г. Москва |
|
29 июня 2021 г. |
Дело N А41-79365/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Боровиковой С.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Назаренко Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20.04.2021 по делу N А41-79365/2020.
В судебном заседании принял участие представитель:
Федерального государственного бюджетного учреждения науки "Институт лесоведения Российской академии наук": Ерофеев А.Е. - директор (на основании приказа от 01.09.2020).
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению науки "Институт лесоведения Российской академии наук" (далее - институт, ответчик) об обязании провести санитарно-оздоровительные мероприятия, а именно: вырубку сухостойных и поврежденных деревьев, уборку ветровальных и буреломных деревьев, очистку леса от захламленности в кварталах 21, 22, 23, 24, 27, 28, 29, 30, 31, 47, 48, 33, 49, 50 Серебряноборского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО "Мособллес" (с учетом принятых уточнений требований).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 20.04.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
С вынесенным решением не согласился истец и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе комитет (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 05.11.2019 государственным лесным инспектором в ходе патрулирования территории лесного участка в составе земель государственного лесного фонда Серебряноборского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО "Мособллес" выявлен факт нарушения лесного законодательства: установлено, что институт, являясь пользователем лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании распоряжения Совета народных комиссаров ССР N 19222-р от 29.09.1944, свидетельства о государственной регистрации права от 05.06.2006, на землях лесного фонда в кварталах 21, 22, 23, 24, 27, 28, 29, 30, 31, 47, 48, 33, 49, 50 Серебряноборского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО "Мособллес" не произвел санитарно-оздоровительные мероприятия, а именно: вырубку сухостойных и поврежденных деревьев, уборку ветровальных и буреломных деревьев, очистку леса от захламленности и иного негативного воздействия.
По факту загрязнения лесного участка в кварталах 21, 22, 23, 24, 27, 28, 29, 30, 31, 47, 48, 33, 49, 50 Серебряноборского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО "Мособллес" лицом, проводившим проверку, составлен протокол об административном правонарушении от 12.12.2019 N 07-850/2019 в отношении ответчика.
12 декабря 2019 года государственным инспектором Истринского филиала ГКУ МО "Мособллес" вынесено предписание N 7-850/2019, согласно которому ответчику необходимо провести санитарно-оздоровительные мероприятия, а именно: вырубку сухостойных и поврежденных деревьев, уборку ветровальных и буреломных деревьев, очистку леса от захламленности и иного негативного воздействия в кварталах 21, 22, 23, 24, 27, 28, 29, 30, 31, 47, 48, 33, 49, 50 Серебряноборского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО "Мособллес".
Требование предписания ответчиком не исполнено.
Постановлением Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области от 11.02.2020 ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрены ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении требований правил санитарной безопасности в лесах, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 15 000 руб.
Административный штраф ответчик оплатил, что подтверждается платежным поручением от 11.03.2020 N 796502.
25 августа 2020 года участковым государственным инспектором по охране леса Истринского филиала ГКУ МО "Мособллес" составлен протокол об административном правонарушении N 7-440/2020 в связи с неисполнением ответчиком предписания от 12.12.2019 N 07-850/2019.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из их необоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Пунктом 14.5 указанного постановления предусмотрено, что комитет в целях реализации полномочий имеет право обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством.
В силу подпункта "з" пункта 8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394, должностные лица органов исполнительной власти и государственных учреждений, указанных в абзаце 1 и 2 пункта 3 настоящего Положения, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Согласно пункту 12 части 3 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса.
Исходя из статей 8 и 9 Лесного кодекса, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, использование которых возможно после приобретения таких участков на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: 1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; 2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; 3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно статье 62 Земельного кодекса на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Из материалов дела следует, что в отношении ответчика 12.12.2019 государственным инспектором Истринского филиала ГКУ МО "Мособллес" вынесено предписание N 7-850/2019, согласно которому ответчику необходимо провести санитарно-оздоровительные мероприятия, а именно: вырубку сухостойных и поврежденных деревьев, уборку ветровальных и буреломных деревьев, очистку леса от захламленности и иного негативного воздействия в кварталах 21, 22, 23, 24, 27, 28, 29, 30, 31, 47, 48, 33, 49, 50 Серебряноборского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО "Мособллес".
Ответчику на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежал земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:32, площадью 17 289 388 кв. м, расположенный в Одинцовском районе Московской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.06.2006.
Согласно кадастровому паспорту от 02.06.2016 земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:32 снят с учета 03.10.2010.
Из кадастрового паспорта следует, что из данного земельного участка были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0010336:277, 50:20:0010112:71, 50:20:0010112:46, 50:20:0010215:53, 50:20:0010516:443, 50:20:0010112:66, 50:20:0010336:58, 50:20:0010112:72, 50:20:0010112:105, 50:20:0010215:67, 50:20:0010516:442, 50:20:0010215:54, 50:20:0010112:48, 50:20:0010516:115, 50:20:0010112:104, 50:20:0010336:276, 50:20:0010215:68, 50:20:0010112:49.
