город Ростов-на-Дону |
|
30 июня 2021 г. |
дело N А32-38110/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Ереминой О.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эвик"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.04.2021 по делу N А32-38110/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эвик"
к администрации муниципального образования Крыловский район
при участии третьих лиц: Департамента имущественных отношений Краснодарского края, Министерства природных ресурсов Краснодарского края
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эвик" (далее - ООО "Эвик", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования Крыловский район, Краснодарский край (далее - администрация, заинтересованные лица) с заявлением о признании незаконным бездействия администрации, выразившееся в уклонении от заключения договора аренды с ООО "Эвик" на земельный участок, расположенный по адресу: Краснодарский край, Крыловской район, в 0,5 западнее станицы Кугоейской с кадастровым номером 23:14:0208000:848; об обязании администрации устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов ООО "Эвик": заключить с ООО "Эвик" договор аренды сроком до 25.12.2037 на земельный участок площадью 9 815 кв. м с кадастровым номером 23:14:0208000:848, расположенный по адресу: Краснодарский край, Крыловской район, в 0,5 западнее станицы Кугоейской; о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Крыловский район Краснодарского края, выразившееся в несвоевременном совершении юридически значимых действий по внесению изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Кугоейского сельского поселения об отнесении земельного участка с кадастровым номером 23:14:0208000:848, расположенного по адресу: Краснодарский край, Крыловской район, в 0,5 западнее станицы Кугоейской, к "землям промышленности"; об обязании администрации устранить допущенные нарушения: внести изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Кугоейского сельского поселения в части отнесении земельного участка с кадастровым номером 23:14:0208000:848, расположенного по адресу: Краснодарский край, Крыловской район, в 0,5 западнее станицы Кугоейской, к "землям промышленности".
Определением от 10.12.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных отношений Краснодарского края и Министерство природных ресурсов Краснодарского края.
В процессе рассмотрения спора ООО "Эвик" заявило ходатайство об уточнении исковых требований и просило суд:
1. Признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в не рассмотрении обращений ООО "Эвик" от 08.06.2018 и от 11.09.2018 о заключении договора аренды в отношении земельного участка, расположенного но адресу: Краснодарский край, Крыловской район, в 0,5 км западнее станицы Кугоейской с кадастровым номером 23:14:0208000:848.
2. Признать незаконным бездействие администрации, выразившиеся в несвоевременном совершении юридически значимых действий по внесению изменений в генеральный план Кугоейского сельского поселения, по изменению сведений об отнесении земельного участка с кадастровым номером. 23:14:0208000:848, расположенного по адресу: Краснодарский край, Крыловский район, в 0,5 км западнее станицы Кугоейской, к "землям промышленности".
3. Обязать администрацию устранить допущенные нарушения: внести изменения в генеральный план и правила землепользования и застройки Кугоейского сельского поселения в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 23:14:0208000:848, расположенного по адресу: Краснодарский край, Крыловский район, в 0,5 км западнее станицы Кугоейской к "землям промышленности".
Заявитель уточнил пункт первый просительной части заявления и отказался от требований об обязании администрацию устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов ООО "Эвик": заключить с ООО "Эвик" договор аренды сроком до 25.12.2037 г. на земельный участок площадью 9 815 кв. м с кадастровым номером 23:14:0208000:848, расположенный по адресу: Краснодарский край, Крыловской район, в 0,5 западнее станицы Кугоейской.
Судом установлено, что частичный отказ от требований и уточнение не противоречат положениям ст. 49 АПК РФ, в связи с чем, частичный отказ принят судом, ходатайство об уточнении - удовлетворено.
Решением от 01.04.2021 принят частичный отказ заявителя от требований в части обязания администрации устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов ООО "Эвик": заключить с ООО "Эвик" договор аренды сроком до 25.12.2037 на земельный участок площадью 9 815 кв. м с кадастровым номером 23:14:0208000:848, расположенный по адресу: Краснодарский край, Крыловской район, в 0,5 западнее станицы Кугоейской", в данной части производство по делу прекращено. В удовлетворении заявленных требований отказано. С ООО "Эвик" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 3 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Эвик" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 01.04.2021. В обоснование жалобы заявитель указывает, что выводы суда о пропуске срока для обжалования бездействия администрации по нерассмотрению обращений ООО "Эвик" от 08.08.2018 и от 11.09.2018 являются необоснованными. ООО "Эвик" в связи с бездействием со стороны администрации неоднократно обращалось в прокуратуру Крыловского района. Согласно ответу от 30.11.2020 прокуратура Крыловского района Краснодарского края уведомила ООО "Эвик" о том, что в адрес главы района внесено представление в связи с нарушением сроков рассмотрения обращений ООО "Эвик". Бездействие, допущенное со стороны администрации, является длящимся. Администрации муниципального длительно был известен факт использования спорного участка в целях добычи кирпичных глин, но до настоящего времени администрацией муниципального образования Крыловский район не внесены изменения в документы территориального планирования Кугоейского сельского поселения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов". В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От истца поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с болезнью представителя.
