г. Краснодар |
|
25 марта 2022 г. |
Дело N А25-1085/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Драбо Т.В. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании представителей Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике, Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике на определение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 11.11.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2022 по делу N А25-1085/2020, установил следующее.
Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике (далее - казначейство) обратилось к Министерству сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (далее - министерство) с иском о возмещении 3 010 980 рублей 20 копеек ущерба, причиненного казне Российской Федерации (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены министерство, индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Дармилова М.А., индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Тома А.К., ООО "Меркурий-3" (правопреемник ООО "Киево-Жураки агропромышленный комплекс", далее - общество).
Решением суда от 26.03.2021, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной инстанции от 30.06.2021 и кассационной инстанции от 20.10.2021, с министерства взыскано 160 980 рублей 20 копеек в федеральный бюджет в счет возмещения ущерба, причиненного Российской Федерации, во взыскании с общества 2 850 тыс. рублей отказано.
Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о разъяснении решения суда от 26.03.2021 в части порядка его исполнения.
Определением суда от 11.11.2021 заявление министерство удовлетворено, суд разъяснил заявителю, что взыскание денежных средств должно осуществляться с Карачаево-Черкесской Республики за счет казны Карачаево-Черкесской Республики в лице министерства.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 14.01.2022 определение суда от 11.11.2021 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе казначейство просит отменить судебные акты и направить заявление на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Образовавшаяся сумма ущерба подлежит взысканию не с казны Карачаево-Черкесской Республики, а с бюджетных средств, находящихся в распоряжении министерства, которое должно возместить ущерб по правилам юридического лица, а не от имени публично-правового образования за счет соответствующей казны.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит судебные акты оставить без изменения, отказать в удовлетворении кассационной жалобы казначейства.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что в ходе проведенной казначейством проверки использования министерством субсидий, предоставленных из федерального бюджета на содействие достижения целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, выявлен факт причинения ущерба федеральному бюджету на 160 980 рублей 20 копеек. На основании изложенного суд пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Резолютивная часть решения изложена в соответствии с просительной частью казначейства, суд не указал на взыскание денежных средств за счет казны публично-правового образования, что и послужило основанием для обращения министерства с рассматриваемым заявлением.
Согласно абазу 7 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования осуществляется: финансовым органом субъекта Российской Федерации - за счет казны субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования - за счет казны муниципального образования в порядке, аналогичном порядку, установленному для взыскания с казны Российской Федерации, и в соответствии с федеральным законодательством (пункты 3 и 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В данном случае исковые требования заявлены в целях защиты интересов федерального бюджета, при этом министерство является администратором доходов, главным распорядителем средств республиканского бюджета и получателем субвенций и субсидий, предоставляемых из федерального бюджета на реализацию отдельных государственных полномочий в сфере сельского хозяйства.
С учетом того что возмещение вреда является обязательством публично-правового образования, а резолютивная часть решения суда не содержит прямого указания о взыскании ущерба за счет казны публично-правового образования, суды правомерно удовлетворили заявление министерства о разъяснении судебного акта; разъяснение судебного акта дано в соответствии с положениями действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 11.11.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2022 по делу N А25-1085/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абазу 7 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования осуществляется: финансовым органом субъекта Российской Федерации - за счет казны субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования - за счет казны муниципального образования в порядке, аналогичном порядку, установленному для взыскания с казны Российской Федерации, и в соответствии с федеральным законодательством (пункты 3 и 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 марта 2022 г. N Ф08-2023/22 по делу N А25-1085/2020
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2023/2022
14.01.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2088/2021
20.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10776/2021
30.06.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2088/2021
26.03.2021 Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-1085/20