г. Ессентуки |
|
30 июня 2021 г. |
Дело N А25-1085/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.06.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.06.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Бейтаганова З.А., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В., при участии от Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике - Кипкеевой М.М. (доверенность от 15.04.2021), от Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики - Хутова Б.Э. (доверенность от 11.01.2021), от общества с ограниченной ответственностью "Меркурий-3" - Усовой М.А. (доверенность от 19.04.2021), в отсутствие в судебном заседании представителя Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, ИП главы КФХ Дармилова М.А., ИП главы КФХ Тома А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 26.03.2021 по делу N А25-1085/2020 (в составе судьи Тебуевой З.Х.),
УСТАНОВИЛ:
Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Казначейство) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с иском к Министерству сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (далее - Министерство) о возмещении ущерба, причиненного казне Российской Федерации, в размере 3010980,20р (с учетом уточнений).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Министерство сельского хозяйства РФ, ИП глава КФХ Дармилов М.А., ИП глава КФХ Тома А.К., ООО "Меркурий-3" (правопреемник ООО "Киево-Жураки агропромышленный комплекс").
Решением суда от 26.03.2021 исковые требования удовлетворены частично, взыскано с Министерства в федеральный бюджет в счет возмещения ущерба, причиненного Российской Федерации, 160980,20р, в удовлетворении исковых требований в части взыскания ущерба в размере 2850000р - отказано. Допущенные Министерством при выдаче субсидии ИП главе КФХ дармилову М.А. и ИП главе КФХ Тома А.К. установлены, ущерб, причиненный Министерством федеральному бюджету составил 160980,20р. Факт причинения ущерба при выдаче субсидии ООО "Киево-Жураки агропромышленный комплекс" в сумме 2850000р не доказан.
Не согласившись с принятым решением в части отказа в удовлетворении требований о взыскании с Министерства ущерба в сумме 2850000р, Казначейство обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе указывает на нарушения, допущенные Министерством при предоставлении субсидий. Просит принять по делу новый судебный акт, которым взыскать с Министерства 2850000р.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с этого момента является общедоступной.
Удовлетворены ходатайства об участии в онлайн-заседании в режиме вэб-конференции.
В отзывах на апелляционную жалобу Министерство и ООО "Меркурий-3" возражают по существу доводов Казначейства, считают решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель Казначейства поддержала позицию, изложенную в апелляционной жалобе. Представители ООО "Меркурий-3" и Министерства поддержали позиции, изложенные в своих отзывах, просят решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей Казначейства, Министерства, ООО "Меркурий-3" апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Казначейством проведена проверка использования Министерством субсидий, предоставленных из федерального бюджета на содействие достижения целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса. По результатам проведенной проверки выявлены нарушения бюджетного законодательства при предоставлении субсидии. Министерством в нарушение статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации произведена неправомерная выплата субсидии на покупку товарного продуктивного маточного поголовья скота специализированных мясных пород и их помесей за пределами республики, следующим получателям субсидии: ООО "Киево-Жураки Агропромышленный комплекс" в сумме 2850000р при несоблюдении утвержденного порядка; ИП главе КФХ Дармилову М.А. в сумме 146376р без наличия подтверждающих документов; ИП главе КФХ Тома А.К. в сумме 15972,20р без наличия подтверждающих документов.
09.01.2019 Казначейством выдано предписание о необходимости Министерству осуществить возврат субсидии предоставленной ООО "Киево-Жураки Агропромышленный комплекс", ИП главе КФХ Дармилову М.А., ИП главе КФХ Тома А.К., на покупку товарного продуктивного маточного поголовья скота в сумме 3010980р в федеральный бюджет.
Неисполнение Министерством предписания послужило основанием для обращения Казначейства в арбитражный суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для взыскания с Министерства ущерба в сумме 160980,20р и отказу во взыскании в части ущерба в размере 2850000р.
Учитывая, что обжалуется только часть решения суда первой инстанции, а также отсутствие поступивших от сторон возражений, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в порядке ч. 5 ст. 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения от 26.03.2021 в обжалуемой части.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
По смыслу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии). Возврат субсидии также возможен при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, водной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (статья 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В части выплаты субсидии ООО "Киево-Жураки агропромышленный комплекс" установлено следующее.
Пунктом 5 Порядка предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий из республиканского бюджета на поддержку мясного скотоводства в Карачаево-Черкесской Республике, утвержденного Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 19.09.2013 N 303 (далее - Порядок N 303), установлен перечень документов, необходимых для получения субсидий, в том числе договор на приобретение скота с приложением накладных (приемо-сдаточных актов) на принятое количество крупного рогатого скота с ветеринарными сопроводительными документами.
