г. Хабаровск |
|
16 апреля 2024 г. |
А37-34/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Самар Л.В.
судей Гричановской Е.В., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розыевым С.С.
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сусуман-Ресурс"
на решение от 25.12.2023
по делу N А37-34/2022
Арбитражного суда Магаданской области
по иску общества с ограниченной ответственностью "Сусуман-Ресурс"
к Магаданской области в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области
о взыскании 52 612 501,24 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сусуман-Ресурс" (далее также - истец, ООО "Сусуман-Ресурс", общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с исковым заявлением к ответчику Магаданской области в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области (далее - Минстрой, ответчик) о взыскании субсидии в размере 52 612 501,24 руб., доначисляемой в целях возмещения недополученных доходов, образовавшихся по фактически сложившимся экономически обоснованным расходам от оказания населению услуг теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, поставок топлива населению и не учтённых при формировании тарифов на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, поставки топлива населению за регулируемый период 2018 год (с учётом удовлетворённого определением суда от 26.08.2022 ходатайства истца от 26.07.2022 N 183 об уточнении заявленных исковых требований и пояснений истца от 04.05.2023 N 106, от 21.09.2023 N 200, 02.10.2023 N 231).
Определением от 13.05.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент цен и тарифов Магаданской области (далее - Департамент) и Министерство финансов Магаданской области (далее - Минфин).
Определением от 16.11.2023 арбитражный суд допустил к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральную налоговую службу в лице Межрегиональной инспекции ФНС России по управлению долгом.
Решением от 25.12.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Сусуман-Ресурс" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить, считает, что судебный акт принят с нарушением норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянт указал, что суд не применил подлежащий применению к отношениям сторон нормативный правовой акт (Постановление Правительства Магаданской области от 10.02.2017 N 78пп) и распространил на спорные правоотношения утратившее силу Постановление Правительства Магаданской области 16.05.2019 N 339-пп; сделал необоснованный вывод о недоказанности размера сложившихся экономически обоснованных расходов от оказания населению услуг теплоснабжения; не принял мер по содействию стороне в сборе доказательств, считая, имеющиеся доказательства в деле неполными; не принял мер по проведению судебной экспертизы; необоснованно отклонил в качестве доказательства подписанный акт сверки взаимных расчетов между сторонами за период 2018 года; допустил нарушение принципа состязательности и равноправия сторон в арбитражном процессе, что в совокупности привело к принятию судебного акта, не отвечающего критериям законности и обоснованности.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024 апелляционная жалоба принята к производству, информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Шестого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.6aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.
К дате судебного заседания в материалы дела поступил отзыв Министерства финансов Магаданской области, полагает, что арбитражный суд вынес решение с полным исследование всех обстоятельств дела, истцом не доказано наличие убытков и противоправность поведения ответчика.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2024 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы откладывалось.
В рамках отложения судебного разбирательства в материалы дела поступили отзывы Департамента цен и тарифов Магаданской области, Министерства строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области.
