г. Москва |
|
29 июня 2021 г. |
Дело N А40-234212/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А.Свиридова,
судей: |
С.Л. Захарова, И.В. Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "РПЗ "Сокра" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.04.2021 по делу N А40-234212/20 (122-1516) судьи Девицкой Н.Е.
по заявлению ООО "РПЗ "Сокра"
к Федеральному агентству по рыболовству
третьи лица: ЗАО "Рыбзавод Магаданский", ООО "АРПГ", ООО "ТИХРЫБКОМ", ИП Малькова Е.В., Рыболовецкая артель "ИНЯ", ООО "МРК 3", ООО "Рыбное", ООО "Поларис", ООО "Восток-Персонал Плюс", ООО "Ольский РПЗ", ООО "Тритон", ООО НРК "Марен", ООО "Атлант", ООО "Невод", ИП Резниченко В.А., ООО "УхтаПром", РЫБКОЛХОЗ ИМ. ЛЕНИНА, ООО "Востокинвест", ИП Розенко Д.Е., ИП Доронин А.С.
о признании незаконным приказа,
при участии:
от заявителя: |
Селезнев А.Ю. по дов. от 09.06.2021; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "РПЗ "Сокра" (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Росрыболовству с требованием признать недействительным Приказ Федерального агентства по рыболовству N 467 от 04.09.2020 "Об утверждении перечня заявителей, которым отказано в распределении квоты добычи (вылова) камбал дальневосточных в Северо-Охотоморской подзоне для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства", в части включения Общества с ограниченной ответственностью "Рыбоперерабатывающий завод "Сокра" в перечень заявителей (Приложение к Приказу), которым отказано в распределении квоты добычи (вылова) камбал дальневосточных в Северо-Охотоморской подзоне для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства; признать недействительным Приказ Федерального агентства по рыболовству N 503 от 29.09.2020 "Об утверждении перечня заявителей, между которыми распределяется квота добычи (вылова) камбал дальневосточных в Северо-Охотоморской подзоне для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства с указанием закрепляемых за ними долей такой квоты"; обязать Федеральное агентство по рыболовству в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения в отношении прав ООО "РПЗ "Сокра": исключить строку 10 Приложения N 1 к Приказу N 467 от 04.09.2020 "Об утверждении перечня заявителей, которым отказано в распределении квоты добычи (вылова) камбал дальневосточных в Северо-Охотоморской подзоне для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства"; утвердить перечень заявителей, между которыми распределяется квота добычи (вылова) камбал дальневосточных в Северо-Охотоморской подзоне для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства с указанием закрепляемых за ними долей такой квоты в редакции, предложенной заявителем.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.04.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неполное выяснение обстоятельств по делу, а также на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Росрыболовством представлен письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст.262 АПК РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным.
В судебное заседание ответчик и третьи лица своих представителей не направили, суд располагает доказательствами их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позицию заявителя, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как указывает заявитель, 30.06.2020 Федеральным агентством по рыболовству был издан приказ N 336 "О распределении квоты добычи (вылова) камбал дальневосточных в Северо-Охотоморской подзоне в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.08.2018 N 987 "О распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в соответствии с ч.12 ст.31 ФЗ "О рыболовстве и сохранению водных биологических ресурсов" и признании утратившими силу некоторых Правительства Российской Федерации" (далее по тексту Приказ N 336 от 30.06.2020 г.).
В соответствии с Приложением N 1 (уведомление) к вышеуказанному приказу в период с 16.07.2020 по 05.08.2020 включительно Росрыболовство осуществляет прием заявок на распределение квоты добычи камбал дальневосточных в Северо - Охотоморской подзоне, между лицами, указанными в ч.3 ст.16 ФЗ N 166-ФЗ от 20.12.2004 "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
Заявитель, полагая, что полностью соответствует требованиям, предъявляемыми ч.3 ст.16 ФЗ N 166-ФЗ от 20.12.2004, в установленный Приказом N 336 от 30.06.2020 срок, направил в Росрыболовство две заявки исх. N N 22798, 22796 от 30.07.2020 на получение доли квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
04.09.2020 Федеральным агентством по рыболовству был издан приказ N 467 "Об утверждении перечня заявителей, которым отказано в распределении квоты добычи (вылова) камбал дальневосточных в Северо-Охотоморской подзоне для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства" (далее по тексту Приказ N 467 от 04.09.2020).
