город Омск |
|
29 июня 2021 г. |
Дело N А46-22997/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рожкова Д.Г.,
судей Сафронова М.М., Тетериной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Губанищевой У.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5661/2021) муниципального предприятия города Омска "Тепловая компания" на решение Арбитражного суда Омской области от 12.04.2021 по делу N А46-22997/2020 (судья Ляпустина Н.С.,), принятое по иску муниципального предприятия города Омска "Тепловая компания" (ИНН 5501016762, ОГРН 1025500609200) к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Омск" (ИНН 5501174543, ОГРН 1165543076478) о признании действий незаконными,
при участии в судебном заседании представителей:
от муниципального предприятия города Омска "Тепловая компания" - Давыдова В.Н. по доверенности от 25.12.2020;
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Омск" - Прохорова А.А. по доверенности от 11.01.2021,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие города Омска "Тепловая компания" (далее - МП г. Омск "Тепловая компания", истец, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Омск" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Омск", ответчик) о признании незаконными действий ООО "Газпром межрегионгаз Омск" по уведомлению МП г. Омска "Тепловая компания" о самостоятельном полном ограничении подачи поставки газа с 01.01.2021, с определением в данных уведомлениях: способа ограничения - самостоятельного полного ограничения; объемов газа в соответствии с пунктом 13 "Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа" на котельные, эксплуатируемые МП г. Омска "Тепловая компания".
Решением Арбитражного суда Омской области от 12.04.2021 в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.
Мотивируя свою позицию, апеллянт указывает следующее: в нарушение Правил ограничения подачи газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 N 1245 (далее - Правила N 1245), ответчиком определен неверный способ ограничений поставки газа, поскольку в данной ситуации ограничение должно производиться самим поставщиком; отказывая в признании незаконными действий ответчика, суд фактически разрешает ответчику в нарушение установленного порядка возложить исполнение мероприятий по ограничению поставки газа на истца - потребителя газа; при включении в расчетные объемы предполагаемого к поставке газа потребителей, не подлежащих ограничению в поставке тепловой энергии, истец руководствовался как нормами действующего законодательства, так и сложившейся судебной практикой.
В материалы апелляционного производства 27.05.2021 поступил отзыв ответчика, в котором ООО "Газпром межрегионгаз Омск" выражает несогласие с позицией, изложенной апеллянтом в жалобе, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
22.02.2019 между ООО "Газпром межрегионгаз Омск" (поставщик) и МП г. Омска "Тепловая компания" (покупатель) заключены договоры поставки газа N 36-4-0005, N 36-4-1074 (далее - договоры), по условиям которых поставщик обязуется поставлять с 01.01.2019 по 31.12.2020, а покупатель - принимать и оплачивать газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный добытый публичным акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами (далее - ПАО "Газпром"), и/или газ, добытый организациями, не являющимися аффилированными лицами ПАО "Газпром" и/или организаций - собственников региональных систем газоснабжения либо созданными во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17.11.1992 N 1403 "Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения" (кроме организаций, являющихся собственниками региональных систем газоснабжения) (далее - независимые поставщики, не являющиеся аффилированными лицами ПАО "Газпром") (пункт 2.1 договоров).
Пунктом 5.2, 5.4 договоров предусмотрено, что фактическая стоимость газа, выбранного по договору в месяце поставки газа, отражается в товарной накладной на отпуск газа, конденсата, оформленной по форме ТОРГ-12.
Оплата природного газа осуществляется покупателем поставщику в срок до 18-го числа месяца, следующего за месяцем поставки (пункт 5.4, 5.5 договоров).
Как следует из материалов дела, в связи с образовавшейся задолженностью поставщик направил покупателю уведомления от 10.12.2020 N 05/10275, N 05/10263 о полном ограничении подачи поставки газа с 01.01.2021 на котельные истца, расположенные в городе Омске.
В уведомлениях ответчику предлагалось при наличии абонентов, не имеющих задолженности за газ (вырабатываемый при использовании газа ресурс) не позднее чем за 5 рабочих дней до даты ограничения направить в адрес ООО "Газпром межрегионгаз Омск" предложение о заключении договора поставки газа (дополнительного соглашения) на объемы, необходимые для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, с обязательным предоставлением письменного расчета объема газа, необходимого для таких абонентов, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве таких абонентов.
В случае ненаправления в установленный срок соответствующего предложения, непредоставления указанных выше сведений или документов, предоставления неподтвержденных сведений или ненадлежащих документов, поставка газа будет ограничена до уровня, соответствующего среднеоплаченному объему газа равному 1438,955 тыс. куб.м, определенному в соответствии с пунктом 13 Правил N 1245, для отбора газа в январе 2021 года, начиная с 01.01.2021.
