г. Вологда |
|
30 июня 2021 г. |
Дело N А05-11365/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 30 июня 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саркисян Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Воскресенская-100" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 февраля 2021 года по делу N А05-11365/2020,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования "Город Архангельск" (ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 5; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к товариществу собственников недвижимости "Воскресенская-100" (ОГРН 1062901063763, ИНН 2901152718; адрес: 163046, Архангельская область, город Архангельск, улица Воскресенская, дом 100; далее - товарищество, ТСЖ "Воскресенская-100") об обязании организовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) для дома N 100 по улице Воскресенской в городе Архангельске в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ ЗАВ ремстрой" (ОГРН 1052901021800, ИНН 2901133680; адрес: 163060, Архангельская область, город Архангельск, улица Северодвинская, дом 82), общество с ограниченной ответственностью "Октябрьский" (ОГРН 1052901210042, ИНН 2901143061; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, проспект Обводный Канал, дом 119, помещение 8), товарищество собственников жилья "На Воскресенской" (ОГРН 1022900527176, ИНН 2927002717; адрес: 163046, Архангельская область, город Архангельск, улица Воскресенская, дом 102, офис 1), общество с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство по уборке города" (ОГРН 1182901014042, ИНН 2901291976; адрес: 163002, Архангельская область, город Архангельск, улица Павла Усова, дом 12, корпус 2), администрация Ломоносовского территориального округа администрации муниципального образования "Город Архангельск" (ОГРН 1162901055327, ИНН 2901266419; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, проспект Ломоносова, дом 30), Департамент градостроительства администрации муниципального образования "Город Архангельск" (адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 5).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 20 февраля 2021 года заявленные требования удовлетворены. С товарищества в доход федерального бюджета взыскано 6 000 руб. государственной пошлины.
Товарищество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в исковых требованиях отказать. В обоснование жалобы ссылается на неполное выяснение обстоятельств имеющих значение для дела, а также на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Указывает на то, что если земельный участок, на котором планируется создание контейнерной площадки, не выходит в состав общего имущества дома, в связи с этим обязанность по организации места накопления мусора возлагается на органы местного самоуправления.
Администрация в ходатайстве от 22.06.2021 просит апелляционную жалобу товарищества оставить без удовлетворения, а решение суда первой инстанции без изменения.
Остальные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 01.07.2008 администрацией (собственник) и ответчиком (ТСН) заключен договор на оказание услуг (в редакции соглашения от 28.03.2016 N 2) (далее - договор), в соответствии с которым ТСН по заданию собственника в течение срока действия договора за плату обязалось оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества МКД, предоставлять услуги по отоплению, горячему водоснабжению, электроснабжению собственникам и пользователям помещений, производить начисление и сбор платежей за оказанные услуги, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирными домами деятельность (пункт 1.1 договора).
При выполнении условий договора стороны обязались неукоснительно соблюдать требования, установленные действующими нормативно-правовыми актами в области эксплуатации и содержания жилищного фонда, в том числе санитарными правилами, нормами противопожарной безопасности, правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, правилами пользования электрической и тепловой энергией (абзац 1 раздела 3 договора).
В соответствии с пунктом 7.1 договор вступает в силу с 01 июля 2008 года и действует 1 (один) год. В случае, если не позднее 1 (одного) месяца до истечения указанного срока ни одна из сторон не заявит в письменной форме другой стороне об отказе от продолжения договорных отношений, действие настоящего договора автоматически продлевается на тот же срок на тех же условиях.
Администрация Ломоносовского территориального округа администрации муниципального образования "Город Архангельск" направила в адрес ответчика письмо от 08.06.2020 N 31-09/3375 с просьбой предоставить договор, заключенный с владельцем оборудованного действующего места или организовать место (площадку) накопления ТКО для МКД в соответствии с действующим санитарным законодательством, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Порядком определения (согласования) мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Архангельск", утвержденным постановлением Администрации муниципального образования "Город Архангельск" от 13.02.2020 N 285 (далее - Порядок N 285).
Поскольку в указанный срок место (площадка) накопления ТКО для МКД в соответствии с Порядком N 285 ответчиком не организовано, администрация обратилась в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил, при этом правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)).
В соответствии с частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения, в силу пункта 26 (1) которого в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (далее - Перечень N290).
В пункте 26 (1) Перечня N 290 указано, что в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
В силу подпункта "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а также обеспечить организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Архангельск" от 13.02.2020 N 285 утвержден Порядок N 285, который устанавливает процедуру определения (согласования) мест (площадок) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, в условиях сложившейся застройки муниципального образования "Город Архангельск", в случаях возложения действующим законодательством обязанности по организации мест накопления ТКО на юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе в соответствии с требованиями Правил благоустройства, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 1.3 Порядка N 285 организации, управляющие жилищным фондом, обязаны организовывать место накопления ТКО путем оборудования контейнерной площадки с установкой на ней контейнеров в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством.
Заявитель - физическое лицо, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель подает в администрацию территориального округа по месту планируемого расположения контейнерной площадки заявку по утвержденной форме (пункт 1.5 Порядка N 285).
Пунктом 2.8 Порядка N 285 обязанности по проведению работ, связанных с благоустройством контейнерных площадок и подъездов к ним, по содержанию в исправном состоянии контейнеров (мусоросборников) и их внешнего вида в случае использования контейнеров для размещения отходов, образовавшихся от жителей многоквартирных домов, возложены на организации, осуществляющие управление жилыми домами.
В данном случае место накопления ТКО не организовано, заявок для определения для МКД в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования "Город Архангельск" от ответчика не поступало.
Доказательств, свидетельствующих об организации товариществом места накопления ТКО в соответствии с требованиями действующего законодательства для эксплуатации МКД, в материалы дела также не представлено.
Доводы товарищества со ссылкой на то, что земельный участок, на котором планируется создание контейнерной площадки, не входит в состав общего имущества МКД, являлись предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонены.
Действующее законодательство не содержит запрета на размещение объектов для сбора ТКО за границами земельного участка под МКД. В случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под МКД, ввиду сложившейся застройки, управляющая организация вправе разместить ее на ином земельном участке в рамках гражданско-правового договора. При этом нахождение контейнерной площадки за пределами земельного участка, закрепленного за МКД, не освобождает общество от обязанности по ее содержанию.
Поскольку ТСЖ "Воскресенская-100", осуществляя функции управления в отношении МКД, в силу пункта 2.2 части 2 статьи 161 ЖК РФ, положений Правил N 491, отвечает за надлежащее содержание общего имущества названного дома и несет обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО, то доводы подателя жалобы о возложении такой обязанности на администрацию не соответствуют приведенным выше нормам права и фактическим обстоятельствам дела.
В силу норм жилищного законодательства общество, заключив договор с условием об обязанности собственников выносить отходы в специально установленные для этого места, обязалось организовать и содержать место накопления ТКО, надлежаще оказывать все виды коммунальных услуг.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования администрации.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 февраля 2021 года по делу N А05-11365/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Воскресенская-100" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-11365/2020
Истец: администрация муниципального образования "Город Архангельск"
Ответчик: ТСЖ "Воскресенская-100"
Третье лицо: Администрация Ломоносовского территориального округа МО "Город Архангельск", Департамент градостроительства Администрации Муниципального образования "Город Архангельск", ООО "ЖЭУ ЗАВ ремстрой", ООО "Октябрьский", ООО "Спецавтохозяйство по уборке города", ТСЖ "На Воскресенской"