Ходатайство об отложении судебного разбирательства рассмотрено судом апелляционной инстанции и отклонено, поскольку суд учел пределы рассмотрения жалобы в суде апелляционной инстанции, раскрытие участвующими в деле лицами в суде первой инстанции доказательств по делу, а также предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации обязательные условия, необходимые для отложения дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Приказом министерства природных ресурсов Краснодарского края от 21.12.2017 N 1848 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Эвик" права пользования участком недр местного значения Кугоейского месторождения на территории Крыловского района Краснодарского края для добычи глины" ООО "Эвик" предоставлено право пользования участком недр местного значения Кугоейского месторождения на территории Крыловского района Краснодарского края для добычи глины и выдана Лицензия серия КРД номер 80763, вид лицензии ТЭ, зарегистрирована 25.12.2017. 763 министерством природных ресурсов, сроком действия до 25.12.2037.
Неотъемлемой частью выданной ООО "Эвик" лицензии КРД 80763 ТЭ является подписанный между сторонами договор об условиях пользования участком недр местного значения Кугоейского месторождения на территории Крыловского района Краснодарского края для добычи глины.
ООО "Эвик" обязалось пользоваться участком недр 20 лет, осуществить разработку, согласование и утверждение в установленном порядке технического проекта разработки месторождения полезного ископаемого, осуществить оформление прав на земельный участок соответствии с видом разрешенного использования до начала добычи полезного ископаемого и начать добычу не позднее 6 месяцев со дня государственной регистрации лицензии (пп. 1 - 4 п. 4.1 договора об условиях пользования участком недр).
Предоставленному обществу участку присвоен кадастровый номер 23:14:0208000:848.
Согласно сведениям об объекте земельный участок относится к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" и имеет вид разрешенного использования "для иных видов сельскохозяйственного использования".
В целях исполнения взятых на себя обязательств и создания правовых оснований для того, чтобы приступить к добыче полезных ископаемых в предписанных договором об условиях пользования участком недр объемах, 14.04.2018 ООО "Эвик" обратилось в администрацию муниципального образования Крыловский район с письмом о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:14:0208000:848, площадью 49 665 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Крыловской район, в 0,5 западнее - станицы Кугоейской.
Ответ на указанное заявление в адрес общества не поступил.
В письмах от 08.06.2018, 02.09.2018, 11.09.2018, 25.11.2018 ООО "Эвик" повторно просило администрацию предоставить земельный участок с кадастровым номером 23:14:0208000:848 в аренду.
Однако, ответы администрации в адрес общества в очередной раз не поступили.
В связи с неполучением ответов ООО "Эвик" еще раз обратилось с письмами от 07.06.2019, от 23.07.2019, в которых просило администрацию муниципального образования Крыловский район ответить на ранее поданные письма о предоставлении земельного участка в аренду.
На данные письма администрация также не ответила.
Уклонение администрации от направления ответа на неоднократные заявления общества послужило основанием для обращения последнего с настоящим заявлением, в том числе с требованиями о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования Крыловский район Краснодарского края, выразившееся в не рассмотрении обращений ООО "Эвик" от 08.06.2018 и от 11.09.2018 о заключении договора аренды в отношении земельного участка, расположенного но адресу: Краснодарский край, Крыловской район, в 0,5 км западнее станицы Кугоейской с кадастровым номером 23:14:0208000:848.
Настоящее заявление в части требований о признании незаконным бездействие администрации по внесению изменений в генеральный план Кугоейского сельского поселения, по изменению сведений об отнесении земельного участка с кадастровым номером. 23:14:0208000:848, к "землям промышленности" и об обязании администрацию внести изменения в генеральный план и правила землепользования и застройки Кугоейского сельского поселения в части отнесения данного земельного участка к "землям промышленности" мотивированы следующим.
09.08.2019 ООО "Эвик" обратилось в администрацию с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:14:0208000:848 из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности".