Департамента цен и тарифов Магаданской области, полагает, что судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что в рамках рассматриваемого дела недополученные доходы (убытки), понесённые истцом при осуществлении регулируемой деятельности, возникли исключительно в результате бездействия самого истца и не находятся в причинно-следственной связи с действиями (бездействием) ответчика, вследствие чего оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании недополученных доходов за период с 01.04.2018 по 30.06.2018 по теплоснабжению и с 01.04.2018 по 31.08.2018 - по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению не имеется. В остальной части обязательства Министерством исполнены в полном объеме. Также заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В отзыве Министерство строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области настаивает на обоснованности выводов суда о недоказанности истцом недополученного дохода (убытка), а в рамках заключенного с Обществом соглашения от 11.09.2018 N 23/Н о предоставлении субсидий из областного бюджета обязательства Министерства исполнены в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из материалов дела, на территории города Сусуман муниципального образования "Сусуманский городской округ" в период до 01.04.2018 деятельность по производству, передаче и распределению тепловой энергии, по горячему и холодному водоснабжению и водоотведению осуществляло открытое акционерное общество "ОлаИнтерКом" (далее - ОАО "ОлаИнтерКом") по тарифам, установленным приказами Департамента:
- от 29.12.2017 N 45-5/э "Об установлении льготных тарифов на тепловую энергию, реализуемую ОАО "ОлаИнтерКом" населению, на 2018 год" установлен льготный одноставочный тариф за 1 Гкал в размере 1 536 рублей 00 копеек (в том числе НДС 18%) на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 (л.д. 52, 53 т. 10);
- от 29.12.2017 N 2-ЖКК/120 "Об установлении льготных тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, реализуемую ОАО "ОлаИнтерКом" населению, на 2018 год" установлен льготный двухкомпонентный тариф на горячую воду: а) на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 стоимость компонента на холодную воду за 1 куб. м в размере 30 рублей 67 копеек (в том числе 18% НДС); стоимость компонента на тепловую энергию за 1 Гкал - 1 536 рублей 00 копеек (в том числе НДС 18%);
б) на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 стоимость компонента на холодную воду за 1 куб. м в размере 30 рублей 67 копеек (в том числе 18% НДС); стоимость компонента на тепловую энергию за 1 Гкал - 1 617 рублей 00 копеек (в том числе НДС 18%) (л.д. 61 оборотная сторона, 62 т. 10);
- от 15.12.2015 N 2-ЖКК/78 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение для потребителей ОАО "ОлаИнтерКом" на 2016-2018 годы, утверждении производственной программы ОАО "ОлаИнтерКом" в сфере холодного водоснабжения, водоотведения на 2016-2018 годы" установлен тариф за 1 куб. м:
а) питьевой воды в размере 30 рублей 67 копеек (в том числе НДС 18%) на период с 01.01.2018 по 31.12.2018;
б) водоотведения в размере 73 рублей 10 копеек (в том числе НДС 18%) на период с 01.01.2018 по 31.12.2018 (л.д. 55 оборотная сторона, 56 т. 10).
12.02.2018 было создано ООО "Сусуман-Ресурс", о чём в Едином государственном реестре сделана соответствующая запись (л.д. 103 т. 1).
26.03.2018 между ООО "Сусуман-Ресурс", администрацией Сусуманского городского округа и ОАО "ОлаИнтерКом" заключено соглашение от 26.03.2018 N 1 (в редакции дополнительного соглашения N 1) о замене стороны по концессионному соглашению от 08.06.2015, согласно которому ООО "Сусуман-Ресурс" приняло на себя все права и обязанности ОАО "ОлаИнтерКом" по данному концессионному соглашению в отношении муниципального имущества - комплекса движимого и недвижимого имущества коммунальной инфраструктуры, находящегося в собственности муниципального образования "Сусуманский городской округ. Датой передачи прав и обязанностей сторонами определена дата 01.04.2018. (л.д. 47-49 т. 2, л.д. 112-113 т. 10).
Комплекс движимого и недвижимого имущества коммунальной инфраструктуры передан обществу по акту приёма-передачи имущества от 26.03.2018 (л.д. 114-125 т. 10).