В материалы дела представлено решение Арбитражного суда Московской области от 28.12.2017 по делу N А41-82196/2016 по иску ФГБУ науки Института лесоведения Российской академии наук к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области с требованиями:
1) признать незаконной передачу следующих земельных участков, принадлежащих ИЛАН РАН, на праве постоянного (бессрочного) пользования третьим лицам:
- передачу на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010336:23151 ООО "Триумф МТК",
- передачу земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010516:442 на праве постоянного (бессрочного) пользования МБУ "Культурно-спортивный центр Одинцовского муниципального района",
- передачу земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010112:72 на праве постоянного (бессрочного) пользования ГБУ Московской области "Мосавтодор",
- передачу на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010516:442 ООО "Спецобъект "Горки-7",
- передачу на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010336:23151 и 50:20:0010516:442 ООО "Гидросервис",
- передачу на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010336:23150 ООО "Эко-Септик",
- передачу на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010516:442 ООО "ПСК ТЭЦ-28",
- передачу на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков 50:20:0010336:23150 и 50:20:0010336:23151 Государственное автономное учреждение Московской области "Центральное лесохозяйственное объединение",
- передачу на праве безвозмездного срочного пользования земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010336:23151 Православной религиозной организации Зачатьевский Ставропигиальный женский монастырь;
2) прекратить право постоянного (бессрочного) пользования МБУ "Культурно-спортивный центр Одинцовского муниципального района" на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0010516:442, право аренды ООО "Триумф МТК" на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0010336:23151, право постоянного (бессрочного) пользования ГБУ Московской области "Мосавтодор" на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0010112:72, право аренды ООО "Спецобъект "Горки-7" на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0010516:442, право аренды ООО "Гидросервис" на земельные участки 50:20:0010336:23151 и 50:20:0010516:442, право аренды ООО "Эко-Септик" на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0010336:23150, право аренды ООО "ПСК ТЭЦ-28" на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0010516:442,
право постоянного (бессрочного) пользования Государственное автономное учреждение Московской области "Центральное лесохозяйственное объединение" на земельные участки 50:20:0010336:23150 и 50:20:0010336:23151, праве безвозмездного срочного пользования Православной религиозной организации Зачатьевский Ставропигиальный женский монастырь на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0010336:23151;
3) признать право постоянного (бессрочного) пользования ИЛАН РАН на земельные участки со следующими кадастровыми номерами:
50:20:0010112:45 |
50:20:0010112:47 |
50:20:0010112:74 |
50:20:0010112:46 |
50:20:0010112:48 |
50:20:0010112:49 |
50:20:0010215:53 |
50:20:0010112:66 |
50:20:0010215:68 |
50:20:0010112:71 |
50:20:0010112:72 |
50:20:0010112:104 |
50:20:0010112:105 |
50:20:0010336:276 |
50:20:0010336:277 |
50:20:00100215:368 |
50:20:0010215:369 |
50:20:0010215:370 |
50:20:0010516:442 |
50:20:0010516:443 |
50:20:0010215:1209 |
50:20:0010336:23150, |
50:20:0010336:23151, |
образованные путем |
раздела земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:0032. |
Указанным судебным актом требования истца удовлетворены в части, а именно: признано право постоянного (бессрочного) пользования Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института лесоведения Российской академии наук на земельные участки с кадастровыми номерами:
50:20:0010112:46 |
50:20:0010112:48 |
50:20:0010112:49 |
50:20:0010215:53 |
50:20:0010112:66 |
50:20:0010215:68 |
50:20:0010112:71 |
50:20:0010112:104 |
50:20:0010336:276 |
50:20:0010336:277 |
50:20:00100215:368 |
50:20:0010215:369 |
50:20:0010215:370 |
50:20:0010516:442 |
50:20:0010516:443 |
50:20:0010215:1209 |
50:20:0010336:23150, |
50:20:0010336:23151. |
|
|
Указанное решение мотивировано тем, что Лесной кодекс Российской Федерации не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности, а ограничение как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование лесов одним лесным участком невозможно. Истцом не представлено в дело доказательств невозможности многоцелевого лесопользования при использовании ответчиками лесных участков.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, часть земельных участков, ранее принадлежащих ответчику на праве постоянного (бессрочного) пользования, передана иным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности.
Кроме того, в материалы дела представлен судебный акт по делу N А41-12843/2016 по иску ИЛАН РАН к Управлению Росреестра по Московской области со следующими требованиями:
- признать незаконным сообщение об отказе в государственной регистрации от 14 декабря 2015 г. N 066/007/2015-9241,9303 права собственности Российской Федерации, права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок кадастровый номер 50:20:0010215:0068 площадью 5 222 380 кв. м, расположенного в Одинцовском районе Московской области в районе с. Ромашково;
- обязать Управление Росреестра по Московской области осуществить государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института лесоведения Российской академии наук на земельный участок кадастровый номер 50:20:0010215:0068 площадью 5 222 380 кв. м, расположенный в Одинцовском районе Московской области в районе с. Ромашково, на основании ч. 2 и ч.З ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации как образованного из принадлежащего нам на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка кадастровый номер 50:20:000 00 00:0032.
Решением суда по делу N А41-12843/2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
На основании вышеизложенного и с учетом вышеуказанных судебных актов суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что истцом в материалы дела не представлены достоверные доказательства использования именно ответчиком лесного участка в кварталах 21, 22, 23, 24, 27, 28, 29, 30, 31, 47, 48, 33, 49, 50 Серебряноборского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО "Мособллес".
Принимая во внимание изложенное выше, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20.04.2021 по делу N А41-79365/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-79365/2020
Истец: Комитет лесного хозяйства МО, Комитет лесного хозяйства Московскойобласти
Ответчик: ФГБУ НАУКИ ИНСТИТУТ ЛЕСОВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК