г. Пермь |
|
29 июня 2021 г. |
Дело N А60-63483/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Трефиловой Е.М.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу
заявителя, открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 19 февраля 2021 года по делу N А60-63483/2020
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к Уральскому управление государственного железнодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН 6659118799, ОГРН
1056603160712)
заинтересованное лицо: Пермская транспортная прокуратура
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" (далее - заявитель, ОАО "РЖД") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 03.12.2020 N 12843/20, вынесенного Уральским Управлением государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление, административный орган).
Решением Арбитражного суда Свердловской области, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 19.02.2021, мотивированное решение изготовлено 15.03.2021), в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, ОАО "РЖД" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении.
Согласно доводам, приведенным в жалобе, заявитель считает, что оснований для признания ОАО "РЖД" виновным в уклонении от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры не имеется, поскольку законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры в виде оборудования распространяется только к вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт объектам, кроме того, в статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не содержится обязанности транспортной организации за счет собственных средств финансировать мероприятия по дооборудованию либо переоборудованию объектов инфраструктуры, механизм финансирования таких мероприятий установлен за счет бюджетных средств Российской Федерации; также заявитель указывает на то, что ОАО "РЖД" по согласованию с Пермской общественной организацией "Всероссийское общество инвалидов" разработан и 25.10.2018 утвержден Регламент оказания практической помощи инвалидам и маломобильны группам населения Пермского края при осуществлении ими поездок в пригородном и дальнем сообщениях в пределах полигона Свердловской железной дороги.
Административный орган в представленном в суд апелляционной инстанции отзыве на апелляционную жалобу выразил несогласие с доводами апеллянта, указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Пермская транспортная прокуратура отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Пермской транспортной прокуратурой на основании решения от 14.10.2020 N 216 по обращению гражданина проведена проверка исполнения ОАО "РЖД" требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, о защите прав пассажиров при перевозке железнодорожным транспортом, о профилактике непроизводственного травматизма на железнодорожном транспорте на станции Мулянка.
В ходе проверки установлено, что оборудованные спуски с береговых платформ не соответствуют предъявляемым требованиям безопасности и доступности для маломобильной группы населения.
03.12.2020 Уральским Управлением государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта вынесено постановление о назначении административного наказания N 12843/20, которым ОАО "РЖД" привлечено к административной ответственности по ст. 9.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ОАО "РЖД" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях заявителя состава вмененного правонарушения, соблюдения процедуры привлечения к административной ответственности и отсутствия оснований для освобождения общества от административной ответственности.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
В соответствии с пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 9.13 КоАП РФ уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
Правоотношения в сфере обеспечения доступности инфраструктуры железнодорожного транспорта для инвалидов регулируются Конвенцией о правах инвалидов, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 N 61/106 (ратифицирована Федеральным законом от 03.05.2012 N 46-ФЗ), Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
В силу статьи 15 Закона N 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе:
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты транспортной инфраструктуры, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
В силу ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ) владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона N 17-ФЗ железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения е ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.
В силу пункта 2 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 19.12.2012 г. N 473, и статьи 15 Федерального закона N 181-ФЗ, пункта 8.4.9 Свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (СП 59.13330.2016) перевозчики, владельцы инфраструктур и иные организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, поездов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.
Пунктом 4 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Минтранса России от 08.02.2007 N 18, установлено, что с целью обеспечения безопасного нахождения граждан в зонах повышенной опасности владельцами инфраструктур разрабатываются, планируются, организуются и проводятся необходимые мероприятия, позволяющие реализовать возможность размещения объектов с учетом соблюдения условий, обеспечивающих безопасное нахождение граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, а также иметь достаточное количество мест, оборудованных информационными знаками, для проезда и перехода через железнодорожные пути.
Пунктом 5 Правил, установлено, что с целью предупреждения случаев травмирования граждан при их нахождении в зонах повышенной опасности и недопущения гражданами действий, указанных в пунктах 10 и 12 настоящих Правил, владельцами инфраструктур предусматривается проведение работ по обеспечению содержания пассажирских платформ, пешеходных переходов, тоннелей, мостов и других объектов инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования в исправном техническом и безопасном для движения и (или) нахождения граждан состоянии.
Согласно пункту 6 Правил проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах. Из положения пункта 7 этих же Правил следует, что при проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами.
В силу пункта 8 Правил проезд гражданина в инвалидной коляске через железнодорожные пути допускается только по пешеходным переходам и обязательно с сопровождающим.
Нарушение установленных требований влечет возникновение угрозы жизни и здоровью пассажиров и маломобильных групп населения, в том числе в случае возникновения экстренных ситуаций.
В ходе проверки прокуратурой установлено, что поселок Мулянка разделен на две части железнодорожными путями. Железнодорожная станция Мулянка является промежуточной станцией и отнесена к 4 классу, имеет 9 путей. Станция оборудована двумя пассажирскими береговыми платформами, расположенными по краям станции в сторону поселка.
