город Томск |
|
03 июля 2021 г. |
Дело N А45-11782/2020 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Колупаевой Л.А., рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГрандСтрой" (N 07АП-3694/2021) на решение от 17.03.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-1719/2021 (судья Айдарова А.И.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" (ИНН 5410772955, ОГРН 1125476156211), г. Новосибирск, к обществу с ограниченной ответственностью "ГрандСтрой" (ИНН 5404162655, ОГРН 1025401486582), г. Новосибирск, о взыскании задолженности по договору N 1252531 от 01.01.2020 за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в размере 182 226, 48 рублей, пени за период с 12.02.2019 по 14.12.2020 в размере 30 255, 52 рублей,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" (далее - истец, ООО "Экология-Новосибирск") обратилось с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ГрандСтрой" (далее - ответчик, апеллянт, ООО "ГрандСтрой") о взыскании задолженности по договору N 1252531 от 01.01.2020 за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в размере 182 226, 48 рублей, пени за период с 12.02.2019 по 14.12.2020 в размере 30 255 рублей 52 копеек..
Решением от 17.03.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-1719/2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "ГрандСтрой" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на неправильное применение норм материального и процессуального права, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, таким образом, просит решение от 17.03.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-1719/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что услуга по вывозу твердых коммунальных отходов фактически оказана не была. Кроме того, в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 не существовало договорных обязательств между сторонами. При этом счета-фактуры и акты, которые были направлены в адрес ООО "ГрандСтрой" 27.01.2020 электронным способом, не могли быть приняты, так как они оформлены с нарушением Налогового кодекса Российской Федерации. Сумма предъявляемой к оплате задолженности в пользу ООО "Экология-Новосибирск" за 2019 год составляет 182 226,48 рублей, что более чем в 10 раз превышает фактически сложившуюся сумму за 2020 год
Определением от 06.05.2021 апелляционная жалоба принята к производству Седьмого арбитражного апелляционного суда, с рассмотрением дела в порядке упрощенного производства.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу отмечает, что при произведении начислений, в соответствии с приказом Департамента по тарифам Новосибирской области N 342-ЖКХ от 20.10.2017 расчет происходит исходя из норматива и количества расчетных единиц, указанных в заявке ответчика, а не из периодичности и фактического объема твердых коммунальных услуг. Норматив представляет собой средний объем твердых коммунальных отходов, образующийся в процессе деятельности юридического лица за период времени. При этом применение метода расчетов между сторонами на основании фактического объема твердых коммунальных отходов, вывезенных с контейнерной площадки ответчика, к спорному периоду не допустимо, ввиду отсутствия собственной контейнерной площадки в спорный период.
Дело рассмотрено апелляционным судом в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" без вызова сторон.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 268, 272.1 АПК РФ, доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 25.07.2018 между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области и ООО "Экология-Новосибирск" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО.
Предельный единый тариф ООО "Экология-Новосибирск" на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Новосибирской области установлен приказом департамента по тарифам Новосибирской области N 769-ЖКХ от 18.12.2018 на период с 01.01.2019 по 30.06.2019, а с 01.07.2019 по 31.12.2019 внесены изменения приказом департамента по тарифам Новосибирской области N 179-ЖКХ от 18.06.2019.
Региональный оператор разместил указанное выше предложение и текст типового договора 20.12.2018 на своем официальном сайте: www.ecologynsk.ru, опубликовал в газете "Советская Сибирь" N 52 от 26.12.2018 и приступил к исполнению своих обязательств на территории Новосибирской области с 01.01.2019.
Согласно пункту. 8 (17) постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N° 641" (далее - Постановление N 1156) потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения предложения о заключении договора направляет региональному оператору заявку и необходимые документы.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона об отходах собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, дата начала оказания услуги по обращению с ТКО является 01.01.2019.
Между ООО "Экология-Новосибирск" и ООО "ГрандСтрой" заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 1252531 от 15.01.2020 (далее - Договор), в соответствии с условиями которого региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и месте, определенном договором, обеспечивать их транспортирование, обработку, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а ООО "ГрандСтрой" обязуется оплачивать оказанные услуги по выводу ТКО с контейнерной площадки по адресу г. Новосибирск ул. Челюскинцев д. 44/2.
Согласно пункту. 5 Договора Ответчик оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО на основании выставленного Региональным оператором счета, счета-фактуры и акта выполненных работ в полном объеме.
ООО "Экология-Новосибирск" исполняет принятые Договором обязательства с 01.01.2019, однако, услуги по вывозу ТКО за 2019 год ответчиком не оплачены.
27.08.2020 ООО "Экология-Новосибирск" направило предарбитражное уведомление ООО "ГрандСтрой" о необходимости погашения задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В ответ на предарбитражное уведомление, 11.09.2020 в адрес ООО "Экология-Новосибирск" поступило обращение от ООО "ГрандСтрой", согласно которому ООО "ГрандСтрой" просит произвести перерасчет начислений за 2019 год, исходя из сложившихся объемов за 2020 год.
