г. Красноярск |
|
28 июня 2021 г. |
Дело N А33-23182/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" июня 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Радзиховской В.В.,
судей: Бутиной И.Н., Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - Веретновой Е.В. - представителя по доверенности от 02.12.2020 N КРАС-114/Д;
от общества с ограниченной ответственностью Торговый Дом "МеталлПром_Гарант" - Василянского О.В. - представителя по доверенности от 31.12.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Торговый Дом "МеталлПромГарант" (ИНН 2466233082, ОГРН 1102468043138) на решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 ноября 2020 года по делу N А33-23182/2020,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью Торговый Дом "МеталлПромГарант" (ИНН 2466233082, ОГРН 1102468043138, далее - ответчик) об обязании заключить дополнительное соглашение к договору N 3/3833 от 27.07.2018 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО Торговый Дом "МеталлПромГарант" к станции Красноярские Столбы Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", при обслуживании локомотивом перевозчика, в следующей редакции:
Пункт 14 п.п.б абзац 1 договора N 3/3833 от 27.07.2018 изложить:
"плату за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", в размере 367 рублей 44 копейки в сутки без НДС, согласно Единого перечня работ и услуг оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок груза.
Настоящее дополнительное соглашение распространяет свое действие на правоотношения сторон возникших с 01.01.2020 года.".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18.11.2020 иск удовлетворен частично. Обязать общество с ограниченной ответственностью Торговый Дом "МеталлПромГарант" г. Красноярск в течение 10 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения заключить дополнительное соглашение к договору N 3/3833 от 27.07.2018 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО Торговый Дом "МеталлПромГарант" к станции Красноярские Столбы Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", при обслуживании локомотивом перевозчика, в следующей редакции:
Пункт 14 п.п.б абзац 1 договора N 3/3833 от 27.07.2018 изложить:
"плату за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", в размере 367, 44 рубля в сутки без НДС, согласно Единого перечня работ и услуг оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок груза".
В остальной части иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт в части обязания Ответчика заключить дополнительное соглашение к договору N 3/3833 от 27.07.2018 об изменении платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", в размере 367,44 рубля в сутки без НДС. Истцом не представлены в дело доказательства, подтверждающие вагонооборот за 2019 год по всем контрагентам, примыкающим к спорному пути необщего пользования. Представленная истцом 24.09.2020 таблица с расчетом новой платы не содержит исчерпывающей информации, а сведения о вагонообороте ответчика не подтверждается доказательствами. В рассматриваемом случае суд необоснованно включил в договор условие, являющееся явно обременительным для ответчика и существенным образом нарушающие баланс интересов сторон (несправедливые договорные условия).
Истец представил отзыв, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, согласен с решением суда первой инстанции.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 апелляционная жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 08.02.2021, в соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные заседания откладывались.
Определениями Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.03.2021, от 03.06.2021, в деле произведена замена судьи Хабибулиной Ю.В., судьи Яковенко И.В. на судью Бутину И.Н., на судью Хабибулину Ю.В. В соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела начинается сначала.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, представить свой контррасчет отказался.
Представитель истца поддержал возражения на доводы апелляционной жалобы, согласен с решением суда первой инстанции. В обоснование возражений на доводы апелляционной жалобы заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а именно копии памяток приемосдатчика на подачу и уборку вагонов в отношении: ООО "Селеста" - июль 2018 г., ООО "Спецресурс" - декабрь 2019 г., ООО "Спецресурс" - ноябрь 2019 г., ООО "Спецресурс" - октябрь 2019 г., ООО "Втормет" - март 2019 г., ООО "Втормет" - апрель 2019 г., ООО "Крона" - январь 2018 г., ООО "Крона" - февраль 2018 г., ООО "Крона" - апрель 2018 г., ООО "Тимбер" - апрель 2018 г., ООО "Крона" - апрель 2018 г., ООО "Крона" - август 2018 г., ООО "Крона" - ноябрь 2018 г., ООО "Селеста" - февраль 2018 г., ООО "Втормет" - февраль 2018 г., ООО "Втормет" - март 2018 г., ООО "Втормет" - апрель 2018 