30 июня 2021 г. |
Дело N А83-5220/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.06.2021
Постановление изготовлено в полном объеме 30.06.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Лазарева С.Г., |
судей |
Карева А.Ю., Кузняковой С.Ю., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 08 апреля 2021 года по делу N А83-5220/2020 по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) к Администрации города Симферополя Республики Крым, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Тюрне Лариса Владимировна, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) (далее - заявитель, ГУ УПФ РФ г.Феодосии) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации города Симферополя Республики Крым о взыскании суммы излишне выплаченной пенсии в размере 20592,00 рублей.
Спор рассмотрен с участием Тюрне Л.В., Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым, привлеченных судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 08.04.2021 заявленные требования удовлетворены полностью, с Администрации города Симферополя Республики Крым в пользу ГУ УПФ РФ г. Феодосии взыскана сумма излишне выплаченной пенсии в размере 20 592,00 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация города Симферополя Республики Крым обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что в адрес ГУ УПФ РФ г. Феодосии ежемесячно предоставлялись сведения о страхователях, в том числе и сведения о застрахованном лице Тюрне Л.В., а финансовые санкции, указанные в решении о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 10.03.2020 N 091S9200001668, за представление неполных и (или) недостоверных сведений, погашены в полном объеме.
ГУ УПФ РФ г. Феодосии возражает относительно удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, обосновывая свои возражения, в том числе, тем, что основанием для проведения органами пенсионного фонда индексации размера пенсии является отсутствие сведений о работе застрахованного лица в сведениях, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
При этом указывает, что неправомерные действия Администрации города Симферополя Республики Крым, выразившиеся в непредставлении достоверных сведений о застрахованных лицах в сроки, установленные законом, привели к излишне выплаченной суммы пенсии Тюрне Л.В.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
ГУ УПФ РФ г.Феодосии явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, в порядке части 2 статьи 156 АПК РФ просил рассмотреть жалобу в свое отсутствие.
В судебное заседание Тюрне Л.В., представители Администрации города Симферополя, Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым не явились, о месте и времени судебного разбирательства были надлежаще извещены.
Учитывая изложенные обстоятельства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, с 14.03.2015 Тюрне Лариса Владимировна является получателем страховой пенсии по старости, при подаче заявления о назначении пенсии Тюрне Л.В. указала, что работает.
07.02.2017 Администрацией города Симферополя Республики Крым, как страхователем, предоставлены Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (с типом - исходная) за январь 2017 года на 275 застрахованных лиц.
В предоставленных сведениях данные на Тюрне Л.В. отсутствовали, однако на 31.01.2017 Тюрне Л.В. является неработающим лицом, размер пенсии которой подлежит корректировке на размер индексации, установленный законодательством Российской Федерации.
Согласно предоставленных сведений Тюрне Л.В. является застрахованных лицом с 01.02.2017 и в отношении нее предоставлены сведения по форме СЗВ-М за февраль 2017 года.
19.03.2018 Администрацией города Симферополя Республики Крым предоставлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2017 года (с типом - дополняющая) на 4 застрахованных лиц, в том числе Тюрне Л.В.
01.02.2018 Администрацией города Симферополя Республики Крым предоставлены Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (с типом - исходная) за январь 2018 года на 290 застрахованных лиц, в том числе на Тюрне Л.В. (номер п/п 252), а 27.02.2018 предоставлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (с типом - дополняющая) за январь 2018 года на 4 застрахованных лица, в том числе на Тюрне Л.В.
19.03.2018 Администрацией города Симферополя Республики Крым предоставлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (с типом - отменяющая) за январь 2018 года на 4 застрахованных лиц, в т.ч. на Тюрне Л.В. поданы сведения с целью отмены ранее неверно поданных сведений о факте работы застрахованных лиц за отчетный период - январь 2018 года и согласно указанных сведений Тюрне Л.В. отсутствует на январь 2018 года в реестре в качестве работающего застрахованного лица.
11.09.2019 Администрацией города Симферополя Республики Крым предоставлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (с типом - дополняющая) за январь 2018 года на 2 застрахованных лиц, в том числе на Тюрне Л.В., то есть дополняющей формой восстановлены сведения о работе в ранее принятых ПФР сведениях о застрахованных лицах за отчетный период - январь 2018 года.
В нарушение пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" N 27-ФЗ от 01.04.1996 (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) Администрацией города Симферополя Республики Крым не исполнена обязанность по предоставлению достоверных Сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2017 года и январь 2018 года на всех работающих у него застрахованных лиц в сроки, установленные законодательством, в полном объеме.
В связи с предоставлением недостоверных сведений о факте работы Тюрне Л.В. и в результате излишне выплаченными суммами пенсии ГУ УПФ РФ г.Феодосии принято Решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) от 11.12.2019 N 190000060936/В, согласно которого размер пенсии Тюрне Л.В. приведен в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Так, размер пенсии Тюрне Л.В. составил с 01.04.2017 по 31.07.2018 - 9478,72 рублей ежемесячно, с 01.08.2018 по 31.07.2019 - 9701,53 рублей ежемесячно, с 01.08.2019 по 31.12.2019 - 9924,34 рублей ежемесячно.
Таким образом, ГУ УПФ РФ г.Феодосии за период с 01.04.2017 по 31.12.2019 Тюрне Л.В. излишне выплачена сумма пенсии в размере 20592,00 рублей.
Решением об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии и ее устранении от 14.02.2020 N 555/2 установлено, что переплата пенсии возникла в связи с предоставлением недостоверных сведений индивидуального лицевого счета страхователем (л.д. 6, т.1).
С целью возмещения в добровольном порядке суммы выплаченной пенсии, ГУ УПФ РФ г.Феодосии в адрес Администрации города Симферополя Республики Крым направлялось претензионное письмо от 18.03.2020 N 5515/09-20 о необходимости в добровольном порядке возместить вышеуказанную сумму переплаты.
Поскольку в добровольном порядке требования ГУ УПФ РФ г.Феодосии удовлетворены не были, последнее обратилось в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 3 Федерального закона N 27-ФЗ целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе: создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах.
Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договор гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика.
Предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ сведения предоставляются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п.
В период осуществления пенсионером работы, индексация его пенсии не производится, поскольку частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) предусмотрено, что индексация пенсии производится только неработающим пенсионерам: пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения 6 1152_1297845 фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Согласно части 3 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1-3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Положениями статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, основанием для проведения индексации размера пенсии является отсутствие сведений о работе застрахованного лица в сведениях, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М.
С учетом положений части 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, факт осуществления работы пенсионера устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).
Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником. Если должник несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности, например обстоятельств непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Таким образом, для возникновения ответственности за причинение вреда необходимо установить совокупность таких условий, как факт причинения вреда, противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что причиной выплаты Турне Л.В. пенсии в завышенном размере явилось непредставление Администрацией города Симферополя Республики Крым своевременно достоверных сведений по форме СЗВ-М за январь 2017 года и январь 2018 года, а факт причинения вреда подтверждается представленными доказательствами в материалах дела.
Доводы апелляционной жалобы Администрации города Симферополя Республики Крым относительно погашения финансовых санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений, примененных ГУ УПФ РФ г.Феодосии в соответствии с решением о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку не влияют на установление ответственности страхователя за причинения вреда вследствие предоставления недостоверных сведений.
Учитывая установленные по настоящему делу обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности взыскания с Администрации города Симферополя Республики Крым суммы излишне выплаченной пенсии в размере 20 592,00 рублей, возникшей в связи с несвоевременным и недостоверным представлением страхователем сведений, предусмотренных пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы Администрации города Симферополя Республики Крым судом рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта, принятого судом первой инстанции с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 08 апреля 2021 года по делу N А83-5220/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Симферополя Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 АПК РФ.
Председательствующий |
С.Г. Лазарев |
Судьи |
А.Ю. Карев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-5220/2020
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Тюрне Лариса Владимировна, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым
Хронология рассмотрения дела:
17.06.2022 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1846/2021
31.03.2022 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-5220/20
27.09.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4025/2021
30.06.2021 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1846/2021
08.04.2021 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-5220/20