город Воронеж |
|
28 июня 2021 г. |
Дело N А64-907/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 июня 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Протасова А.И.,
Аришонковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии:
от администрации города Котовска Тамбовской области: Пархоменко С.В. - представитель по доверенности от 11.01.2021 N 3, действительна до 31.12.2021, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ;
от индивидуального предпринимателя Морева Сергея Николаевича: Морев С.Н. - лично, паспорт РФ;
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области апелляционную жалобу администрации города Котовска Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.04.2021 по делу N А64-907/2021 по исковому заявлению администрации города Котовска Тамбовской области к индивидуальному предпринимателю Мореву Сергею Николаевичу о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Котовска Тамбовской области (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Мореву Сергею Николаевичу (далее - ИП Морев С.Н., ответчик) о взыскании денежных средств в размере 1 000 000 руб., предоставленных Мореву С.Н. в 2017 году в качестве субсидии.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 13.04.2021 по делу N А64-907/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация города Котовска Тамбовской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, администрация города Котовска Тамбовской области указывает на установление факта выдачи субсидии ИП Мореву С.Н. в нарушение условий Порядка N 463, поскольку им не осуществлялась социально ориентированная деятельность.
Факт отсутствия у ИП Морева С.Н. документов, подтверждающих осуществление социально - ориентированной деятельности, на момент выдачи субсидии, имеющий определяющее значение в рамках рассматриваемого дела, установлен в представлении Контрольно-счетной палаты Тамбовской области от 23.07.2019 N 04-02/15, а также в решении Арбитражного суда Тамбовской области по делу N А64-7171/2019. Кроме того, представленный в качестве доказательства осуществления социально-ориентированной деятельности, трудовой договор с Чернышовой О.В., заключенный как с лицом, воспитывающим малолетнего ребенка, датируется 01.04.2018, и не свидетельствует о правомерности получения субсидии предпринимателем. Также Администрация не согласна с выводом суда о пропуске срока исковой давности по делу. Администрации города Котовска, как истцу, по настоящему делу, стало известно о нарушении ее права, по результатам повторного рассмотрения Комиссией заявки Морева С.Н. на участие в конкурсе по отбору претендентов на получение в 2017 году субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально ориентированную деятельность, то есть 10.11.2020.
В отзыве на апелляционную жалобу ИП Морев С.Н. возражает против доводов апелляционной жалобы, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции. В материалах дела имеются доказательства, подтверждающие факт ведения ИП Моревым С.Н. на момент заключения соглашения социально-ориентированной деятельности. Кроме того, суд первой инстанции правомерно применил срок исковой давности по требования, заявленным Администрацией, поскольку соглашение о предоставлении субсидии заключено 15.11.2017, то есть с этого дня администрация должна была узнать о нарушении своего права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 27.02.2013 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя Морева Сергея Николаевича с основным видом деятельности - образование дополнительное детей и взрослых.
В целях развития предпринимательской деятельности и изыскания для этих целей средств, ИП Морев С.Н. являлся участником программы "Развитие малого и среднего предпринимательства Тамбовской области" в рамках которой, в 2014 и в 2016 годах Управлением по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области с ним был заключен договор о субсидировании части затрат, целью которого являлась финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность (п. 1.1. Договора).
На основании той же программы "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 24.09.2013 N 1057 на 2014-2020 годы, была разработана подпрограпмма "Развитие малого и среднего предпринимательства" в рамках которой муниципальному образованию - г.Котовск были направлены субсидии в целях софинансирования муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.
