30 июня 2021 г. |
Дело N А83-10909/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.06.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.06.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Кравченко В.Е., Приваловой А.В., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Веселовой Е.Н.,
с участием индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Дернова Ивана Ивановича и его представителя Коноваленко Л.С. по доверенности от 30.07.2020 N 82/28-н/82-2019-1-1785, представителя от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым - Тришкин Д.Ю. по доверенности от 30.12.2020 N 787-Д,
в отсутствии Министерства строительства и архитектуры Республики Крым, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 05 февраля 2021 года по делу N А83-10909/2020, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Дернова Ивана Ивановича об оспаривании решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства и архитектуры Республики Крым,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Дернов Иван Иванович (далее-заявитель, глава КФХ Дернов И.И.) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - Минимущество, уполномоченный орган), оформленного письмом от 05.03.2020 N 40/01-11/5, в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Ленинский район, за границами населенных пунктов Ильичевского сельского поселения площадью 525 087 кв.м, в аренду. В порядке устранения допущенного нарушения прав заявитель просит возложить на уполномоченный орган обязанность утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовать предоставление заявителю указанного земельного участка в аренду.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 26.11.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства и архитектуры Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 05 февраля 2021 года заявление удовлетворено, суд признать незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, оформленный письмом от 05.03.2020 N 40/01-11/5 и обязал Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовать предоставление главе КФХ Дернову И.И. указанного земельного участка в аренду; разрешил вопрос о распределении судебных расходов.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым просит отменить решение суда, в связи с неправильным применением норм материального права, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы Министерство ссылается, в частности, на не применение положений статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок передачи в аренду земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением председателя четвертого судебного состава суда от 26 мая 2021 года произведена замена судьи Карева А.Ю. на судью Привалову А.В. для участия в рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
От предпринимателя поступил отзыв на апелляционную жалобу и дополнительные пояснения к ней, в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
От Министерства строительства и архитектуры Республики Крым поступил отзыв на апелляционную жалобу, а также заявлено о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), при этом судом апелляционной инстанции установлены основания для его отмены.
Согласно сведений Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей 02.08.2017 Дернов И.И. зарегистрирован главой крестьянского (фермерского) хозяйства.
27.12.2019 глава КФХ Дернов И.И. обратился в Минимущество с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, Ленинский район, за границами населённых пунктов Ильичевского сельского поселения площадью 525 087 кв.м, для осуществления хозяйственной деятельности, связанной с животноводством (сенокошение и выпас скота) (код 1.7), без проведения торгов на основании статей 10, 11.10, 39.6, 39.15 ЗК РФ, приложив к заявлению схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории; паспорт; уведомление о постановке на учет в налоговом органе; соглашение (договор) N 84 с дополнительным соглашением; диск с координатами участка; сведения о производстве продукции животноводства.
В соответствии с Порядком подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане и проекта межевания территории, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 16.02.2015 N 44 схема направлена Министерством в органы, уполномоченные на согласование схемы расположения земельного участка.
По итогам получения межведомственных согласований схемы расположения земельного участка от уполномоченных госорганов Республики, Министерство письмом от 05.03.2020 N 40/01-11/5 отказало заявителю в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого главой КФХ земельного участка, сославшись на письмо Министерства строительства и архитектуры Республики Крым, согласно которому на схеме территориального планирования субъекта РФ присутствует информация о размещении планируемого объекта в сфере утилизации, обезвреживания, размещения отходов производства и потребления регионального значения -мусоросортировочной станции, размещение которого возможно потребуется на формируемом земельном участке согласно представленной схемы.
Полагая, что отказ Министерства является незаконным и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, глава КФХ Дернов И.И. обратился в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что Министерством не доказана обоснованность и законность оспариваемого отказа.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьями 39.14-39.20 ЗК РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 39.6З К РФ земельный участок предоставляется без торгов, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности в соответствии со статьей 39.18 данного Кодекса.
Статьей 39.18 ЗК РФ предусмотрены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления его деятельности.
Согласно пункту 1 названной нормы права в случае поступления заявления крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Предметом заявления главы КФХ, с которым он обратился в уполномоченный орган, являлось требование о предварительном согласовании предоставления ему в аренду без проведения торгов земельного участка, расположенного за границами населенных пунктов, который предстоит образовать, с целью использования для животноводства.
Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка определены в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в частности, в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 14.1-19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Пунктом 17 статьи 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов, то это является основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 16.02.2015 N 44 утвержден Порядок подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории (далее - Порядок N 44), согласно которому обеспечение подготовки схемы расположения земельного участка осуществляется уполномоченным органом - Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности. Подготовка схемы расположения земельного участка и проекта межевания территории может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом в случаях, установленных законом.
Пунктом 4 Порядка N 44 предусмотрено, что при подготовке проекта межевания и схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения, в том числе, кадастрового плана территории, Схемы территориального планирования Республики Крым, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 30.12.2015 N 855.
