г. Владимир |
|
01 июля 2021 г. |
Дело N А39-7410/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.С.,
судей Насоновой Н.А., Новиковой Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Вареник Г.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу казенного учреждения городского округа Саранск "Городская недвижимость" на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 15.04.2021, принятое по делу N А39-7410/2020 по иску товарищества собственников недвижимости "Льва Толстого 23" к казенному учреждению городского округа Саранск "Городская недвижимость", о взыскании 184 037 руб. 04 коп.; к администрации Ленинского района г. Саранска о взыскании 55 743 руб. 20 коп. в субсидиарном порядке к администрации городского округа Саранск, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - некоммерческой организации "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов", Мордовской региональной общественной организации "Федерация бодибилдинга и фитнеса Республики Мордовия", общественной организации Республики Мордовия "Республиканское общество пчеловодов "Мордовский мед".
В отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Товарищество собственников недвижимости "Льва Толстого 23" (далее -ТСН "Льва Толстого 23", истец) обратилось в суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к казенному учреждению городского округа Саранск "Городская недвижимость" (далее - КУ г.о. Саранск "Городская недвижимость", ответчик) о взыскании 184 037 руб. 04 коп., администрации Ленинского района г.Саранска о взыскании 55 743 руб. 20 коп., в субсидиарном порядке к администрации городского округа Саранск (далее - Администрация г.о. Саранск, субсидиарный ответчик).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены некоммерческая организация "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов", Мордовская региональная общественная организация "Федерация бодибилдинга и фитнеса Республики Мордовия", общественная организация Республики Мордовия "Республиканское общество пчеловодов "Мордовский мед".
Решением от 15.04.2021 Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил исковые требования.
Взыскал с КУ г.о. Саранск "Городская недвижимость", а при недостаточности денежных средств учреждения в порядке субсидиарной ответственности с Администрация г.о. Саранск в пользу ТСН "Льва Толстого 23" задолженность в сумме 184 037 руб. 04 коп., судебные расходы на оплате государственной пошлины в сумме 6521 руб.; с администрации Ленинского района г. Саранска, а при недостаточности денежных средств учреждения в порядке субсидиарной ответственности с администрация г.о. Саранск в пользу ТСН "Льва Толстого 23" - задолженность в сумме 55 743 руб. 20 коп., судебные расходы на оплате государственной пошлины в сумме 2230 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, КУ г.о. Саранск "Городская недвижимость" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель ссылается на позицию Президиума ВАС (постановление ВАС N 23), согласно которому при разрешении споров по искам, предъявленным кредиторами к муниципальному учреждению, судам надлежит исходить из того, что по смыслу пункта 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом положений статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком по денежным обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование.
Указывает, что согласно пункту 6 статьи 3 Закона о контрактной системе муниципальный заказчик не становится стороной муниципального контракта (договора), поскольку действует от имени и по поручению соответствующего публично-правового образования - муниципального образования.
Отмечает, что ответственность публичного образования по муниципальному контракту (договору), муниципальным заказчиком по которому выступает казенное учреждение, не является субсидиарной и нормы пункта 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации в указанном случае не применимы. Полагает, что публично-правовое образование выступает основным должником в обязательстве, возникшем из муниципального контракта (договора).
Также указывает, что истец не представил доказательств вины ответчика, подтверждающих обоснованность взыскания задолженности в указанном размере.
Требования истца о взыскании с ответчиков задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за нежилые помещения с 01.01.2018 по 29.05.2019 считает незаконными и необоснованными, поскольку договор специального банковского счета для формирования фонда капитального ремонта был заключен только 30.05.2019.
Утверждает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является собственником нежилых помещений в данном многоквартирном доме.
Ссылается на несоответствие перечня указанных в иске нежилых помещений перечню, предоставленному КУ г.о. Саранск "Городская недвижимость", в частности считает невозможным идентифицировать нежилое помещение общей площадью 25,10 кв.м, поскольку оно отсутствует на содержании и обслуживании у ответчика. Истцом не предоставлены доказательства обоснованности взыскания по данному нежилому помещению в размере 5518 руб. 92 коп.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в многоквартирном доме N 23 по улице Льва Толстого города Саранска, расположены следующие нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности городского округа Саранск: - нежилое помещение общей площадью 93,50 кв.м (лицевой счет 8413572065-М);
- нежилое помещение общей площадью 63,9 кв.м (лицевой счет 8413571725-М);
- нежилое помещение общей площадью 94,20 кв.м (лицевой счет 8413571775-М); - нежилое помещение общей площадью 498,70 кв.м (лицевой счет 8413571825-М); - нежилое помещение общей площадью 389,4 кв.м (лицевой счет 8413571715-М); - нежилое помещение общей площадью 18,00 кв.м (лицевой счет 8413576010-М); - нежилое помещение общей площадью 10,60 кв.м (лицевой счет 8413572255-М); - нежилое помещение общей площадью 25,10 кв.м (лицевой счет 8413571755-М); - нежилое помещение общей площадью 36,00 кв.м (лицевой счет 8413572505-М); - нежилое помещение общей площадью 31,10 кв.м (лицевой счет 8413572475-М), а также жилые помещения: - квартира N 5 (лицевой счет 8413571750 М); - квартира N 17 (лицевой счет 8413571870 М); - квартира N 77 (лицевой счет 8413572470 М); - квартира N 99 (лицевой счет 8413572690 М); - квартира N107 (лицевой счет 8413572770 М); - квартира N 152 (лицевой счет 8413573220 М); - квартира N 154 (лицевой счет 8413573240 М); - квартира N166 (лицевой счет 8413573360 М); - квартира N168 (лицевой счет 8413573380 М).
Постановлением администрации г.о. Саранск от 25.12.2014 N 3529 "О приемке-передаче объектов жилищного фонда" администрация Ленинского района городского округа Саранск уполномочена на принятие вышеуказанных объектов жилищного фонда, на их содержание, использование и техническую эксплуатацию; на осуществление от имени и в интересах администрации городского округа Саранск в Управлении государственной регистрации, кадастра и картографии по РМ и Филиале ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РМ" законные действия в отношении объектов жилищного фонда, указанных в пункте 1 настоящего постановления в соответствии с действующим законодательством; на осуществление функции наймодателя муниципального жилищного фонда городского округа Саранск; на оплату взносов на капитальный ремонт Некоммерческой организации "Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов"; на осуществление заключения договоров на управление, содержание, использование, техническую эксплуатацию, учет муниципального жилищного фонда и контроль в рамках заключенных договоров.
Постановлением Главы администрации г.о. Саранск от 18.02.2009 N 317 "Об управлении нежилыми объектами недвижимости городского округа Саранск" муниципальное учреждение "Городская недвижимость" наделено полномочиями по управлению нежилыми объектами недвижимости городского округа Саранск (п. 1.).
Постановлением Главы администрации г.о. Саранск от 30.12.2010 N 3662 "О внесении изменений в Устав муниципального учреждения "Городская недвижимость" тип муниципального учреждения "Городская недвижимость" изменен на казенное учреждение городского округа Саранск "Городская недвижимость".
Постановлением администрации городского округа Саранск от 28.04.2014 N 1109 "Об определении способа формирования фонда капитального ремонта" многоквартирный дом по адресу: г. Саранск, ул. Л.Толстого, д. 23, отнесен к числу многоквартирных домов, собственники помещений которого формируют фонд капитального ремонта на счете Некоммерческой организации "Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (региональный оператор).
Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 23 по ул. Л. Толстого г. Саранска принято решение о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет ТСН "Льва Толстого 23", с определением товарищества владельцем данного специального счета и установлением размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт (протокол N 1 от 16.01.2018).
Указанный протокол поступил в Некоммерческую организацию "Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" 14.05.2018 с учетом чего 30.05.2019 ТСН "Льва Толстого 23" открыло специальный расчетный счет для получения взносов на капитальный ремонт по МКД, находящемуся в управлении.
В период с 01.01.2018 по 30.04.2020 (включительно) у казенного учреждения городского округа Саранск "Городская недвижимость" образовалась задолженность по оплате взносов за капитальный ремонт общего имущества МКД за нежилые помещения в сумме 184 037 руб. 04 коп., а именно: - нежилое помещение общей площадью 93,50 кв.м - 20558 руб. 84 коп. (лицевой счет 8413572065-М); нежилое помещение общей площадью 63,9 кв.м -14050 руб. 40 коп. (лицевой счет 8413571725-М); нежилое помещение общей площадью 94,20 кв.м - 20712 руб. 76 коп. (лицевой счет 8413571775-М); нежилое помещение общей площадью 498,70 кв.м - 94787 руб. 64 коп. (лицевой счет 8413571825-М); - нежилое помещение общей площадью 389,4 кв.м - 7366 руб. 04 коп. (лицевой счет 8413571715-М); нежилое помещение общей площадью 18,00 кв.м - 3957 руб. 84 коп. (лицевой счет 8413576010-М); нежилое помещение общей площадью 10,60 кв.м - 2330 руб. 72 коп. (лицевой счет 8413572255-М); нежилое помещение общей площадью 25,10 кв.м - 5518 руб. 92 коп. (лицевой счет 8413571755-М); нежилое помещение общей площадью 36,00 кв.м - 7915 руб. 68 коп. (лицевой счет 8413572505-М); нежилое помещение общей площадью 31,10 кв.м - 6838 руб. 20 коп. (лицевой счет 8413572475-М).