г., ООО "Втормет" - апрель 2018 г., ООО "Крона" - май 2019 г., ООО "Крона" - март 2019 г., ООО "Крона" - февраль 2019 г., ООО "Втормет" - октябрь 2019 г., ООО "Втормет" - ноябрь 2019 г., ООО "Втормет" - декабрь 2019 г., ООО "Крона" - январь 2019 г., ООО "Крона" - июнь 2019 г., ООО "Крона" - июль 2019 г., ООО "Крона" - апрель 2019 г., ООО "Крона" - октябрь 2019 г., ООО "Крона" - сентябрь 2019 г., ООО "Крона" - август 2019 г., ООО Торговый Дом "МеталлПромГарант" - ноябрь 2018 г., ООО "Крона" - декабрь 2019 г., ООО "Крона" - ноябрь 2019 г., ООО "Втормет" - август 2018 г., ООО "Втормет" - июль 2018 г., ООО "Втормет" - июнь 2018 г., ООО "Втормет" - февраль 2019 г., информация о переадресовке за июнь 2019 г., ООО "Втормет" - май 2019 г., ООО "Втормет" - июнь 2019 г., ООО "Втормет" - июль 2019 г., ООО "Втормет" - август 2019 г., ООО "Втормет" - сентябрь 2019 г., ООО "Тимбер" - июнь 2018 г., ООО "Тимбер" - апрель 2018 г., ООО "Крона" - март 2018 г., ООО "Тимбер - март 2018 г., ООО Торговый Дом "МеталлПромГарант" - январь 2019 г., ООО Торговый Дом "МеталлПромГарант" - июнь 2019 г., ООО Торговый Дом "МеталлПромГарант" - май 2019 г., ООО Торговый Дом "МеталлПромГарант" - апрель 2019 г., ООО "Крона" - октябрь 2018 г., ООО "Крона" - сентябрь 2018 г., ООО "Крона" - июнь 2018 г., ООО "Втормет" - октябрь 2018 г., ООО "Втормет" - ноябрь 2018 г., ООО "Втормет" - декабрь 2018 г., ООО "Втормет" - сентябрь 2018 г., ООО "Крона" - июль 2018 г., ООО "Крона" - декабрь 2018 г.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 159, 262, 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая предмет спора, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела и принятия законного и обоснованного судебного акта, приобщил к материалам дела вышеуказанные документы к материалам дела, представленные представителем истца в обоснование возражений на доводы апеллянта.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между ОАО "РЖД" и ООО Торговый Дом "МеталлПромГарант" заключен договорN 3/3833 от 27.07.2018 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО Торговый Дом "МеталлПромГарант" к станции Красноярские Столбы Красноярской железной дороги - филиала ОАО "гжд", при обслуживании локомотивом перевозчика.
Согласно пункта 20 договора N 3/3833 от 27.07.2018 изменения и дополнения в договор вносятся путем подписания дополнительного соглашения (за исключением пункта 14 п.п. б, устанавливающего автоматическое изменение ставки сбора). В случае, если стороны не придут к соглашению каких либо условии договора в процессе внесения изменений и дополнений в договор а также споры, возникающие при исполнении настоящего договора передаются на рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 16.05.2019 по делу N А33-33059/2018, урегулированы разногласия к договору от 27.07.2018 N 3/3833 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО Торговый Дом "МеталлПромГарант", примыкающего к станции Красноярские Столбы Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", при обслуживании локомотивом перевозчика, в части подпункта "Б" пункта 14 и пункта 20.
Подпункт "Б" пункта 14 договора изложен в следующей редакции: "плату за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД" в размере 173,95 рублей в сутки без НДС за 204,6 метра, согласно Единого перечня работ и услуг оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов.
В случае изменения среднесуточного числа поданных и убранных вагонов на пути необщего пользования по итогам работы за предыдущий год или изменения количества владельцев, одновременно использующих железнодорожные пути необщего пользования, принадлежащие ОАО "РЖД" а также изменения размера ставки договорного сбора, перевозчик направляет владельцу соглашение об изменении размера ставки договорного сбора. При этом новая ставка платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования подлежит применению с момента подписания сторонами соглашения, если иной срок не согласован сторонами в таком соглашении".
Пункт 20 договора изложить в следующей редакции: "Изменения и дополнения в договор вносятся путем подписания дополнительного соглашения. В случае, если стороны не придут к соглашению каких-либо условий договора в процессе внесения изменений или дополнений в договор, а также споры, возникающие при исполнении настоящего договора, передаются на рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края".
Как следует из иска, в связи с изменением среднесуточного количества поданных и убранных вагонов, ОАО "РЖД" было подготовлено два экземпляра дополнительного соглашения к договору N 3/3833 от 27.07.2018 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО Торговый Дом "МеталлПромГарант" к станции Красноярские Столбы Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", при обслуживании локомотивом перевозчика.
