город Омск |
|
01 июля 2021 г. |
Дело N А46-23747/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ауталиповой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4695/2021) Администрации Омского муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 29.03.2021 по делу N А46-23747/2020 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению публичного акционерного общества "Россети Сибирь" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327, 660021, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, 144А) к Администрации Омского муниципального района Омской области (ИНН 5528003601, ОГРН 1025501867962, 644527, Омская область, Омский район, п. Ростовка, 21) о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на использование земельных участков,
при участии в судебном заседании представителя публичного акционерного общества "Россети Сибирь" Толмачевой Е.Р. по доверенности от 11.01.2021 N 00/188/55),
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (далее по тексту - ПАО "Россети Сибирь", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Омского муниципального района Омской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) об оспаривании отказа в выдаче разрешения на использование земельных участков, выраженного в письме от 09.10.2020 N ИСХ-20/ОМС-10111.
В качестве способа восстановления нарушенного права общество просило суд обязать администрацию выдать ПАО "Россети Сибирь" разрешение на использование земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:050101:5930 и 55:20:050101:5980.
Решением Арбитражного суда Омской области от 29.03.2021 по делу N А46-23747/2020 заявленные требования удовлетворены, признано незаконным решение Администрации об отказе в выдаче разрешения на использование земельных участков, выраженное в письме от 09.10.2020 N ИСХ-20/ОМС-Ю111; на Администрацию возложена обязанность выдать ПАО "Россети Сибирь" разрешение на использование земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:050101:5930 и 55:20:050101:5980; с Администрации в пользу ПАО "Россети Сибирь" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация, настаивая на законности отказа в выдаче разрешения на использование земельных участков указала на то, что согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) в границах земельного участка с кадастровым номером 55:20:050101:5980 расположено здание с кадастровым номером 55:20:050101:3952, принадлежащее третьему лицу на праве собственности, и что согласно сведений из ЕГРН в границах земельного участка с кадастровым номером 55:20:050101:5930 расположено сооружения с кадастровым номером 55:20:000000:3207, находящееся в собственности Омского муниципального района Омской области, который в свою очередь заключил концессионное соглашение с ООО "ЖКХ Иртышское".
ПАО "Россети Сибирь" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
Администрация, надлежащим образом уведомленная о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявила, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель ПАО "Россети Сибирь" возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
ПАО "Россети Сибирь" заключен договор об осуществлении технологического присоединения с казенным учреждением Омской области "Облстройзаказчик" (договор от 15.06.2020 N 20.5500.1825.20).
Для технологического присоединения энергопринимающих устройств указанного лица заявителю необходимо выполнить строительство ВЛИ-0,4 кВ.
Строительство воздушных линий (далее - ВЛ) планируется на земельных участках с кадастровыми номерами 55:20:050101:5930 и 55:20:050101:5980.
Руководствуясь положениями статьи 39.33-39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), постановлением Правительства Омской области от 24.06.2015 N 170-п "О порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Постановление N 170-п) в адрес Администрации направлено письмо от 14.08.2020 N 1.5/01-05/6845-исх, с приложением заявлений о выдаче разрешения на использование земельных участков.
В ответ от Администрации получено письмо, содержащее решение об отказе в выдаче разрешения на использование земельных участков от 13.10.2020 N 1.5/2809-вх-пов (от 09.10.2020 N ИСХ-20ЮМС-10111).
В качестве обоснования отказа Администрацией со ссылкой на подпункт 5 пункта 8 постановления Правительства Омской области от 24.06.2015 N 170-п указано, что поскольку в границах испрашиваемых заявителем земельных участков размещены объекты капитального строительства, то размещение линейных объектов на данных земельных участках повлечет нарушение градостроительных, противопожарных и иных требований законодательства.
Полагая, что отказ в выдаче разрешения на использование земельных участков, выраженный в письме от 09.10.2020 N ИСХ-20/ОМС-10111, является незаконным и нарушающим права и законные интересы ПАО "Россети Сибирь", последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
29.03.2021 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 25 ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
Порядок технологического присоединения, в том числе объектов, принадлежащих сетевым организациям, урегулирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее по тексту - Правила N 861).
В соответствии с пунктом 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами N 861.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пункте 1 и пункте 2 данной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, к таким объектам относятся линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 постановления Правительства Омской области от 31.05.2017 N 150-п получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции линейных объектов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2017 N 269 "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории".
В силу подпункта 3 пункта 1 постановления Правительства Омской области от 31.05.2017 N 150-п получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции кабельных, воздушных и кабельно- воздушных линий электропередачи, в том числе кабельных линий электропередачи, исполненных в блочной канализации, трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования напряжением до 20 кВ включительно, солнечных батарей, линий наружного освещения, архитектурной подсветки.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 8 постановления Правительства Омской области от 24.06.2015 N 170-п в выдаче разрешения на использование земельного участка должно быть отказано в случае, если размещение объектов повлечет нарушение ограничения использования земельных участков в случаях, установленных ЗК РФ, федеральными законами, либо ведет к нарушению требований градостроительных, противопожарных, санитарных норм и иных требований законодательства.
В рассматриваемом случае выводы Администрации, изложенные в оспариваемом решении, относительно того, что размещение линейных объектов приведет к нарушению требований градостроительных, противопожарных, санитарных норм и иных требований законодательства, либо повлечет нарушение ограничения использования земельных участков, ничем не обоснованы, и не содержит ссылок на нормы права.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером 55:20:050101:5980 расположено здание с кадастровым номером 55:20:050101:3952.
В соответствии с пунктом 2.4.57, пунктом 2.4.58 Приказа Минэнерго России от 20.05.2003 N 187 расстояние по горизонтали от проводов воздушных линий при наибольшем их отклонении до зданий и сооружений должно быть не менее 1,5 метра.
В соответствии со схемой размещения линейного объекта, проектируемая В Л-0,4 кВ расположена в 21 метре от здания.
На земельном участке с кадастровым номером 55:20:050101:5930 расположен объект недвижимости с кадастровым номером 55:20:000000:3207 - сети водопровода, а также объект недвижимости с кадастровым номером 55:20:050101:3947 - тепловые сети.
На оба объекта недвижимости зарегистрировано право собственности Омского муниципального района, также зарегистрированы иные ограничения (обременения) прав в пользу ООО "ЖКХ Иртышское".
Согласно пункту 2.4.61 Приказа Минэнерго России от 20.05.2003 N 187, наименьшее допустимое расстояние по горизонтали от подземных частей опор или заземляющих устройств опор до трубопроводов и наземных колонок составляет 1 м. Проектируемая ВЛ-0,4 кВ, согласно плану сетей, расположена в 4-х метрах от тепловых сетей и в 8-ми метрах от водопровода.
Таким образом, размещение ВЛ-0,4 кВ на земельных участках с кадастровыми номерами 55:20:050101:5930 и 55:20:050101:5980 соответствует требованиям действующего законодательства и строительным нормам, и не повлечет нарушения противопожарных, градостроительных и иных требований законодательства.
Из указанных обстоятельств следует, что отказ администрации в предоставлении разрешения на использование земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:050101:5930 и 55:20:050101:5980 для размещения линии электропередачи не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы ПАО "Россети Сибирь", поскольку препятствует заявителю исполнить свои обязательства по договору об осуществлении технологического присоединения.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив заявленные обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку Администрация при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платила и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 29.03.2021 по делу N А46-23747/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-23747/2020
Истец: ПАО "РОССЕТИ СИБИРЬ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ОМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