За период с 01.01.2019 по 30.04.2020 (включительно) у администрации Ленинского района городского округа Саранск образовалась задолженность по оплате взносов за капитальный ремонт общего имущества МКД за жилые помещения в сумме 55 743 руб. 20 коп., а именно: квартира N 5 - 6916 руб. 48 коп. (лицевой счет 8413571750 М); квартира N 17 - 4016 руб. 40 коп. (лицевой счет 8413571870 М); квартира N 77 - 6262 руб. (лицевой счет 8413572470 М); квартира N 99 - 8020 руб. (лицевой счет 8413572690 М); квартира N 107 - 6019 руб. 20 коп. (лицевой счет 8413572770 М); квартира N 152 - 6146 руб. 56 коп. (лицевой счет 8413573220 М); квартира N 154 - 6133 руб. 68 коп. (лицевой счет 8413573240 М); квартира N 166 - 6095 руб. 20 коп. (лицевой счет 8413573360 М); квартира N 168 - 6133 руб. 68 коп. (лицевой счет 8413573380 М).
ТСН "Льва Толстого 23" обращалось к ответчикам с претензиями N 98 от 12.08.2019, N 99-Л от 23.03.2020, N 119-Л от 08.04.2020, N 071 от 26.05.2020 об оплате взносов на капитальный ремонт за вышеуказанные помещения в срок до 16.06.2020 г. Требования остались без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1).
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (часть 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу части 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
На основании части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 12.04.2016 N 10-П указал следующее: несение расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (фактически - здания и его конструктивных элементов), включая расходы на капитальный ремонт, для каждого из собственников помещений в этом доме - не просто неотъемлемая часть бремени содержания принадлежащего ему имущества. Это обязанность, которая вытекает из факта участия в праве собственности на общее имущество и которую участник общей долевой собственности несет, в частности, перед другими ее участниками, чем обеспечивается сохранность как каждого конкретного помещения в многоквартирном доме, так и самого дома в целом.
Следовательно, собственник нежилого (жилого) помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы на содержание общего имущества, в том числе расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
В силу части статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Частью 2 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 настоящего Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Взносы на капитальный ремонт уплачиваются собственниками жилых помещений на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, которые установлены частью 2 статьи 155 настоящего Кодекса, если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Статьей 175 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что специальный счет открывается в банке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и особенностями, установленными настоящим Кодексом. Денежные средства, внесенные на специальный счет, используются на цели, указанные в статье 174 настоящего Кодекса (часть 1).
Владельцем специального счета может быть (часть 2 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации):
1) товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 настоящего Кодекса;
2) осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный кооператив;
3) управляющая организация, осуществляющая управление
многоквартирным домом на основании договора управления.
Согласно статье 177 Жилищного кодекса Российской Федерации по специальному счету может совершаться зачисление взносов на капитальный ремонт, пеней за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таких взносов (пункт 5 часть 1).
В соответствии с частью 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 23 по ул. Л. Толстого г. Саранска определено формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет; за ТСН "Льва Толстого 23" закреплены права владельца специального счета для перечисления взносов на капитальный ремонт в целях формирования фонда капитального ремонта; установлен ежемесячный взнос на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (протокол N1 от 16.01.2018).
Протокол собрания собственников об изменении способа формирования фонда капитального ремонта поступил в Некоммерческую организацию "Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" 14.05.2018.
30.05.2019 ТСН "Льва Толстого 23" открыт специальный расчетный счет (N 40705810439000000034 в Мордовском отделении N 8589 ПАО "СБЕРБАНК", г. Саранск, БИК Банка получателя 048952615, счет Банка получателя 30101810100000000615, ИНН 7707083893, КПП 526002003), на который уплачиваются взносы на капитальный ремонт в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
После вступления в силу указанного решения собственников МКД (14.05.2019) в соответствии с частью 7 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации владельцу специального счета - ТСН "Льва Толстого 23" некоммерческой организацией "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" передана вся имеющаяся информация о начислении и оплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: г. Саранск, ул. Л. Толстого, д. 23, в т.ч. по жилым и нежилым помещениям муниципального фонда, и имеющиеся документы, связанные с формированием фонда капитального ремонта указанного МКД.