Согласно дополнительного соглашения от 20.01.2020, истец просит изложить пункт 14 п.п.б абзац 1 договора N 3/3833 от 27.07.2018 в следующей редакции:
"плату за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", в размере 244,91 рубля в сутки подачи и уборки вагонов без НДС, согласно Единого перечня работ и услуг оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок груза.
Настоящее дополнительное соглашение распространяет свое действие на правоотношения сторон возникших с 01.01.2020 года."
Согласно дополнительного соглашения от 03.02.2020, истец просит изложить пункт 14 п.п.б абзац 1 договора N 3/3833 от 27.07.2018 в следующей редакции:
"плату за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", в размере 136,49 рубля в сутки подачи и уборки вагонов без НДС, согласно Единого перечня работ и услуг оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок груза.
Настоящее дополнительное соглашение распространяет свое действие на правоотношения сторон возникших с 01.01.2020 года."
22.01.2020 представитель ответчика забрал два экземпляра дополнительного соглашения, подписанный проект дополнительного соглашения к договору N 3/3833 от 27.07.2018 не вернул, свои разногласия не представил.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для изменения обжалуемого судебного акта, в силу следующего.
Пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (статья 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статей 445 и 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 64 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", при недостижении сторонами соглашения по всем существенным условиям договора, последние в случаях передачи любой из сторон разногласий на рассмотрение суда определяются в соответствии с решением суда.
Как следует из статьи 64 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов. Разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров. При недостижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, стороны не пришли к соглашению в части пункт 14 п.п.б абзац 1 договора N 3/3833 от 27.07.2018.
Перевозчик предлагает изложить пункт 14 п.п.б абзац 1 договора N 3/3833 от 27.07.2018 в следующей редакции:
"плату за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", в размере 367,44 рубля в сутки без НДС, согласно Единого перечня работ и услуг оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок груза.
Настоящее дополнительное соглашение распространяет свое действие на правоотношения сторон возникших с 01.01.2020 года."
В п.7 приказа Минтранса РФ N 150 от 22.10.2017 "Об утверждении Правил перевозок грузов в поездах, сформированных из локомотивов и вагонов, принадлежащих на праве собственности или ином праве грузоотправителям, грузополучателям, иным юридическим и физическим лицам, не являющимся перевозчиками на железнодорожном транспорте" указано: "Порядок подачи подвижного состава под погрузку (выгрузку) поездных формирований, не принадлежащих перевозчику, их формирования, возврата после погрузки (выгрузки), технологические сроки накопления вагонов, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, время накопления вагонов на путях станции и охраны грузов на станции в период накопления вагонов для формирования поездного формирования, не принадлежащего перевозчику, устанавливаются в договоре на эксплуатацию пути необщего пользования, или в договоре на подачу и уборку вагонов, или в договоре об организации перевозок грузов, заключаемых в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170), Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом МПС России N 26 от 18.06.2003 "Об утверждении правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2003 г., регистрационный N 4764), или в договоре между организатором перевозки поездным формированием, не принадлежащим перевозчику, и перевозчиком".
Абзац 3 п.2.3 приказа МПС России N 26 от 18 июня 2003 г. устанавливает, что "Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается МПС России".
Пункт 6.2 приказа МПС России N 26 от 18.06.2003 гласит: "Технологические нормы на погрузку и выгрузку грузов на местах необщего пользования включают в себя время, затрачиваемое на погрузку и выгрузку грузов механизированным или немеханизированным способами с учетом затрат времени на подготовительные, вспомогательные и заключительные операции".
Пункт 6.3 приказа МПС России N 26 от 18.06.2003 устанавливает область использования технологических норм на погрузку, выгрузку: разработка технологического процесса работы грузовой станции; разработка единого технологического процесса работы железнодорожного пути необщего пользования и станции примыкания; расчет срока оборота вагонов; определение перерабатывающей способности железнодорожного пути необщего пользования, которая учитывается при приеме заявок грузоотправителей на перевозку грузов в части соответствия размеров погрузки выгрузочным возможностям грузополучателей".
В то же время п.5.1 приказа МПС России N 26 от 18.06.2003 предусмотрено, что ЕТП (единый технологический процесс) разрабатывается для железнодорожных путей необщего пользования, обслуживаемых локомотивами владельца железнодорожного пути необщего пользования и имеющих среднесуточный грузооборот 100 и более вагонов. При согласии сторон ЕТП может разрабатываться и с меньшим грузооборотом.