В соответствии с пунктом 3.1.2. Соглашения о предоставлении субсидии на поддержку мясного скотоводства и достижении показателей результативности от 28.08.2017 N 6 (далее - Соглашение), заключенному между и ООО "Киево-Жураки агропромышленный комплекс" в соответствии с Порядком N 303, субсидия предоставляется при представлении получателем в Министерство документов, подтверждающих факт произведенных получателем затрат на возмещение которых предоставляется субсидия в соответствии с порядком предоставления субсидии и настоящим соглашением, а также иных документов, определенных в соответствии с порядком и настоящим соглашением.
Из приведенных выше положений Бюджетного кодекса РФ и пункта 3.1.2 Соглашения следует, что для установления нарушения порядка предоставления субсидии необходимо одновременное наличие двух условий: нецелевое использование субсидии и отсутствие документов, подтверждающих факт произведенных получателем затрат, на возмещение которых предоставляется субсидия.
ООО "Меркурий-3" (правопредшественник ООО "Киево-Жураки агропромышленный комплекс") в материалы дела представлены договор купли-продажи от 03.10.2017 N 1, заключенный с главой КФХ Леоновым Николаем Витальевичем, ветеринарное свидетельство и товарная накладная от 02.11.2017 N 13, подтверждающие приобретение ООО "Киево-Жураки агропромышленный комплекс" 50 голов крупного рогатого скота общим весом 12500 килограмм (т.3, л.д.117-125). Из содержания товарной накладной от 02.11.2017 N 13 следует, что цена 1 кг живой массы составляет 240р, что соответствует действовавшей в тот период времени ставке субсидии на покупку товарного продуктивного маточного поголовья скота специализированных мясных пород за пределами республики, утверждённой приказом Министерства от 16.03.2017 N 35 "О реализации постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 19.09.2013 N 303 в 2017 году" (т.4, л.д.70).
ООО "Меркурий-3" также представлено ветеринарное свидетельство серии 226 N 0295695 от 02.11.2017, акт приема-передачи КРС от 02.11.2017 к договору купли-продажи N 1 от 03.10.2017, платежное поручение N 3 от 06.10.2017 о перечислении 3000000р в пользу главы КФХ Леонова Н.В. по договору купли-продажи N 1 от 03.10.2017.
Субсидия предоставлена ООО "Киево-Жураки агропромышленный комплекс" в целях, предусмотренных соглашением от 28.08.2017, а товарная накладная подтверждает факт произведенных получателем субсидии затрат, на возмещение которых была предоставлена субсидия.
Ни Соглашение от 28.08.2017 N 6, ни Порядок N 303 не предусматривают обязанность получателя субсидии предоставить конкретный заключенный договор купли-продажи, а устанавливают лишь обязанность подтвердить факт целевого осуществления затрат, на которые предоставлена субсидия. Целевое использование бюджетных средств подтверждено. Представление иного договора купли-продажи, не влияет на обстоятельства приобретения ООО "Киево-Жураки агропромышленный комплекс" товарного продуктивного маточного поголовья скота, поскольку цена 1 кг живой массы соответствует действовавшей в тот период времени ставке субсидии.
Казначейством не доказан факт причинения ущерба федеральному бюджету в размере 2850000р недобросовестными действиями Министерства в рамках исполнения указанного соглашения.
Отсутствуют основания для возврата в федеральный и региональный бюджеты денежных средств, предоставленных ООО "Киево-Жураки агропромышленный комплекс" на основании соглашения от 28.08.2017.
С целью исполнения выданного Казначейством предписания от 09.01.2019 N 79-12-15/21-3 Министерство обратилось с заявлением о включении в реестр требований кредиторов ООО "Меркурий-3" задолженности в размере 2850000р. Определением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 18.02.2021 по делу N А25-1445/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судом установлено, что субсидия предоставлена ООО "Меркурий-3" в целях, предусмотренных соглашением от 28.08.2017, а товарные накладные подтверждают факт произведенных получателем субсидии затрат, на возмещение которых была предоставлена субсидия. Определением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2021 производство по апелляционной жалобе Казначейства на определение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 18.02.2021 по делу N А25-1445/2019 было прекращено.
Таким образом, определение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 18.02.2021 по делу N А25-1445/2019 подтверждает правомерность предоставления ООО "Меркурий-3" субсидии в размере 2850000р.
Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы, не опровергают выводы суда, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
При таких обстоятельствах, решения суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 26.03.2021 по делу N А25-1085/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Бейтуганов З.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-1085/2020
Истец: Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике, УФК по КЧР
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ, Министерство сельского хозяйства по КЧР
Третье лицо: Дармилов Мухамед Алиевич, Министерство сельского хозяйства РФ, ООО "Меркурий-3", Тома Айвар Казбекович, Кипкеева Мадина Магомедовна, ООО "Киево-Жураки Агропромышленный комплекс", Скворцов Георгий Валентинович, Эрикенова Рада Азреталиевна
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2023/2022
14.01.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2088/2021
20.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10776/2021
30.06.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2088/2021
26.03.2021 Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-1085/20