г. Москва |
|
30 июня 2021 г. |
Дело N А40-32508/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.Р. Валиева,
рассмотрев апелляционную жалобу
ОАО "РЖД" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19 апреля 2021 года, принятое судьей Мурашовой К.С., в порядке упрощенного производства по делу N А40-32508/21, по исковому ОАО "РЖД" к ООО "Вагоноремонтная компания" о взыскании,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ООО "Вагоноремонтная компания" о взыскании убытков в размере 16215,27 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19 апреля 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 АПК РФ.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно.
Ответчик не представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
9 июля 2019 г. на перегоне Чупа - Полярный Круг Октябрьской железной дороги по показанию аппаратуры КТСМ-02 остановлен поезд N 2063. При осмотре у вагона N 67440602 выявлен нагрев буксы. Вагон отцеплен в текущий ремонт. При демонтаже буксового узла обнаружены задиры типа "елочка" на торцах роликов, бортиках наружного кольца заднего подшипника, металлические включения в смазке ЛЗ-ЦНИИ, выкрашивание металла на бортике внутреннего кольца заднего подшипника.
В соответствии с актом-рекламацией N 54 от 13.07.2019 г. лицом, виновным в возникновении неисправности, повлекшей за собой задержку поездов, признано ООО "ВРК", производившее средний ремонт и не выполнившее требования п. 25.1.3., 25,1.4 "Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию коленных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм)" РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017).
Телеграммой N 53 от 10 июля 2019 г. ООО "ВРК" надлежащим образом уведомлено о месте проведения расследования причин неисправности и необходимости явки уполномоченного представителя на составление акта-рекламации. Представитель не явился, письменные разногласия или возражения на обстоятельства, указанные в акте-рекламации, не предоставил.
В результате инцидента, вызванного отказом в работе технического средства, произошла задержка поездов:
1) N 2063 на 4 час. 37 минут;
2) N 2031 на 0 час. 10 минут;
3) N 2851 на 1 час 58 минут;
4) N 2029 на 1 час 01 минуту;
5) N 2543 на 1 час 52 минуты;
6) N 2069 на 0 час. 28 минут;
Общее время задержки составило 10 часов 6 минут.
Истец указывает, что в связи с задержкой указанных поездов, ОАО "Российские железные дороги" понесло убытки в виде оплаты труда локомотивных бригад, которые в период вынужденного простоя не исполняли своей основной трудовой функции, в сумме 10681,07 руб. (расчет убытков произведен из нормо-часа тарифной ставки машиниста и помощника машиниста электровоза на фактическое время задержки), а также сверхнормативных трат на топливно-энергетические ресурсы, вызванных простоем локомотива, в сумме 5534,2 руб. (расчет убытков произведен по Методике анализа результатов расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов, утвержденной Первым заместителем Министра путей сообщения РФ В.И.Ковалевым от 20 июня 1997 г. N ЦТД-26).
Согласно п. 1 ст. 722 ГК РФ в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве (п. 1 ст. 721 ГК РФ). Гарантия качества результата работы, если иное не предусмотрено договором подряда, распространяется на все, составляющее результат работы.
Согласно п. 18.1 Руководства по деповскому ремонту РД 32 ЦВ 587-2009 "Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм", вагонные депо, производящие деповской ремонт вагонов, несут ответственность за качественный ремонт узлов и деталей, исправную работу вагона и его узлов до следующего планового ремонта, считая от даты выписки уведомления об окончании ремонта вагонов формы ВУ-36-М. На детали и узлы вагона, не выдержавшие срок гарантии, оформляется акт-рекламация формы ВУ-41 (п. 18.2).
В силу пункта 2.2 Регламента расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утвержденного 26.07.2016 г. Президентом НП "ОПЖТ" В.А. Гапановичем (далее - Регламент), владелец вагона, а также ВРП, ВСЗ и ПЗК могут самостоятельно контролировать внеплановые отцепки вагона в ремонт в период его эксплуатации до истечения срока гарантии на вагон.
В соответствии с пунктом 2.3 Регламента владелец вагона, а также ВРП, ВСЗ в двухсуточный срок с момента отцепки вагона информируют телеграммой (факсом и т.п.) руководителей ВЧДЭ о своем участии, либо участии других заинтересованных лиц в расследовании технологической неисправности вагона, его узла или детали и сообщают о целесообразности ожидания вагона до прибытия своего представителя.
В случае неполучения в двухсуточный срок от даты отцепки вагона сообщения от владельца вагона (ВРП, ВСЗ) о его выезде для участия в расследовании либо выезде заинтересованных лиц ВЧДЭ начинает расследование характера и причин возникновения дефектов, несоответствий качеству и составляет рекламационные документы в одностороннем порядке.
Истец уведомил ООО "ВРК" о составлении акта рекламации телеграммой N 53 от 10.07.2019 г., о чем имеется отметка в акте. Представитель ответчика на составление акта не явился, не изъявил своего намерения направить представителя для расследования причин отцепки вагона, возражения на обстоятельства, указанные в акте-рекламации, не представлены, следовательно, ООО "ВРК" не имеет возражений в отношении обстоятельств, изложенных в данном акте.
Истец указывает, что представленный в дело акт - рекламации N 54 от 13.07.2019 г. подтверждает факт неисправности вагона, в результате некачественно выполненного ремонта.
Истец считает, что факт причинения ОАО "РЖД" убытков в результате ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по ремонту вагонов документально подтвержден.
