город Ростов-на-Дону |
|
02 июля 2021 г. |
дело N А53-41640/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Величко М.Г., Ереминой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвейчук А.Д.,
при участии:
от истца - представитель Жукова Дарья Владимировна по доверенности от 29.08.2020, паспорт; Жилина Екатерина Константиновна по доверенности от 29.08.2020, паспорт,
от ответчика - представитель не явился, извещен;
от третьих лиц - представитель Романова Марианна Викторовна по доверенности от 30.12.2019, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "УК ЖКХ "Портовая" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.04.2021
по делу N А53-41640/2020 по иску ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" к ООО "УК ЖКХ "Портовая" при участии третьего лица: АО "Донэнегро" о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" обратилось в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ "Портовая" о взыскании задолженности в размере 739 093 рубля 07 копейки, почтовых расходов в размере 104 рубля 80 копеек.
Решением суда от 20.04.2021 исковые требования удовлетворены, с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ "Портовая" (ОГРН 1066162017646, ИНН 6162048261) в пользу публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (ИНН 6168002922, ОГРН 1056164000023) взысканы задолженность в размере 721 900 рублей 57 копеек, почтовые расходы в размере 104 рубля 80 копеек, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 17 438 рублей. Возвращена публичному акционерному обществу "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (ИНН 6168002922, ОГРН 1056164000023) из федерального бюджета государственная пошлина в размере 344 рубля, уплаченная по платежному поручению от 30.11.2020 N 78718.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что из материалов дела N А53-12187/19 (также по делу NА53-11675/19) следует, что приборы учета, установлены АО "Донэнерго" (в силу п.12 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ) на проводах и опорах ВЛ-0,4кВ, то есть не на границе балансовой принадлежности многоквартирных жилых домов. Данный факт подтверждается актами обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета, подписанный сторонами по делу. Таким образом, стороны подтвердили техническую возможность установки общедомовых узлов учета в многоквартирных домах. Решением Арбитражного суда РО от 07.10.2019 г. по делу N А53-12187/19 в иске ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" отказано. В связи с чем, ООО "УК ЖКХ "Портовая" указывает, что расчет за электроэнергию по договору энергоснабжения должен производиться по нормативу как указано в Приложении N2 к Договору, так как установленные спорные приборы учета электрической энергии не соответствуют действующему законодательству. Собственники помещений не принимали решения об изменении границ эксплуатационной ответственности, а также не возлагали соответствующие полномочия на ООО "УК ЖКХ "Портовая". Истцом в материалы дела не представлено доказательств согласования места установки приборов учета по спорным объектам, как и не представлено доказательств отсутствии технической возможности установки приборов учета на стене спорных многоквартирных домов. В соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, приборы учета должны находиться в управлении управляющей организации. В рассматриваемом деле управляющая компания не снимает показания приборов учета и производит расчет за потребленную электрическую энергию по нормативу, в связи с тем, что общедомовой прибор учета отсутствует. Сетевая организация имеет возможность самостоятельно установить прибор учета и передать их ответчику с возмещением затраченных средств. На основании вышеизложенного ответчик приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для исчисления потребленной электроэнергии исходя из показаний общедомовых приборов учета.
В судебное заседание ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечил. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Через канцелярию суда поступили отзыв истца и отзыв третьего лица на апелляционную жалобу.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании 22 июня 2021 года в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 29 июня 2021 года.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" осуществляет поставку коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, поадресно поименованных в расчете.
Договоры энергоснабжения были заключены с каждым конкретным гражданином в отдельности. Также, на каждого конкретного гражданина был открыт лицевой счет, по которому ведется учет потребленной гражданином электроэнергии, начисления и оплаты.
Договоры энергоснабжения между ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" и гражданами, проживающими в вышеуказанных многоквартирных домах, являются действующими.
Истец указал, что объем СОИД за период июль - август 2020 года составил 141 880 кВт/ч на сумму 745 797 рублей 70 копеек.
Однако, в связи с корректировкой расчета по МКД по ул. Амбулаторная, 107/5, ул. Амбулаторная, 107/4, истец уточнил исковые требования, заявив к взысканию 721 900 рублей 57 копеек за период июль - август 2020 года.
Ответчик не исполнил обязательства по оплате полученной электроэнергии за указанный период.
ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" ответчику была направлена претензия, с требованием погасить имеющуюся задолженность, однако данная претензия оставлена ответчиком без исполнения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для предъявления рассматриваемых исковых требований.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 72 Основных положений и пунктам 6, 7, 30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами N 354.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии/потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами (далее-товарищества, кооперативы).
Частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых;. в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Постановлением N 1498 предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2017 года обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
В соответствии с частью 11 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ начиная с 2017 года при утверждении и применении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги не учитываются расходы граждан, связанные с оплатой коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды в 2016 году.
Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее-исполнители) на основании пункта 21, 1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения:
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
Постановлением N 1498 предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
Кроме того, согласно п. 4 Правил N 124 Управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21 (1) настоящих Правил.