Ответом от 20.07.2020 Департамент имущественных отношений Краснодарского края заявитель уведомлен об установлении оснований для отказа в переводе земельного участка из одной категории в другую, связанных с несоответствием испрашиваемого целевого назначения земельного участка утвержденным документам территориального планирования.
Однако, ООО "Эвик" считает, что спорный земельный участок фактически с 1991 г. не используется в качестве земель сельскохозяйственного назначения.
В подтверждение данных ссылок общество указало на следующие обстоятельства.
Постановлением Главы администрации Крыловский район Краснодарского края N 333 "Об отводе земель под внутрихозяйственное строительство кирпичного завода и под разработку глиняного карьера колхозу "Серп и молот" от 24.06.1994 земельный участок общей площадью 16,6 га был изъят из земель сельскохозяйственного назначения в производственные земли поселений и предоставлен СХПК "Серп и молот" под внутрихозяйственное строительство кирпичного завода - 1,9 га, и под разработку глиняного карьера для обеспечения сырьем строящегося кирпичного завода - 14,7 га. СХПК Серп и молот" возмещены потери сельскохозяйственного производства за занятие пахотных земель для несельскохозяйственных нужд.
По лицензии на право пользования недрами КРД 00230 ТЭ от 22.08.1994 право разработки Кугоейского месторождения предоставлено СХПК "Серп и молот". Колхоз осуществлял разработку месторождения до 2004 года.
На основании решения арбитражного суда от 09.06.2004 СПХК "Серп и молот" признано банкротом, а имущественный комплекс СХПК "Серп и молот", связанный с пользованием недрами, приобретен ООО "Возрождение". Распоряжением главы муниципального образования Крыловский район Краснодарского края N 328-р "О разрешении обществу с ограниченной ответственностью "Возрождение" оформления горного отвода и лицензии на право пользования недрами по Кугоейскому месторождению глин" от 03.05.2007 обществу разрешено оформление горного отвода и лицензии на право пользования недрами по Кугоейскому месторождению глин общей площадью 15,5 га, расположенное в 0,5 км западнее станицы Кугоейской.
Также на основании заявки ООО "Возрождение" решением администрации Краснодарского края N 07-36/08-03 "О предоставлении права пользования недрами" от 23.01.2008 ООО "Возрождение" было предоставлено право пользования недрами с целью добычи глины при разработке открытым способом Кугоейского месторождения (лицензия КРД 80080 ТЭ зарегистрирована 11.02.2008 N 80 департаментом строительства Краснодарского края). ООО "Возрождение" осуществляло добычу глины из Кугоейского месторождения до 2011 года.
Согласно письму администрации муниципального образования Крыловской район от 21.02.2017 N 01/401-01-08-01 инвестиционный проект по производству кирпича на территории Кугоейского сельского поселения имеет социальную значимость, в связи с чем, по ходатайству главы муниципального образования Крыловской район месторождение было включено в 2017 году в перечень аукционов с целью получения лицензии на право пользования.
На основании вышеизложенного, заявитель ссылается на то, что разработка Кугоейского месторождения в границах участка ведется уже на протяжении 25 лет.
ООО "Эвик" неоднократно обращалось в администрацию муниципального образования Крыловский район по вопросу внесения изменений в документы территориального планирования (генеральный план Кугоейского сельского поселения).
Письмом от 13.02.2020 администрация сообщила, что внесение изменений в генеральный план Кугоейского сельского поселения Крыловского района планируется при наличии денежных средств в 2021-2022 г.
В письме от 03.06.2020 администрация муниципального образования Крыловский район Краснодарского края сообщила, что 01.06.2020 принято постановление администрации муниципального образования Крыловский район N 185 "О подготовке проекта внесения изменений в генеральный план Кугоейского сельского поселения Крыловского района Краснодарского края". Планируемый срок выполнения работ по внесению изменений в вышеуказанный генеральный план, включая процедуры по определению разработчика документации, а также согласование и утверждение проекта, составит 10 месяцев. Генеральный план является основанием для изменения категории земельного участка. Для определения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:14:0208000:848 необходимо внести изменения в правила землепользования и застройки территории Кугоейского сельского поселения, процедура составит 6 месяцев.
Однако, действий по внесению изменений в генеральный план Кугоейского сельского поселения, по изменению сведений об отнесении земельного участка с кадастровым номером. 23:14:0208000:848, расположенного по адресу: Краснодарский край, Крыловский район, в 0,5 км западнее станицы Кугоейской, к "землям промышленности" администрация в настоящее время не совершила.