При перерасходе газа в период введения ограничения и непринятии организацией мер по самостоятельному ограничению, подача газа может быть полностью прекращена.
Как указывает истец, МП г. Омск "Тепловая компания", в соответствии с пунктом 12 Правил N 1245, письмами от 23.12.2020 N 8373-ИП/10 и N 8374-ИП/10 направило поставщику расчет объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности за потребленную тепловую энергию с приложением всех необходимых документов, а так же указало, что при предоставлении указанных документов считает, что самостоятельное полное ограничение поставки газа с 01.01.2021 является неправомерным.
Полагая, что действия ООО "Газпром межрегионгаз Омск" по уведомлению МП г. Омска "Тепловая компания" от 10.12.2020 N 05/10275, N 05/10263 о самостоятельном полном ограничении подачи поставки газа с 01.01.2021 с определением в данных уведомлениях: способа ограничения - самостоятельного полного ограничения; объемов газа в соответствии с пунктом 13 N 1245 на котельные, эксплуатируемые МП г. Омска "Тепловая компания", не соответствует закону, нарушают права и законные интересы истца, МП г. Омска "Тепловая компания" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, пришёл к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, с чем выразил несогласие истец.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2 и 3 статьи 546 ГК РФ установлен перечень оснований, при которых допускается перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии в одностороннем порядке.
Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии (пункт 2 статьи 546 ГК РФ).
Согласно статье 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), на основании договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги.
При несоблюдении потребителями газа условий договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Поставка газа может осуществляться для коммунально-бытовых нужд граждан, либо в коммерческих (производственных) целях и регулируется Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162).
Пункт 34 Правил N 162 предусматривает, что поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 Правил N 1245, поставщик вправе ограничить подачу газа потребителю ввиду неисполнения последним обязательств по оплате.
Согласно пункту 7 Правил N 1245 полное или частичное ограничение подачи (поставки) газа (но не ниже брони газопотребления в отношении лиц, которым она установлена) в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил (за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также потребителей, соответствующих критериям, установленным Правительством Российской Федерации, и обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате газа) производится поставщиком.
Из смысла указанных положений закона в их взаимосвязи следует, что газоснабжающие организации по общему правилу вправе прекращать поставку газа организациям-потребителям при наличии непогашенной задолженности по его оплате, если соблюдена процедура по уведомлению (предупреждению) абонента - юридического лица. Исключение составляют лишь те организации-потребители, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта "е" пункта 2 Правил N 1245 основаниями для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа является полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.
В рассматриваемом случае наличие задолженности по оплате поставленного газа МП г. Омска "Тепловая компания" не оспаривается.
На основании пункта 8 Правил N 1245 поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа. В отношении категорий потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, предусмотренных приложением (включая организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) теплоснабжения населенных пунктов), срок направления такого уведомления должен составлять не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения.
Из материалов дела следует, что МП г. Омска "Тепловая компания" осуществляет эксплуатацию объектов централизованного теплоснабжения населенных пунктов (котельные), в связи с чем согласно пункту 2 приложения к Правилам N 1245, истец относится к потребителям, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, как организация, осуществляющая эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и теплоснабжения населенных пунктов. Соответственно его уведомление должно осуществляться не менее чем за 20 календарных дней до даты ограничения.
В связи с образовавшейся задолженностью поставщик направил в адрес покупателя уведомления от 10.12.2020 N 05/10275, N 05/10263 о полном ограничении подачи поставки газа с 01.01.2021 на котельные истца, расположенные в городе Омске.
Из содержания пункта 8 Правил N 1245 следует, что дата полного ограничения поставки газа определяется поставщиком по истечении срока, установленного для направления соответствующего уведомления, в рассматриваемом случае 20 календарных дней, что, исходя из даты направления уведомления 10.12.2020, соблюдено ответчиком надлежащим образом.
Пунктом 10 Правил N 1245 предусмотрено, что ограничение подачи (поставки) газа по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил, в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов (далее - абоненты, не имеющие задолженности), осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 11 - 13 настоящих Правил.
Потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения (пункт 11 Правил N 1245).
В соответствии с пунктом 12 Правил N 1245 исполнение обязанности, предусмотренной пунктом 11 Правил, может осуществляться потребителем путем:
а) полного и (или) частичного ограничения подачи газа или вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством РФ;
б) предварительного (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращения к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности;
в) предоставления потребителем поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного в подпункте "б" настоящего пункта.
