г. Чита |
|
2 июля 2021 г. |
Дело N А19-3685/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 июля 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Корзовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Чемякиной Татьяны Ивановны - финансового управляющего Сафоновой Ксении Сергеевны на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 апреля 2021 года по делу N А19-3685/2021,
УСТАНОВИЛ:
Чемякина Татьяна Ивановна - финансовый управляющий Сафоновой Ксении Сергеевны (далее - заявитель, финансовый управляющий) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным внесение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области (ОГРН 1083849000014, ИНН 3849000013, далее - регистрирующий орган, налоговый орган) в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении общества с ограниченной ответственностью "РЕГИОНТЕХРЕСУРС".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 апреля 2021 года по делу N А19-3685/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Финансовый управляющий обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, что налоговый орган не представил доказательства, а суд не исследовал и не дал оценку обстоятельствам, которые согласно статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ являются определяющими для исключения общества из ЕГРЮЛ, а именно: не исследованы сведения об отсутствии движения денежных средств по банковским счетам в течение последних 12 месяцев и дата представления последней бухгалтерской отчетности.
Налоговый орган в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 05.06.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "РЕГИОНТЕХРЕСУРС" зарегистрировано в качестве юридического лица с 17.06.2014, ОГРН 1143850024218, адрес: 664000, г. Иркутск, ул. Трактовая, д. 9, ТЦ Азимут, пав. 52.
Помещение по указанному адресу передавалось в пользование ООО "РТР" на основании договора аренды пав. 52 от 30.08.2017, заключенного между ООО "РТР" и арендатором указанного помещения -обществом с ограниченной ответственностью "Байкал-Техника" ОГРН 1033801017140.
Определением суда от 12.03.2019 по делу 3А19-20390/2018 в отношении Сафоновой К.С. введена процедура реструктуризации долгов, финансовым управляющим утверждена арбитражный управляющий Чемякина Т.И.
13.05.2019 ООО "РЕГИОНТЕХРЕСУРС" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о включении в реестр требований кредиторов в размере 2 203 707 руб., 19 коп., как обеспеченного залогом автомобиля ГАЗ 330232 год выпуска 2011.
Определением суда от 05.02.2020 требование ООО "РТР" признаны необоснованными, ООО "РТР" отказано во включении требований в реестр требований кредиторов Сафоновой Ксении Сергеевны.
16.01.2020 в адрес регистрирующего органа из Межрайонной ИФНС России N 19 по Иркутской области по месту налогового учета ООО "РТР", потупило сопроводительное письмо от 15.01.2020 N 17-20/000809@ с приложением протокола осмотра объекта недвижимости от 10.01.2020 N 17-34/0004 и протокола опроса от 14.01.2020.
Согласно протоколу от 10.01.2020, сотрудниками Межрайонной ИФНС России N 19 по Иркутской области, установлено, что по адресу: 664000, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Трактовая, дом 9, расположено нежилое 2-этажное административное здание (ТЦ "Азимут"), собственником которого является акционерное общество "Урангеологоразведка" ОГРН 1173850005251. Вывески, таблички, свидетельствующие о нахождении ООО "РТР" по адресу государственной регистрации, отсутствуют. В пав. 52 осуществляет деятельность (продажа автозапчастей) ООО "Промресурс". ООО "РТР" по данному адресу не находится.
В ходе опроса, проведенного 10.01.2020, генеральный директор ООО "Байкал- Техника" Кринберг О.И. пояснила, что ООО "РТР" действительно ранее арендовало торговое помещение по адресу: 664000, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Трактовая, дом 9 ТЦ Азимут, Пав. 52, однако не находится по данному адресу с 01.10.2018 в связи с окончанием срока аренды.
В адрес его руководителя и участника направлены уведомления от 21.01.2020 N 03-12/0001202 о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе государственной регистрации данного юридического лица в срок не позднее 21.01.2020.
Корреспонденция, направленная в адрес ООО "РТР" вернулась в адрес Инспекции с отметкой органа почтовой связи "Истек срок хранения".
Корреспонденция, направленная в содержащийся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (далее - ЕГРН) адрес руководителя ООО "РТР" Эверта В.Д. - 664000, Иркутская обл.. Иркутский р-н, д. Бургаз, ул. Центральная, дом 40, кв. 1 вернулась в адрес Инспекции с отметкой органа почтовой связи "Не проживает".
Корреспонденция, направленная в содержащийся в ЕГРН адрес участника ООО "РТР" Шульгина А.Ю. - 664081, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Лопатина, дом 51, кв. 66, получена им 18.02.2020, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления, размещённого на сайте органа почтовой связи.
