г. Санкт-Петербург |
|
01 июля 2021 г. |
Дело N А42-237/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Семеновой А.Б., Трощенко Е.И.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.,
при участии:
от истца (заявителя): Гальпер А.В., по доверенности от 24.03.2021;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16627/2021) Карцева И.В. на решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.03.2021 по делу N А42-237/2021, принятое
по заявлению Карцева И.В.
к Комитету градостроительства и территориального развития администрации г. Мурманска;
3-е лицо: Администрация города Мурманска
о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Карцев Игорь Викторович (далее - Карцев И.В., заявитель) обратился в Октябрьский районный суд города Мурманска с заявлением к Администрации города Мурманска в лице Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска (далее - Администрация) о признании незаконным предписания от 08.07.2020 N 05, которым Карцев И.В. обязан устранить нарушение градостроительного законодательства, связанное с эксплуатацией объекта капитального строительства без разрешительной документации.
Определением Октябрьского районного суда города Мурманска от 09.12.2020 заявление передано для рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд Мурманской области.
Карцев И.В. также просил восстановить срок на обращения с настоящим заявлением в суд.
Определением от 17.03.2021 (протокольным) произведена замена Администрации города Мурманска в лице Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска на Комитет градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска, то есть на орган, принявший оспариваемое предписание (далее - также Комитет).
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 23.03.2021 восстановлен срок на оспаривание предписания Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска от 08.07.2020 N 05. В удовлетворении заявления Карцева И.В. о признании незаконным предписания Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска от 08.07.2020 N 05 отказано.
В апелляционной жалобе Карцев И.В. просит решение суда от 23.03.2021 отменить, поскольку спорный объект недвижимости, в данном случае, не может быть признан Комитетом самовольной постройкой в административном порядке. В отсутствие судебного акта, которым данный объект (при наличии выявленных при проверке Комитета признаков) признан самовольной постройкой, применение Комитетом административных мер принуждения в отношении заявителя является незаконным.
По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание Комитета не отвечает признаку исполнимости. Полномочия по понуждению к устранению градостроительных нарушений путем выдачи по установленной Административным регламентом форме обязательного для исполнения предписания, в отсутствие выявленных нарушений по предмету проверки, у Комитета отсутствовали.
Комитет и третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направило, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Карцева И.В. поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением гражданина в ходе проведенного в период с 15.06.2020 по 08.07.2020 на основании приказа Комитета от 20.05.2020 N 44-р в рамках внеплановой выездной проверки обследования земельного участка с кадастровым номером 51:20:0003186:1125 выявлено размещение на нём самовольно построенного в 1999 году объекта капитального строительства - автосалона "Subaru" площадью 1.021,7 кв.м с кадастровым номером 51:20:0002021:684; какая-либо разрешительная документация на названное строение (нежилое помещение), а равно разрешение на ввод этого объекта в эксплуатацию, не представлены.
Указанные земельный участок и строение расположены на улице Домостроительная города Мурманска в районе домов N N 29, 16 (между ними) и находятся в собственности Карцева И.В. с 03.12.2018 и 16.07.2008 соответственно, о чем в Едином государственном реестре недвижимости имеются соответствующие регистрационные записи.
Результаты проверки оформлены актом б/н от 08.07.2020 с применением средств фотофиксации и поверенного измерительного оборудования.
По результатам проверки Карцеву И.В. выдано предписание от 08.07.2020 N 05 об устранении в срок до 07.01.2021 градостроительного нарушения.
Согласно предписанию от 08.07.2020 N 05 при проведении внеплановой документарной, выездной проверки в отношении Карцева И.В. было выявлено нарушение обязательных требований, а именно:
- нарушение пункта 2 статьи 55.24 ГрК РФ;
- эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.5 Кодекса об административных правонарушений Российской Федерации.
Полагая, что данное предписание не основано на законе и фактических обстоятельствах, Карцев И.В. обратился в арбитражный суд с требованием признать его (предписание) незаконным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа относит к вопросам местного значения городского округа (пункт 26 части 1 статьи 16 Закона).
Под муниципальным земельным контролем согласно статье 72 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением, в том числе гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
Указанной статьей Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений данной статьи (пункт 2).
Положения статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации предполагают выявление лицами, осуществляющими муниципальный земельный контроль факта размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков.
Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Мурманской области утвержден Постановлением Правительства Мурманской области от 19.03.2015 N 101-ПП/З "О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Мурманской области (далее - Порядок).
Согласно пункту 4 Порядка муниципальный земельный контроль в отношении объектов земельных отношений осуществляется органами местного самоуправления городского округа, муниципального округа, городских и сельских поселений, муниципального района в соответствии с законодательством Российской Федерации, Мурманской области и действующим Порядком.
Определение органа местного самоуправления, уполномоченного на осуществление муниципального земельного контроля, установление его организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности, определение перечня должностных лиц уполномоченного органа и их полномочий осуществляется в соответствии с уставом муниципального образования и иными муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 8 Порядка при организации и проведении проверок в отношении граждан применяются положения Земельного кодекса Российской Федерации, а также положения закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закона
N 294-ФЗ) в части порядка организации и проведения проверок, периодичности проведения плановых проверок, за исключением положений о согласовании проведения плановых и внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры.