В целях реализации мероприятий, предусмотренных программой, постановлением администрации города Котовска от 04.04.2017 N 463 был утвержден Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально ориентированную деятельность (далее - Порядок N 463) с целью оказания финансовой поддержки указанным субъектам, при выполнении одного из следующих условий: субъект социального предпринимательства обеспечивает занятость инвалидов, граждан пожилого возраста, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, женщин, имеющих детей в возрасте до 7 лет, сирот, выпускников детских домов, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение 2 лет, предшествующих дате проведения отбора, при условии, что среднесписочная численность указанных категорий граждан среди работников составляет не менее 50%, а доля в фонде оплаты труда не менее 25%; субъект социального предпринимательства осуществляет деятельность по предоставлению услуг в следующих сферах: содействие профессиональной ориентации и трудоустройству, включая содействие занятости и самозанятости лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан; социальное обслуживание лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан, и семей с детьми в области здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях; организация социального туризма; оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных катастроф, беженцам и вынужденным переселенцам; производство и (или) реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, а также технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; обеспечение культурно-просветительской деятельности (музеи, театры, школы-студии, музыкальные учреждения, творческие мастерские); предоставление образовательных услуг лицам, относящимся к социально незащищенным группам граждан; содействие вовлечению в социально-активную деятельность лиц, относящихся социально незащищенным группам граждан, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение 2 лет, и лиц страдающих наркоманией и алкоголизмом.
Согласно п. 1.3. Порядка субсидирование производится в размере не более 1 миллиона рублей на одного получателя поддержки.
Главным распорядителем бюджетных средств является администрация города Котовска Тамбовской области (п. 1.4. Порядка).
Названным Порядком определены условия и порядок предоставления субсидии.
Организатором проведения отбора проектов на получении субсидии субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими социально ориентированную деятельность (далее - Отбора), является Администрация в лице отдела экономической политики администрации города (далее - Организатор отбора) (п. 2.1. Порядка).
Субъекты социального предпринимательства, претендующие на участие в Отборе, (далее - Претенденты) представляют лично, по почте или через уполномоченного представителя Организатору отбора заявку по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку (далее - заявка) с приложением следующих документов: копии учредительных документов Претендента (представляют юридические лица); копию документа, удостоверяющего личность (для индивидуальных предпринимателей), либо копии документов о назначении руководителя и главного бухгалтера Претендента с приложением копий документов, удостоверяющих личность указанных лиц (для юридических лиц). В случае представления заявки уполномоченным лицом представляется соответствующая доверенность и копия документа, удостоверяющего личность данного лица; копию расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС), заверенного территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации; копии первичных учетных документов, подтверждающих фактически произведенные затраты:
- платежных поручений;
- товарно-транспортных накладных, счетов, счетов-фактур;
- актов приема-передачи продукции (выполненных работ, услуг);
- чеков (товарных, кассовых);
- иных документов, подтверждающих фактически произведенные затраты, составленных в соответствии с правовыми актами Российской Федерации; бизнес-проект, в соответствии с которым субъекты социального предпринимательства осуществляют деятельность в сфере производства товаров, работ, услуг.
Бизнес-проект должен содержать: название, общее описание и срок реализации бизнес-проекта, вид экономической деятельности Виды экономической деятельности, предусмотренные в бизнес-плане, должны быть указаны в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) Претендента; производственный план (используемые сырье, товары, материалы, технологические процессы и оборудование; обеспеченность помещением; основные свойства и качественные характеристики производимых и (или) реализуемых товаров (работ, услуг); потенциальные потребители товаров (работ, услуг); география поставок); финансовый план (общая стоимость бизнес-проекта, источники финансирования бизнес-проекта, планируемые направления использования субсидии); показатели бизнес-проекта в течение срока его реализации с разбивкой по годам (количество вновь создаваемых рабочих мест, среднемесячная заработная плата, объем выручки, сумма налоговых платежей и иных обязательных платежей, уплачиваемых в бюджетную систему Российской Федерации, иные показатели, указываемые по желанию Претендента).