Учитывая, что ЕТП п.5.1 приказа МПС России N 26 от 18.06.2003 регулирует Единые технологические процессы работы железнодорожных путей необщего пользования и станций примыкания, спорный пункт имеет отношение к технологическим нормам погрузки грузов в вагоны и выгрузки из вагонов, отношения по которым урегулированы законодательно - Приказ МПС N70 от 10.11.2003, согласно поданной ответчиком информации перевозимым грузом является лесной груз, норм, указанные истцом, применены к испрашиваемому ответчиком грузу, определены на основе законодательного регулирования, суд приходит к выводу об изложении пункта 11 договора в следующей редакции: "На железнодорожном пути необщего пользования устанавливаются следующие технологические нормы на погрузку лесных грузов, кроме тяжелых пород - 1,1 часа, в соответствии с приказом N70 от 10.11.2003 "О методике по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов".
В соответствии со статьей 58 Устава, в действующей редакции перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику. Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, согласование в договоре размера платы за пользование принадлежащим перевозчику путем необщего пользования не противоречит действующему законодательству (пункт 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017).
Согласно ст. 58 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" размеры сбора за подачу и уборку вагонов и платы за пользование подъездным путем устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, условие договора об обязанности пользователя уплачивать перевозчику ежесуточную плату за использование принадлежащего перевозчику железнодорожного пути необщего пользования, определенное в рамках предоставленной пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса российской Федерации договорной дискреции сторон, само по себе не противоречит закону, в частности, явно выраженным в нем запретам, а также публичным интересам (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Статьей 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Согласно разъяснениям Минтранса России от 01.04.2016 N АЦ-26/3881 до законодательного закрепления размера указанной платы, ее взимание должно осуществляться исходя из количества потребителей, в отношении которых перевозчик предоставляет услуги по подаче и уборке вагонов, на принадлежащих перевозчику железнодорожных путях необщего пользования, при том плата за пользование железнодорожными путями необщего пользования взимается ежесуточно, вне зависимости от выхода локомотива или занятия железнодорожных путей необщего пользования вагонами.
Указанное выше согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 13 "Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, в соответствии с которым в силу части 3 статьи 58 Устава условие договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования о внесении платы за пользование принадлежащим перевозчику путем необщего пользования не противоречит действующему законодательству, поскольку цена этой услуги не является регулируемой и определяется по соглашению сторон.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 423 Гражданского кодекса Российской Федерации договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное.
Таким образом, услуга, оказываемая юридическим лицом, должна быть оплачиваема, т.е. действует презумпция возмездности договора. Правомерность определения размера сбора за подачу и уборку вагонов, в том числе учитывающего необходимость компенсации в его рамках затрат ОАО "РЖД" за использование железнодорожного пути необщего пользования, следует в том числе из сути перевозочного процесса, поскольку ответчик обязан поддерживать эксплуатационно-пригодное состояние пути ежесуточно в течение всего года, а не только в те временные отрезки, когда прибывают вагоны в адрес истца.
В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" железнодорожные перевозки отнесены к естественно-монопольным сферам деятельности.
Согласно статье 6 названного Закона одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня. Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и оплаты в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" утвержден Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и оплата в отношении которых регулируется государством (далее - Перечень). К работам (услугам), цены на которые устанавливаются государством, отнесены дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего и необщего пользования, в частности подача и уборка вагонов (пп. "а" п. 4 Перечня).
Услуга по предоставлению истцу в пользование принадлежащего ответчику железнодорожного пути необщего пользования для подачи и уборки вагонов в Перечень не включена. Однако отсутствие государственного регулирования не исключает компенсацию расходов перевозчика на содержание инфраструктурной составляющей.
Данная компенсация является платой за одну из оказываемых перевозчиком услуг исходя из презумпции возмездности гражданско-правового договора (п. 3 ст. 423 ГК РФ), законность взимания которой установлена статьей 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
ОАО "РЖД" является владельцем железнодорожного пути необщего пользования, и отсутствие государственного регулирования не исключает компенсацию расходов ОАО "РЖД" на содержание инфраструктурной составляющей и фактически является оплатой за одну из оказываемых перевозчиком услуг, а также из того, что договорная плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", предусмотренная в договоре, уплачивается в возмещение расходов перевозчика на содержание принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования, при этом ежесуточное взимание такой платы, не привязанное к количеству выходов локомотива, обусловлено необходимостью для перевозчика содержать принадлежащий ему железнодорожный путь и поддерживать его в надлежащем состоянии на постоянной основе с целью обеспечения исполнения своих обязательств по договору в части подачи и уборки вагонов в любой момент, и в данном случае, размер такой платы может устанавливаться в договорах на подачу и уборку вагонов и договорах на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования.