В период с 01.04.2018 до 31.08.2018 ввиду отсутствия установленных тарифов ООО "Сусуман-Ресурс" осуществляло деятельность в городе Сусуман муниципального образования "Сусуманский городской округ" по производству, передаче и распределению тепловой энергии, по горячему и холодному водоснабжению и водоотведению по тарифам организации -предшественника ОАО "ОлаИнтеКом", установленным приказами Департамента:
- от 29.12.2017 N 45-5/э "Об установлении льготных тарифов на тепловую энергию, реализуемую ОАО "ОлаИнтерКом" населению, на 2018 год" за тепловую энергию применялся льготный одноставочный тариф за 1 Гкал в размере 1 536 рублей 00 копеек (в том числе НДС 18%). Согласно письменным пояснениям истца указанный тариф применялся им с 01.04.2018 по 30.06.2018 (л.д. 75 оборотная сторона т. 10);
- от 29.12.2017 N 2-ЖКК/120 "Об установлении льготных тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, реализуемую ОАО "ОлаИнтерКом" населению, на 2018 год" за горячую воду применялся льготный тариф в размере 116 рублей 99 копеек исчисленный обществом исходя из стоимости компонента на холодную воду за 1 куб. м в размере 30 рублей 67 копеек и стоимости компонента на тепловую энергию за 1 Гкал - 1 536 рублей 00 копеек (в том числе НДС 18%) и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды 0,05620 Гкал/куб.м (30,67+1536*0,05620; л.д. 50 оборотная сторона т. 10). Согласно письменным пояснениям истца указанный тариф применялся им с 01.04.2018 по 31.08.2018 (л.д. 75 оборотная сторона т. 10);
- от 15.12.2015 N 2-ЖКК/78 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение для потребителей ОАО "ОлаИнтерКом" на 2016-2018 годы, утверждении производственной программы ОАО "ОлаИнтерКом" в сфере холодного водоснабжения, водоотведения на 2016-2018 годы" применялся тариф за 1 куб. м питьевой воды в размере 30 рублей 67 копеек (в том числе НДС 18%), водоотведения в размере 73 рублей 10 копеек (в том числе НДС 18%). Согласно письменным пояснениям истца указанные тарифы применялись им с 01.04.2018 по 31.08.2018 (л.д. 75 оборотная сторона т. 10).
25.06.2018 ООО "Сусуман-Ресурс" представило в Департамент окончательное тарифное предложение в сфере теплоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения на 2018 год, что подтвердила представитель истца в судебном заседании.
Для потребителей ООО "Сусуман-Ресурс" приказами Департамента в 2018 году установлены следующие экономические обоснованные и льготные тарифы:
1) теплоснабжение (отопление):
* приказом от 24.07.2018 N 11-1/э "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО "Сусуман-Ресурс" на 2018 год" для населения на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 установлен экономически обоснованный одноставочный тариф за 1 Гкал в размере 4 454 рубля 26 копеек (в том числе НДС 18%);
* приказом от 24.07.2018 N 13-1/э "Об установлении льготных тарифов на тепловую энергию, реализуемую ООО "Сусуман-Ресурс" населению, на 2018 год" для населения на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 установлен льготный тариф за 1 Гкал в размере 1 617 рублей 00 копеек (в том числе НДС 18%);
2) горячее водоснабжение:
* приказом от 20.08.2018 N 2-ЖКК/17 "Об установлении тарифов на горячее водоснабжение в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей ООО "Сусуман-Ресурс" на 2018 год, утверждении производственной программы ООО "Сусуман-Ресурс" в сфере горячего водоснабжения на 2018 год" для населения на период с 20.08.2018 по 31.12.2018 установлен двухкомпонентный тариф: стоимость компонента на холодную воду за 1 куб. м в размере 27 рублей 22 копеек (в том числе 18% НДС); стоимость компонента на тепловую энергию за 1 Гкал - 4 454 рубля 26 копеек (в том числе НДС 18%);
* приказом от 20.08.2018 N 2-ЖКК/18 "Об установлении льготных тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, реализуемую ООО "Сусуман-Ресурс" населению, на 2018 год" для населения на период с 20.08.2018 по 31.12.2018 установлен двухкомпонентный установлен льготный тариф: стоимость компонента на холодную воду за 1 куб. м в размере 27 рублей 22 копеек (в том числе 18% НДС); стоимость компонента на тепловую энергию за 1 Гкал - 1 617 рублей 00 копеек (в том числе НДС 18%) (л.д. 40 т. 4, л.д. 148, 149 т. 7);
Компонент на холодную воду в экономически обоснованном тарифе и льготном тарифе установлен в одном размере: 27 рублей 22 копейки (в том числе 18% НДС);
3) холодное водоснабжение:
- приказом от 20.08.2018 N 2-ЖКК/16 "Об установлении экономически обоснованного тарифа на подвоз воды для потребителей ООО "Сусуман-Ресурс" (муниципальное образование "Сусуманский городской округ", город Сусуман) на 2018 год" для населения на период с 20.08.2018 по 31.12.2018 установлен экономически обоснованный тариф на подвоз воды за 1 куб. м в размере 220 рублей 35 копеек (в том числе НДС 18%);
- приказом от 20.08.2018 N 2-ЖКК/15 "Об установлении тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение для потребителей ООО "Сусуман-Ресурс" (муниципальное образование "Сусуманской городской округ", город Сусуман) на 2018 год, об утверждении производственной программы ООО "Сусуман-Ресурс" в сфере водоснабжения и водоотведения на 2018 год" для населения на период с 20.08.2018 по 31.12.2018 установлен экономически обоснованный тариф за 1 куб. м в размере 27 рублей 22 копеек (в том числе НДС 18%);
4) водоотведение:
приказом от 20.08.2018 N 2-ЖКК/15 "Об установлении тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение для потребителей ООО "Сусуман-Ресурс" (муниципальное образование "Сусуманской городской округ", город Сусуман) на 2018 год, об утверждении производственной программы ООО "Сусуман-Ресурс" в сфере водоснабжения и водоотведения на 2018 год" для населения на период с 20.08.2018 по 31.12.2018 установлен экономически обоснованный тариф за 1 куб. м в размере 39 рублей 77 копеек (в том числе НДС 18%).