Претенденты, обеспечивающие занятость инвалидов, граждан пожилого возраста, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, женщин, имеющих детей в возрасте до 7 (семи) лет, сирот, выпускников детских домов, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение 2 (двух) лет, предшествующих дате проведения отбора, в зависимости от категории работников дополнительно представляют: копии трудовых договоров с вышеуказанными категориями работников; копии справок, подтверждающих факт установления инвалидности, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (для инвалидов) копии свидетельств о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, либо копию выписки из решения об установлении над ребенком опеки (для женщин, имеющих детей в/ возрасте до 7 лет); документы, подтверждающие статус "сирота" (для сирот); копии справок о сроке пребывания в детском доме-интернате и приобретенных трудовых навыках (для выпускников детских домов); копии паспортов (для граждан пожилого возраста); документы, подтверждающие наличие трудной жизненной ситуации (для лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации); копии справок об освобождении из мест лишения свободы (для лиц, освободившихся из мест лишенка свободы) или справок о наличии судимости (для лиц, освобожденных в течение двух лет из мест лишения свободы) (п. 2.3. Порядка).
Организатор отбора в порядке межведомственного информационного взаимодействия в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня подачи заявки субъектами социального предпринимательства, запрашивает в государственных органах находящиеся в их распоряжении следующие документы: выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей); справку об отсутствии задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами; сведения о лицензии на право осуществления соответствующей деятельности, если вид деятельности, которым занимается Претендент, подлежит лицензированию.
Претендент вправе представить указанные документы по собственной инициативе в составе заявки, с момента выдачи указанных документов до даты подачи заявки должно быть не более 30 дней. В этом случае организатор не запрашивает их путем межведомственного информационного взаимодействия (п. 2.7. Порядка).
Организатор отбора в течение 3 дней со дня окончания срока представления заявок, указанного в извещении о проведении отбора, передает их в комиссию по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность (далее -Комиссия) (п. 2.10. Порядка).
Комиссия в составе не менее половины членов ее состава в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня окончания срока подачи заявок, указанного в извещении, оценивает бизнес-проекты с учетом показателей социальной направленности и экономической эффективности, установленных в приложении N 2 к настоящему Порядку (п. 2.12. Порядка).
Основаниями для принятия Комиссией решения об отказе в предоставлении субсидии являются: представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 2.3 настоящего Порядка (п. 2.14. Порядка); непредставление доверенности, подтверждающей полномочия представителя, и (или) ненадлежащее ее оформление (в случае подачи заявки через представителя); несоответствие документов, представленных в составе заявки, требованиям к их содержанию и оформлению, установленным настоящим Порядком; несоответствие Претендента условиям предоставления субсидии, установленным пунктом 1.6. настоящего Порядка; отсутствие лимитов бюджетных обязательств и объемов средств; субсидии не предоставляются Претендентам, зарегистрированным и (или) осуществляющим деятельность за пределами города Котовска Тамбовской области; субсидии не предоставляются Претендентам, указанным в частях 3 - 5 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
По результатам проведенного отбора Комиссия в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня проведения заседания, принимает решение о предоставлении субсидии (отказе в предоставлении субсидии) и подписывает протокол о результатах конкурса, который является основанием для заключения соглашения о предоставлении субсидии (далее - Соглашение). Комиссия уведомляет о принятом решении в течение пяти дней со дня подписания протокола (п. 2.16 Порядка).
Проверка выполнения Получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии осуществляется путем проведения Администрацией ежеквартальной проверки отчетов об использовании субсидий Получателем субсидии (п. 3.1. Порядка).
Получатель субсидии в течение срока реализации бизнес-проекта ежеквартально до 5 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Администрацию: отчет об основных показателях деятельности субъекта малого и среднего предпринимательства, осуществляющего социально ориентированную деятельность (приложение N 4); копию расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС), заверенного территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации; копню налоговой декларации с отметкой налогового органа в зависимости от применяемой системы налогообложения и организационно-правовой формы (п. 3.2. Порядка).
Администрация имеет право истребовать у Получателя субсидии любую информацию, документацию и сведения, относящиеся к вопросу получения и использования субсидии, а также провести выездную проверку деятельности Получателя субсидии (п. 3.3. Порядка).
Администрация и орган финансового контроля осуществляют контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии в течение всего срока реализации бизнес-проекта (п. 4.1. Порядка).