ООО "Эвик" полагает, что администрацией муниципального образования Крыловский район Краснодарского края допущено нарушение прав и охраняемых законом интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, выразившееся в незаконном бездействии, заключающемся в непринятии в разумно необходимые сроки решений и не совершении юридически значимых действий по предоставлению ООО "Эвик" в аренду земельного участка, а также внесению изменений в генеральный план Кугоейского сельского поселения Крыловского района Краснодарского края.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно части 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более, чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Согласно материалам дела заявитель обратился в администрацию с заявлениями от 08.06.2018 и от 11.09.2018 о предоставлении земельного участка в аренду в 2018 г.
Таким образом, обществу стало известно о бездействиях администрации в период конец 2018 г. - начало 2019 г.
При этом, требования об обжаловании бездействий администрации по не рассмотрению указанных заявлений общество предъявило лишь в 2021 г., то есть со значительным пропуском трехмесячного срока для обращения в суд.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что нарушение прав администрацией является длящимся нарушением не влияют на пропуск данного срока, поскольку в данном случае не рассматривается вопрос давности для привлечения к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.
В силу части 2 статьи 115 и части 2 статьи 117 АПК РФ отсутствие признанных арбитражным судом уважительных причин к восстановлению пропущенного срока и отсутствие ходатайства о восстановлении пропущенного срока являются основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определения от 14.12.1999 г. N 220-О, от 20.02.2002 г. N 58-О), установление в законе сроков для обращения в суд с жалобами на действия должностных лиц обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административно-правовых отношений и не может рассматриваться как нарушение права на судебную защиту.
В силу части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных названным Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока обществом не заявлено.
Пропуск процессуального срока на обжалование ненормативного правового акта уполномоченного органа, его действий (бездействия), служит самостоятельным (достаточным) основанием для отказа в удовлетворении заявления (аналогичная правовая позиция изложена постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.10.2006 N 7830/06, от 31.10.2006 N 8837/06, от 23.01.2007 N 11984/06, от 06.11.2007 N 8673/07).
Указанные обстоятельства в их совокупности указывают на наличие оснований к отказу в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным бездействие администрации муниципального образования Крыловский район Краснодарского края, выразившееся в не рассмотрении обращений ООО "Эвик" от 08.06.2018 и от 11.09.2018 о заключении договора аренды в отношении земельного участка, расположенного но адресу: Краснодарский край, Крыловской район, в 0,5 км западнее станицы Кугоейской с кадастровым номером 23:14:0208000:848.
Таким образом, заявленные требования в данной части обоснованно отклонены судом первой инстанции в связи с пропуском срока.
В соответствии с п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса.
Земли, указанные в п. 1 ст. 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
Статьей 85 ЗК РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, иным территориальным зонам.
Статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Статья 37 ГрК РФ устанавливает виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч. 3 ст. 37 ГрК РФ).
В соответствии со ст. 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью правил землепользования и застройки территорий.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве. При кадастровом учете участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 г. N 13016/11).
Порядок перевода земель из одной категории в другую определен Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - ФЗ N 172).
Согласно части 1 статьи 2 ФЗ N 172 для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В соответствии с частью 3 статьи 4 ФЗ N 172 одним из оснований отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, является:
- установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии со статьей 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
В соответствии с частью 16 статьи 24 ГрК РФ, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.
Согласно части 2 статьи 24 ГрК РФ, решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Статьей 25 ГрК РФ установлено, что проект генерального плана должен пройти процедуру согласования с уполномоченными органами в рамках компетенции.
В силу статьи 28 ГрК РФ должны быть соблюдены требования по организации и проведению общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов.
Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Согласно части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит положение о территориальном планировании, карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Исходя из приведенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, процесс внесения изменений в генеральный план предусматривает многостадийную процедуру, которая начинается принятием решения о подготовке внесения изменений в генеральный план, включает стадию публичных слушаний и заканчивается утверждением проекта внесения изменений в генеральный план.
Таким образом, орган местного самоуправления, являющийся заинтересованным лицом по делу, не обладает правом на внесение изменений в генеральный план, а лишь принимает участие в многостадийном процессе подготовки проекта генерального плана.
Как следует из материалов дела (заявление о внесении изменений в документы территориального планирования (генеральный план), общество просило внести изменения в генеральный план.
