г. Санкт-Петербург |
|
30 июня 2021 г. |
Дело N А56-93501/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11264/2021) СПб ГКУ "ФКСР" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2021 по делу А56-93501/2020, принятое
по заявлению СПб ГКУ "ФКСР"
к УФАС по Санкт-Петербургу
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Фонд капитального строительства и реконструкции" (ОГРН: 1027810227686, адрес: 190000, Санкт-Петербург, наб.р. Мойки, 76; далее - СПб ГКУ "ФКСР", Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (адрес: 199004, г. Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А; далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) с заявлением о признании незаконным решения от 21.07.2020 N 44-3951/20.
Решением от 20.02.2021 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, СПб ГКУ "ФКСР" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Учреждение указывает на то, что с 01.01.2020 вступили в силу изменения, согласно которым в пункте 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе слова "или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар" заменили словами "в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг", при этом смысловая нагрузка при изменении формулировок не изменилась. Государственные заказчики вправе предъявлять требования к конкретным показателям товаров, используемых при выполнении закупаемых работ. Значения характеристик товаров сформированы Заказчиком в полном соответствии с государственными стандартами в области строительства, согласовались с потребностями Заказчика, а также прямо определяли технические характеристики товаров, подлежащих оплате за счет бюджетных средств.
В судебном заседании 29.06.2021 произведена замена состава суда на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, СПб ГКУ "ФКСР" (Заказчик) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru опубликовало извещение N 0372200260020000039 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по устранению выявленных недостатков на объектах, не завершенных строительством и не переданных на баланс: Светофорные посты для завершения строительно-монтажных работ на перекрестке: ул. Парашютная - ул. Долгоозерная, ул. Парашютная - ул. Маршала Новикова, ул. Долгоозерная - ул. Вербная, ул. Долгоозерная - пр. Королева, ул. Репищева - ул. Парашютная, ул. Репищева -ул. Вербная.
В целях осуществления закупки, Заказчиком в п. 17.5 документации электронного аукциона установлены требования к содержанию первых частей заявок участников закупки. Так, первая часть заявки должна содержать:
- согласие участника электронного аукциона на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе;
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Приложении N 4 к документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе;
- наименование страны происхождения товара.
14.07.2020 в УФАС по Санкт-Петербургу от автономной некоммерческой организации "Дозор" (далее - "АНО "Дозор") поступила жалоба на действия Заказчика, установившего в документации электронного аукциона ненадлежащие, по мнению АНО "Дозор", требования к содержанию первых частей заявок участников закупки. На основании поступившего обращения Управлением возбуждено дело о нарушении законодательства о контрактной системе N 44-3951/20 и проведена внеплановая проверка.
Решением комиссии УФАС жалоба АНО "Дозор" признана обоснованной, Заказчик признан нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64 (часть 6 статьи 66) Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ).
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности решения УФАС, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Как следует из материалов дела, Заказчиком установлены следующие требования к составу первой части заявки:
17.5. Первая часть заявки должна содержать:
- согласие участника электронного аукциона на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе;
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Приложении N 4 к документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе;
- наименование страны происхождения товара.
Требования к значениям конкретных показателей товаров установлены Заказчиком в Приложении N 4 к Документации об электронном аукционе.
Данное приложение содержит описание требований к конкретным показателям, в том числе для товаров: песок для строительных работ, щебень из природного камня для строительных работ, бетон тяжелый, кабель тип 1 и т.д.
С 01.01.2020 вступили в силу изменения, согласно которым в пункт 2 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ слова "или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар" заменили словами "в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг".
Таким образом, государственные заказчики вправе предъявлять требования к конкретным показателям товаров, используемым при выполнении закупаемых работ.
УФАС в решении приходит к выводу о том, что Заказчик допустил нарушение части 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, устанавливающей запрет на установление требований к содержанию заявки на участие в аукционе, не предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
Вместе с тем, в случае непредъявления государственными заказчиками требований к товарам, используемым при выполнении работ, подрядные организации получат возможность применения строительных материалов, не отвечающим качественным характеристикам, а также строительным нормам и правилам, что существенным образом повлияет на качество итогового объекта в целом.
Значения характеристик товаров, сформированные Заказчиком, соответствуют государственным стандартам в области строительства, согласуются с потребностям Заказчика, а также прямо определяют технические характеристики товаров, подлежащих оплате за счет бюджетных средств.
Учитывая изложенное, апелляционный суд признает ошибочным вывод антимонопольного органа и суда первой инстанции о нарушении Заказчиком части 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции от 20.02.2021 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта о признании недействительным оспариваемого решения антимонопольного органа.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 февраля 2021 года по делу N А56-93501/2020 отменить.
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21.07.2020 N 44-3951/20.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-93501/2020
Истец: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ФОНД КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу