г. Москва |
|
30 июня 2021 г. |
Дело N А40-2868/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.04.2021 по делу N А40-2868/21
по исковому заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третьи лица: 1. Правительство Москвы. 2. ОАО "Российские железные дороги"
о признании недействительным (незаконным) уведомление
в присутствии:
от заявителя: |
Моисеев А.И. по доверенности от 23.12.2020; |
от заинтересованного лица: |
Сухов Д.А. по доверенности от 05.05.2021; |
от третьих лиц: |
1. Моисеев А.И. по доверенности от 22.12.2020; 2. не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.04.2021 признано незаконным и отменено решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, изложенное в уведомлении от 15.12.2020 N КУВД-001/2020-13985237/2 (MFC-0558/2020-340194) об отказе в осуществлении государственной регистрации договора аренды от 02.09.2020 N И-02-001993 земельного участка с кадастровым номером 77:02:0016009:1999, расположенного по адресу: г. Москва, Летчика Бабушкина ул., з/у 1.
Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу путем осуществления государственной регистрации договора аренды от 02.09.2020 N И-02-001993 земельного участка с кадастровым номером 77:02:0016009:1999, расположенного по адресу: г. Москва, Летчика Бабушкина ул., з/у 1.
Управление Росреестра по г. Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заинтересованного лица при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Третье лицо ОАО "Российские железные дороги" по делу, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направил, заявлений и ходатайств суду не представил.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) с заявлением от 04.09.2020 N MFC-0558/2020-340194-1 об осуществлении государственной регистрации договора аренды от 02.09.2020 N И-02-001993 земельного участка с кадастровым номером 77:02:0016009:1999, расположенного по адресу: г. Москва, Летчика Бабушкина ул., з/у 1.
Уведомлением от 15.09.2020 N MFC-0558/2020-340194 (КУВД-001/2020-13985237, PKPVDMFC-2020-09-04-577599) Управлением Росреестра по Москве приостановлена государственная регистрация договора аренды земельного участка от 02.09.2020 N И-02-001993.
Департаментом было направлено письмо от 30.10.2020 ДГИ-И-77223/20 с ответом на обозначенные Управлением Росреестра по Москве недостатки.
Уведомлением от 15.12.2020 N КУВД-001/2020-13985237/2 (MFC-0558/2020-340194) Управлением Росреестра по Москве отказано в осуществлении государственной регистрации договора аренды земельного участка от 02.09.2020 N И-02-001993, в связи с истечением срока и не устранением причин приостановления государственной регистрации.
Отказывая в государственной регистрации договора аренды от 02.09.2020 N И-02-001993, Управление Росреестра ссылается на то, что сведения о видах разрешенного использования находящиеся в ЕГРН не соответствуют утвержденным постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП Правилами землепользования и застройки города Москвы.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции верно руководствовался следующим.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 58 Закона о недвижимости права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона о недвижимости основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п. 12 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно с положениями Закона о регистрации при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. Исходя из вышеуказанных положений Закона о регистрации, решение о проведении, либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Поскольку по смыслу и содержанию Закона о регистрации государственная регистрация осуществляется на основании документов, поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на лицах их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
Судом установлено, что Распоряжением Департамента от 27.03.2020 N 10455 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:02:0016009:1999 был установлен вид разрешенного использования с кодом 7.1. Указанное распоряжение было издано в соответствии со статьями 7, 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве", постановлениями Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы", от 20 февраля 2013 г. N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", от 28 марта 2017 г. N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы".
Одновременно с этим, согласно п. 1.1 и 1.4 Договора, указанный участок передастся под проектирование и размещение объектов железнодорожной инфраструктуры. В соответствии с Классификатором ВРИ, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540. коду 7.1 соответствует размещение объектов капитального строительства железнодорожного транспорта. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 7.1.1 - 7.1.2.
В связи с этим, противоречий между целью договора и установленным видом разрешенного использования участка, выявленных Управлением Росреестра, не наблюдается.
Отказывая в государственной регистрации договора аренды от 02.09.2020 N И-02-001993, Управление Росреестра ссылается на то, что в тексте договора не упоминается о наличии ограничений, предусмотренных нахождением земельного участка в границах санитарно-защитной зоны.
В соответствии с пп. 17 п. 1 ст. 26 Федерального закона Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации прав, не содержит установленные федеральным законом или договором ограничения прав сторон такой сделки.
Между тем, представленный на регистрацию договор аренды от 02.09.2020 N И-02-001993 содержит в себе все ограничения, предусмотренные действующим законодательством в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:02:0016009:1999, расположенного по адресу: г. Москва, Летчика Бабушкина ул., з/у 1.
Так, в соответствии с п. 4.6 Договора Арендатору запрещается проведение земляных работ без получения соответствующего разрешения.
В силу п. 5.8 Договора, Арендатор обязуется не осуществлять на земельном участке работы без разрешения компетентных органов (в том числе архитектурно-градостроительных, пожарных, санитарных, природоохранных), если такие разрешения требуются.
В соответствии с п. 5.11 Договора, Арендатор обязуется осуществить архитектурно-строительное проектирование, получение разрешения на строительство, строительство и ввод в эксплуатацию объекта в соответствии с правилами и нормативами действующего законодательства Российской Федерации и города Москвы, в том числе техническими регламентами ГОСТ, СНиП, МГСН.
Договор, также содержит и иные упоминания об ограничениях, установленных правилами землепользования в отношении объекта аренды.
В соответствии со ст. 106 ЗК РФ. Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия).
В силу ст. 7 Федерального закона Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из, в том числе, реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий.
Порядок формирования и направления сведений о санитарно-защитной зоне в ЕГРН установлен Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон".
Между тем, согласно выписке из ЕГРН, каких-либо особых условий, предусмотренных наличием санитарно-защитной зоной в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:02:0016009:1999, не имеется.
При этом, все актуальные сведения о наличии участка в границах зон с особыми условиями использования, а также особые отметки об обеспечении доступа к земельному участку с кадастровым номером 77:02:0016009:1999, содержатся в выписке из ЕГРН, являющейся неотъемлемой частью договора аренды.
Таким образом, Департаментом в Управление Росреестра по Москве были предоставлены все необходимые документы для осуществления действий по государственной с кадастрового учета указанных объектов.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.04.2021 по делу N А40-2868/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-2868/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"