С мая 2019 года начисление взносов на капитальные ремонт собственниками помещений указанного дома, выставление им платежных документов на оплату взносов на капитальный ремонт, взыскание задолженности осуществляется самостоятельно ТСН "Льва Толстого 23".
В соответствии с частью 10 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации к владельцу специального счета, определенному на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 8 настоящей статьи или органом местного самоуправления в соответствии с частью 9 настоящей статьи, с момента принятия такого решения переходят все права и обязанности прежнего владельца специального счета, включая права и обязанности, возникшие по договорам, заключенным с российской кредитной организацией, в которой открыт специальный счет, а также по иным договорам займа и (или) кредитным договорам, по которым погашение соответствующих займов и (или) кредитов осуществляется за счет средств, поступающих на специальный счет (при их наличии).
Правом по взысканию задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома обладает владелец соответствующего спецсчета, независимо от момента формирования такой задолженности.
Следовательно, в полномочия истца входит, в том числе, получение взносов на капитальный ремонт с собственников помещений многоквартирного дома, которые формируют фонд капитального ремонта.
Согласно части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Статья 168 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона Республики Мордовия от 08.08.2013 N 52-3 "О регулировании отношений в сфере организаций проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Мордовия", обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении трех календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа, в которую включен этот многоквартирный дом, для собственников помещений многоквартирных домов, находящихся на территории Республики Мордовия, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возникает с мая 2014 года.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 30.12.2013 N 607 утверждена Республиканская адресная программа "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Мордовия" на 2014-2043 годы, которая опубликована в газете "Известия Мордовии" 31.01.2014.
Размеры взносов на капитальный ремонт за 1 квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме на 2018 - 2019 годы утверждены постановлениями Правительства Республики Мордовия от 29.12.2017 N 704, от 29.12.2018 N 627, на 2018 год - 7,63 руб., 2019 год - 7,94 руб., на 2020 год - 8,26 руб.
Согласно статье 5 Закона Республики Мордовия от 08.08.2013 г. N 52-3 "О регулировании отношений в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Мордовия" в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за истекшим, на основании представленных региональным оператором платежных документов.
За период с 01.01.2018 по 30.04.2020 КУ г.о. Саранск "Городская недвижимость" за капитальный ремонт общего имущества (нежилые помещения) МКД, включенного в региональную программу капитального ремонта, начислены взносы в сумме 184 037 руб. 04 коп.
За период с 01.01.2019 по 30.04.2020 администрации Ленинского района г. Саранска за капитальный ремонт общего имущества (жилые помещения) МКД, включенного в региональную программу капитального ремонта, начислены взносы в сумме 55 743 руб. 20 коп.
Факт нарушения сроков оплаты со стороны ответчиков подтвержден материалами дела.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
На день разрешения спора, доказательств оплаты долга полностью либо в части ответчики суду не представили (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Перечень помещений многоквартирного дома, по которым предъявлена задолженность по взносам на капитальный ремонт, ответчиками не оспорен.
Согласно Постановлению Главы администрации г.о. Саранск от 18.02.2009 N 317 "Об управлении нежилыми объектами недвижимости городского округа Саранск", от 30.12.2010 N3662 "О внесении изменений в Устав Муниципального учреждения "Городская недвижимость" казенное учреждение городского округа Саранск "Городская недвижимость" наделено полномочиями по управлению нежилыми объектами недвижимости городского округа Саранск, в том числе и многоквартирном доме N23 по ул. Льва Толстого г. Саранска в силу чего КУ г.о. Саранск "Городская недвижимость" является надлежащим ответчиком по требованию о взыскании задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт нежилых помещений в указанном МКД.
Довод КУ г.о. Саранск "Городская недвижимость" о том, что период, за который подлежит взысканию задолженность с КУ г.о. Саранск "Городская недвижимость", определен истцом неверно, ответчиком документально не подтвержден и обоснованно отклонен судом первой инстанции, в силу следующего.
Заявлением от 04.03.2021 истцом уточнены исковые требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, период, за который возникла задолженность, определен с 01.01.2018 по 30.04.2020. При этом из отзыва некоммерческой организации "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" следует, что задолженность за вышеуказанный период в пользу некоммерческой организации "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" за нежилые помещения в многоквартирном доме N 23 по ул. Льва Толстого г. Саранска не оплачивалась, не взыскивалась, а истцом (в силу принятия решения о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет) приобретены права и обязанности прежнего владельца специального счета, в т.ч. право по взысканию задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома.