Ответом от 03.06.2020 N 483/01-30-04 администрация сообщила обществу, что 01.06.2020 принято постановление администрации муниципального образования Крыловский район N 185 "О подготовке проекта внесения изменений в генеральный план Кугоейского сельского поселения Крыловского района Краснодарского края". Планируемый срок выполнения работ по внесению изменений в вышеуказанный генеральный план, включая процедуры по определению разработчика документации, а также согласование и утверждение проекта, составит 10 месяцев.
Учитывая, что указанный администрацией десятимесячный срок по внесению изменений в вышеуказанный генеральный план на дату принятия настоящего решения не истек у суда отсутствуют основания для признания незаконным бездействие администрации муниципального образования Крыловский район Краснодарского края, выразившиеся в несвоевременном совершении юридически значимых действий по внесению изменений в Генеральный план Кугоейского сельского поселения, по изменению сведений об отнесении земельного участка с кадастровым номером. 23:14:0208000:848, расположенного по адресу: Краснодарский край, Крыловский район, в 0,5 км западнее станицы Кугоейской, к "землям промышленности".
Кроме того, ввиду отсутствия утвержденного проекта генерального плана у суда так же отсутствуют основания для обязания администрацию внести изменения в генеральный план в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 23:14:0208000:848, расположенного по адресу: Краснодарский край, Крыловский район, в 0,5 км западнее станицы Кугоейской к "землям промышленности".
В связи с чем, в данной части судом правомерно отказано.
В части остальных заявленных требований, а именно об обязании администрации внести изменения в Правила землепользования и застройки Кугоейского сельского поселения в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 23:14:0208000:848, расположенного по адресу: Краснодарский край, Крыловский район, в 0,5 км западнее станицы Кугоейской к "землям промышленности", судом также отказано.
В письме от 03.06.2020 администрация сообщила, для определения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:14:0208000:848 необходимо внести изменения в правила землепользования и застройки территории Кугоейского сельского поселения, процедура составит 6 месяцев.
В Федеральном законе от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлены нормы, напрямую обуславливающие зависимость осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости от качества подготовки ПЗЗ.
Согласно п. 1 ст. 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
В соответствие со ст. 33 ГрК РФ, основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:
1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;
1.1) поступление от уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти обязательного для исполнения в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, предписания об устранении нарушений ограничений использования объектов недвижимости, установленных на приаэродромной территории, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории;
2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов;
3) несоответствие сведений о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий, территорий объектов культурного наследия, отображенных на карте градостроительного зонирования, содержащемуся в Едином государственном реестре недвижимости описанию местоположения границ указанных зон, территорий;
4) несоответствие установленных градостроительным регламентом ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных полностью или частично в границах зон с особыми условиями использования территорий, территорий достопримечательных мест федерального, регионального и местного значения, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости ограничениям использования объектов недвижимости в пределах таких зон, территорий;
5) установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории, установление, изменение границ территории объекта культурного наследия, территории исторического поселения федерального значения, территории исторического поселения регионального значения;
6) принятие решения о комплексном развитии территории.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 ГрК РФ, правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Таким образом, требования заявителя фактически направлены на понуждение администрации внести изменения в нормативный правовой акт.
В силу действующего законодательства вопрос о внесении изменений в нормативные правовые акты относится к исключительной компетенции соответствующих органов власти, и суды не вправе разрешать такого рода вопросы.
Для внесения изменения вида разрешенного использования земельного участка недостаточно одного только решения администрации, поскольку требуется соблюдение достаточно сложной процедуры, регламентированной статьями 31 и 32 ГрК РФ.
При этом, закрепленный нормативно принцип разделения властей не допускает вмешательства судебных органов в деятельность представительных органов местного самоуправления. В частности, арбитражным судам не предоставлено право выносить решения, обязывающие представительный орган местного самоуправления тем или иным образом принудительно принять нормативные правовые акты.
Доводы заявителя жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, в апелляционной жалобы заявитель дублирует доводы иска, данные доводы получили соответствующую правовую оценку и не подтверждают незаконность и необоснованность принятого решения.
В силу вышеизложенного основания для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Расходы по госпошлине по жалобе относятся на истца в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.04.2021 по делу N А32-38110/2020 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Эвик" (ИНН 2346018809, ОГРН 1152362000713) в доход федерального бюджета 3000 рублей госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-38110/2020
Истец: ООО "Эвик"
Ответчик: Администрация муниципального образования Крыловский район, Администрация муниципального образования Крыловской район
Третье лицо: Департамент Имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края, МИнистерство природных ресурсов КК, Министерство природных ресурсов Краснодарского края