В перерасчете ООО "ГрандСтрой" было отказано, ввиду отсутствия в 2019 году собственной контейнерной площадки по адресу ул. Челюскинцев, 44/2, что подтверждается заявкой на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также договором N 1252531 от 15.01.2020. Ввиду отсутствия собственной контейнерной площадки, невозможно определить фактические объемы твердых коммунальных отходов, образовавшихся в результате деятельности ООО "ГрандСтрой" в 2019 году. Кроме того, согласно Приложению N 1 к Договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 1252531 от 01.01.2020, подписанному с двух сторон, расчет стоимости оказанных услуг в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 осуществляется исходя из количества расчетных единиц.
Задолженность ответчиком погашена не была, в связи с чем, истец обратился с исковым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом.
В силу пункта 2 статьи 307 ГК РФ обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в Кодексе.
По общему принципу, изложенному в пункте 1 статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства, одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (часть 1 статьи 421 ГК РФ).
В соответствие с пунктом 4 статьи 426 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно положениям статьи 24.7 Закона N 89 все собственники твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которых, образуются твердые коммунальные отходы и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
Положениями Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016, N 1156 (далее - Правила N 1156), предусмотрено, что потребитель - это собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 8 (17) Правил N 1156 в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 8 (18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Таким образом, в соответствии с Законом N 89-ФЗ и Правилами N 1156О отсутствие в письменном виде договора, заключенного сторонами, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, а у ответчика возникает обязанность по оплате оказанных услуг на указанных в типовом договоре условиях в отношении принадлежащих ему объектов
Плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО является частью бремени содержания имущества, при этом потребитель в силу закона лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, он обязан утилизировать их не иначе, как посредством услуг регионального оператора.
В соответствии с подпунктом. "а" п. 5 постановления Правительства РФ от 3 июня 2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
В соответствии с заявкой на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, которая поступила в ООО "Экология-Новосибирск" 15.01.2020, в 2019 году ООО "ГрандСтрой" не обладало собственной контейнерной площадкой, в связи с чем, для произведения расчета начислений за 2019 год были представлены расчетные единицы в соответствии с приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 20 октября 2017 года N 342-ЖКХ по каждому нежилому помещению контрагента.
Учитывая обстоятельства спорного дела, суд первой инстанции принимая во внимание, что в виду отсутствия собственной контейнерной площадки в 2019 году и, как следствие - осуществления расчетов с ответчиком на основании норматива и количества расчетных единиц, ответчик мог использовать любую контейнерную площадку для складирования твердых коммунальных отходов на территории г. Новосибирска, ввиду чего, истец представил в материалы дела отчеты оператора по транспортированию, подтверждающие вывоз твердых коммунальных отходов с близлежащих контейнерных площадок, которыми, в связи с отсутствием собственной контейнерной площадки, мог пользоваться ответчик, сделал обоснованный вывод о том, что ссылка ответчика на не подтверждение факта вывоза ТКО по адресу: ул. Челюскинцев 44/2 не имеет юридического значения, поскольку ответчик не представил доказательств наличия контейнерной площадки в 2019 году по указанному адресу. При этом из представленных истцом отчетов следует, что вывоз ТКО производился с близлежащих контейнерных площадок.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Как установил суд первой инстанции, согласно заявке на заключение договора и выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, по адресу г.Новосибирск ул. Челюскинцев д. 44/2 осуществляется торговая деятельность, кроме того имеются и офисные помещения.
В соответствии с письмом Министерства природных ресурсов и экологии от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО" в тип "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) включены следующие группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам - 7 35 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам.
Коммерческий учет твердых коммунальных отходов с ответчиком в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
Согласно материалам дела, первичные учетные документы направлены истцом 27.01.2020 года за 2019 год, из-за того, что это связано с нарушением ответчика обязанности подать заявку на заключение договора на оказание услуг.
При этом, судом установлено и сторонами не оспаривается, что Региональный оператор разместил предложение и текст типового договора 20.12.2018 на своем официальном сайте: www.ecologynsk.ru, опубликовал в газете "Советская Сибирь" N 52 от 26.12.2018 и приступил к исполнению своих обязательств на территории Новосибирской области с 01.01.2019.
Согласно абзацу 3 пункта 8 (17) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил.
Таким образом, учитывая, что общество с ограниченной ответственностью "ГрандСтрой" не обращалось в адрес истца с заявкой на заключение договора на оказание услуг по обращению ТКО вплоть до января 2020 года, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что истец не имел возможности направить платежные документы ранее, ввиду отсутствия сведений об ответчике, количестве расчетных единиц для расчета стоимости услуг.
Учитывая указанные обстоятельства дела, оценив представленные в материалы доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание отсутствием доказательств уклонения регионального оператора от оказания услуг, испрашиваемых абонентом, некачественного оказания таких услуг региональным оператором, и то что ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства полной оплаты стоимости оказанных услуг, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части взыскания основного долга.
Пунктом 21 договора предусмотрена ответственность за несвоевременную оплату услуги регионального оператора в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
На основании пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно части 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Истец начислил ответчику неустойку, предусмотренную пунктом 21 договора, в размере 30 255, 52 рублей за период с 12.02.2019 по 14.12.2020.
Апелляционным судом расчет проверен, признан верным.
Оценивая иные изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на обстоятельства, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции и могли бы повлиять в той или иной степени на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.03.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-1719/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГрандСтрой" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-1719/2021
Истец: ООО "Экология-Новосибирск"
Ответчик: ООО "Грандстрой"