26.02.2020 в Инспекцию от ООО "РТР" от 21.02.2020 N 1 поступило обращение о продлении срока предоставления документов об изменении сведений об адресе данного Общества до 01.04.2020.
03.03.2020 в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об адресе ООО "РТР" (ГРН 2203800095035), а в адрес данного Общества направлено информационное письмо от 03.03.2020 N 03-12/00005074@ о внесении в ЕГРЮЛ указанной записи о недостоверности и отсутствии в нормах законодательства о государственной регистрации предусмотренной возможности предоставления отсрочки для предоставления документов и сведений, свидетельствующих о достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений.
Определением суда от 03.06.2020 по делу N А19-20390/2018 Сафонова К.С. признана банкротом, в отношении нее введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утверждена арбитражный управляющий Чемякина Т.И.
14.09.2020 Инспекцией принято решение N 4744 о предстоящем исключении юридического лица ООО "РТР" из ЕГРЮЛ, в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись о недостоверности в течение более чем шести месяцев, о чем в ЕГРЮЛ 16.09.2020 внесена соответствующая запись за ГРН 2203800532219. Информация о принятом решении, порядок и срок направления заявлений, а также адрес регистрирующего органа, опубликованы в печатной версии журнала "Вестник государственной регистрации" N 37 (804) от 16.09.2020 /3798 часть 2. Также информация о принятом решении размещена на сайте данного печатного издания (www.vestnik-gosreg.ru).
В связи с тем, что в установленный с момента опубликования решения от 14.09.2020 N 4744, 3-месячный срок заявления (возражения) от самого ООО "РТР", его руководителя, участника либо иных заинтересованных лиц не поступили, 31.12.2020 Инспекцией принято решение N 4744И об исключении ООО "РТР" из ЕГРЮЛ, о чем внесена соответствующая запись за ГРН 2203800741175.
Определением суда от 28.01.2021 по делу N А19-20390-10/2018, согласно которому на ООО "РЕГИОНТЕХРЕСУРС" возложена обязанность по возращению в конкурсную массу должника Сафоновой К.С. транспортного средства ГАЗ 330232, 2011 года выпуска.
Заявитель, полагая, что внесение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении общества с ограниченной ответственностью "РЕГИОНТЕХРЕСУРС", является незаконным, обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.
В пункте 2 статьи 54 ГК РФ установлено, что место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации, о чем указывается в учредительных документах. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 08.08.2001 N 129 -ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Закон N 129-ФЗ, Закон о регистрации).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся, в том числе сведения и документы об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
В силу пункта 2 статьи 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Как указано в пункте 4 раздела 1 приказа ФНС России от 11.02.2016 N ММВ -7-14/72@, основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (далее - заявление о недостоверности сведений ЕГРЮЛ), а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.
Пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пунктом 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
Из заявления заявителя следует, что действия ответчика по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении общества с ограниченной ответственностью "РЕГИОНТЕХРЕСУРС", нарушают права и законные интересы должника Сафоновой К.С., в том числе и Российской Федерации (требования ФНС), поскольку в реестре требований кредиторов Сафоновой К.С. на основании определения суда от 28.01.2021 по делу N А19-20390-10/2018 на ООО "РЕГИОНТЕХРЕСУРС" возложена обязанность по возращению в конкурсную массу должника Сафоновой К.С. транспортного средства ГАЗ 330232, 2011 года выпуска, принадлежащего должнику.
Основанием для исключения из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "РЕГИОНТЕХРЕСУРС", послужило наличие в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности (об адресе).
Как следует из материалов дела, 16.01.2020 в адрес регистрирующего органа из Межрайонной ИФНС России N 19 по Иркутской области по месту налогового учета ООО "РТР", потупило сопроводительное письмо от 15.01.2020 N 17-20/000809@ из которого следует, что ООО "РТР" по адресу государственной регистрации не находится, с приложением с приложением протокола осмотра объекта недвижимости от 10.01.2020 N 17-34/0004 и протокола опроса от 14.01.2020.
В ходе осмотра, проведенного 10.01.2020 сотрудником Межрайонной ИФНС России N 19 по Иркутской области, установлено, что по адресу: 664000, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Трактовая, дом 9, расположено нежилое 2-этажное административное здание (ТЦ "Азимут"), собственником которого является акционерное общество "Урангеологоразведка". Вывески, таблички, свидетельствующие о нахождении ООО "РТР" по адресу государственной регистрации, отсутствуют. В пав. 52 осуществляет деятельность (продажа автозапчастей) ООО "Промресурс", ООО "РТР" по данному адресу не находится.
В ходе опроса, проведенного 10.01.2020 сотрудником Межрайонной ИФНС России N 19 по Иркутской области, генеральный директор ООО "Байкал-Техника" Кринберг О.И. пояснила, что ООО "РТР" действительно ранее арендовало торговое помещение по адресу: 664000, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Трактовая, дом 9 ТЦ Азимут, Пав. 52, однако не находится по данному адресу с 01.10.2018 в связи с окончанием срока аренды.
В соответствии с порядком, предусмотренным п. 6 ст. 11 Закона N 129-ФЗ, Инспекцией в адрес вышеуказанного юридического лица, а также в адрес его руководителя и участника направлены уведомления от 21.01.2020 N 03-12/0001202 о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе государственной регистрации данного юридического лица в срок не позднее 21.02.2020.
Корреспонденция, направленная в адрес ООО "РТР" вернулась в адрес Инспекции с отметкой органа почтовой связи "Истек срок хранения". Корреспонденция, направленная в содержащийся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (далее - ЕГРН) адрес руководителя ООО "РТР" Эверта В.Д. вернулась в адрес Инспекции с отметкой органа почтовой связи "Не проживает".
Корреспонденция, направленная в содержащийся в ЕГРН адрес участника ООО "РТР" Шульгина А.Ю., получена им 18.02.2020, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления, размещённого на сайте органа почтовой связи.
В соответствии с абз. 2 п. 6 ст. 11 Закона N 129-ФЗ, в течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.
В ответ на уведомление от 21.01.2020 N 03-12/0001202 в Инспекцию 26.02.2020 N 002676 поступило обращение ООО "РТР" от 21.02.2020 N 1 о продлении срока предоставления документов об изменении сведений об адресе данного Общества до 01.04.2020.
Вместе с тем, поскольку, по истечению тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности, юридическим лицом обязанность по представлению в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе ООО "РТР" не исполнена, регистрирующим органом, на основании п. 6 ст. 11 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об адресе ООО "РТР" от 03.03.2020 (ГРН 2203800095035).
В пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" разъяснено, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем.
Таким образом, суд первой инстанции правильно исходил из того, что у регистрирующего органа имелись достаточные основания для внесения записи в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений об адресе ООО "РТР", поскольку документы, информация, сведения, поступившие в адрес ответчика (протокол осмотра от 10.01.2020, протокол опроса от 14.01.2020), подтверждали сведения о не нахождение по адресу государственной регистрации: ООО "РТР" по адресу: 664000, г. Иркутск, ул. Трактовая, д. 9, ТЦ Азимут, пав. 52.
Кроме того, отсутствие связи с юридическим лицом по юридическому адресу в спорный период подтверждается представленные в материалы дела конвертами, списками почтовых отправлений, в соответствии с которыми направляемая регистрирующим органом корреспонденция ООО "РТР" возвращалась обратно отправителю с отметкой "Истек срок хранения".
В силу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимыми сообщениями признаются заявления, уведомления, извещения, требования или иные сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица. Указанные последствия наступают с момента доставки соответствующего сообщения другому лицу или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если по обстоятельствам, зависящим от адресата, оно не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Риск наступления негативных последствий возлагается на общество.
Представленные Обществом пояснения о продлении срока предоставлении документов, не свидетельствуют об исполнении обществом обязанности по представлению в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе ООО "РТР".
В пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" разъяснено, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем.
Таким образом, внесенные в ЕГРЮЛ сведения об адресе (месте нахождения) ООО "РТР" являлись недостоверными.
Перед принятием решения о предстоящем исключении, налоговые органы проводят совокупную оценку сведений о юридическом лице для выявления причин, наличие которых может послужить препятствием для принятия решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ.
Межрайонной ИФНС России N 19 по Иркутской области, в соответствии с п. 19 разъяснений ФНС России от 21.05.2018 NГД-5-14/1162дсп@ "Об организации работы налоговых органов при исключении юридических лиц из ЕГРЮЛ", 07.09.2020 автоматически проставлена положительная резолюция о возможности принятия решения о предстоящем исключении юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись о недостоверности в течение более чем 6 месяцев.
14.09.2020 в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 статьи 21,1 Закона N 129- ФЗ, Инспекцией принято решение N 4744 о предстоящем исключении юридического лица ООО "РТР" из ЕГРЮЛ, в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись о недостоверности в течение более чем шести месяцев, о чем в ЕГРЮЛ 16.09.2020 внесена соответствующая запись за ГРН 2203800532219.
