г. Киров |
|
01 июля 2021 г. |
Дело N А28-14741/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 07.04.2021 по делу N А28-14741/2020,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Благо" (ИНН 4345484818, ОГРН 1184350012384)
к Государственной жилищной инспекции Кировской области (ИНН 4345049124, ОГРН 1024301334089)
о признании незаконным и отмене постановления от 05.11.2020 N 758 по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Благо" (далее - заявитель, Общество, ООО "Благо") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее- ответчик, административный орган, Инспекция, ГЖИ Кировской области) о признании незаконным и отмене постановления от 05.11.2020 N 758, в соответствии с которым ООО "Благо" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Названным постановлением ООО "Благо", осуществляющее лицензируемый вид деятельности по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Киров, ул. Володарского, д. 130, д. 135, д. 161; г. Киров, ул. Горбачева, д. 60; г. Киров, ул. К. Либкнехта, д. 95, д. 120; г. Киров, ул. Милицейская, д. 21; г. Киров, ул. Мира, д. 38; г. Киров, ул. П. Корчагина, д.49; г. Киров, ул. Преображенская, д. 111/1, д. 113; г. Киров, ул. Казанская, д.18А, д. 78/10; г. Киров, ул. Ленина, д. 152; г. Киров, ул. Труда, д. 37А; г. Киров, ул. Свободы, д. 96Б; г. Киров, ул. М. Гвардии, д. 74; г. Киров, ул. К. Маркса, д.43 (далее - МКД) на основании договоров управления от 18.04.2019 N 130, от 01.07.2019 N 135, от 10.04.2019 N 161, от 01.02.2019 N 60, от 11.03.2019 N 95, от 10.04.2019 N 120, от 05.03.2019 N 21, от 09.04.2019 N 38, от 11.04.2019 N 49, от 10.04.2019 N 111/1, от 10.04.2019 N 113, от 08.04.2019 N 18, от 10.04.2019 N78, от 10.04.2019 N 152, от 23.04.2019 N 37А, от 20.12.2019 N 96, от 01.06.2020 N 74, от 20.01.2020 N 43 соответственно, привлечено к административной ответственности по факту грубого нарушения лицензионных требований, установленных пунктами 13, 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 N 103 (далее - Правила N 103), пунктом 2.6.10 постановления Госстроя России от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила N 170), подпунктом "б" пункта 4 (1) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), выразившееся в следующем.
Документы, подтверждающие выполнение работ по промывке, гидравлическим испытаниям (опрессовке) систем отопления, не представлены по МКД, расположенным по адресам: г. Киров К. Либкнехта д. 95, г. Киров ул.П.Корчагина д. 49, г. Киров ул. М. Гвардии д. 74.
Несвоевременно подготовлены к осенне-зимнему периоду многоквартирные дома по адресам: г. Киров ул. Мира д. 38, г. Киров ул. Ленина д. 152.
Отсутствуют паспорта, акты готовности к отопительному периоду 2020-2021 годов МКД по адресам: г. Киров ул. Володарского д. 130, д. 135, д. 161; г.Киров ул. Горбачева д. 60; г. Киров ул. К. Либкнехта д. 95, д. 120; г. Киров ул.Милицейская д. 21; г. Киров ул. Преображенская д. 111/1, д. 113; г. Киров ул.Казанская д. 18А, д. 78/10; г. Киров ул. Труда д. 37А; г. Киров ул. Свободы д.96Б; г. Киров ул. М. Гвардии д. 74; г. Киров ул. К. Маркса д. 43; г. Киров ул.Ленина д. 152; г. Киров ул. Мира д. 38; г. Киров ул. П. Корчагина д. 49.
Перечисленные нарушения выявлены Инспекцией в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной в период с 05.10.2020 по 09.10.2020 в рамках государственного лицензионного контроля на основании приказа заместителя начальника Инспекции от 29.09.2020 N 1085/2020 на предмет соблюдения Обществом обязательных требований оказания услуг и (или) выполнения работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Проверка проведена по требованию прокуратуры Кировской области от 22.09.2020 о проведении выездной проверки в отношении хозяйствующих субъектов, в том числе в отношении ООО "Благо", в связи с выявлением фактов нарушения жилищного законодательства в области готовности объектов жилого фонда к отопительному сезону.