В соответствии с вышеназванным приказом ООО "РПЗ "Сокра" включено в перечень заявителей, которым отказано в распределении квоты добычи (вылова) камбал дальневосточных в отношении поданной заявителем заявки вх. N 22798.
Основанием для включения Общества в перечень заявителей, которым отказано в распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, утвержденных Приказом N 467 от 04.09.2020 послужило то, что содержащиеся в заявке сведения не соответствуют форме заявке, утвержденной приложением N 1 к Приказу N 247 (указаны реквизиты договоров пользования водными биологическими ресурсами без соблюдения требования абзаца "в" пункта 11 Правил).
Одновременно с изданием Приказа N 467 04.09.2020 Росрыболовством был принят приказ N 466 об утверждении перечней заявителей, которые допущены к расчету долей квоты добычи (вылова) камбал дальневосточных.
В приложении N 1 к вышеуказанному приказу N 466 (графа 18) ООО "РПЗ "Сокра" включено в перечень заявителей, которые допущены к расчету долей только по заявке вх. N 22796, без учета поданной заявителем заявки вх. N 22798.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с вышеуказанными требованиями с учетом уточнений.
Срок, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.5 ст.200 АПК РФ с учетом ч.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Апелляционная жалоба Общества является не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Росрыболовство осуществляет свои функции и полномочия в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.05.2008 N 863 "О Федеральном агентстве по рыболовству" и постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 N 444 "О Федеральном агентстве по рыболовству" (далее - Положение о Росрыболовстве).
Отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов регулируются Федеральным законом от 20.12.2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) и иными нормативно-правовыми актами.
В соответствии с частью 12 статьи 31 Закона о рыболовстве Росрыболовство осуществляет распределение квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, между лицами, указанными в части 3 статьи 16 Закона о рыболовстве.
Отношения в области распределения квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов регламентируются Правилами распределения квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, и квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, для осуществления промышленного рыболовства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2018 г. N 987 "О распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в соответствии с частью 12 статьи 31 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила), а также Приказом Минсельхоза России от 08.05.2019 N247 "Об утверждении форм заявок о распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов", Административным регламентом Федерального агентства по рыболовству по предоставлению государственной услуги по распределению квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, и квоты добычи (вылова) анадромных и катадромных видов рыб во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, для осуществления промышленного рыболовства, утвержденного приказом Росрыболовства от 20.03.2020 N 152 (зарегистрирован в Минюсте России 21.07.2020 N 59035, далее - Регламент).
Приказом Минсельхоза России от 08.05.2019 N 247 "Об утверждении форм заявок о распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов" утверждена форма заявки о распределении квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства между лицами, указанными в части 3 статьи 16 Федерального закона мО рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", подаваемой в случае включения вида водных биологических ресурсов в определенном районе их добычи (вылова) во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море в перечень видов водных биологических ресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов водных биологических ресурсов, и определения квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства путем распределения общего допустимого улова водных биологических ресурсов применительно к такой квоте при условии отсутствия действующих договоров о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, согласно которой, заявка подается по каэюдому виду водных биологических ресурсов в соответствующем районе добычи (вылова). При наличии нескольких договоров пользования водными биологическими ресурсами по каждому виду водных биологических ресурсов в соответствующем районе добычи (вылова) указываются реквизиты всех договоров.
Как верно установлено судом, что также не оспаривалось заявителем, в период проведения заявочной компании с 16 июля 2020 г. по 5 августа 2020 г. включительно (15 рабочих дней) Росрыболовством осуществлен прием заявок о закреплении доли квоты добычи (вылова) камбал дальневосточных в Северо-Охотоморской подзоне для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, между лицами, указанными в части 3 статьи 16 Федерального закона от 20 декабря 2005 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
По результатам рассмотрения представленных заявок и прилагаемых к ним документов Комиссией сформированы замечания в отношении 25 заявок, поступивших в Росрыболовство, которые в случае их не устранения станут основанием для отказа в распределении вышеуказанной квоты добычи (вылова) водных биоресурсов (пункты 25 Правил, 62 Регламента).
Информация об указанных замечаниях в установленном порядке размещена на официальном сайте Росрыболовства в сети "Интернет".
Замечания по заявке ООО "РПЗ "Сокра" вх. 22798 от 30.07.2020 выражались не соответствие сведений, отраженных в заявке, форме заявке, утвержденной приложением N 1 к Приказу N 247, а именно: указаны реквизиты договоров пользования водными биологическими ресурсами без соблюдения требования абзаца "в" пункта 11 Правил.