Прием пригородных электропоездов четного направления (электропоезда следуют из Перми) осуществляется на 4 путь станции (первый путь от здания вокзала). Прием пригородных электропоездов нечетного направления (электропоезда следуют в Пермь) осуществляется на 3 путь станции (четвертый путь от здания вокзала).
Указанные железнодорожные пути на станции Мулянка делят поселок на 2 части. На каждой из сторон поселка проживают люди, имеются административные здания. В поселке расположен железнодорожный переезд, однако, пешеходная дорожка на нем отсутствует. Также на станции Мулянка имеется пешеходный переход, который соединяет только береговую и островную платформы. Возможность перехода граждан, в том числе маломобильной группы населения через железнодорожные пути на станции Мулянка отсутствует. Пассажиры и граждане, в том числе маломобильные группы населения, лишены возможности безопасного передвижения через железнодорожные пути на станции Бородулино. Условия для проезда граждан в инвалидной коляске и иных маломобильных групп не созданы. При отсутствии оборудованного перехода через железнодорожные пути в поселке Бородулино маломобильным группам людей не доступна транспортная инфраструктура. У жителей поселка (в том числе маломобильных групп населения) отсутствует возможность прохода к пассажирскому зданию и платформам, так как железнодорожные пути разделяют поселок на 2 части. Маломобильные группы населения вынуждены переходить железнодорожные пути, чтобы попасть к объектам транспортной инфраструктуры, через железнодорожный переезд, который не оборудован пешеходной дорожкой, при этом подвергая опасности жизнь и здоровье.
Указанное свидетельствует о неисполнении требований статьи. 15 Закона N 181-ФЗ, пункта 2 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 19.12.2012 N 473, пункта 8.4.9 СП 59.13330.2016.
ОАО "РЖД" является собственником железнодорожной станции Мулянка, путей, пассажирских платформ, предназначенных для посадки и высадки пассажиров. В связи с этим ОАО "РЖД" является субъектом указанного административного правонарушения как владелец инфраструктуры на станции Мулянка, оказывающий населению соответствующие услуги, и который обязан создать условия доступности этих объектов транспортной инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями.
Факт неисполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктур судом установлен, материалами дела подтверждается, что свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) ОАО "РЖД" события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.13 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован управлением в ходе производства по делу об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении по делу об административном правонарушении.
Доводы общества о недоказанности вины в совершении вмененного правонарушения со ссылками на то, что требование об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры в виде оборудования распространяется только к вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт объектам, а также на то, что предусмотренные Законом N 181-ФЗ меры социальной защиты являются расходными обязательствами Российской Федерации, обязанность финансировать мероприятия по дооборудованию либо переоборудованию объектов инфраструктуры на транспортную организацию не возложена, рассмотрены апелляционным судом и подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права.
Так, перечисленные в статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. Указанные положения закона предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. При этом исполнение установленной в названном Законе обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции конкретного объекта, законодатель не связывает эти обязанности с тем, когда объект.
Согласно положениям статьи 15 Закона N 181-ФЗ порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" проектирование, строительство, реконструкция, включая электрификацию, и содержание объектов железнодорожного транспорта, имеющих региональное и местное значение, в том числе железнодорожных вокзалов, пассажирских платформ осуществляется за счет собственных средств владельцев инфраструктуры, перевозчиков, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных не запрещенных законом источников.
Таким образом, согласно данным нормам, ОАО "РЖД" как собственник вышеуказанного объекта железнодорожного транспорта, в том числе, за счет собственных средств несет расходы на проведение мероприятий, направленных на обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры.
Ссылки заявителя на разработанный ОАО "РЖД" по согласованию с Пермской общественной организацией "Всероссийское общество инвалидов" и утвержденный Регламент оказания практической помощи инвалидам и маломобильны группам населения Пермского края при осуществлении ими поездок в пригородном и дальнем сообщениях в пределах полигона Свердловской железной дороги, судом апелляционной инстанции признаны несостоятельными, поскольку установленный факт правонарушения не опровергают и не свидетельствуют о принятии обществом всех необходимых мер, направленных на обеспечение доступности для инвалидов указанного объекта транспортной инфраструктур.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции усматривает наличие вины ОАО "РЖД" в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.13 КоАП РФ.
Общество, имея возможность для соблюдения требований действующего законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, о социальной защите инвалидов, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Оспариваемое постановление принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное административное наказание соответствует минимальному размеру санкции статьи 9.13 КоАП РФ.
Правовых оснований для замены назначенного административного штрафа на предупреждение в порядке ст. 3.4, ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ОАО "РЖД" не является субъектом малого и среднего предпринимательства; кроме того, совершенное правонарушение повлекло угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
С учетом обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении правомерно признано судом законным.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-63483/2020, принятое в порядке упрощенного производства (резолютивная часть вынесена 19.02.2021, мотивированное решение изготовлено 15.03.2021), оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Е.М. Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-63483/2020
Истец: ОАО РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ
Ответчик: УРАЛЬСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО НАДЗОРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
Третье лицо: Пермская транспортная прокуратура