Выявленное нарушение подробно зафиксировано в акте проверки от 09.10.2020 N 14/1085/20 и отражено в протоколе об административном правонарушении от 16.10.2020 N 14/1085-2/20.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 07.04.2021 заявленные Обществом требования удовлетворены: оспариваемое постановление Инспекции от 05.11.2020 N 758 признано незаконным и отменено ввиду отсутствия (недоказанности) события вменяемого Обществу административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГЖИ Кировской области обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ГЖИ Кировской области отмечает, что на момент проведения проверки, рассмотрения дела об административном правонарушении, отсутствовали все необходимые документы, подтверждающие подготовку многоквартирных домов к отопительному сезону. Кроме этого Инспекция не согласна с выводом суда о том, что несоблюдение сроков подготовки многоквартирных домов к осенне-зимнему периоду не является грубым нарушением лицензионных требований согласно подпункту "б" пункта 4(1) Положения N 1110.
Более подробно позиция административного органа со ссылками на положения действующего законодательства, конкретные обстоятельства дела и судебную практику раскрыта в апелляционной жалобе.
ООО "Благо" в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 17.05.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 18.05.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, заявитель представил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований.
Согласно пункту 2 примечания к названой статье перечень грубых нарушений лицензионных требований устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами с указанием перечня грубых нарушений лицензионных требований утверждает Правительство Российской Федерации (часть 2 статьи 193 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждено Положение о лицензировании.
В пункте 3 Положения N 1110 установлено, что лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 4 (1) Положения N 1110 установлено, что к грубым нарушениям лицензионных требований относится, в том числе, нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения, в части непроведения лицензиатом испытаний на прочность и плотность (гидравлических испытаний) узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (далее - Перечень N 290).
В соответствии с пунктом 19 Перечня N 290 в общие работы, выполняемые для надлежащего содержания системы теплоснабжения в многоквартирном доме, входит, в том числе, проведение испытаний на прочность и плотность (гидравлические испытания) узлов ввода и систем отопления, промывка и регулировка систем отопления.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах N 170, согласно пунктам 2.6.3, 2.6.5 которых сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции; подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции).
Согласно пункту 2.6.10 Правил 170 готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием: паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях; актов на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов (КИП) котельных и инженерного оборудования зданий; актов технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования; обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода; запаса песка для посыпки тротуаров - из расчета не менее 3-4 м
на 1 тыс. м
уборочной площади; актов о готовности уборочной техники и инвентаря; актов о готовности к зиме с оценкой качества подготовки зданий и квартир к зиме и акта по каждому объекту, а также актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления. Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября.
Пунктами 13, 16 Правил N 103 в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду и оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций, в том числе: проведение гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей; проведение промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок; проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность.
Как установлено судом первой инстанции, в материалы дела заявителем представлены следующие документы: акт проведения промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок от 04.06.2020 по адресу: г. Киров ул. П. Корчагина д. 49; акт от 23.09.2020 проверки и осмотра технической готовности теплопотребляющей энергоустановки к отопительному периоду 2020-2021 годов по адресу: г. Киров ул. П. Корчагина д. 49; акт от 23.09.2020 опрессовки теплового пункта (узла) и внутренних отопительных систем потребителя по адресу: г. Киров ул. П. Корчагина д. 49; акт проведения промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок от 01.06.2020 по адресу: г. Киров ул. К. Либкнехта д. 95; акт от 02.09.2020 опрессовки теплового пункта (узла) и внутренних отопительных систем потребителя по адресу: г. Киров ул. К. Либкнехта д. 95; акт от 09.09.2020 проверки и осмотра технической готовности теплопотребляющей энергоустановки к отопительному периоду 2020-2021 годов по адресу: г. Киров ул. К. Либкнехта д. 95.
В материалы дела также представлены паспорт готовности к отопительному периоду 2020-2021 годов и акт от 28.08.2020 N 71 проверки готовности к отопительному периоду 2020-2021 годов, выданные, в том числе, в отношении МКД по адресу: г. Киров ул. М. Гвардии д. 74. Проверка готовности названного многоквартирного дома к отопительному периоду 2020-2021 годов проводилась предыдущей управляющей компанией - ООО "УК Ленинского района".
Анализ содержания указанных документов позволяют прийти к выводу о том, что работы по промывке, гидравлическим испытаниям (опрессовке) систем отопления, проверке и осмотру технической готовности теплопотребляющих энергоустановок к отопительному периоду по МКД, расположенным по адресам: г. Киров ул. К. Либкнехта д. 95, г. Киров ул. П. Корчагина д. 49, г. Киров ул. М.Гвардии д. 74, Обществом были проведены.