Кроме того, приказом Департамента от 20.08.2018 N 2-ЖКК/17 на период с 20.08.2018 по 31.12.2018 утверждена производственная программа в сфере горячего водоснабжения, согласно которой для общества установлен планируемый объём выработки и отпуска в сеть 61,081 тыс. куб. м горячей воды, в т.ч. населению - 48,988 тыс. куб. м (л.д. 38, 39 т. 4, л.д. 145-147 т. 7).
ООО "Сусуман-Ресурс", поставляя коммунальные ресурсы и оказывая услуги населению, взимал плату:
- в период с 01.07.2018 по 31.12.2018 за теплоснабжение в размере 58 рублей 21 копейки за 1 кв. м по утверждённому для потребителей (население) ООО "Сусуман-Ресурс" льготному тарифу 1 617 руб/Гкал с учётом установленного приказом Департамента от 07.08.2012 N 49-НКУ (л.д. 53 оборотная сторона т. 10) норматива потребления 0,036 Гкал/кв.м (1617*0,036=58,21) (согласно письменным пояснениям истца л.д. 75 оборотная сторона т. 10);
- в период с 01.09.2018 по 31.12.2018 за горячую воду в размере 118 рублей 10 копеек за 1 куб.м. по утверждённому для ООО "Сусуман-Ресурс" льготному тарифу: с экономически обоснованной стоимостью компонента на холодную воду за 1 куб. м 27 рублей 22 копейки руб/ куб.м. и с учётом льготной стоимости компонента на тепловую энергию за 1 Гкал - 1 617 рублей 00 копеек (в том числе НДС 18%) и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды 0,05620 Гкал/куб.м (27,22+1617*0,05620 = 118,10) (согласно письменным пояснениям истца л.д. 76 т. 10);
- в период с 01.09.2018 по 31.12.2018 за холодное водоснабжение и водоотведение по экономически обоснованным тарифам за 1 куб. м - 27 рублей 22 копейки и 39 рублей 77 копеек, соответственно (согласно письменным пояснениям истца л.д. 75 оборотная сторона, 76 т. 10).
11.09.2018 между ООО "Сусуман-Ресурс" (получатель) и Минстроем (главный распорядитель) заключено Соглашение от 11.09.2018 N 23/Н (в редакции дополнительного соглашения от 21.11.2018 N 1) о предоставлении из областного бюджета субсидий организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения, централизованного электроснабжения, электроснабжения от дизельных электростанций, водоснабжения, водоотведения и поставкой топлива населению по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области (далее - Соглашение N 23/Н), согласно пункту 2.1 которого размер субсидии, предоставляемой в 2018 году из областного бюджета в соответствии с соглашением, составляет 59 402 510 рублей 00 копеек без учета НДС.
Обязательства Минстроя по указанному соглашению исполнены в полном объёме, что подтверждается договорами уступки права требования от 11.09.2018, от 29.10.2018 и платёжными поручениями от 18.09.2018 N 240548, N 240549, от 16.11.2018 N 417392, N 417395, от 08.02.2019 N 648932, от 12.02.2019 N 655179, от 18.02.2019 N 668910 на сумму 59 402 510 рублей 00 копеек.