Положение об осуществлении муниципального земельного контроля на территории муниципального образования город Мурманск утверждено постановлением администрации города Мурманска от 30.07.2015 N 2051 "Об утверждении положения об осуществлении муниципального земельного контроля на территории муниципального образования город Мурманск" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 9 Положения муниципальный земельный контроль осуществляется должностными лицами Комитета в форме проверок, проводимых в соответствии с ежегодными планами проверок, утверждаемыми Комитетом, а также внеплановых проверок.
В силу пункта 10 Положения проверка проводится на основании приказа Комитета. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, указанными в приказе Комитета.
Согласно пункту 12 Положения внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гралсданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ.
Пункты 17, 18 Положения устанавливают, что результаты проверки оформляются должностным лицом непосредственно после ее завершения актом проверки в двух экземплярах, к которому прилагаются объяснения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и гралсдан, на которых возлагается ответственность за нарушение требований законодательства, и иные, связанные с результатами проверки, документы или их копии.
По результатам проверки должностное лицо принимает меры, предусмотренные законодательством.
Из приведенных выше положений следует, что федеральное законодательство, законодательство субъекта Российской Федерации, предусматривают осуществление муниципального земельного контроля в отношении граждан, результаты которого фиксируются в соответствующем акте и не исключают возможность выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений земельного законодательства.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 10 Закона 294-ФЗ одним из оснований для проведения внеплановой проверки является рассмотрение или предварительная проверка поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений гралсдан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичная норма предусмотрена и пунктом 3.5 административного регламента исполнения Комитетом функции по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального образования город Мурманск, утвержденного Постановлением администрации города Мурманска от 19.08.2015 N 2258 (далее - Регламент).
Как следует из материалов дела, в Администрацию города Мурманска поступило обращение гражданина о незаконном возведении в городе Мурманске автосалона "Subaru" на земельном участке с кадастровым номером 51:20:0003186:212, содержащее информацию об угрозе причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Следовательно, с учетом приведенных положений законодательства у Комитета имелось основание для осуществления ответчиком в рамках муниципального земельного контроля проверки обстоятельств, изложенных в вышеуказанном обращении гражданина.
Из части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) следует, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает в числе прочего соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 названной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с названным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом. Разрешение на строительство даёт застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных указанным Кодексом.
В силу части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных этой же статьёй.
Далее, в соответствии с частью 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет помимо прочего выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объёме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешённому использованию земельного участка.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, к которому прилагаются, в частности, правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; разрешение на строительство; документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии) (часть 2, пункты 1, 2, 3 и 7 части 3 статьи 55 ГрК РФ).
Согласно пункту 1 части 6 и части 8 статьи 55 ГрК РФ отсутствие документов, указанных в части 3 названной статьи, является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, который может быть оспорен в судебном порядке.
При этом в силу частей 1 и 2 статьи 55.24 ГрК РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешённым использованием (назначением). Эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в части 3 данной статьи), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Доказательств выдачи Комитетом заявителю разрешительной документации в отношении объекта в соответствии со статьями 51 и 55 ГрК РФ в материалы дела не представлено.
Проектная документация по спорному объекту, выполненная в соответствии с требованиями законодательства также не представлена.
В соответствии с пунктом 3.6.5 Регламента конечными результатами исполнения функции является в случае выявления нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, составление акта и выдача предписания по результатам проверки по установленным настоящим Административным регламентом формам.
Следовательно, предписание Комитета содержит информацию о конкретном нарушении Карцевым И.В. как собственником объекта нормы градостроительного законодательства в виде запрета осуществлять эксплуатацию объекта без необходимой разрешительной документации, предусмотренной статьями 51 и 55 ГрК РФ.
В соответствии с пунктом 3.7.5 Регламента в случае выявления факта размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, уполномоченные должностные лица Комитета в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляют в администрацию города Мурманска уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт.
Согласно части 2 статьи 55.32 ГрК РФ орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам такого рассмотрения совершить одно из следующих действий:
1) принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации;
2) обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;
3) направить, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.
Судом установлено, что Комитетом в Администрацию было направлено уведомление о выявлении самовольной постройки на земельном участке с кадастровым номером 51:20:0003186:1125, которое явилось основанием для подачи Администрацией в суд общей юрисдикции иска к заявителю об обязании снести самовольную постройку - одноэтажное нежилое здание, автосалон 1999 года постройки, площадью 1021,7 кв.м., расположенную на земельном участке с кадастровым номером 51:20:0003186:1125 в городе Мурманске по улице Промышленной, рассматриваемого Ленинским районным судом города Мурманска в рамках дела N 2-46/2021 (2-3224/2020).
Законодатель определил четкие правовые алгоритмы по признанию объекта самовольной постройкой, что и было осуществлено Администрацией в рамках вышеуказанного дела N 2-46/2021 (2-3224/2020), рассматриваемого Ленинским районным судом города Мурманска.
Таким образом, предписание, вынесенное Комитетом, не является ненормативным актом признающим объект самовольной постройкой, так как по существу направлено на запрет осуществлять эксплуатацию объекта без необходимой разрешительной документации, предусмотренной статьями 51 и 55 ГрК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при рассмотрении апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые имеют юридическое значение, влияют на обоснованность и законность решения, либо опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.03.2021 по делу N А42-237/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-237/2021
Истец: Карцев Игорь Викторович
Ответчик: КОМИТЕТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МУРМАНСКА
Третье лицо: Администрация г. Мурманска