При этом в силу абзаца второго пункта 13 Правил N 1245, поставщик газа не позднее чем за 3 рабочих дня до введения ограничения повторно направляет потребителю уведомление, предусмотренное пунктом 8 Правил N 1245, с указанием основания и даты введения ограничения, а также объемов газа, поставляемых в период ограничения и рассчитанных в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.
В указанном пункте также отмечено, что в случае перерасхода газа потребителем в период введения ограничения поставщик газа имеет право проводить принудительное уменьшение количества подаваемого (поставляемого) газа до месячной нормы, установленной на период введения ограничения, в том числе путем полного ограничения подачи (поставки) газа (с предупреждением потребителя и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не менее чем за сутки), в случае, если его объем, установленный на соответствующий месяц, был использован потребителем до истечения этого месяца. Последующее возобновление подачи (поставки) газа в установленных на период ограничения объемах осуществляется поставщиком с наступлением следующего месяца, если иное не предусмотрено договором поставки газа.
Из содержания вышеприведенных положений закона следует, что при недостижении поставщиком газа и потребителем соглашения об объемах поставки газа, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, а также при невыполнении потребителем требования по предоставлению поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения. При этом в случае перерасхода газа потребителем в период введения ограничения поставщик газа имеет право проводить принудительное уменьшение количества подаваемого (поставляемого) газа до месячной нормы, установленной на период введения ограничения, в том числе путем полного ограничения подачи (поставки) газа в случае, если его объем, установленный на соответствующий месяц, был использован потребителем до истечения этого месяца.
Таким образом, положения пункта 13 Правил N 1245 предусматривают случаи, когда даже при наличии у потребителя добросовестных абонентов (не имеющих задолженности), поставщик газа производит полное ограничение (прекращение) поставки газа, подача которого возобновляется только с наступлением следующего месяца.
Принимая во внимание фактические обстоятельства настоящего дела, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что указание в оспариваемых уведомлениях информации о том, что поставка газа будет ограничена до уровня, соответствующего среднеоплаченному объему газа равному 1438,955 тыс.куб.м./месяц, а также не направление поставщиком уведомлений об ограничении поставки газа самим поставщиком с привлечением газораспределительной организации, не свидетельствует о нарушении процедуры уведомления, повлекшей нарушений прав истца.
Действительно, указание РСО на ограничение уровня подачи газа до уровня, соответствующего среднеоплаченному объему газа в первоначально направленных уведомлениях не предусмотрено пунктом 11 Правил N 1245. Вместе с тем указанный пункт правил не содержит и запрета на направление данной информации. Ключевое значение в рассматриваемом случае имеет соблюдение РСО обязанности не позднее чем за 3 рабочих дня до введения ограничения повторно направить потребителю уведомление, предусмотренное пунктом 8 настоящих Правил, с указанием основания и даты введения ограничения, а также объемов газа, поставляемых в период ограничения и рассчитанных в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.
При этом из указанных выше норм следует, что само по себе направление соответствующих уведомлений является обязанностью поставщика и не означает совершение непосредственных действий по прекращению подачи ресурса, а лишь инициирует процедуру, в рамках которой подлежит урегулированию объем газа, в пределах которого производится соответствующее ограничение.
Таким образом, наличие в действиях ответчика злоупотребления правом, влекущее удовлетворение требования истца о признании незаконным бездействия по не введению самостоятельного ограничения отбора газа в январе 2021 года, материалами дела не подтверждается.
Доводы истца об отсутствии оснований для направления ему расчетов объемов поставки природного газа, необходимого для обеспечения тепловой энергией абонентов в соответствии с Правилами N 1245 и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а так же для обеспечения тепловой энергией потребителей, которых невозможно отключить, признаются апелляционным судом необоснованными, исходя из следующего.
Рассмотрение данного спора, с учетом правовой и технологической природы газоснабжения как одной из форм энергоснабжения, обеспечивающих выработку производных ресурсов (в частности тепловой энергии), подлежит разрешению с учетом прав и законных интересов абонентов-потребителей тепловой энергии, поставляемой МП г. Омска "Тепловая компания", положений правил, регламентирующих производство и поставку тепловой энергии как производного коммунального ресурса.
Законодателем в развитие конституционных положений (статьи 2, 7 Конституции Российской Федерации) введены дополнительные механизмы защиты абонентов, которые надлежащим образом исполняют обязательства по оплате использованных топливно-энергетических ресурсов и не состоят в непосредственных отношениях с поставщиками тепловой энергии и газа.
