г. Вологда |
|
29 июня 2021 г. |
Дело N А05-12787/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 29 июня 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Ралько О.Б. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Лесозавод 25" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 марта 2021 года по делу N А05-12787/2020,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Лесозавод 25" (ОГРН 1022900521071, ИНН 2928001265; адрес: 163025, город Архангельск, улица Постышева, дом 26; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; адрес: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - Министерство) об урегулировании разногласий, возникших при заключении соглашения от 10.02.2020 о внесении изменений и дополнений N 2 в договор от 19.04.2018 N 2170 аренды лесного участка, предоставленного для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, путем понуждения ответчика заключить с истцом названное соглашение в части пункта 1.1, абзаца 7, таблицы и абзаца 13 приложения 4 в пункте 1.2, пункта 2.1 в редакции истца (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением суда от 01.03.2021 разногласия урегулированы на следующих условиях:
Пункт 1.1 соглашения изложить в редакции ответчика:
"Пункты 6, 7 Договора изложить в следующей редакции:
6. Арендная плата по настоящему Договору составляет 711 569,16 руб. в год, в том числе вносимая в федеральный бюджет - 517 327,49 руб. в год.
Арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации на основе минимального размера арендной платы.
Расчет арендной платы для видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, приводится в приложении N 4 к настоящему Договору.
Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
7. Начисление арендной платы осуществляется с даты заключения настоящего Договора, в соответствии с пунктом 1(2) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".".
Абзац 7 Приложения N 4 в пункте 1.2 соглашения изложить в следующей редакции:
"В течение 5 (пяти) лет с даты распоряжения министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 01.04.2019 N 345р "О завершении приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов закрытого акционерного общества "Лесозавод 25" "Строительство лесопильно-деревообрабатывающего комплекса в Маймаксанском округе г. Архангельска ул.Родионова 25" (с 01.04.2019 по 31.03.2024) при определении минимального размера арендной платы, к сложившейся ставке платы за единицу объема лесных ресурсов (объема лесопользования), применяется понижающий коэффициент - 0,5, в соответствии с требованиями пункта 1(1) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Таблицу Приложения N 4 в пункте 1.2 соглашения изложить в редакции ответчика:
Наименование показателя |
Объём лесопользования, м(3) |
Итого арендная плата, руб. |
Примечание |
Арендная плата, всего |
6 500 |
711 569,16 |
|
минимальный размер |
|
517 327,49 |
|
превышающий размер |
|
194 241,67 |
|
в.т.ч.: Сплошные рубки |
6 500 |
711 569,16 |
|
минимальный размер |
|
517 327,49 |
|
превышающий размер |
|
194 241,67 |
|
в.т.ч.:Выборочные рубки |
- |
- |
|
минимальный размер |
|
- |
|
превышающий размер |
|
- |
|
Арендная плата для объёма лесных ресурсов, подлежащих переработке | |||
Арендная плата, всего |
1 674 |
164 160,81 |
|
минимальный размер |
|
164 160,81 |
|
превышающий размер |
|
- |
|
в.т.ч.: Сплошные рубки |
1 674 |
164 160,81 |
|
минимальный размер |
|
164 160,81 |
|
превышающий размер |
|
- |
|
в.т.ч.:Выборочные рубки |
- |
- |
|
минимальный размер |
|
- |
|
превышающий размер |
|
- |
|
Арендная плата для объёма лесных ресурсов, не подлежащих переработке | |||
Арендная плата, всего |
4 826 |
547 408,35 |
|
минимальный размер |
|
353 166,68 |
|
превышающий размер |
|
194 241,67 |
|
в.т.ч.: Сплошные рубки |
4 826 |
547 408,35 |
|
минимальный размер |
|
353 166,68 |
|
превышающий размер |
|
194 241,67 |
|
в.т.ч.:Выборочные рубки |
- |
- |
|
минимальный размер |
|
- |
|
превышающий размер |
|
- |
|
Абзац 13 Приложения N 4 в пункте 1.2 соглашения изложить в редакции ответчика:
"Ставки платы до периода применения коэффициента 0,5 и после:
Ставка платы 1 м(3) по сплошным рубкам -104,84 руб. (без учета коэф. 0,5).
Ставки платы в период применения коэффициента 0.5:
Ставка платы 1 м(3) по сплошным рубкам для объема, подлежащего переработке - 196,13 руб. * 0,5;
Ставка платы 1 м(3) по сплошным рубкам для объема, не подлежащего переработке - 73,18 руб.
Ставки рассчитаны в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" и коэффициента - 2,38, в соответствии с постановлением Правительства от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", пункт 1".
Пункт 2.1 соглашения исключить".
Общество с решением не согласилось, обратилось с жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования Общества удовлетворить в полном объеме, урегулировать разногласия по договору аренды лесного участка от 19.04.2018 N 2170 в редакции, предложенной истцом. Доводы жалобы сводятся к тому, что судом первой инстанции неправильно применены нормы федерального законодательства, а именно: дано неправильное толкование положений постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) в части применения коэффициентов к минимальному размеру арендной платы.
Определением апелляционного суда от 27.05.2021 рассмотрение жалобы отложено на 16 час 20 мин 22.06.2021 для получения информации об итогах рассмотрения кассационной жалобы Общества на судебные акты по делу N А05-7302/2020, в рамках которого рассматривался аналогичный спор.
В связи с отпуском судьи Черединой Н.В. на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена ее замена в составе суда на судью Шадрину А.Н., о чем имеется соответствующее определение, объявлено в судебном заседании, на что указано в протоколе судебного заседания. Рассмотрение жалобы начато сначала.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили.
Истец направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
Дело рассмотрено без участия представителей сторон в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, распоряжением Министерства от 18.05.2017 N 745р утверждена заявка Общества на реализацию инвестиционного проекта "Строительство лесопильно-деревообрабатывающего комплекса в Маймаксанском округе г.Архангельска ул.Родионова 25", претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов, со следующими параметрами инвестиционного проекта: общий объем инвестиций 4199,1 млн.руб.; срок реализации инвестиционного проекта - с 2015 по 2018 годы, срок окупаемости инвестиционного проекта - 10 лет.
Указанным распоряжением также утвержден перечень лесных участков, предоставляемых для реализации инвестиционного проекта, и график заключения договоров аренды лесных участков.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) от 05.07.2017 N 2150 инвестиционный проект Общества включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Распоряжением Министерства от 17.03.2020 N 273р изложенный в распоряжении от 18.05.2017 N 745р перечень лесных участков, предоставляемых для реализации инвестиционного проекта, и график заключения договоров аренды лесных участков изложены в новой редакции. Графиком предусматривается ежеквартальное заключение в период с 2-го квартала 2018 года по 1-й квартал 2025 года договоров аренды лесных участков общей площадью 2 434 652,9 га с общим ежегодным объемом использования лесов 2077,9 тыс. куб.м.
В соответствии с указанным графиком 19.04.2018 Министерством и Обществом заключен договор N 2170 аренды лесного участка, предоставленного для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов (в редакции соглашения о внесении изменений и дополнений от 27.07.2018 N 1), по которому Обществу предоставлен во временное пользование сроком на 49 лет в целях заготовки древесины лесной участок площадью 17341,5313га (по данным государственного лесного реестра - 17330 га), местоположение: Архангельская область, Плесецкий район, Приозерное лесничество, Лелемское участковое лесничество (участок: Лелемское) - кв. 10, 11, 13-17, 21, 24 - 29, 32 - 35, 49 - 51, кадастровый номер 29:15:000000:4595.
В связи с изданием Минпромторгом России приказа от 19.06.2019 N 2116 о завершении инвестиционного проекта Общества, изменением положений Постановления N 310, связанных определением размера арендной платы, Министерство направило в адрес Общества проект соглашения о внесении изменений и дополнений N 2 от 10.02.2020 в договор аренды лесного участка.
Соглашение Общество подписало с протоколом разногласий от 17.03.2020, в котором предложило свою редакцию пункта 1.1, абзаца 7, таблицы и абзаца 13 приложения N 4 в пункте 1.2, а также пункта 2.1.
Министерство с предложенными Обществом условиями не согласилось, в протоколе урегулирования разногласий от 13.04.2020 изложило спорные положения договора в первоначально предложенной редакции.
Указанные обстоятельства послужили для Общества основанием для обращения в суд с иском.
Суд первой инстанции урегулировал разногласия, возникшие между сторонами при заключении договора в редакции, предложенной ответчиком.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с судебным актом.
В соответствии со статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
По смыслу указанных норм условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 2 статьи 445 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статье 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Из приведенных правовых норм следует, что заинтересованная сторона вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения извещения об отклонении протокола разногласий.
Как следует из материалов дела, разногласия между сторонами возникли относительно порядка определения ежегодного размера арендной платы для объема лесных ресурсов, не подлежащих переработке, и периода применения коэффициента 0,5 к размеру арендной платы, для объема лесных ресурсов, подлежащих переработке.
Общество исходит из того, что арендная платы для объема лесных ресурсов, не подлежащих переработке, подлежит определяю без применения сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы.
Министерство настаивает на применении такого коэффициента.
Общество определяет начало течения применения коэффициента 0,5 к арендной плате для объема лесных ресурсов, подлежащих переработке на модернизированных мощностях, - с даты государственной регистрации права аренды лесного участка.
Министерство исчисляет этот срок с 19.06.2019, то есть с даты издания приказа Минпромторга России от 19.06.2019 N 2116 "О завершении реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", которым инвестиционный проект Общества признан завершенным.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 этой статьи. В частности, при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением N 310.
Исходя из указанных норм, размер арендной платы по спорному договору аренды лесного участка, заключаемому сторонами без проведения торгов, относится к категории регулируемых цен.