При выявлении фактов неисполнения Получателем субсидии условий, установленных настоящим Порядком и Соглашением, Организатор отбора представляет Комиссии отчет для рассмотрения вопроса о возврате субсидии, на основании которого принимается решение Комиссии, оформленное протоколом заседания Комиссии (п. 4.2. Порядка).
Решение Комиссии является основанием для возврата Получателем субсидии суммы полученной субсидии. Средства подлежат зачислению в бюджет города не позднее 15 календарных дней с даты получения Получателем субсидии решения о возврате субсидии (п. 4.3. Порядка).
Согласно п. 4.5. Порядка Субсидия подлежит возврату в бюджет города в полном объеме в случае: выявления факта представления недостоверных сведений для участия в отборе; отсутствия ведения (принятием решения о прекращении ведения хозяйственной деятельности, началом процедуры банкротства) Получателем субсидии хозяйственной деятельности в течение срока реализации бизнес-проекта; непредставления в срок (представления не в полном объеме), без уважительных причин, документов, указанных в пункте 3.2. настоящего Порядка; отчуждения основных средств или нематериальных активов, приобретенных и (или) компенсированных за счет средств субсидии в течение заявленного срока реализации бизнес-проекта; невыполнения (недостижения) хотя бы одного из показателей, заявленных в бизнес-проекте и (или) установленном в Соглашении; отказа Получателя субсидии на осуществление проверок Администрацией в пределах полномочий соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.
09.11.2017 в соответствии с указанным Порядком администрацией города Котовска был проведен отбор субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность, по результатам которого, 15.11.2017 с одним из его участников - индивидуальным предпринимателем Моревым Сергеем Николаевичем было заключено соглашение N 5/2017 о предоставлении субсидии в сумме 1 000 000 руб. При проведении отбора Администрацией был оценен пакет документов, представленный претендентом на получение субсидии, он признан достаточным и обоснованным.
При заключении соглашения сторонами согласован порядок его расторжения.
Так, расторжение Соглашения возможно: по соглашению сторон; в одностороннем порядке; в случае недостижения Получателем установленных соглашением показателей результативности или иных показателей, установленных настоящим соглашением; в случае нарушения Получателем Порядка, целей и условий предоставления Субсидий; в иных случая, установленных законодательством Российской Федерации (п. 6.4. Соглашения).
На основании платежных поручений от 21.11.2017 администрацией города Котовска ИМ Мореву С.Н. была перечислена субсидия в сумме 1 000 000 руб.
В 2019 году в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Тамбовской области проведено контрольное мероприятие - "Проверка исполнения бюджета муниципального образования город Котовск Тамбовской области - получателя межбюджетных трансферов и бюджетных кредитов из бюджета Тамбовской области" по результатам которой в адрес администрации г. Котовска 23.07.2019 внесено представление об устранении выявленных в ходе проверки нарушений.
В частности, Контрольно-счетная палата по результатам проверки пришла к выводу о том, что субсидия ИП Мореву С.Н. выдана в нарушение предусмотренного Порядка на ее предоставление, поскольку он не вел в период участия в конкурсе социально ориентированной деятельности. В связи с чем администрации города было указано на необходимость рассмотреть вопрос о взыскании в бюджет города Котовска средств субсидий, предоставленных в 2017 году ряду субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе с ИП Морева С.Н.
Как указал истец, руководствуясь решением Контрольно-счетной палаты, комиссией по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально-ориентированную деятельность (далее - комиссия), 10.11.2020 была повторно рассмотрена заявка Морева С.Н. на участие в конкурсе по отбору претендентов на получение в 2017 году субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально ориентированную деятельность.
Протоколом от 10.11.2020 заседания комиссии по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально-ориентированную деятельность, подтверждается принятие решения о взыскании в бюджет г. Котовская субсидий, предоставленных в 2017 г., в том числе с предпринимателя Морева С.Н. (л.д.24)
По результатам повторного рассмотрения заявки, было установлено, что в составе заявки Морева С.Н., отсутствовали документы, подтверждающие, что на момент первоначальной подачи заявки индивидуальным предпринимателем осуществлялась социально ориентированная деятельность, в связи с чем 04.12.2020 в его адрес направлено требование о возврате субсидии в бюджет города.