Согласно абзацу "в" пункту 11 Правил заявка, подаваемая в соответствии с "б" и "г" пункта 2 настоящих Правил, должна содержать....реквизиты договоров пользования водными биоресурсами за 3 года, предшествующих расчетному году, на основании которых заявителю предоставлялось право на добычу (вылов) водных биоресурсов, указанных в подпунктах "б" и "г" пункта 2 настоящих Правил (дата и номер договора, наименование органа исполнительной власти, заключившего договор пользования водными биоресурсами с заявителем)....
Как достоверно установлено судом и не оспаривалось заявителем, им было подано две заявки N N 22798, 22796 от 30.07.2020 в отношении одного вида биологического ресурса камбала дальневосточная в Северо-Охотоморской подзоне от одного юридического лица ООО "РПЗ "Сокра".
Росрыболовство полагает, что в силу утвержденной, Приказом Минсельхоза России от 08.05.2019 N 247 Приложение N 1 формы заявки, учитывая сноску <6>, заявитель в рамках устранения замечаний в порядке пункта 25 в течение 10 календарных дней, должен был устранить замечания и подав одну заявку от одного юридического лица ООО "РПЗ "Сокра" в отношении одного вида биологического ресурса камбала дальневосточная в Северо-Охотоморской подзоне с одновременным указанием реквизитов всех 6 договоров.
Заявитель не обращался в Росрыболовство за разъяснениями замечаний по его заявкам. Доказательств обратного не представлено.
Более того, в соответствии с действующим законодательством заявителю был предоставлен срок для устроения таких замечаний, при этом, от заявителя также не поступало каких-либо обращений с изложением позиции о том, что заявитель полагает, что все заявки отвечают требованиям закона.
Учитывая изложенное, доводы общества о том, что заявитель был лишен возможности воспользоваться своим правом на устранение замечаний, опровергаются фактическими обстоятельствами дела.
Более того, ссылки, что поданная заявка вх. 227498 от 30.07.2020 по форме и содержанию соответствует Правилам, основаны на неверном толковании норм права.
Кроме того, как указывает Росрыболовство, в период 1-2.09.2020 Комиссией рассмотрены сведения и документы заявителей, представленные в Росрыболовство в дополнение к ранее поданным заявкам, поскольку документы заявителя ООО "РПЗ "Сокра" в отношении ранее представленной заявки вх. N 22798 от 30,07.2020 в Росрыболовство не поступили, что в соответствии с пунктом 62 Регламента является основанием для отказа в распределении соответствующей квоты добычи (вылова) и согласно пункту 25 Правил признается отказом заявителя от распределения вышеуказанной квоты добычи (вылова), заявитель был включен в перечень организаций, которым было отказано в распределении долей квоты добычи (вылова) камбал дальневосточных в Северо-Охотоморской подзоне для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства.
Учитывая изложенные обстоятельства, Росрыболовство, действовало в рамках предоставленных полномочий Законом о рыболовстве и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, отсутствует факт нарушения прав заявителя, в связи с чем законных оснований для удовлетворении требований не имеется.
При таких обстоятельствах, представляется правомерным вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным, обоснованным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09.04.2021 по делу N А40-234212/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-234212/2020
Истец: ООО "РЫБОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ ЗАВОД "СОКРА"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
Третье лицо: Доронин А. С., ЗАО "РЫБОЗАВОД МАГАДАНСКИЙ", Малькова Е. В., ООО "АРМАНСКАЯ РЫБОПРОМЫШЛЕННАЯ ГРУППА", ООО "АТЛАНТ", ООО "ВОСТОКИНВЕСТ", ООО "ВОСТОК-ПЕРСОНАЛ ПЛЮС", ООО "МАГАДАНСКАЯ РЫБНАЯ КОМПАНИЯ 3", ООО "НЕВОД", ООО "ОЛЬСКИЙ РЫБОПРОМЫШЛЕННЫЙ ЗАВОД", ООО "ПОЛАРИС", ООО "РЫБНОЕ", ООО "ТИХООКЕАНСКАЯ РЫБОПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ", ООО "ТРИТОН", ООО "УХТА-ПРОМ", ООО НОВАЯ РЫБОЛОВНАЯ КОМПАНИЯ "МАРЕН", Резниченко В. А., Розенко Д. Е., РЫБОЛОВЕЦКАЯ АРТЕЛЬ "ИНЯ", РЫБОЛОВЕЦКИЙ КОЛХОЗ ИМ. ЛЕНИНА