Перечисленная Минстроем субсидия в сумме 59 402 510 рублей 00 копеек, а также полученные истцом доходы в размере 67 605 813 рублей 53 копеек, по мнению истца, в полной мере не компенсировали ООО "Сусуман-Ресурс" экономически обоснованные расходы, сложившиеся в результате теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения населения в период с 01.04.2018 по 31.12.2018.
ООО "Сусуман-Ресурс" направило в Минстрой обращение от 11.07.2019 N 831 о предоставлении субсидии в целях возмещения недополученных доходов, образовавшихся по фактически сложившимся экономически обоснованным расходам от оказания населению услуг теплоснабжения и не учтённых при формировании тарифа на тепловую энергию за 2018 год (копию данного письма истец в материалы дела не приобщил ввиду утраты письма в связи с затоплением служебных помещений истца в результате наводнения).
Письмом от 18.09.2019 N 5766/025-23 Минстрой в ответ на письмо ООО "Сусуман-Ресурс" от 11.07.2019 N 831 отказал в предоставлении субсидии в связи с утверждением Постановлением Правительством Магаданской области 16.05.2019 N 339-пп нового Порядка предоставления из областного бюджета субсидий в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения, централизованного электроснабжения, электроснабжения от дизельных электростанций, водоснабжения и водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами и поставкой топлива населению и юридическим лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами при заключении договоров электроснабжения для целей оказания услуг населению по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области, в котором отсутствует условие получения субсидии (экономически обоснованных убытков), доначисляемых получателем в целях возмещения недополученных доходов, образовавшихся по фактически сложившимся экономически обоснованным расходам от оказания услуг теплоснабжения, централизованного электроснабжения, электроснабжения от дизельных электростанций, водоснабжения и водоотведения, поставкой топлива населению за предыдущий регулируемый период.
Истцу было предложено при формировании пакета документов в Департамент цен и тарифов Магаданской области для установления экономически обоснованных тарифов на следующий финансовый год отразить сумму экономически обоснованных убытков, фактически сложившихся по результатам деятельности за 2018 год, с обоснованием об увеличении плановых объемов полезного отпуска.
20.01.2020 ООО "Сусуман-Ресурс" письмом от 20.01.2020 N 563 проинформировало Минстрой о том, что Департамент при корректировке тарифов не учёл экономически обоснованные убытки общества за 2018 год, предложив отразить их при формировании тарифов на следующий долгосрочный период (2022-2026 гг.). Одновременно общество повторно просило Минстрой рассмотреть вопрос о возмещении недополученных доходов в размере 33 154 400 рублей путём доначисления субсидии в соответствии с пунктом 15 Порядка N 78-пп.
Письмом от 27.01.2020 N 398/25-23 Минстрой отказал в выплате указанной суммы.
ООО "Сусуман-Ресурс", полагая, что поскольку поставка коммунальных ресурсов населению произведена в 2018 году, должен применяться Порядок N 78-пп, и возникшая разница между суммой экономически обоснованных расходов, сложившихся у истца при оказании услуг, и суммой полученных в 2018 году доходов за оказанные услуги, суммой полученной субсидии является убытками, вручило Минстрою претензию от 30.11.2021 N 652 об уплате суммы 82 770 170 рублей 00 копеек недополученных доходов, представляющих собой экономически обоснованные расходы, сложившиеся от оказания услуг населению, которая осталась без удовлетворения.
Убытки определены истцом расчётным путём на основании учётной политики по данным о доходах за 2018 год, с учётом выплаченной субсидии по Соглашение N 23/Н, о фактических расходах на производство, выплату заработной платы и начисленных на неё налогов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьи 16, 1069 ГК РФ предусматривают, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации или казны муниципального образования.
Бюджетная система Российской Федерации функционирует на основании закрепленных в статьях 28 - 38.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принципов, в частности принципа целевого и эффективного расходования бюджетных средств. Бюджетные средства доводятся до их получателей с указанием конкретных целей их последующего использования.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1 статьи 78 БК РФ).
Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 29 Закона Магаданской области от 26.12.2017 N 2238-ОЗ "Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" в 2018 году и плановом периоде 2019 и 2020 годов субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг в случаях:
1) предусмотренных государственными программами Магаданской области;
2) предусмотренных ведомственными целевыми программами;
3) связанных с оказанием услуг по перевозке граждан, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки по оплате проезда автомобильным транспортом общего пользования.
Пунктом 2 статьи 29 Закона Магаданской области от 26.12.2017 N 2238-ОЗ "Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" регламентировано, что порядок предоставления указанных субсидий устанавливается:
1) постановлениями Правительства Магаданской области в случаях, предусмотренных подпунктами 1, 3 пункта 1 настоящей статьи;
2) приказами уполномоченных органов исполнительной власти Магаданской области в случаях, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи.
В соответствии со статьями 78 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Магаданской области от 10.02.2017 N 78-пп утвержден Порядок предоставления из областного бюджета субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения, централизованного электроснабжения, электроснабжения от дизельных электростанций, водоснабжения и водоотведения и поставкой топлива населению и юридическим лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами, при заключении договоров электроснабжения для целей оказания услуг населению по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области (далее - Порядок N 78-пп).
Уполномоченным органом по предоставлению из областного бюджета субсидий на указанные цели определено министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области (пункт 2 Порядка N 78-пп).
Пунктом 2 Порядка N 78-пп определено, что субсидии предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги теплоснабжения, централизованного электроснабжения, электроснабжения от дизельных электростанций, водоснабжения и водоотведения и поставку топлива населению и юридическим лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами, при заключении договоров электроснабжения для целей оказания услуг населению по тарифам, установленным Департаментом, в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием указанных услуг.
Пунктом 6 Порядка N 78-пп установлено, что Министерство в течение 10 календарных дней с момента обращения Получателя осуществляет проверку полноты и достоверности представленных документов.
По результатам проверки Министерство в течение 10 календарных дней с момента завершения проверки полноты и достоверности представленных документов принимает решение о предоставлении Субсидии и заключении Соглашения о предоставлении Субсидии или об отказе в предоставлении Субсидии.
В случае принятия решения о предоставлении Субсидии, Министерство в течение 10 календарных дней с момента принятия решения направляет Получателю на подписание Соглашение о предоставлении Субсидии.
В случае принятия решения об отказе в предоставлении Субсидии, Министерство в течение 10 календарных дней направляет Получателю письменный мотивированный отказ в предоставлении Субсидии.
Размер Субсидии определяется Департаментом.
Источником получения денежных средств на выплату Субсидии являются средства областного бюджета (пункт 8 Порядка 78-пп).
Согласно пункту 9.2. Порядка 78-пп Соглашение о предоставлении субсидии заключается между Министерством и Получателем в соответствии с типовой формой договора (соглашения), утвержденной приложением N 2 приказа министерства финансов Магаданской области от 16.01.2017 N 9.
11.09.2018 между министерством и ООО "Сусуман-ресурс" заключено соглашение N 23/Н о предоставлении из областного бюджета в 2018 году последнему субсидий в целях возмещения недополученных доходов, связанных с оказанием услуг теплоснабжения, централизованного электроснабжения, электроснабжения от дизельных электростанций, водоснабжения, водоотведения и поставкой топлива населению по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения субсидии предоставляются Главным распорядителем в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на 2018 год.
Размер субсидий, определенный Соглашением, составил в 2018 году 59 402 510 рублей (в редакции дополнительного соглашения N 1).
В пункте 3.2 соглашения закреплено, что денежные средства направляются на приобретение топливно-энергетических ресурсов для населения и (или) на погашение задолженности за ранее потреблённые топливно-энергетические ресурсы для населения.
Согласно пункту 7.2 соглашение действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Обязательства Минстроя по указанному соглашению исполнены в полном объёме, что подтверждается платёжными поручениями от 18.09.2018 N 240548, N 240549, от 16.11.2018 N 417392, N 417395, от 08.02.2019 N 648932, от 12.02.2019 N 655179, от 18.02.2019 N 668910 на сумму 59 402 510 рублей 00 копеек.