Оставленное без удовлетворение досудебное требование о возврате денежных средств, явилось основанием для обращения в арбитражный суд области с рассмотренным иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности ответчиком факта ведения им в период получении субсидии социально ориентированной деятельности. Помимо этого, суд также признал обоснованным довод ответчика о пропуске Администрацией г. Котовска срока исковой давности по заявленному требованию.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
Пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии и субвенции подлежат возврату в соответствующий бюджет в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченным органом исполнительной власти, а также в случае их неиспользования в установленные сроки.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Исходя из толкования закона, возможность возврата субсидий установлена в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий
Согласно пункту 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с пунктом 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 N 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.11.2001 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
В суде первой инстанции ответчиком было заявлено о применении срока исковой давности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 192 ГК РФ срок, исчисляемые годами истекает в соответствующие число, месяц последнего года срока.
На основании норм статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
При этом, исходя из конституционно-правового смысла рассматриваемых норм (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2006 года N 576-О, от 20 ноября 2008 года N 823-ОО, от 25 февраля 2010 года N 266-О-О), установление сроков исковой давности (то есть срока для защиты интересов лица, права которого нарушены), а также последствий его пропуска обусловлено необходимостью обеспечить стабильность гражданского оборота, и не может рассматриваться, как нарушающее конституционные права заявителя.
В апелляционной жалобе истец ссылается на то, что срок исковой давности для предъявления требований о взыскании субсидии, в соответствии с положениями ст. 195 ГК РФ, Администрацией не пропущен, поскольку о нарушении прав истцу стало известно только 10.11.2020 в результате повторного рассмотрения Комиссией заявки Морева С.Н. на участие в конкурсе по отбору претендентов на получение в 2017 году субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально ориентированную деятельность.
Указанные доводы Администрации апелляционным судом не принимаются, поскольку первоначальное соглашение о предоставлении субсидии было заключено между ответчиком и Администрацией города Котовска 15.11.2017. В материалах дела имеется заявка ИП Морева С.Н. на участие в отборе, с отражением соответствующей информации.
Следовательно, при заключении указанного соглашения на основании представленного претендентом на получение субсидии пакета документов, Администрация имела возможность установить факт отсутствия ведения ИП Моревым С.Н. социально-значимой деятельности.
Исходя из протокола от 20.11.2020, письма от 04.12.2020, направленного в адрес ИП Морева С.Н., Администрация ссылается на факт отсутствия в составе заявки документов, подтверждающих, что на момент подачи заявки им осуществлялась социально-значимая деятельность.
Судом первой инстанции верно отмечено, что в период предшествующий его заключению, уполномоченными и компетентными должностными лицами администрации изучались представленные ИП Моревым С.Н. документы в обоснование права на получение субсидии, которые были признаны обоснованными, что и явилось следствие принятия решения о предоставлении ему субсидии. Таким образом, именно обязанностью истца являлось установления факта ведения претендентом на получение субсидии социально ориентированной деятельности.
Вместе с тем, истцом не представлено убедительных доводов, какие же из представленных ИП Моревым С.Н. в составе заявки документы, свидетельствуют об отсутствии осуществления им социально-значимой деятельности.
Из выписки из протокола заседания комиссии от 10.11.2020 не усматривается, что комиссия повторно оценивала пакет документов, представленных претендентами на получение субсидии. В данном протоколе отражено, что вопрос о взыскании субсидии, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства в 2017 году, в том числе ИП Мореву С.Н., решается в связи с представлением контрольно-счетной палаты Тамбовской области от 23.07.2019 N 04-02/15 ( л.д.24). Иные документы в материалах дела отсутствуют.
Следовательно, именно с момента заключения 15.11.2017 соглашения о предоставлении субсидий N 5/2017 Администрация должна была узнать о нарушении своего права.