В актах-рекламациях в отношении вагонов указано, что вагоны отцеплены по технологической неисправности, указан код неисправности, в графе "причина неисправности" указана конкретная причина неисправности со ссылкой на соответствующие руководящие нормативные документы, при этом указано виновное лицо.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
По смыслу ст. 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.
Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное.
Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Если должник несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
ОАО "РЖД" в состав предъявленных к взысканию убытков в размере 3 896,26 руб. включены: - расходы по оплате труда локомотивной бригады, которая в период вынужденного простоя не исполняла трудовые функции, в сумме 857,96 руб., сверхнормативные траты на топливно-энергетические ресурсы, вызванные простоем локомотивов, в сумме 3 038,30 руб.
Вопросы, касающиеся простоя работников и оплаты времени такого простоя, относятся к сфере трудовых отношений и регулируются нормами трудового законодательства. Общее понятие простоя приведено в ч. 3 ст. 72.2 Трудового Кодекса РФ, исходя из которой простой - это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. В силу ч. 2 ст. 157 Трудового Кодекса РФ время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя. Согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 129 Трудового Кодекса РФ тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии с положениями статей 2, 22, 135, 136 и 157 Трудового Кодекса
РФ выплата заработной платы является обязанностью работодателя, возникающей в результате заключения трудового договора между работником и работодателем, и осуществляется независимо от неправомерных действий работодателя или иных лиц.
Таким образом, заявленные истцом к взысканию расходы по выплате заработной платы своим работникам, не могут являться убытками для ОАО "РЖД" как субъекта гражданских правоотношений в смысле ст. 15 ГК РФ, поскольку согласно указанной правовой норме убытки носят компенсационный характер и представляют собой санкцию за нарушение права конкретного лица, а не возмещение за выполнение данным лицом обязанности, возложенной на него законом. Более того, обязанность по выявлению и устранению неисправности входит в должностные обязанности машинистов локомотивов.
Так, в соответствии с п. 6.4 Типовой должностной инструкции машиниста тепловоза эксплуатационного локомотивного депо ОАО "РЖД", утвержденной Распоряжением ОАО "РЖД" от 22.06.2009 года N 1296р, в должностные обязанности машиниста входит: "при выявлении неисправности на локомотиве или в составе поезда принимать все необходимые меры к быстрейшему ее устранению, а при невозможности устранения в установленное время - к освобождению перегона, не допуская сбоя графика движения поездов". В соответствии с пунктом 26 Приказа Минтранса РФ от 09.03.2016 г. N 44 рабочее время машиниста включает в себя время ожидания отправления.
С учетом изложенного, расходы на оплату труда машинистов, помощников машинистов по устранению неисправностей подлежат оплате непосредственным работодателем - ОАО "РЖД", так как являются заработной платой в связи с выполнением ими своих должностных обязанностей. Истцом иных доказательств несения дополнительных расходов в виде повышенного размера заработной платы своим работникам в материалы дела не представлено.
Предъявленные истцом требования о взыскании убытков в виде заработной платы, отчислений на социальные нужды, иные отчисления и налоги противоречат компенсационной природе убытков заслуживают внимания и надлежащей оценки с учетом положений ч. 4 ст. 170 АПК РФ.
Кроме того, статья 72.2 Трудового Кодекса РФ предусматривает возможность перевода работников на необусловленную трудовым договором работу в случае простоя.
Однако ОАО "РЖД" не представлено доказательств, подтверждающих отсутствие у него, как работодателя, такой работы на период остановки поезда N 2454 и невозможности обеспечить трудозанятость своих работников.
Представленные ОАО "РЖД" вместе с исковым заявлением справки и расчеты сами по себе, в отсутствие документов фактического несения ОАО "РЖД" затрат (расходов) и отвечающих требованиям первичного учтённого документа, не могут быть приняты в качестве надлежащих и допустимых доказательств по делу, подтверждающих факт причинения ущерба и/или размер ущерба. Также при рассмотрении вопроса о квалификации заявленных ОАО "РЖД" к взысканию расходов в качестве убытков ПАО "ПГК" обращает внимание арбитражного суда на то обстоятельство, что согласно пунктам 1.1, 1.6, 1.16, 4.1.3 Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", утвержденного Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5 (далее - Прейскурант N 10-01), и пунктам 2, 4, 5, 16 Методических указаний по вопросу государственного регулирования тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов и услуги по использованию железнодорожной инфраструктуры общего пользования при грузовых перевозках, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 30.08.2013 N 166-Т/1 (далее - Методические указания), расходы по оплате труда локомотивной бригады и сверхнормативные траты на топливно-энергетические ресурсы локомотива включены в тарифы на перевозку грузов/использование инфраструктуры, и, следовательно, не могут быть дополнительно взысканы в качестве убытков ОАО "РЖД". В частности, из совокупного и буквального применения положений вышеприведенных пунктов Прейскуранта N 10-01 и Методических указаний следует, что в перечень работ (услуг), включенных в тарифы, сборы и плату по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта при грузовых перевозках входят: затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, материальные затраты (материалы, топливо, электроэнергия, прочие материальные затраты).
Таким образом, исковые требования являются необоснованными.
В соответствии со ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19 апреля 2019 года по делу N А40-32508/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-32508/2021
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО "ВАГОНОРЕМОНТНАЯ КОМПАНИЯ"