Кроме этого, заявителем в материалы дела представлены: акт проведения промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок от 10.06.2020 по адресу: г. Киров ул. Мира д. 38; акт от 16.09.2020 проверки и осмотра технической готовности теплопотребляющей энергоустановки к отопительному периоду 2020-2021 годов по адресу: г. Киров ул. Мира д. 38; акт от 16.09.2020 опрессовки теплового пункта (узла) и внутренних отопительных систем потребителя по адресу: г. Киров ул. Мира д.38; акт от 17.09.2020 проверки и осмотра технической готовности теплопотребляющей энергоустановки к отопительному периоду 2020-2021 годов по адресу: г. Киров ул. Ленина д. 152; акт опрессовки теплового пункта (узла) и внутренних отопительных систем потребителя по адресу: г. Киров ул. Ленина д. 152 от 17.09.2020.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что подготовка к осенне-зимнему периоду многоквартирных домов по адресам: г. Киров ул. Мира д.38, г. Киров ул. Ленина д. 152, г. Киров ул. П. Корчагина д. 49, проводилась, однако, она была проведена с нарушением сроков, установленных пунктом 2.6.10 Правил N 170.
Вместе с тем, соглашаясь с судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции отмечает, что несоблюдение сроков подготовки многоквартирных домов к осенне-зимнему периоду не может быть квалифицировано в качестве грубого нарушения лицензионных требований согласно подпункту "б" пункта 4 (1) Положения N 1110. В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 (1) Положения N 1110 к грубым нарушениям лицензионных требований относится непроведение лицензиатом испытаний на прочность и плотность (гидравлических испытаний) узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах, а не нарушение сроков проведения испытаний на прочность и плотность (гидравлических испытаний) узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 07.10.2020 выдан акт N 241 проверки готовности к отопительному периоду 2020-2021 годов в отношении МКД по следующим адресам: г. Киров ул.Володарского д. 130, д. 135, д. 161; г. Киров ул. Горбачева д. 60; г. Киров ул.К.Либкнехта д. 95, д. 120; г. Киров ул. Милицейская д. 21; г. Киров ул.Преображенская д. 111/1, д. 113; г. Киров ул. Казанская д. 18А, д. 78/10; г.Киров ул. Труда д. 37А; г. Киров ул. Свободы д. 96Б; г. Киров ул. К. Маркса д.43; г. Киров ул. П. Корчагина д. 49; г. Киров ул. Ленина д. 152.
Акт N 241/1 проверки готовности к отопительному периоду 2020-2021 годов в отношении МКД по адресу: г. Киров ул. Мира д. 38, выдан 07.10.2020.
Предыдущей управляющей компанией проводилась проверка готовности к отопительному периоду 2020-2021 в отношении МКД по адресу: г. Киров ул. М.Гвардии д. 74, о чем свидетельствуют акт N 71 проверки готовности к отопительному периоду 2020-2021 годов и паспорт готовности к отопительному периоду 2020-2021 годов, выданные 28.08.2020.
Как правомерно отмечено в решении суда первой инстанции, непредставление Инспекции в ходе проверки указанных выше паспортов, актов готовности к отопительному периоду само по себе не свидетельствует о наличии объективной стороны вменяемого административного правонарушения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом Арбитражного суда Кировской области об отсутствии (недоказанности) в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ, поскольку все необходимые документы о подготовке МКД к отопительному сезону заявителем в материалы дела представлены.
Таким образом, повторно исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их взаимной связи и в совокупности в порядке статьи 71 АПК РФ с учетом подлежащих применению норм материального права, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемой конкретной ситуации не установлен (не доказан) необходимый элемент состава вменяемого Обществу административного правонарушения, а именно его объективная сторона. Отсутствие (недоказанность) события и состава административного правонарушения силу пунктов 1-2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В этой связи суд первой инстанции правомерно и обоснованно признал оспариваемое постановление ответчика незаконным и отменил его.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела, при действующем нормативно-правовом регулировании спорных правоотношений, не усматривается и ответчиком не подтверждено, что не отвечает требованиям части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 4 статьи 210 АПК РФ.
Доводы и аргументы заявителя жалобы об обратном являются несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку, учитывая вышеизложенное, основаны на ошибочном толковании норм права и неверной оценке фактических обстоятельств дела.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта. Обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Ссылка Инспекции на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.09.2020 по делу N А26-11294/2019 не принимается, так как судебные акты по обозначенному делу приняты при иных обстоятельствах, не являющихся идентичными обстоятельствам данного дела, и не имеют преюдициального значения по существу настоящего спора.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела, при действующем нормативно-правовом регулировании спорных правоотношений, не усматривается.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 07.04.2021 по делу N А28-14741/2020 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 07.04.2021 по делу N А28-14741/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-14741/2020
Истец: ООО "Благо"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Кировской области