В соответствии с пунктом 96 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, в отношении граждан-потребителей, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии устанавливается в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно подпункту "в" пункта 119 Правил N 354, исполнитель коммунальной услуги не вправе ограничить или приостановить предоставление услуги по отоплению.
В соответствии с пунктом 121 Правил N 354 не допускается ограничение и приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2015 N 308-КГ15-2046 изложен правовой подход, в соответствии с которым полное прекращение поставки газа ресурсоснабжающей организации и, как следствие, лишение данной организации возможности осуществлять подогрев воды для предоставления услуг горячего водоснабжения и отопления уже свидетельствует о том, что указанными действиями создается угроза нарушения прав добросовестных абонентов на получение соответствующих коммунальных услуг.
Отношения газоснабжающей и ресурсоснабжающей (в сфере коммунальных услуг) организаций, являющихся, как правило, крупными хозяйствующими субъектами, не должны негативно отражаться на правах абонентов, своевременно оплачивающих использованные топливно-энергетические ресурсы. Государство предоставляет таким абонентам дополнительную защиту, поскольку с экономической точки зрения они являются слабой стороной, то есть не могут рыночными методами влиять на действия как газоснабжающей, так и ресурсоснабжающей организаций.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40).
Как следует из материалов дела, газ, поставляемый ООО "Газпром межрегионгаз Омск" на котельные, эксплуатируемые МП г. Омска "Тепловая компания", используется последним для приготовления тепловой энергии, направляемой на предоставление коммунальной услуги по отоплению.
Учитывая установленный законодателем запрет на прекращение оказания коммунальной услуги по отоплению, соответствующие обстоятельства подлежат учету при реализации поставщиком газа в отношении потребителя, являющегося одновременно теплоснабжающей организацией, процедуры полного или частичного ограничения подачи газа; аналогичным образом подлежат учету потребности в тепловой энергии организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета и обеспечивающих безопасность государства (постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2002 N 364 "Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства").
Как указывает ООО "Газпром межрегионгаз Омск", направленный МП г. Омска "Тепловая компания" расчет объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, содержал сведения не только об объемах газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, но и об объемах газа, необходимого для выработки тепла для нужд абонентов, имеющих задолженность. Фактически указанный расчет направлен на сохранение полного объема поставки газа, что противоречит смыслу законодательного регулирования спорных правоотношений, который состоит во введении ограничения на подачу газа неисправным потребителям, не отнесенным к отдельным социально значимым категориям.
Материалами дела также подтверждается, что в расчетах МП г. Омска "Тепловая компания" указано, что в данный расчет включены объемы, необходимые для потребителей, отключение которых не возможно в силу требований действующего законодательства.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия приходит к выводу, что даже отсутствие со стороны абонента надлежащего расчета, предусмотренного подпунктом "в" пункта 12 Правил N 1245, не означает невозможности осуществления поставщиком газа действий по ограничению (прекращению) подачи ресурса до среднемесячного значения количества газа, при наличии возможности согласования объемов, необходимых для снабжения добросовестных абонентов.
Само по себе включение в указанные письменные расчеты сведений об абонентах, имеющих задолженность за тепловую энергию (горячее водоснабжение и отопление), не свидетельствует о нарушении покупателем порядка предоставления таких расчетов, поскольку поставщик не лишен права и возможности не принимать во внимание сведения об абонентах, имеющих задолженность, при согласовании с покупателем условий договора поставки газа для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности.
Пунктом 10 Правил N 1245 установлено, что ограничение подачи (поставки) газа по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил, в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов (далее - абоненты, не имеющие задолженности), осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 11 - 13 настоящих Правил.
Учитывая необходимость обеспечения бесперебойного оказания соответствующих услуг указанным выше социально значимым категориям потребителей, в сложившейся ситуации ООО "Газпром межрегионгаз Омск" не должно допускать ограничения подачи газа на эксплуатируемые покупателем котельные до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, то есть в объеме ниже уровня, необходимого для: бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности; оказания коммунальной услуги по отоплению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
При таких обстоятельствах, учитывая, что уведомление об ограничении подачи (поставки) газа является обязанностью поставщика; направлено в порядке и сроки установленные действующим законодательством, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконными действий ООО "Газпром межрегионгаз Омск", выразившихся в направлении истцу уведомлений от 10.12.2020 N 05/10275 и 05/10263.
Соответственно, отказав в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Обстоятельства спора исследованы судом всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Несогласие истца с решением суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают нарушений судом норм права.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 12.04.2021 по делу N А46-22997/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Д.Г. Рожков |
Судьи |
М.М. Сафронов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-22997/2020
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДА ОМСКА "ТЕПЛОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ ОМСК"