без учета индексаций.
В течение ноября 2018 года - января 2019 года какие-либо сведения о данном застрахованном лице в орган пенсионного обеспечения от различных страхователей, от ответчика за указанный период не поступали, в связи с чем с 01.11.2018 застрахованному лицу осуществлялись выплаты страховой пенсии с учетом повышения в размере 19 037 рублей 81 копейка в период с ноября по декабрь 2018 года, сумма доплаты страховой пенсии составила 2 337 рублей 85 копеек в месяц, 20 380 рублей 82 копейки в период с января по февраль 2019 года, сумма доплаты страховой пенсии составила 3 680 рублей 86 копеек в месяц, всего за указанный период сумма доплаты страховой пенсии составила 12 037 рублей 42 копейки.
15.01.2019 в орган пенсионного обеспечения ответчиком были представления сведения по форме СЗВ-М за ноябрь 2018 года, согласно которым третье лицо было заявлено в качестве работающего у ответчика застрахованного лица.
В связи с этим органом пенсионного обеспечения был выявлен факт излишне уплаченных сумм пенсии, в том числе: за период с ноября по декабрь 2018 года - 4 675 рублей 70 копеек, за период с января по февраль 2019 года - 7 361 рубль 72 копейки, то есть, в размере суммы доплаты страховой пенсии за каждый месяц, всего в сумме спорной по настоящему делу переплаты в размере 12 037 рублей 42 копейки.
Заявитель направил в адрес ответчика претензию с требованием добровольно возместить спорные убытки, которую ответчик оставил без удовлетворения, что явилось основаниям для обращение в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в обжалуемой части в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В статье 26.1 Закона N 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с этим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (часть 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В части 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
В случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности (часть 8 статьи 26.1 ФЗ N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 9 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ при выявлении обстоятельств, влекущих увеличение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пересматривается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в том числе за прошлое время, с учетом положения части 7 настоящей статьи.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены "Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии".
Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
В свою очередь, частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Из содержания указанных норм права следует, что выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения. Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в качестве основания излишней выплаты работающему пенсионеру суммы пенсии за период с 01.11.2018 по 31.12.2019 в общей сумме 4 675 рублей 70 копеек, за период с 01.01.2019 по 28.02.2019 в общей сумме 7 361 рубль 72 копейки, всего в сумме 12 037 рублей 42 копейки заявителем указано на несвоевременное представление ответчиком сведений в исходной форме СЗВ-М за ноябрь 2018 года.
Сведения по форме СЗВ-М о застрахованных лицах (работающих пенсионерах) за ноябрь 2018 года (тип - "ИСХ") представлены пенсионному фонду 15.01.2019.
С учётом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что неправомерность действий ответчика повлекла перерасход средств Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховых пенсий, с учетом индексации, только за период с 01.11.2018 по 31.01.019 в сумме 8 356 рублей 56 копеек.
Вместе с тем, решение о пересмотре выплаты сумм страховой пенсии было принято управлением в феврале 2019 года, то есть, в месяце, следующем за месяцем, в котором был установлен факт осуществления застрахованным лицом трудовой деятельности по состоянию на 01.11.2018 и далее.
При этом, ссылка в жалобе на то, что сведения были загружены в программно-технический комплекс "НВП" только 07.02.2019 судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку решение о выплате принимается с учётом полученных сведений Пенсионным фондом, а не загруженных в программно-технический комплекс "НВП" (часть 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Таким образом, представленные отделением 15.01.2019 сведения по форме СЗВ-М за ноябрь 2018 года позволяли Пенсионному фонду осуществить при должном контроле выплату работающему пенсионеру в феврале 2019 года без учета повышений.
На основании изложенного суд сделал правильный вывод об отсутствии вины и причинно-следственной связи между несвоевременным представлением отделением сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2018 года и фактами излишнего начисления и необоснованной выплаты работающему пенсионеру страховой пенсии в феврале 2019 года.
Таким образом, выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 14.04.2021 по делу N А51-16744/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-16744/2020
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УССУРИЙСКОМУ ГОРОДСКОМУ ОКРУГУ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Ответчик: ПРИМОРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ "ЮНОСТЬ РОССИИ"
Третье лицо: Клейменов Владимир Васильевич, ГУ Управление пенсионного фонда в г. Уссурийске Приморского края, ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Уссурийске Приморского края межрайонное