Пунктом 1(1) Постановления N 310 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.2014 N 537, действовавшей на момент включения инвестиционного проекта Общества в перечень приоритетных инвестиционных проектов, было установлено, что при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, применяется коэффициент 0,5 к утвержденным этим постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, действующий со дня заключения договора аренды лесного участка на период, равный сроку окупаемости проекта.
Пунктом 1(1) Постановления N 310 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190, действующей с 08.03.2018, предусмотрено, что при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, к объему лесных ресурсов, переработка которых будет осуществляться на созданных или модернизированных лесоперерабатывающих мощностях, применяется понижающий коэффициент 0,5 к утвержденным тем же постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в течение: 3 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью не более 750 млн. рублей; 5 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью не менее 750 млн. рублей, но не более 5 млрд. рублей; 7 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью не менее 5 млрд. рублей, но не более 20 млрд. рублей; 10 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью более 20 млрд. рублей.
Тем же пунктом определено, что размер арендной платы для иных лесных ресурсов устанавливается в соответствии с абзацем вторым пункта 1(2) постановления N 310.
Абзацами третьим и четвертым пункта 1 (1) предусмотрено, что срок предоставления понижающего коэффициента 0,5 осуществляется с момента введения лесоперерабатывающих мощностей в эксплуатацию, подтвержденных актом ввода. Начисление арендной платы в полном объеме (с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы над минимальной ставкой платы) осуществляется до ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающих мощностей, а также по окончании периода, в течение которого применялся понижающий коэффициент 0,5.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце четвертом пункта 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее также - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
В пункте 19 данного Постановления указано, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что к заключаемому сторонами договору аренды подлежат применению положения Постановления N 310 в редакции постановления от 23.02.2018 N 190.
Согласно распоряжению Министерства от 18.05.2017 N 745р об утверждении заявки Общества на реализацию инвестиционного проекта общий объем инвестиций по проекту составляет 4199,1 млн. руб.
Из положений пункта 1 (1) названного постановления следует, что арендная плата к объему лесных ресурсов, переработка которых будет осуществляться на созданных или модернизированных лесоперерабатывающих мощностях, применяется понижающий коэффициент 0,5 к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов в течение 5 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью не менее 750 млн. рублей, но не более 5 млрд. рублей.
Тем же постановлением предусмотрено, что срок предоставления понижающего коэффициента 0,5 осуществляется с момента введения лесоперерабатывающих мощностей в эксплуатацию, подтвержденных актом ввода.
Из пояснений Общества следует, что лесоперерабатывающие мощности, инвестирование в которые производилось по проекту, введены в эксплуатацию 30.11.2018, что подтверждается актами о приеме-передаче объектов основных средств.
Письмом от 21.02.2019 N 358 Общество в соответствии с пунктом 34 Положения N 190 направило в Министерство, в том числе акты о вводе в эксплуатацию лесоперерабатывающих мощностей от 30.11.2018.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что проверив представленные Обществом документы и издав распоряжение от 01.04.2019 N 345р о завершении приоритетного инвестиционного проекта Общества, Министерство фактически приняло представленные Обществом акты о вводе объектов в эксплуатацию. Следовательно, срок предоставления понижающего коэффициента 0,5 подлежит исчислению с указанной даты.
Апелляционная коллегия согласна с выводом суда о том, что поскольку начало льготного периода следует рассчитывать с 01.04.2019, ставки платы также должны быть рассчитаны в соответствии с Постановлением N 310 с коэффициентом, применяемым к 2019 году.
Кроме того, суд обоснованно не согласился с позицией Общества относительно неправомерности применения в расчете арендной платы для иных лесных ресурсов среднего коэффициента превышения размера арендной платы в течение периода, когда применяется коэффициент 0,5 к размеру арендной платы для ресурсов, перерабатываемых на модернизированных мощностях.
Общество в пункте 1.1 соглашения предлагает пункт 7 договора аренды оставить в прежней редакции, предусматривающей начисление арендной платы со дня государственной регистрации настоящего договора.
Министерство в пункте 1.1 соглашения предлагает пункт 7 договора изложить в редакции, устанавливающей, что начисление арендной платы осуществляется с даты заключения настоящего договора в соответствии с пунктом 1(2) Постановления N 310.
Поскольку в пункте 1(2) Постановления N 310 определение размера арендной платы установлено с даты заключения договора аренды лесного участка, а не даты его государственной регистрации, суд правомерно согласился в этой части с позицией Министерства.
Также суд обоснованно исключил пункт 2.1 из соглашения, поскольку согласия относительно даты начала распространения действия спорного соглашения стороны не достигли.
С правовой аргументацией выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласен, считает ее последовательной и верной, оснований для переоценки не усматривает.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении жалобы расходы истца по уплате государственной пошлины возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 марта 2021 года по делу N А05-12787/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Лесозавод 25" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-12787/2020
Истец: ЗАО "Лесозавод 25"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Третье лицо: Федеральное агенство лесного хозяйства