На ОАО "РЖД", как владельца железнодорожных путей необщего пользования в силу положений ст. 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ возлагается обязанность по обеспечению за свой счет содержания путей с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Таким образом, именно ОАО "РЖД" отвечает за безопасность движения по всей протяженности железнодорожных путей необщего пользования, а не за фактически используемую ответчиком протяженность.
Как следует из части 3 статьи 60 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации отношения между контрагентом и перевозчиком при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Указанные договоры могут быть заключены только при согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования.
При этом с 01.04.2015 в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" вступили в законную силу изменения, согласно которым взимание платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, является обязательным.
Таким образом, ОАО "РЖД", как собственник железнодорожных путей необщего пользования обязано в круглосуточном режиме осуществляет предоставление грузоотправителям пути необщего пользования в состоянии надлежащего качества, что предполагает непрерывное осуществление работ, связанных с поддержанием пути в работоспособном состоянии, и соответствует принципу безубыточности деятельности организаций железнодорожного транспорта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу положений пункта 2 названной нормы Закона, тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
В случае изменения среднесуточного числа поданных и убранных вагонов на пути необщего пользования по итогам работы за предыдущий год или изменения количества владельцев, одновременно использующих железнодорожные пути необщего пользования, принадлежащие ОАО "РЖД", а также изменения размера ставки договорного сбора, перевозчик направляет владельцу соглашение об изменении размера ставки договорного сбора.
При этом новая ставка платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования подлежит применению с момента подписания сторонами соглашения, если иной срок не согласован сторонами в таком соглашении.
Согласно графы 4 расчета платы за пользование путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД" среднесуточное количество поданных и убранных вагонов в 2018 году для ООО ТД"МеталлПромГарант" составило - 0.41 ваг/сут.
По итогам работы за 2019 год начальником станции Енисей были предоставлены некорректные данные о количестве поданных и убранных вагонов на путь необщего пользования ООО "Селеста".
Согласно памяток приемосдатчика за 2019 год для ООО "Спецресурс" было подано и убрано 14 вагонов. С учетом данных вагонов произведен перерасчет платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД":
- на путь необщего пользования ООО "Селеста" для грузополучателей ООО "Втормет", ООО "Спецресурс" было подано и убрано 150 вагонов. Среднесуточное количество за 2019 год составляет 150/365 = 0,4109 ваг/сут;
на путь необщего пользования ООО "Тимбер" для грузополучателя ООО "Крона" был подан и убран 251 вагон. Среднесуточное количество составляет 251/365 = 0,688 ваг/сут.
Плата за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", согласно Единого перечня работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов по итогам работы за 2019 г. составит:
1. Для пути необщего пользования ООО "Селеста" 146,59 руб/сут без НДС.
0,196*0,224*3343 = 146,59 рублей в сутки без учета НДС, где,
- 0,224 - развернутая длина ПНГТ, совместно используемых несколькими владельцами, пользователями, км;
- 3343 - тарифная ставка платы за использование 1 км пути, руб/км/сут.;
- 0,196 - коэффициент использования ПНП. Коэффициент использования ПНП: 0,092/0,46 = ОД 81, где,
- 0,092 - среднесуточная вагоно-километровая работа ООО "Селеста" в 2019 г., ваг-км;
- 0,47 - суммарная среднесуточная вагоно-километровая работа всех клиентов "куста", использующих ПНП, ваг-км.
Среднесуточная вагоно-километровая работа ООО "Селеста" в 2019 г.: 0,4109*0,224 = 0,092 ваг-км, где,
- 0,4109 - среднесуточное количество поданных и убранных вагонов, с учетом работы по трехсторонним договорам, ваг/сут;
- 0,224 - расстояние подачи и уборки по ПНП, принадлежащим ОАО "РЖД", км.
2. Для пути необщего пользования ООО "Тимбер" 245,45 руб/сут без НДС
0,328*0,224*3343 = 250,01 рублей в сутки без учета НДС, где:
- 0,224 - развернутая длина ПНП, совместно используемых несколькими владельцами, пользователями, км;
- 3343- тарифная ставка платы за использование 1 км пути, руб/км/сут;
- 0,328 - коэффициент использования ПНП. Коэффициент использования ПНП: 0,154/0,47 = 0,328, где
- 0,154 - среднесуточная вагоно-километровая работа ООО "Тимбер" в 2019 г., ваг/км;
- 0,47 - суммарная среднесуточная вагоно-километровая работа всех клиентов "куста", использующих ПНП, ваг/км.