Согласно пункту 11 названного Порядка согласование схемы расположения земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Крым, с исполнительными органами государственной власти Республики Крым в сфере градостроительства и архитектуры, лесных и охотничьих отношений, экологии и природопользования, охраны культурного наследия, водного хозяйства и мелиорации, органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, городских округов, городских или сельских поселений для проверки соответствия схемы расположения земельного участка документам, указанным в пунктах 4, 5 Порядка, производится в порядке межведомственного взаимодействия.
Как следует из материалов дела, Минимущество во исполнение требований пункта 11 Порядка N 44 направило соответствующие запросы в уполномоченные органы для проверки соответствия схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка документам, указанным в пунктах 4, 5 этого Порядка.
Администрацией Ленинского района Республики Крым от 27.01.2020 года N 01-17/168/1 на межведомственный запрос Минимущества сообщено, что указанный земельный участок частично расположен в санитарно-защитных зонах от объекта водоотведения (зона И-2) и объекта специального назначения (зона С-2) и согласно утверждённому Генеральному плану муниципального образования Ильичевское сельское поселение Ленинского района Республики Крым и Схеме территориального планирования Ленинского муниципального района Республики Крым в границах вышеуказанного земельного участка размещение объектов федерального, регионального или местного значения не планируется. В связи с чем, Администрация Ленинского района согласовала схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Государственный комитет по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым своим письмо от 24.01.2020 N 233/08-17Д на межведомственный запрос Минимущества согласовал схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым своим письмом от 30.01.2020 N 460/2 на межведомственный запрос Минимущества сообщило, что считает возможным согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории при условии размещения и функциональной эксплуатации земельного участка в соответствии с действующей градостроительной документацией и обеспечении сохранности зеленых насаждений, произрастающих на испрашиваемом земельном участке.
Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым своим письмом от 10.03.2020 N 305/01/1 на межведомственный запрос Минимущества согласовало схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Министерство строительства и архитектуры Республики Крым письмом от 07.02.2020 N 01-15/364/1 не согласовало схему расположения земельного участка в связи с что на схеме территориального планирования субъекта РФ, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 30.12.2015 N 855 (с изменениями в редакции от 13.12.2019 N 733), присутствует информация о размещении планируемого объекта в сфере утилизации, обезвреживания, размещения отходов производства и потребления регионального значения - мусоросортировочной станции, размещение которого возможно потребуется на формируемом земельном участке. При этом указало, что не может сделать заключение на основании документов территориального планирования и градостроительной документации, утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, муниципального уровня поскольку разработка документов территориального планирования отнесена к полномочиям муниципальных образований.
По мнению суда апелляционной инстанции, при таком противоречивом согласовании профильными министерствами и ведомствами схемы расположения испрашиваемого земельного участка, учитывая обязательность документов территориального планирования Республики Крым при принятии решения по поступившему заявлению, Минимущество обоснованно отказало заявителю в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании его предоставлении в аренду.
В обоснование оспариваемого отказа Минимущество правомерно сослалась на то, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с утвержденной схемой территориального планирования Республики Крым предназначен для размещения объекта регионального значения -мусоросортировочной станции, в связи с чем на основании пункта 3 статьи 13 ЗК РФ цель предоставления (животноводство) не соответствует действующей градостроительной документации.
В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее -ГрК РФ) указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно статье 14 ГрК РФ документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации.
В частях 3, 4 и 9 статьи 14 ГрК РФ указано, что схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения; на картах отображаются планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований.
В соответствии с приведенными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.
Утвержденная Схема территориального планирования Республики Крым является обязательным документом для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
По смыслу положений пункта 2 части 8 статьи 39.15, отсылающей к пункту 17 статьи 39.16 ЗК РФ, для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 статьи 39.16 ЗК РФ, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок, который предстоит образовать предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
Указанный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.12.2016 N 305-КГ16-10498.
Как следует из представленной апелляционному суду выписки из Схемы территориального планирования Республики Крым и выкопировки из неотъемлемой ее части - Карты планируемого размещения объектов особо охраняемых природных территорий Республики Крым, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 30.12.2015 N 855 (с изменениями внесенными 13.12.2019 постановлением Совета министров Республики Крым N 733), испрашиваемый заявителем земельный участок входит в зону создания проектируемого объекта регионального значения в области утилизации, обезвреживания, размещения отходов производства и потребления.
Таким образом, схема расположения земельного участка не соответствует утвержденному проекту планировки территории, изготовлена в нарушение пункта 4 Порядка N 44 без учета действующей на тот период Схемы территориального планирования Республики Крым, в связи с чем Минимуществом правомерно отказано в ее утверждении и в предварительном согласовании заявителю предоставления земельного участка в аренду.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 30.11.2020 по делу N А83-16772/2019.
На основании изложенного, вывод суда о незаконности оспариваемого отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, изложенного в письме письмом от 05.03.2020 N 40/01-11/5 Минимущества, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, основан на неправильном применении норм земельного законодательства, поэтому обжалуемый судебный акт подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 2 ст. 269, ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 05 февраля 2021 года по делу N А83-10909/2020 отменить, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым - удовлетворить.
В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Дернова Ивана Ивановича отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Кузнякова |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-10909/2020
Истец: Дернов Иван Иванович, ИП глава крестьянского фермерского хозяйства Дернов Иван Иванович
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Министерство строительства и архитектуры РК