г. Саратов |
|
01 июля 2021 г. |
Дело N А06-9910/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2021.
|
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей М.А. Акимовой, Ю.А. Комнатной,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" (414040, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Раскольникова, д. 10 В, ИНН 3015089342, ОГРН 1103015000208)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 07 апреля 2021 года по делу N А06-9910/2020
по заявлению по заявлению Государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" (414040, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Раскольникова, д. 10 В, ИНН 3015089342, ОГРН 1103015000208)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, д 47, ИНН 3015011410, ОГРН 1023000863390)
о признании незаконными пунктов 1, 3 решения от 25.09.2020 N 030/06/69-1142/2020,
заинтересованные лица: акционерное общество Финансовая группа "Эверест" (123104, г. Москва, пер. Б. Палашёвский, д. 3, стр. 1, ком. 11, ИНН 7718625040, ОГРН 1077746296231), общество с ограниченной ответственностью "Приволжская ПМК" (414009, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Набережная Тимирязева, д. 74, лит А, ИНН 3009010009, ОГРН 1023000870265), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (414000, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Набережная 1 мая, д. 96, ИНН 3015068399, ОГРН 1053000014660), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологический ресурсов" (115114, г. Москва, 1-Й Дербеневский переулок, д. 5, стр. 4, оф. 101, ИНН 7708044880, ОГРН 1037739477764),
без участия сторон
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" (далее - Заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) о признании незаконными пунктов 1, 3 решения от 25.09.2020 года N 030/06/69-1142/2020.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 12 апреля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Государственное казенное учреждение Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" не согласилось с принятым решением суда, и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что участником аукциона ООО "Приволжская ПМК" предоставлен пакет документов, соответствующий требованиям п. 6.3 ч.2 информационной карты аукциона. Признав заявку соответствующей, аукционная комиссия не нарушила требования Закона N 44-ФЗ, поскольку отсутствовали доказательства предоставления участником закупки недостоверных сведений. У аукционной комиссии отсутствовала обязанность исследовать объект закупки и направлять запросы в строительные организации. Наличие у участника опыта исполнения контракта подтверждено представленными участником документами.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в порядке статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
Законность и обоснованность судебного акта проверена арбитражным апелляционным судом.
Из материалов дела следует, что на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 29.07.2020 опубликовано извещение N 0325200006720000025 и документация о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Водоснабжение села Началово Приволжского района Астраханской области".
Заказчиком является Государственное казенное учреждение Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области".
Объектом закупки является выполнение работ по строительству объекта: "Водоснабжение села Началово Приволжского района Астраханской области".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 356 557 850, 94 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов в электронном аукционе от 12.08.2020 на участие в аукционе поступило 2 аукционные заявки от следующих участников закупки: Общество с ограниченной ответственностью "Приволжская ПМК" (заявка N 64) и Акционерное общество Финансовая группа "Эверест" (заявка N 170).
Заявки указанных участников закупки были признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
03.09.2020 года в Астраханское УФАС России поступила информация УФСБ России по Астраханской области о нарушении ГКУ Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Водоснабжение села Началово Приволжского района Астраханской области" (N извещения 0325200006720000025) (далее - электронный аукцион).
По результатам рассмотрения информации УФСБ России по Астраханской области и проведения проверки, антимонопольный орган пришел к выводу, что действия аукционной комиссии по принятию решения о соответствии заявки ООО "Приволжская ПМК" аукционной документации и Закону о контрактной системе, нарушают положения части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что представленный ООО "Приволжская ПМК" в аукционную комиссию контракт от 09.08.2016 г. не подтверждает наличие у победителя закупки за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения одного контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта. Обществом не представлены документы, подтверждающие соответствие участника аукциона дополнительным требованиям, установленным постановлением Правительства РФ N 99 от 04.02.2015 г.
25.09.2020 г. Управлением принято решение N 030/06/69-1142/2020, согласно пункту 1 которого, аукционная комиссия Учреждения признана нарушившей часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе. Согласно п. 2 решения указано, что предписание не выдавать. Пунктом 3 решения указано на передачу материалов проверки должностному лицу Астраханского УФАС для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
По результатам электронного аукциона 25.08.2020 г. между заказчиком и ООО "Приволжская ПМК" заключен государственный контракт, в связи с чем, у антимонопольного органа отсутствовали основания для выдачи предписания.
Не согласившись с решением Астраханского УФАС России от 25.09.2020 г. N 030/06/69-1142/2020 в части пунктов 1, 3 решения, заявитель обратился в суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что решение в части пунктов 1, 3 является законным и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечёт в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в удовлетворении заявленных требований.
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Правоотношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, урегулированы Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона; особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
Частью 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ определено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкции по ее заполнению.
В соответствии с п.2 ч.5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования
Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В силу ч. 7 ст. 31 Закона о контрактной системе указанные в настоящей статье требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.
В соответствии с ч. 8 ст. 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур, запроса котировок) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе комиссией принимается решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч. 4 ст. 67 данного Федерального закона.
В силу п. 1 и п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе непредставление информации или представление недостоверной информации, а также несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 данного Федерального закона, требованиям документации об аукционе, является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе.
Согласно ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 настоящей статьи, не допускается.
В силу части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7, 8 части 2 статьи 62, частей 3, 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе, принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 названной статьи, не допускается.
Как следует из материалов дела, на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 29.07.2020 опубликовано извещение N 0325200006720000025 и документация о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Водоснабжение села Началово Приволжского района Астраханской области"
Объектом закупки является выполнение работ по строительству объекта: "Водоснабжение села Началово Приволжского района Астраханской области".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 356 557 850, 94 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов в электронном аукционе от 12.08.2020 на участие в аукционе поступило 2 аукционные заявки от следующих участников закупки: Общество с ограниченной ответственностью "Приволжская ПМК" (заявка N 64) и Акционерное общество Финансовая группа "Эверест" (заявка N 170).
Заявки указанных участников закупки были признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
Заказчик, в соответствии с п. 2 (1) Приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов") (далее - Постановление N 99) установил в извещении о проведении Электронного аукциона и в пункте 6.3 части II "Информационная карта" аукционной документации дополнительные требования к участникам закупки, а именно: "наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта.
При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять:
- не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракт/\ (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей;
- не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракте (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей;
- не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракте (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей".
Пунктом 2 (1) Приложения N 1 к Постановлению N 99 установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, а именно;
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Антимонопольным органом установлено и подтверждено материалами дела, что ООО "Приволжская ПМК" (заявка N 64) в качестве подтверждения наличия опыта в соответствии с требованиями пункта 2 (1) Приложения N 1 к Постановлению N 99 к заявке представлены документы: копия контракта N 0325100012516000009_83088 на выполнение в 2016 году мероприятий рыбохозяйственной мелиорации "Расчистка Обжоровского и впадающего в него Старо-Иголкинского каналов - рыбоходов Володарского района Астраханской области" (II этап) от 09.08.2016 года, заключенного между ООО "Приволжская ПМК" и Федеральным государственным бюджетным учреждением "Управление вододелителя и нерестилищ" (ИНН 3017002562); копии актов выполненных работ (КС-2, КС-3, КС-11); копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 30.11.2017 г.
Аукционная комиссия заказчика ГКУ Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" посчитала заявку ООО "Приволжская ПМК" соответствующей требованиям аукционной документации.
Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что представленный ООО "Приволжская ПМК" в аукционную комиссию контракт от 09.08.2016 г. не подтверждает наличие у победителя закупки за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения одного контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта. Обществом не представлены документы, подтверждающие соответствие участника аукциона дополнительным требованиям, установленным постановлением Правительства РФ N 99 от 04.02.2015 г.
В соответствии с п. 1.1 контракта N 0325100012516000009_83088 от 09.018.2016 года ООО "Приволжская ПМК" (подрядчик) обязуется в установленный настоящим Контрактом срок выполнить мероприятие рыбохозяйственной мелиорации: произвести расчистку в 2016 году Обжоровского и впадающего в него Старо-Иголкинского каналов-рыбоходов Володарского района Астраханской области (II этап) (далее - Мероприятие) и сдать результат выполненных работ Федеральному государственному бюджетному учреждению "Управление вододелителя и нерестилищ" (заказчику).
Согласно приложения N 1 к контракту "Техническое задание" основным требованием задания является расчистка Обжоровского и впадающего в него Старо-Иголкинского каналов-рыбоходов Володарского района Астраханской области.
Согласно п. 2.1 контракта N 0325100012516000009_83088 от 09.08.2016 года цена настоящего контракта составляет 252 610 271 (двести пятьдесят два миллиона шестьсот десять тысяч двести семьдесят один) рубль 10 копеек (включая НДС - 38 533 770 (тридцать восемь миллионов пятьсот тридцать три тысячи семьсот семьдесят рублей 17 копеек).