Информация о принятом решении, порядок и срок направления заявлений, а также адрес регистрирующего органа, опубликованы в печатной версии журнала "Вестник государственной регистрации" N 37 (804) от 16.09.2020 /3798 часть 2. Также информация о принятом решении размещена на сайте данного печатного издания (www.vestnik-gosreg.ru).
Публикация в журнале "Вестник государственной регистрации" о принятии решения о предстоящем исключении ООО "РТР" осуществлена в полном соответствии с требованиями пункта 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ.
Решение о предстоящем исключении не влечет безусловного исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, так как любое заинтересованное лицо вправе подать заявления, предусмотренные пунктом 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ.
Так, после решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ и его опубликовании в журнале "Вестник государственной регистрации" разумный и осмотрительный участник гражданского оборота не был лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, учитывая, что участника общества обладал информацией о проводимой инспекцией проверке достоверности внесенных в ЕГРЮЛ сведений об обществе.
Три месяца для направления заявлений юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением ООО "Прогресс" из ЕГРЮЛ, установленные Законом N 129-ФЗ, истекли 16.12.2020.
В связи с отсутствием заявлений кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением ООО "РТР" из ЕГРЮЛ и непредставлением ООО "РТР" сведений с целью устранения обстоятельств, послуживших основанием, для принятия Регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (недостоверность сведений об адресе Общества), 31.12.2020 юридическое лицо исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом N 129-ФЗ.
При этом наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи, само по себе влечет исключение юридического лица из ЕГРЮЛ, о чем прямо указано в подпункте "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ.
Порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, в таком случае, установлен статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ (абзац второй пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Таким образом, при наличии указанных в подпункте "б" пункта 5 названной статьи признаков регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, которое должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Между тем заявителем не представлено доказательств нарушения регистрирующим органом порядка внесения записи о недостоверности сведений об адресе ООО "РТР" и исключения ООО "РТР" из ЕГРЮЛ.
Наличие у ООО "РТР" неисполненных обязательств (в данном случае возврата автомобиля, принадлежащего должнику) не является, в силу норм Закона N 129-ФЗ основанием, препятствующим исключению недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ при условии соблюдения соответствующей процедуры, установленной в статье 21.1 Закона N 129-ФЗ, поскольку процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения деятельности юридического лица.
Разумный и осмотрительный участник гражданского оборота не лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении своего I контрагента по сделке как недействующего юридического лица, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
На основании части 9 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ) информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.
Одним из принципов правового регулирования технологий и информации является принцип достоверности информации (статья 3 Закона N 149-ФЗ).
Правовое значение имеет возможность установление связи с юридическим лицом по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, что в данном случае ООО "РТР" не обеспечено. Недостоверность сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с обществом.
Таким образом, действия Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении общества с ограниченной ответственностью "РЕГИОНТЕХРЕСУРС", соответствуют требованиям действующего законодательства.
Неблагоприятные последствия бездействия руководителя и учредителя юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ по невнесению сведений в ЕГРЮЛ о достоверном адресе, финансового управляющего по непринятию мер по прекращению процедуры исключения ООО "РТР", путем подачи возражений в регистрирующий орган или иным способом запретить осуществлять регистрационные действия по исключению ООО "РТР", не могут быть возложены на регистрирующий орган, который не допустил каких-либо нарушений.
Поскольку предусмотренное пп. "б" п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ условие является самостоятельным основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, доводы апеллянта о том, что судом не исследованы сведения об отсутствии движения денежных средств по банковским счетам в течение последних 12 месяцев и дата представления последней бухгалтерской отчетности, отклоняются судебной коллегией как неправомерные.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Судом апелляционной инстанции было удовлетворено ходатайство Чемякиной Татьяны Ивановны - финансового управляющего Сафоновой Ксении Сергеевны об отсрочке уплаты государственной пошлины.
С учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы с Чемякиной Татьяны Ивановны - финансового управляющего Сафоновой Ксении Сергеевны подлежит взысканию государственная пошлина в размере 150 руб.
Согласно пункту 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами.
Поскольку должник находится в тяжелом финансовом положении, не позволяющем уплатить государственную пошлину в установленном размере, суд апелляционной инстанции считает возможным освободить Чемякину Т.И. - финансового управляющего Сафоновой Ксении Сергеевны от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, подлежащей уплате в федеральный бюджет.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 апреля 2021 года по делу N А19-3685/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-3685/2021
Истец: Чемякина Татьяна Ивановна
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области