г. Санкт-Петербург |
|
02 июля 2021 г. |
Дело N А21-12331/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.,
при участии:
от истца (заявителя): Кузьмич М.А., по доверенности от 01.01.2021 (онлайн);
от ответчика (должника): не явился. извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15543/2021) акционерного общества "Янтарьэнерго" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.04.2021 по делу N А21-12331/2020, принятое
по заявлению акционерного общества "Янтарьэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Янтарьэнерго" (далее - АО "Янтарьэнерго", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы России по Калининградской области (далее - УФАС, Управление) от 16.11.2020 о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-957/2020.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 05.04.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда от 05.04.20.2021, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения.
УФАС извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направило, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 24.08.2020 (вх. N 5630) в УФАС поступила жалоба от ООО "СЗ "ОСТ-Строй" на невыполнение АО "Янтарьэнерго" условий заключенного договора N 1834/03/18 от 11.05.2018 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства МКД, которые будут располагаться по адресу: Калининградская область, г. Светлогорск между ул. Тихая - ул. Яблоневая, на земельном участке с кадастровым номером 39:17:010040:19, в редакции дополнительного соглашения N 3 от 03.02.2020.
На основании поступившей жалобы должностным лицом Управления было возбуждено дело по признакам нарушения пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года N 861 (далее - Правила N 861).
При рассмотрении жалобы установлено, что 11.05.2018 между АО "Янтарьэнерго" и ООО "СЗ "ОСТ-Строй" заключен договор N 1834/03/18, в редакции дополнительного соглашения N 3 от 03.02.2020, неотъемлемой частью которого являются технические условия N Z-1834/18.
Согласно условиям договора, датой окончания исполнения обязательств со стороны Общества является 01.05.2020.
По итогам административного расследования установлено, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя в сроки, установленные Правилами N 861 и условиями договора и на момент поступления жалобы в антимонопольный орган, то есть на 24.08.2020, не осуществлено.
08.10.2020 УФАС в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 039/04/9.21-957/2020.
06.10.2020 и 21.10.2020 от ООО "СЗ "ОСТ-Строй" поступили заявления об отзыве жалобы в связи с урегулированием спорного вопроса.
23.10.2020 от ООО "СЗ "ОСТ-Строй" поступило ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении, представлены дополнительное соглашение от 05.03.2020 N 4 к договору, письмо от 06.05.2020 о переносе сроков технологического присоединения, уведомление о выполнении технических условий, акт осмотра от 28.08.2020, акт допуска приборов учета от 09.10.2020 N3992/10-20, акт о выполнении технических условий N 1 от 20.10.2020, акт об осуществлении технологического присоединения от 20.10.2020 NZ01-04590-2020.
Постановлением от 16.11.2020 N 039/04/9.21-957/2020 Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения и отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объективная сторона вмененного Обществу правонарушения заключается в нарушении субъектом естественной монополии установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае, основанием для вынесения оспариваемого постановления явилось нарушение заявителем сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта заявителя.
В абзаце 1 пункта 3 Правил N 861 установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им упомянутых Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и физическим лицом, в сроки, установленные рассматриваемыми Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил N 861).
Пунктом 7 Правил N 861 установлена процедура технологического присоединения, включающая в себя подачу заявки лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение; заключение договора; выполнение сторонами договора предусмотренных им мероприятий; получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя; осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям; фактический прием (подачу) напряжения и мощности; составление акта об осуществлении технологического присоединения.
В пункте 18 Правил N 861 поименованы мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Таким образом, предусмотренный пунктом 16 Правил N 861 срок является предельным и начинает течь с момента заключения договора об осуществлении технологического присоединения. Нормами действующего законодательства не предусмотрено оснований для продления указанного срока, либо оснований, освобождающих сетевую организацию от обязанности по осуществлению мероприятий, направленных на технологическое присоединение объекта потребителя.
Как следует из материалов дела, 11.05.2018 между АО "Янтарьэнерго" и ООО "СЗ "ОСТ-Строй" заключен договор N 1834/03/18 (далее - договор), в редакции дополнительного соглашения N 3 от 03.02.2020, неотъемлемой частью которого являются технические условия N Z-1834/18
Сумма, подлежащая к оплате по 2-ому этапу договора N 1834/03/18 от 11.05.2018 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, полностью была погашена ООО "Специализированный застройщик "ОСТ-Строй" с задержкой на 293 дня.
Заключенный сторонами договор по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг.