Антимонопольным органом направлены запросы в Ассоциацию - региональное отраслевое объединение работодателей саморегулируемую организацию "Астраханские строители" и в Каспийский филиал ФГБУ "Главрыбвод", являющегося правопреемником заказчика по контракту N 0325100012516000009_83088 от 09.08.2016 года Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление вододелителя и нерестилищ", о предоставлении информации (сведений, документов) о том, является ли предметом электронного аукциона на выполнение в 2016 году мероприятий рыбохозяйственной мелиорации "Расчистка Обжоровского и впадающего в него Старо - Иголкинского каналов - рыбоходов Володарского района Астраханской области" (II этап) (реестровый номер извещения 0325100012516000009) и контракта N 0325100012516000009_83088 от 09.08.2016, заключенного между ФГБУ "Управление вододелителя и нерестилищ" и ООО "Приволжская ПМК" по результатам его проведения, строительство, реконструкция линейного объекта.
Согласно ответа Ассоциации - региональное отраслевое объединение работодателей саморегулируемой организации "Астраханские строители" исх. N 01-02/803 от 14.09.2020, исходя из размещенных на официальном сайте документов по указанному контракту следует, что предметом указанных аукциона и контракта является расчистка существующих обмелевших, заиленных каналов-рыбоходов с использованием плавучих землесосов (земснарядов) до проектных габаритов и глубин, что не является строительством, реконструкцией линейного объекта.
Согласно письму Каспийского филиала ФГБУ "Главрыбвод" исх. N 03-07/3815 от 21.09.2020, расчистка Обжоровского и впадающего в него Старо - Иголкинского каналов - рыбоходов Володарского района Астраханской области" (II этап) не относится к категории строительства, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусмотренных пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Проектные решения, приложенные к аукционной документации, не имеют признаков строительства, реконструкции объекта капитального строительства и не подлежат экспертизе.
По сметной документации "Расчистка Обжоровского и впадающего в него Старо - Иголкинского каналов - рыбоходов Володарского района Астраханской области" 28.08.2015 г. АУ АО "Государственная экспертиза проектов" составлено заключение и сделан вывод о соответствии расчистки установленным требованиям.
АУ АО "Государственная экспертиза проектов" подтвердило, что указанные работы являются расчисткой. В случае строительства, реконструкции необходимо проведение государственной экспертизы объекта.
Государственная экспертиза объекта не проводилась.
Определение понятий "объект капитального строительства", "строительство", "реконструкция", "капитальный ремонт объекта капитального строительства" приведены в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Объектом капитального строительства признается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10).
Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов так их конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (пункт 14).
Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов так их конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно- технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (пункт 14.2).
При исследовании вопроса о правомерности отнесения заявителем работ, выполненных ООО "Приволжская ПМК" в рамках контракта N 0325100012516000009_83088 от 09.08.2016 г. к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, суд правомерно исходит из самого существа и содержания работ по объекту: "расчистка в 2016 г. Обжоровского и впадающего в него Старо - Иголкинского каналов-рыбоходов Володарского района Астраханской области (II этап)".
Согласно пункту 1.1 контракта N 0325100012516000009_83088 от 09.08.2016 г. предметом закупки является расчистка в 2016 г. Обжоровского и впадающего в него Старо - Иголкинского каналов-рыбоходов Володарского района Астраханской области (II этап), которые не относятся к работам по строительству, реконструкции линейного объекта.
Данное мероприятие проводилось в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса РФ на 2012-2020 годах" утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. N 350, по мероприятию "Расчистка Обжоровского и впадающего в него Старо - Иголкинского каналов-рыбоходов Володарского района Астраханской области", утвержденной Распоряжением Федерального агентства по рыболовству "Об утверждении перечня мероприятий по федеральной целевой программе "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах" на проведение рыбохозяйственной мелиорации на 2016 год" от 17 мая 2016 года N 20-р.
В соответствии с ч.1 ст. 44 Закона N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" рыбохозяйственной мелиорацией является мелиорация по улучшению показателей гидрологического, гидрогеохимического, экологического состояния водных объектов в целях создания условий для сохранения и рационального использования водных биоресурсов, а также обеспечения производства продукции аквакультуры.
Согласно представленному в материалы дела Техническому заданию (т. 1 л.д. 31-39) к контракту N 0325100012516000009_83088 от 09.08.2016 г., основными целями и задачами программы являются:
-гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Астраханcкой области,
-восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;
- восстановление и экологическая реабилитация водных объектов;
- повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений.
Проектной документацией предусмотрено выполнить работы по восстановлению проточности каналов-рыбоходов путем доведения их габаритов до проектных.
На каналах-рыбоходах Обжорский и Старо-Иголкинский предусмотрено производство работ рефулерным земснарядом контрактной производительностью по грунту 160м3/час. Возможна работа других мелкосидящих земснарядов большей производительностью.
Работы по расчистке каналов-рыбоходов: "Ревулерный землесос устанавливается на оси разрабатываемой прорези. Завозятся два папильонажных якоря на расстоянии 70 м. Выполняются те же работы с плавучим грунтопроводом.
Землесос ведет разработку грунта путем рыхления механическим разрыхлителем и забором разрыхленного грунта грунтоприемником, перемещаясь на тросах по ширине прорези от бровки до бровки и продвигаясь вперед после каждого поперченного прохода прорези на авантовом якоре. Забранный грунтоприемником груз рефулируется по напорному грунтопроводу на мелководную часть отвала.
Указанный перечень работ в своей совокупности составляет расчистку на каналах-рыбоходах Обжорский и Старо-Иголкинский.
Таким образом, выполнение мероприятий по расчистке Обжоровского и впадающего в него Старо - Иголкинского каналов-рыбоходов Володарского района Астраханской области (II этап) не является строительством, реконструкцией линейного объекта.
Аналогичная правовая позиция выражена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.10.2017 г. по делу N А32-44443/2016, оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации N 308-КГ17-22353 от 13.02.2018, а также в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 25.11.2020 по делу N А06-15268/2019, от 26.11.2020 по делу N А06-15269/2019 и от 18.03.2021 г. по делу NА06-15270/2019 при оценке сходных правоотношений.
Объектом закупки по извещению N 0325200006720000025 и документации о проведении электронного аукциона является выполнение работ по строительству объекта: "Водоснабжение села Началово Приволжского района Астраханской области".
Согласно документации аукциона по строительству объекта: "Водоснабжение села Началово Приволжского района Астраханской области" (приложение N 1 к ЧАСТИ 2 "Информационная карта электронного аукциона" т. 1 л.д. 46) определен возможный объем и виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту: подготовительные работы; земляные работы; устройство фундаментов и оснований; возведение несущих конструкций; возведение наружных ограждающих конструкций; устройство внутренних электротехнических, трубопроводных и слаботочных систем; монтаж технологического оборудования; пусконаладочные работы; устройство наружных электрических сетей, линий связи, сетей водоснабжения и трубопроводов; устройство переходов сетей и трубопроводов через естественные и искусственные препятствия; благоустройство.
При указанных обстоятельствах, антимонопольный орган и суд пришли к обоснованному выводу о том, что представленный ООО "Приволжская ПМК" в аукционную комиссию контракт от 09.08.2016 г. не подтверждает наличие у победителя закупки за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения одного контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта. Обществом не представлены документы, подтверждающие соответствие участника аукциона дополнительным требованиям, установленным постановлением Правительства РФ N 99 от 04.02.2015 г.
Таким образом, действия аукционной комиссии, принявшей решение о соответствии заявки Общества требованиям аукционной документации и Закону о контрактной системе, не соответствуют ч.6 ст. 69 Закона о контрактной системе.
В апелляционной жалобе Учреждение ссылается на то, что в составе заявки Обществом были представлены копии актов выполненных работ (КС-2, КС-3, КС-11); копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 30.11.2017 г., подтверждающие строительство линейного объекта.
Суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом случае, представленное Обществом разрешение на ввод в эксплуатацию линейного объекта по контракту 2016 года не имеет правового значения, поскольку предметом закупки 2016 года являлось выполнение работ исключительно по расчистке подводящих каналов реки, что не требовало выдачи разрешения на строительство.
Указанные работы представляют собой комплекс мер, направленных на расчистку подводящего канала к водохранилищу с целью увеличения пропускной способности русла реки, с целью осуществления мер по охране реки от истощения и засорения, деградации.
В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию указано на габариты канала (ширина, глубина) и мощность водотока (2,1 м/с), т.е. при расчистке канала установлены указанные показатели.
В указанном разрешении отсутствуют сведения о строительстве линейного объекта, объекта капитального строительства, не указано, что именно построено, какой конкретно линейный объект построен.
При указанных обстоятельствах, оспариваемое решение соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, судом правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 12 апреля 2021 года по делу N А06-9910/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-9910/2020
Истец: Государственное казенное учреждение Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области
Третье лицо: АО Финансовой группы "Эверест", Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, ООО "Приволжская ПМК", ФГБУ "Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологический ресурсов"