Согласно выписке из реестра лицензий Ростовской области, в котором содержится поадресный перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении лицензиатов, размещенной на официальном сайте Государственной жилищной инспекции Ростовской области (http://gzhi.donland.ru/), управление многоквартирными домами, указанными в расчете задолженности, осуществляет ООО "УК ЖКХ "Портовая".
Срок оплаты электрической энергии для исполнителей коммунальных услуг императивно установлен пунктом 81 "Основных Положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 - до 15 числа месяца, следующего за расчетным периодом.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом (потребителем) количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Частью первой статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что количество поданной и фактически использованной электроэнергии определяется на основании средств учета.
Согласно пункту 136 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, определение объема оказанных услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании данных, полученных с использованием приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав систем учета.
Занимаемая ответчиком позиция сводится к тому, что расчет за электроэнергию должен производиться по нормативу как указано в Приложении N 2 к договору, так как установленные спорные приборы учета электрической энергии не соответствуют действующему законодательству.
Так, в апелляционной жалобе ответчик указывает, что в МКД, расположенных по адресу: г. Ростов-на-Дону. ул. Деревянко, 15, Портовая, 39А, Портовая, 44, ул. Нестерова, 20/32, ул. Луганская, 4, ул. Амбулаторная, 107/4, ул. Амбулаторная, 107/5, ул. Сейнерная 17/2, 17/7, 17/6, ул. Перекопская, д. 26, ул. Портовая, д. 59, ул. Синявский, д. 21, ул. Скрябина, 6, ул. Кузнечная, д. 66/59, ул. Амбулаторная, д. 8Б, 8БВ, 8БА, расчет за содержание общего имущества дома необходимо производить по нормативу, поскольку приборы учета расположена на проводах.
Из материалов дела следует, что в заявлении об уточнении исковых требований истцом была выполнена корректировка расчета по ул. Амбулаторная, 107/4, Амбулаторная, 107/5, и расчет произведен по нормативу в связи с установкой приборов учета на опоре. Указанный расчет принят судом.
При этом, многоквартирные дома, расположенные по адресу ул. Сейнерная 17/2, 17/7, 17/6, ул. Перекопская, д. 26, ул. Портовая, д. 59, ул. Синявский, д. 21, ул. Скрябина, 6, ул. Кузнечная, д. 66/59, ул. Амбулаторная, д. 8Б, 8БВ, 8БА, в расчете задолженности отсутствуют.
В отношении домов, расположенных по адресу ул. Деревянко, 15, ул. Портовая, 39А, ул. Портовая, 44, ул. Нестерова, 20/32, ул. Луганская, 4, расчет произведен по общедомовым приборам учета, установленным сетевой организацией АО "Донэнерго".
Разногласия сторон в отношении выполнения расчета потребленной энергии, доводы ответчика о необходимости его осуществления по нормативу, апелляционным судом отклоняются на основании в силу следующего.
Под системой учета понимается совокупность измерительных комплексов, связующих и вычислительных компонентов, устройств сбора и передачи данных, программных средств, предназначенная для измерения, хранения, удаленного сбора и передачи показаний приборов учета по одной и более точек поставки.
Согласно п. 2 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Если иные требования к местам установки приборов учета, используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения, соответствующим энергетическим ресурсам, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии.
Пунктом 144 указанных Основных положений установлено, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.
При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
В силу пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, общедомовой прибор учета электроэнергии должен быть установлен в пределах внешней границы входящих в состав общего имущества многоквартирного дома сетей электроснабжения.
До 01 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Закона N 261 -ФЗ).
Согласно ч. 9 ст. 13 Закона N 261-ФЗ с 01 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно- технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В ч. 10 ст. 13 Закона N 261-ФЗ закреплена обязанность организаций, указанных в части 9 настоящей статьи, до 01 июля 2010 года предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета.
Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не исполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления от сетевой организации обязан либо подтвердить предложенные сетевой организацией дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения ею действий по установке приборов учета или согласовать с сетевой организацией иные дату и (или) время допуска, а также согласовать проект договора, регулирующего условия установки приборов учета, либо представить мотивированный отказ от допуска к местам установки приборов учета и от заключения договора.
При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).
Согласно п. 152 постановления Правительства РФ от 04 мая 2012 года N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки и осуществляется с участием уполномоченных представителей.
Допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме или в помещении многоквартирного дома, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
При допуске в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления электрической энергии в жилом или в нежилом помещении многоквартирного дома, исполнитель коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива обязан за 5 рабочих дней до запланированных им даты и времени допуска такого прибора учета в эксплуатацию обеспечить приглашение гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), и сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства многоквартирного дома, для совершения указанных действий. В случае если представители указанных организаций в установленные дату и время не явились для допуска в эксплуатацию приборов учета, исполнитель коммунальных услуг осуществляет допуск в эксплуатацию указанных приборов учета самостоятельно.
В случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц из числа лиц, указанных в п. 152 настоящего документа, которые были уведомлены о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска.
Из материалов дела следует, что сетевая организация и ответчик фактически согласовали места установки приборов учета, что подтверждается представленными истцом актами, из которых видно, что установка приборов осуществлена в отсутствие надлежащим образом уведомленного представителя ответчика. Актами проверок приборов учета подтверждается, что по всем указанным ответчиком домам приборы учета находятся на границе раздела, на фасаде МКД.