В связи с чем, срок исковой давности по настоящему спору истек 15.11.2020.
При этом, настоящее исковое заявление подано Администрацией в суд 05.02.2021, то есть за переделами предусмотренного действующим законодательством трехлетнего срока исковой давности.
Ссылка истца на результаты рассмотрения дела А64-7171/2019, отклоняется коллегией, поскольку в рамках указанного дела Администрация не оспаривала содержание представления и его обоснованность, а утверждала лишь о некорректности формулировок п.п. 3,4 резолютивной части, что также свидетельствует, что именно с момента заключения соглашения и перечисления субсидии, не проверив факт осуществления претендентом социально ориентированной деятельности. администрация как участник данного соглашения несет риск негативных последствий своих процессуальных действий.
Срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, а также гражданином - индивидуальным предпринимателем по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска. Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске. Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела (пункты 12, 15 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").
Ссылка истца на положения п.4.1.5 соглашения отклоняется коллегией.
Согласно п.4.1.5 соглашения в случае установления администрацией города или полученной от органа финансового контроля информации о факте (ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Порядком предоставления субсидии и настоящим соглашением, в том числе указания в документах недостоверных сведений, а также получения информации о невыполнении (недостижении) значений показателей результативности, предусмотренных бизнес-проектом, направлять получателю требования об обеспечении возврата субсидии в бюджет Тамбовской области в размере и сроки, определенные в указанном требовании.
Из представления контрольно-счетной палаты Тамбовской области от 23.07.2019 усматривается, что при оценке максимальным балом показателя "соответствие вида деятельности претендента", ИП Моревым С.Н. не представлено каких-либо подтверждений, что он осуществляет дополнительное образование детей и взрослых( л.д.62).
Возражая против доводов ответчик указал, что начиная с с 2015 года, основным видом его деятельности является образование дополнительное детей и взрослых, которое осуществляется в картинг-центре, где он обучает детей от семи лет, в связи с чем в 2016 году, он также получал субсидию в связи с ведением социально-значимой деятельности.
В подтверждение данного довода ответчиком в материалы дела представлены копия сертификата от декабря 2014 года, выданного НОК "Региональный центр управления культуры" о том, что Морев С.Н. прошел обучение по программе "Школа социального предпринимательства" и защитил итоговую работу на тему "Как изменить эффект социального предприятия", копия диплома от августа 2015 года о признании его НОУ "Региональным центром управления культуры" участников областного конкурса "Лучший социальный проект", материалы статей, опубликованных в средствах массовой информации в подтверждение факта ведения ИП Моревым С.Н. социально ориентированной деятельности. Так, в печатном издании "Котовская городская газета" от 26.12.2018 опубликована статья о том, что "в единственном в Тамбовской области картинг-клубе ИП Морев С.Н. по выходным дням организовывает занятия 20 юных учеников. В качестве опытного инструктора выступает сам Морев С.Н.". Кроме того, ответчик представил копию диплома от 26.02.2018, выданного Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина" о том, что Морев С.Н. прошел профессиональную переподготовку в университете в период с 11.09.2017 по 12.02.2018 с правом на ведение профессиональной деятельности в области культуры и спорта
На основании части 1 и 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив по вышеуказанным правилам представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд полагает доказанным ответчиком факт ведения им в период получении субсидии социально ориентированной деятельности.
В силу статьи 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Вышеназванная норма, регулирующая последствия нецелевого использования бюджетных средств, предусматривает меру принуждения - изъятие бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Из системного толкования указанных норм следует, что для применения меры принуждения - изъятия бюджетных средств, истцу следует доказать использование указанных средств на цели, не предусмотренные условиями их получения.
Таковых доказательств при рассмотрении настоящего дела истцом не представлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения. Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.04.2021 по делу N А64-907/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Котовска Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-907/2021
Истец: Администрация г.Котовска Тамбовской области
Ответчик: ИП Морев Сергей Николаевич
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд