г. Санкт-Петербург |
|
01 июля 2021 г. |
Дело N А56-111604/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2021 года 01 июля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галенкиной К.В.,
судей Нестерова С.А., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вороной Б.И.,
при участии:
от заявителя: представитель Байканов А.В., на основании доверенности от 03.03.2021,
от заинтересованного лица: представитель Ахремчик Д.А., на основании доверенности от 11.11.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15669/2021) Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2021 по делу N А56-111604/2020, принятое по заявлению:
заявитель: общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Система"
заинтересованное лицо: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области
о признании незаконным бездействия и обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Система" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет), выразившегося в не предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр "Ройка" на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, без вырубки лесных насаждений сроком на 2 года, обязании Комитета выдать разрешение на выполнение работ по геологическому изучению недр "Ройка" на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, без рубок лесных насаждений на срок 2 года.
Решением от 25.03.2021 суд удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с указанным решением, Комитет подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявления отказать, считая решение незаконным; ссылается на отсутствие бездействия, указывая, что по результатам рассмотрения заявления Общества подготовлен ответ; полагает, что в настоящее время оснований для выдачи разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр "Ройка" без предоставления лесного участка, без рубок лесных насаждений на два года в соответствии с заявлением от 22.09.2020 не имеется; указывает, что в рамках административной процедуры стадия согласования является обязательной и включает в себя оценку целесообразности и рисков при геологическом изучении недр, в связи с чем данная стадия не может быть пропущена, а разрешение на геологическое изучение недр не может быть выдано без данной стадии; при этом в соответствии с административным регламентом разрешение на выполнение работ по геологическому изучению недр без предоставления лесного участка, без проведения рубок лесных насаждений выдается на основании распоряжения Правительства Ленинградской области, которое в настоящее время не принято.
В судебном заседании Комитет поддержал доводы апелляционной жалобы, а Общество просило в ее удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество с ограниченной ответственностью "Аврора-Альянс" 02.06.2018 получило лицензию на право пользование недрами ЛОД 47757 ТП с целевым назначением и видами работ геологического изучения в целях поисков и оценки месторождения песчано-гравийного материала на участке недр "Ройка" (далее - лицензия), расположенного во Всеволожском районе Ленинградской области.
Впоследствии наименование общества с ограниченной ответственностью "Аврора-Альянс" было изменено на общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Система", соответствующая запись внесена в Единый государственный реестр юридических лиц на основании заявления от 21.08.2019.
Лицензия 30.12.2019 была переоформлена на имя Общества (недропользователь) без изменения условий пользования недрами, было получено распоряжение Комитета от 30.12.2019 N 3995 и выдана лицензия на пользование недрами ЛОД 48063 ТП от 16.01.2020.
В соответствии с обязанностями недропользователя, указанными в пункте 4 приложения 1 к лицензии ЛОД 48063 ТП, при осуществлении пользования недрами на участке лицензирования недропользователь обязан подготовить проект геологического изучения участка недр, обеспечить получение на него положительного заключения Северо-Западного территориального отделения ФГКУ "Росгеолэкспертиза" и утверждение указанного проекта в установленном порядке - не позднее 6 месяцев со дня государственной регистрации лицензии.
В этой связи Общество (недропользователь) на основании Административного регламента по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда, утвержденного постановлением Губернатора Ленинградской области от 13.02.2017 N 12-пг (далее - Административный регламент), 10.09.2019 обратилось в Комитет с заявлением N 01-22599/2019 о выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр без предоставления лесного участка, без рубок лесных насаждений сроком на 2 года (далее также разрешение).
Поскольку поданное Обществом заявление о выдаче разрешения не было рассмотрено в установленный срок, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В ходе рассмотрения дела N А56-51283/2020 Комитет указал на отправленный отказ в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда.
Устранив замечания, Общество обратилось в Комитет с заявлением от 22.09.2020 N СК19-20/1 на основании Административного регламента.
Согласно ответу Комитета от 23.10.2020 N 02-22003/2020 проект распоряжения Правительства Ленинградской области подготовлен и направлен на согласование, однако на дату рассмотрения дела в судебном заседании представленный проект не рассмотрен и распоряжение не принято.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение подлежит изменению.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Перечень видов возможного использования лесов приведен в статье 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ). В частности, пунктом 11 части 1 названной статьи предусмотрено использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.
Статьей 43 ЛК РФ установлено, что использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута.
Для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут со статьей 9 АПК РФ.
Допускается использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение работ в указанных целях не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства (часть 3 статьи 43 ЛК РФ).
Согласно части 4 статьи 43 ЛК РФ в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, использование лесов осуществляется на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда в Ленинградской области регламентирован Административным регламентом.
Согласно пункту 3.1 Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
прием, регистрация заявления, проверка полноты и правильности оформления заявления, а также полномочий лица, подавшего заявление, - три дня;
рассмотрение заявления и документов, направление межведомственных запросов, принятие решения о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения - 25 дней;
выдача разрешения или направление уведомления об отказе в выдаче разрешения - два дня.
В соответствии с пунктом 3.3.4 Административного регламента при отсутствии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги специалист отдела подготавливает и направляет проект распоряжения Правительства Ленинградской области о выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, без проведения рубок лесных насаждений (далее - проект распоряжения) на согласование начальнику отдела, начальнику департамента, начальнику административного департамента Комитета.
После согласования проекта распоряжения всеми уполномоченными лицами Комитета проект распоряжения направляется для согласования в Правительство Ленинградской области в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в органах исполнительной власти Ленинградской области, утвержденной постановлением Губернатора Ленинградской области от 29 декабря 2005 года N 253-пг.
Максимальный срок выполнения административной процедуры составляет 25 дней.
После получения всех необходимых согласований проект распоряжения направляется на подписание Губернатору Ленинградской области.
Согласно пункту 3.4.2 Административного регламента после получения Комитетом подписанного Губернатором Ленинградской области распоряжения Правительства Ленинградской области о выдаче разрешения специалист отдела в течение двух дней подготавливает и подписывает у председателя Комитета разрешение по форме согласно приложению 4 к Административному регламенту и выдает (направляет) разрешение заявителю.
Разрешение выдается заявителю (представителю заявителя - по доверенности) способом, указанным в заявлении: на бумажном носителе лично, на бумажном носителе почтовым отправлением.
В случае принятия решения об отказе в выдаче разрешения специалист отдела выдает (направляет) заявителю (представителю заявителя - по доверенности) письмо об отказе в выдаче разрешения способом, указанным в заявлении.
В рассматриваемой ситуации из материалов дела следует, что проект распоряжения Правительства Ленинградской области о выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, без проведения рубок лесных насаждений Комитетом подготовлен. При этом само распоряжение Правительством Ленинградской области не принято.
Принимая во внимание, что сама по себе подготовка названного проекта распоряжения Правительства Ленинградской области не предполагает безусловной обязанности у Правительства его утвердить, поскольку по результатам рассмотрения этого проекта Правительством может быть принято решение о его отклонении, учитывая, что выдача испрашиваемого разрешения Комитетом возможна только после утверждения проекта распоряжения Правительством, у суда не имелось оснований для обязания Комитета выдать спорное разрешение.
В целях восстановления нарушенных прав Общества апелляционный суд полагает возможным обязать Комитет в течение 25 дней рассмотреть заявление Общества и принять решение в соответствии с Административным регламентом, утвержденным постановлением Губернатора Ленинградской области от 13.02.2017 N 12-пг.
Учитывая изложенное, решение подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2021 по делу N А56-111604/2020 изменить, изложив абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции:
Обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в течение 25 дней рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Система" о выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр "Ройка" на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, без рубок лесных насаждений на срок 2 года и принять решение в соответствии с Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда, утвержденным постановлением Губернатора Ленинградской области от 13.02.2017 N 12-пг.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
К.В. Галенкина |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-111604/2020
Истец: ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "СИСТЕМА"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