г. Чита |
|
1 июля 2021 г. |
Дело N А19-936/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 1 июля 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Корзовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 апреля 2021 года по делу N А19-936/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) (ОГРН 1133850029334, ИНН 3808230890, далее - истец, Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 51 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области" (ОГРН 1023802527638, ИНН 3828005966, далее - ответчик, учреждение) финансовых санкций в размере 7000 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 апреля 2021 года по делу N А19-936/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Пенсионный фонд обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт не согласен с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Ответчик в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 05.06.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, по результатам сверки отчетности за 2018 год пенсионным фондом в адрес страхователя направлено уведомление об устранении ошибок от 11.12.2019.
Учреждением 27.12.2019 в пенсионный фонд представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) по форме СЗВ-М (дополняющая) за март 2018 года в отношении 17 застрахованных лиц.
По результатам проверки представленных сведений принято решение от 21.05.2020 N 048S19200013041 о привлечении Федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 51 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области" к ответственности по ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в размере 7000 руб. 00 коп.
Требованием от 29.06.2020 N 048S01200015352 ответчику предложено уплатить финансовые санкции. Срок исполнения требования истек, денежные средства в соответствующий бюджет не поступили.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" заявитель обратился за взысканием финансовых санкций в размере 7000 руб. 00 коп. в судебном порядке.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии основания для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральное казенное учреждение "Колония-поселение N 51 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области" является страхователем и в силу ст.14 вышеуказанного закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу положений п.2.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон 01.04.1996 N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице соответствующие сведения.
Статьей 17 Федерального закона 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, указанных в п.п.2 - 2.2 ст.11 данного Федерального закона, в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
За нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, по форме СЗВ-М (дополняющая) за март 2018 года учреждение привлечено к ответственности по ст.17 вышеуказанного закона, в виде штрафа в размере 7000 руб. 00 коп.
Статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Ни закон об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации, ни закон об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, не регламентируют порядок взыскания финансовых санкций, за исключением указания на судебный порядок.
Таким образом, к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования, подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах (ч.6 ст.13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из положений ст.100.1 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что дела о выявленных в ходе камеральной или выездной проверки правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст.101 Налогового кодекса Российской Федерации; дела о выявленных в ходе иных мероприятий контроля правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст.101.4 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.37 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" дела о нарушениях законодательства о налогах и сборах, не связанные с неправильным исчислением и несвоевременной уплатой налогов, подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном ст.101.4 Налогового кодекса Российской Федерации.
Состав правонарушения, предусмотренного ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ является формальным и определен конкретным сроком, в течение которого страхователь обязан исполнить, возложенную на него обязанность по представлению сведений, предусмотренных п.п.2 - 2.2 ст.11 вышеуказанного закона.
Таким образом, моментом обнаружения факта, свидетельствующего о нарушении законодательства об обязательном пенсионном страховании, должен являться день, следующий за последним днем срока, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена данной статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом.
Пунктом 1 ст.101.4 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, должностным лицом в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен акт в установленной форме.
В соответствии с положениями ст.17 Федерального от 01.04.1996 N 27-ФЗ акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту.
По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов, руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций.
Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
В соответствии с требованиями ст.46 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих по применению арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что несоблюдении налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля предусмотренных законодательством сроков, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая вышеуказанные положения, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правильно исходил из того, что совокупный срок обращения за взысканием финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных п.2.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27 -ФЗ, за март 2018 года в судебном порядке истек 08.12.2020 (дата представления сведений по форме СВЗ-М (дополняющая) за март 2018 года - 27.12.2019 + 10 дней на составление акта (20.01.2020) + 5 дней на направление (вручение) акта (27.01.2020) + 6 дней на получение акта (04.02.2020) + 15 дней на представление возражений на акт (26.02.2020) + 10 дней на рассмотрение возражений и вынесение решения (12.03.2020) + 5 дней на направление (вручение) решения (19.03.2020) + 6 дней на вручение решения (27.03.2020) + 10 дней на вступление решения в законную силу (13.04.2020) + 10 дней на выставление требования (27.04.2020) + 6 дней на вручение требования (08.05.2020) + 28 календарных дней на исполнение требования (срок установлен пенсионным фондом - 05.06.2020) + 6 месяцев на обращение с заявлением в суд 07.12.2020), тогда как пенсионный фонд обратился в суд 26.01.2021, что подтверждается отметкой канцелярии Арбитражного суда Иркутской области на заявлении от 25.01.2021 N 09/399/6, ходатайство о восстановлении срока не заявлено.
Выводы суда первой инстанции в апелляционной жалобе не оспорены.
В силу части 4 статьи 170 АПК РФ в случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 апреля 2021 года по делу N А19-936/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-936/2021
Истец: ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области межрайонное
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Колония-поселение N51 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области"