Следовательно, истцом верно определен период возникновения задолженности КУ г.о. Саранск "Городская недвижимость" с 01.01.2018 по 30.04.2020.
Объекты недвижимого имущества идентифицированы в соответствии с документами, подтверждающими права собственности на них. Расхождения в площадях нежилых помещений не установлены. Довод заявителя жалобы относительно невозможности идентификации нежилого помещения площадью 25,1 кв. м отклонен судом апелляционной инстанции, так как из выписки из реестра муниципального имущества г.о.Саранск следует, что ответчику принадлежит на праве собственности встроенное нежилое помещение N 12 по адресу ул.Льва Толстого, 23, площадью 25,1 кв. м (том дела 1, лист.23).
Иные доводы, заявленные ответчиком в ходе судебного разбирательства, судом первой инстанции были исследованы и не нашли документального подтверждения.
Таким образом, на основании изложенного, заявленное требование о взыскании с КУ г.о. Саранск "Городская недвижимость" задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества (нежилые помещения) в многоквартирном доме за период с 01.01.2018 по 30.04.2020 в сумме 184 037 руб. 04 коп., правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Администрацией Ленинского района г. Саранска период и сумма задолженности, состав недвижимого имущества (жилых помещений) не оспорен, возражения относительно удовлетворения исковых требований ТСН "Льва Толстого 23" не представлены. Представленный истцом расчет задолженности признан судом обоснованным, арифметически верным.
Таким образом, требование истца о взыскании с администрации Ленинского района г. Саранска задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества (жилые помещения) в многоквартирном доме за период с 01.01.2019 по 30.04.2020 в сумме 55 743 руб. 20 коп., также правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Кроме того, истец просил при недостаточности средств КУ г.о. Саранск "Городская недвижимость", администрации Ленинского района г. Саранска взыскать заявленные к взысканию денежные средства в порядке субсидиарной ответственности с администрации городского округа Саранск.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учредитель является собственником имущества созданного им учреждения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 Гражданского кодекса Российской Федерации, несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с частью 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В силу положений пункта 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В соответствии с пунктом 2 статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно выписок из ЕГРЮЛ учредителем КУ г.о. Саранск "Городская недвижимость" является администрация городского округа Саранск, учредителем администрации Ленинского района г. Саранска - Городской округ Саранск, т.е. в лице администрации городского округа Саранск, поскольку в силу статьи 31 Устава городского округа Саранск (утв. решением Саранского городского Совета депутатов от 23.12.2005 N 177) администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования - городского округа Саранск.
До предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность (статья 399 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного городской округ Саранск в лице администрация городского округа Саранск является лицом, отвечающим по обязательствам КУ г.о. Саранск "Городская недвижимость", администрации Ленинского района г. Саранска в субсидиарном порядке.
Поскольку истец документально обосновал наличие задолженности, а также факт просрочки оплаты взносов за капитальный ремонт общего имущества МКД, требование истца о взыскании с администрации городского округа Саранск в порядке субсидиарной ответственности задолженности за период с 01.01.2018 по 30.04.2020 за капитальный ремонт общего имущества (нежилые помещения) МКД, включенного в региональную программу капитального ремонта, в сумме 184 037 руб. 04 коп.; за период с 01.01.2019 по 30.04.2020 за капитальный ремонт общего имущества (жилые помещения) МКД, включенного в региональную программу капитального ремонта, в сумме 55 743 руб. 20 коп. правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Апелляционный суд считает выводы суда соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Решение законно и обоснованно, принято при полном, объективном, всестороннем исследовании доказательств, представленных в дело, которым дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 265, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.04.2021, принятое по делу N А39-7410/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу казенного учреждения городского округа Саранск "Городская недвижимость" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Т.С. Родина |
Судьи |
Н.А. Насонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-7410/2020
Истец: товарищество собственников недвижимости "Льва Толстого 23"
Ответчик: Администрация городского округа Саранск, Администрация Ленинского района г.Саранска, Казенное учреждение городского окгруга Саранск " Городская недвижимость"
Третье лицо: Мордовская региональная "Федерация бодибилдинга и фитнеса Республики Мордовия", Некоммерческая организация "Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов", Республики Мордовия "Республиканское общество пчеловодов "Мордовский мед"