Так, согласно актам, фиксирующих место установки приборов учета, прибор учета по адресу: ул. Портовая, 44, расположен на фасаде дома во ВРУ-0,4 кВ. Прибор учета по адресу: ул. Портовая, 39А, расположен на изоляторах стены дома. Прибор учета по адресу: ул. Деревянко, 15, расположен на изоляторах стены дома. Прибор учета по адресу: ул. Нестеровая, 20/32, расположен на изоляторах стены дома. Прибор учета по адресу: ул. Луганская, 4, расположен на фасаде дома.
Сетевая организация пояснила, что на указанных объектах расположены приборы учета типов СЕ-208 и СЕ-308 (кроме прибора учета СЕ-303, по адресу:
ул. Портовая, 44, который расположен во ВРУ МКД).
В соответствии с Описанием типа средства измерения, которое является приложением к Свидетельству об утверждении типа средства измерений, счетчики СЕ 208 предназначены для внутренней или наружной установки. Счетчики для наружной установки, могут использоваться без дополнительной защиты от окружающей среды, и устанавливаются на опору линии электропередач или на отводящих к потребителю силовых проводах.
Таким образом, производителем приборов учета прямо предусмотрено их расположение на силовых проводах.
В соответствии с Описанием типа средства измерения, которое является приложением к Свидетельству об утверждении типа средства измерений, счетчики СЕ 308 предназначены для внутренней или наружной установки. Счетчики для наружной установки, могут использоваться без дополнительной защиты от окружающей среды, и устанавливаются на опору линии электропередач или на фасаде здания. Счетчики СЕ308 установлены на фасадах зданий.
Кроме того, апелляционный суд установил, что приборы учета по адресу:
г. Ростов-на-Дону ул. Портовая, 44 и ул. Луганская, 4, расположены на фасаде МКД вопреки доводам жалобы ответчика.
Сетевая организация пояснила, что 05.02.2020, 18.02.2020, 28.07.2020, 06.08.2020 в адрес ООО "УК ЖКХ "Портовая" были направлены письма N 96, 161, 862, 917, в связи с переносом прибора учета с опор на фасады многоквартирных жилых домов с просьбой направить представителя для проведения совместной процедуры проверки и обследования измерительных комплексов. Со стороны управляющей компании явка не была обеспечена. Проверка средств учета электроэнергии была произведена совместно с гарантирующим поставщиком ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону".
Согласно п. 150 Основных положений N 442, при неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).
Таким образом, об установке приборов учета ответчик был извещен заблаговременно, но не принял участия в установке приборов учета.
В данном случае ответчиком в материалы дела не представлены доказательства несоблюдения сетевой организацией требований к установке приборов учета и невозможности расчета объема электроэнергии, поступившей в многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: г. Ростов-на-Дону, ул. Деревянко, 15, Портовая, 39А, Портовая, 44, ул. Нестерова, 20/32, ул. Луганская, 4, по приборам учета (статья 65 АПК РФ).
Более того, вопреки доводам ответчика, расположение приборов учета не на фасаде МКД, само по себе не противоречит требованиям Основных положений N 442 о законности мест установки прибора учета с учетом отсутствия в деле доказательств принятия ответчиком мер к установке приборов учета, что предписано в Законе N 261-ФЗ.
Поскольку иные расчетные приборы учета, принятые надлежащим образом в эксплуатацию, у потребителей отсутствуют, данные приборы учета признаны расчетными.
При таких обстоятельствах, выполненный истцом расчет задолженности (с учетом корректировки по МКД по ул. Амбулаторная, 107/5, ул. Амбулаторная, 107/4) признается правомерным, исковые требования о взыскании 721 900 рублей 57 копеек за период июль - август 2020 года законно и обоснованно удовлетворены судом.
Доводы ответчика о необходимости установки приборов учета во ВРУ МКД подлежат отклонению судом, поскольку Правила устройства электроустановок носят рекомендательный характер относительно ранее использовавшихся приборов учета.
Согласно подпункту 1.1.1. Правил устройства электроустановок они распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки до 500 кВ, в том числе на специальные электроустановки, оговоренные в разд. 7 ПУЭ.
В соответствии с пунктом 1.1.3. Правил устройства электроустановок электроустановками называется совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид энергии.
Приборы учета к электроустановкам не относятся, ввиду чего Правила устройства электроустановок не является основополагающим документом, регулирующим порядок установки приборов учета. Кроме того, Правила устройства электроустановок являются нормативно-техническим документом, устанавливающим общие правила устройства электроустановки без учета технических характеристик конкретных приборов учета, имеющих индивидуальные эксплуатационные условия применения.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке, установленном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.04.2021 по делу N А53-41640/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-41640/2020
Истец: ПАО "ТНС ЭНЕРГО РОСТОВ-НА-ДОНУ"
Ответчик: ООО "УК ЖКХ "Портовая", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЖКХ "ПОРТОВАЯ"
Третье лицо: АО "Донэнегро"