Согласно пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определённую деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьей 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с пп. б, д, е п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, размер платы за технологическое присоединение, а также порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение отнесены к существенным условиям договора.
Кроме того, согласно пп. д) п. 16 Правил N 861 размер платы определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учётом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил).
Таким образом, из существа правоотношений, регулируемых Правилами технологического присоединения, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, следует, что авансовые платежи (2 первых платежа) необходимы для финансового обеспечения сетевой организации на осуществление мероприятий по технологическому присоединению. Сетевая организация при заключении Договора вправе была рассчитывать на получение денежных средств от заявителя в размере, который в силу закона признан необходимым для реализации мероприятий со стороны сетевой организации.
Кроме того, законодательством не предусмотрено выполнения работ со стороны сетевой организации, осуществляющей технологическое присоединение, до их оплаты.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу пункта 1 статьи 328 ГК РФ встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое обусловлено исполнением другой стороной своих обязательств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 328 ГК РФ в случае непредставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
В данном случае, обязательства сторон по договору являются встречными и обусловлены оплатой со стороны заказчика.
Судом апелляционной инстанции установлено, что технологическое присоединение объекта ООО "Специализированный застройщик "ОСТ-Строй" согласно условий договора N 1834/03/18 от 11.05.2018 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств осуществлено не было по причине неисполнения заявителем технических условий.
В адрес АО "Янтарьэнерго" Заявителем неоднократно направлялись уведомления о выполнении своей части технических условий от 18.06.2020 N ВТУ/1528/20; от 13.07.2020 N ВТУ/1877/20; от 30.07.2020 N ВТУ/2146/20; от 28.08.2020 N ВТУ/2541/20, однако по результатам проверок, проведенных представителями АО "Янтарьэнерго" были выявлены замечания, которые необходимо устранить, о чем были составлены соответствующие акты.
Данная информация доведена до заявителя (подробные разъяснения по данным обстоятельствам с приложением соответствующих документов направлены в адрес УФАС N ЯЭ/5/6650 от 29.09.2020; N ЯЭ/5/6726 от 02.10.2020).
01.10.2020 Заявителю было направлено уведомление N ЯЭ/19/4776 о готовности АО "Янтарьэнерго" к подключению энергопринимающих устройств по договору.
02.10.2020 от Заявителя в адрес Общества поступило уведомление о выполнении своей части технических условий N ВТУ/3016/20.
В соответствии с пунктом 6 договора сетевая организация осуществляет проверку выполнения технических условий заявителем в течение 10 (рабочих) дней.
Проверка выполнения технических условий заявителем была запланирована на 08.10.2020.
Кроме того, 06.10.2020 (вх. N 6660) в адрес УФАС по Калининградской области поступило заявление ООО "СЗ "ОСТ-Строй" от 06.10.2020 N 88, согласно которому ООО "СЗ "ОСТ-Строй" просит, в соответствии с частью 24 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", считать жалобу на действия (бездействие) АО "Янтарьэнерго" отозванной и производство по делу прекратить.
21.10.2020 (вх.N 7034) в Управление поступило повторное заявление ООО "СЗ "ОСТ-Строй" от 19.10.2020 N 98 об отзыве жалобы, в соответствии с которым ООО "СЗ "ОСТ-Строй" в связи с урегулированием спорного вопроса повторно просит, в соответствии с частью 24 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", считать жалобу на действия (бездействие) АО "Янтарьэнерго" отозванной и производство по делу прекратить.
При изложенных обстоятельствах вывод Управления о наличии вины Общества в нарушении пункта 16 Правил N 861, выразившегося в несоблюдении сроков технологического присоединения, энергопринимающих устройств Зааявителя к электрическим сетям АО "Янтарьэнерго" не может быть признан обоснованным, что свидетельствует об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в том числе вина Общества в совершении правонарушения.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Таким образом, в нарушение статьи 26.1 КоАП РФ административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении не доказана виновность Общества в нарушении пункта 16 Правил N 861, а соответственно не доказано наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В силу статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению, постановление Управления Федеральной антимонопольной службы России по Калининградской от 16.11.2020 о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-957/2020, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, подлежит признанию незаконным и отмене.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Общества подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции от 05.04.2021 подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, с вынесением по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных Обществом требований.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.04.2021 по делу N А21-12331/2020 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы России по Калининградской от 16.11.2020 о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-957/2020.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-12331/2020
Истец: АО "ЯНТАРЬЭНЕРГО"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