Среднесуточная вагоно-километровая работа ООО "Тимбер" в 2019 г.: 0,688*0,224 = 0,083 ваг-км, где:
- 0,688 - среднесуточное количество поданных и убранных вагонов, с учетом работы по трехсторонним договорам, ваг/сут;
- 0,224 - расстояние подачи и уборки по ПНП, принадлежащим ОАО "РЖД", км.
С учетом произведенного перерасчета плата за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", для ООО "Металлпромгарант" составит:
0,476*0,224*3343 = 356,79 рублей в сутки без учета НДС,
- 0,224 - развернутая длина ПНП, совместно используемых несколькими владельцами, пользователями, км;
- 3343-тарифная ставка платы за использование 1 км пути, руб/км/сут;
- 0,476 - коэффициент использования ПНП. Коэффициент использования ПНП: 0,224/0,47 = 0,328, где
- 0,224 - среднесуточная вагоно-километровая работа ООО "Тимбер" в 2019 г., ваг/км;
- 0,47 - суммарная среднесуточная вагоно-километровая работа всех клиентов "куста", использующих ПНП, ваг/км.
Среднесуточная вагоно-километровая работа ООО "Тимбер" в 2019 г.: 1,0928*0,205 = 0,224 ваг-км, где:
- 1,0928 - среднесуточное количество поданных и убранных вагонов, с учетом работы по трехсторонним договорам, ваг/сут;
- 0,205 - расстояние подачи и уборки по ПНП, принадлежащим ОАО "РЖД", км.
Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р "Об утверждении временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов" установлено, что в случае, когда железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД" (или его часть), используется несколькими грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов, плата для каждого такого грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования (кроме обслуживаемого по трехстороннему договору, с которого взимается только плата за работу локомотива ОАО "РЖД") определяется в доле, учитывающей расстояние подачи и уборки по железнодорожному пути необщего пользования, принадлежащему ОАО "РЖД", а также среднесуточное количество поданных и убранных вагонов для данного грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования (пункт 5).
Распоряжением ОАО "РЖД" от 24.07.2018 N 1574/р утвержден Единый перечень работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов, в соответствии с которым в разделе 2 под пунктом 8 значится использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 18.12.2019 N 72 утверждены с 1 января 2020 г. ставки договорных сборов за отдельные работы и услуги, предусмотренные Единым перечнем работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности позиции истца и определении пункта 14 п.п.б абзац 1 договора N 3/3833 от 27.07.2018 в следующей редакции:
"плату за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", в размере 356,79 рубля в сутки без НДС, согласно Единого перечня работ и услуг оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок груза.".
Истец просит предусмотреть условие о том, что настоящее дополнительное соглашение распространяет свое действие на правоотношения сторон возникших с 01.01.2020 года.
Данное требование противоречит содержанию абз. 2 спорного пункта договора, который устанавливает, что новая ставка платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования подлежит применению с момента подписания сторонами соглашения.
На основании изложенного, в удовлетворении данного требования правомерно отказано судом первой инстанции.
На основании изложенного, поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии изменения обжалуемого определения в части содержания пункта 14 п.п.б абзац 1 договора N 3/3833 от 27.07.2018.
"Пункт 14 п.п.б абзац 1 договора N 3/3833 от 27.07.2018 изложить: "плату за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", в размере 356 рублей 79 копеек в сутки без НДС, согласно Единого перечня работ и услуг оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок груза".
Согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции подлежит изменению на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы и уплачены им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 ноября 2020 года по делу N А33-23182/2020 изменить в части содержания пункта 14 п.п.б абзац 1 договора N 3/3833 от 27.07.2018. Резолютивную часть решения в указанной части изложить в следующей редакции:
"Пункт 14 п.п.б абзац 1 договора N 3/3833 от 27.07.2018 изложить: "плату за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", в размере 356 рублей 79 копеек в сутки без НДС, согласно Единого перечня работ и услуг оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок груза".
В остальной части решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 ноября 2020 года по делу N А33-23182/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
В.В. Радзиховская |
Судьи |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-23182/2020
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО Торговый Дом "МеталлПромГарант"