В связи с чем, коллегия заключает, что Соглашение о предоставлении субсидий ответчиком исполнено в полном объеме на всю сумму предусмотренного Соглашением размера выделенных из областного бюджета денежных средств - 59 402 510 рублей.
Действительно, пунктом 15 Порядка 78-пп предусмотрен алгоритм доначисления размера субсидий получателям в целях в целях возмещения недополученных доходов, образовавшихся по фактически сложившимся экономически обоснованным расходам от оказания населению услуг теплоснабжения, централизованного электроснабжения, электроснабжения от дизельных электростанций, водоснабжения, водоотведения, поставок топлива населению и не учтенных при формировании тарифов на тепловую энергию, централизованную электрическую энергию, электрическую энергию от дизельных электростанций, водоснабжение, водоотведение, поставки топлива населению за предыдущие регулируемые периоды.
Однако, как верно указал суд первой инстанции, истец только 11.07.2019 направил в Минстрой обращение о предоставлении субсидии в целях возмещения недополученных доходов, между тем, на указанную дату Порядок N 78-пп уже был отменён постановлением Правительства Магаданской области от 16.05.2019 N 339-пп, которое не предусматривало выплату субсидии по заявленному истцом основанию.
В этой связи, коллегия признает верным вывод суда первой инстанции о том, что обязательства по Соглашению на сумму 59 402 510 рублей исполнено ответчиком в полном объеме, в то время как отношения между Минстроем и обществом по выплате спорной субсидии (ее доначислению) уже подлежали регулированию постановлением Правительства Магаданской области от 16.05.2019 N 339-пп, которое не предусматривает такое основание выплаты субсидии, как наличие недополученных доходов, образовавшихся по фактически сложившимся экономически обоснованным расходам от оказания услуг теплоснабжения, централизованного электроснабжения, электроснабжения от дизельных электростанций, водоснабжения, водоотведения, поставок топлива населению, не учтённых при формировании тарифов за предыдущий регулируемый период.
С учетом того, что требование истца опосредовано именно доначислением субсидий в отсутствие в спорный период предъявления таких требований соответствующего нормативного акта, заключенное 11.09.2018 Соглашение исполнено ответчиком, предоставлены субсидии на согласованную сумму 59 402 540 руб., а дополнительное доначисление заявленных сумм осуществлялось ответчиком в период когда Порядок N 78-пп уже был отменён постановлением Правительства Магаданской области от 16.05.2019 N 339-пп, апелляционный суд приходит к выводу о верных заключениях суда первой инстанции об отсутствии оснований к удовлетворению иска, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Применительно к предмету и оснвоаниям заявленного иска, представленной в материалы дела совокупности доказательств суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков.
При обстоятельствах отсутствия оснований к доначислению субсидий по отмененному Порядку N 78-пп, с учетом того, что сам истец настаивал на квалификации своих требований именно как доначисление субсидий по Порядку N 78-пп (возмещение разницы между доходами и расходами предприятия), возмещение межтарифной разницы истцом не заявлялось, выводы суда относительно отсутствия оснований к возмещению межтарифной разницы, равно как и к применению утвержденных тарифов предыдущей ресрсоснабжающей организации, не имеют решающего правого значения.
Доводы относительно неназначения по спору судебной экспертизы по установлению размера понесенных истцом расходах при осуществлении своей деятельности, также отклоняются апелляционным судом, по изложенным выше мотивам (субсидии по соглашению представлены в полном объеме, а доначислении субсидий произведено по отмененному Порядку N 78пп).
Иные доводы жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального права, тогда как иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, регулирующих спорные правоотношения, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем, нет оснований для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Магаданской области от 25.12.2023 по делу N А37-34/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Сусуман-Ресурс" государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Самар |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-34/2022
Истец: ООО "Сусуман-Ресурс"
Ответчик: Магаданская область в лице Министерство строительства ЖКХ и энергетики Магаданской области
Третье лицо: Департамент цен и тарифов Магаданской области, Министерство финансов Магаданской области, ФНС России в лице Межрегиональной инспекции ФНС России по управлению долгом, Ефанова Анна Валерьевна