г. Саратов |
|
29 июня 2021 г. |
Дело N А57-18325/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена " 29 " июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен " 29 " июня 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Шалкина В.Б.,
судей Лыткиной О.В., Савенковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Управление отходами" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 апреля 2021 года по делу N А57-18325/2020
по исковому заявлению акционерного общества "Управление отходами" (ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149)
к обществу с ограниченной ответственностью "Лира-плюс" (ОГРН 1026403677211, ИНН 6453012090)
о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 12.08.2018 по 30.06.2020 в размере 223 178,26 руб.,
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Ситиматик" - Нетреба Н.В., по доверенности N 35 от 09.04.2021,
в отсутствие иных представителей сторон, уведомленных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось акционерное общество "Управление отходами" (далее - АО "Управление отходами", истец) (08.04.2021 переименовано в акционерное общество "Ситиматик") (далее - АО "Ситиматик") с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Лира-плюс" (далее - ООО "Лира-плюс", ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 12.08.2018 по 30.06.2020 в размере 223 178,26 руб.
Определением суда от 25.09.2020 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 23.11.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 01 апреля 2021 года с ООО "Лира-плюс" в пользу АО "Управление отходами" в лице Регионального оператора Саратовской области взысканы задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 12.08.2018 по 30.06.2020 в размере 184 401,18 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 532 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Ситиматик" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа во взыскании задолженности за услуги по обращению с ТКО за период с 12 августа 2018 г. по 30 июня 2020 г. в размере 38 777,08 руб. и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования АО "Ситиматик" в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что ответчиком не представлены в материалы дела доказательства приостановления деятельности в период с 27 марта 2020 года по 30 июня 2020 года, доказательства отсутствия движения денежных средств по расчетным счетам в указанный период времени, распечатки с кассовых аппаратов, доказательства неоказания услуг по доставке товаров, в том числе на вынос.
По мнению истца, с учетом специфики деятельности ответчика, а также отсутствия материалах дела доказательств приостановления ответчиком деятельности у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований в сумме 38 777,08 руб.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 28 июня 2021 года через канцелярию Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от АО "Ситиматик" в материалы дела поступило письменное заявление об отказе от части исковых требований, а именно о взыскании 34 947,12 руб. долга и прекращении производства по делу в указанной части (вх. N 2994/2021).
Согласно части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или в части.
В силу части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Судом апелляционной инстанции проверено и установлено, что отказ от части исковых требований подписан представителем АО "Ситиматик" Нетреба Н.В., действующей на основании доверенности N 35 от 09.04.2021 сроком действия до 09.04.2022 без права передоверия, в перечне полномочий которой указано в том числе право на отказ полностью или частично от исковых требований.
Судебная коллегия полагает, что данный отказ от части заявленных требований не противоречит закону, не нарушает права других лиц, вследствие чего считает возможным принять отказ от иска в части взыскания 34 947,12 руб. долга.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Согласно части 3 статьи 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Таким образом, суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу истца по настоящему делу по исковым требованиям в размере 188 231,14 руб. долга (223 178,26 руб. - 34 947,12 руб.).
Также 28 июня 2021 года через канцелярию Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от АО "Ситиматик" в материалы дела поступило письменное заявление об уточнении требований по апелляционной жалобе, согласно которому истец просит решение отменить в части отказа во взыскании 3 829,96 руб. и принять новый судебный акт, которым исковые требования АО "Ситиматик" удовлетворить (вх. N 3138/2021).
Согласно статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Апелляционный суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщил уточнение требований по апелляционной жалобе к материалам дела, принял к рассмотрению.
В силу пункта 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Из правовой позиции, изложенной в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", следует, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пунктов 1, 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам, проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, поскольку лица, участвующие в деле, не заявили возражений.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе в обжалуемой части, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, между министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и АО "Управление отходами" на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25 декабря 2017 года заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности N 1).
Статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.1988 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что Региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ закрепляет, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. При этом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Пунктом 4 статьи 426 ГК РФ закреплено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ определяет, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила обращения с ТКО) утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом 1 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила обращения с ТКО).
Указанные Правила обращения с ТКО являются обязательными для Регионального оператора и собственников ТКО.
Проект договора N 56/312/0008123 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, подготовленный Региональным оператором с учетом требований Правил обращения с ТКО и с соблюдением формы типового договора, был направлен в адрес ответчика.
В связи с тем, что ответчик в нарушение требований части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ не заключил с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО, услуги оказываются истцом в соответствии с типовым договором и нормами накопления.
Пунктом 8 (15) Правил обращения с ТКО предусмотрено, что в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.
Пунктом 8 (17) Постановления N 1156 установлено, что в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО является частью бремени содержания имущества, что следует также из содержания пункта 148 (11) Правил предоставления коммунальных услуг и критериев для расчета нормативов накопления ТКО.
Собственниками ТКО, обязанными заключить договор с региональными операторами, являются лица, в результате деятельности которых образовались эти отходы, либо уполномоченные ими лица в интересах собственников ТКО.
Если между сторонами не заключен договор в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.
Стороны не оспаривали, что на официальном сайте истца был размещен и направлен ответчику типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Вместе с тем, исходя из вышеназванных норм, действующее законодательство не предоставляет собственнику ТКО права выбора относительно заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу Федерального закона "Об отходах производства и потребления" заключение договора по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором для ООО "Лира-плюс" является обязательным.
Таким образом, в соответствии с пунктом 8.18 Постановления N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 56/312/0008123 между региональным оператором Саратовской области АО "Управление отходами" и ООО "Лира-плюс" заключен на условиях типового по регулируемой цене.
Поскольку АО "Управление отходами", являясь региональным оператором, оказывает услуги и по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании типового договора, потребитель обязан оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
При таких обстоятельствах, как указал суд первой инстанции, обязательство по оплате оказанных услуг возникло у ответчика как стороны по договору.
Ответчик указал, что он имел возражения относительно предложенного Региональным оператором проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО, в связи с чем 22.07.2019 ООО "Лира-плюс" был подготовлен протокол разногласий к проекту договора. Также ответчик имел возражения относительно расчетной единицы, количества расчетных единиц / сезон, норматива накопления и объемов принимаемых ТКО, м куб. / год, указанных в Приложении к проекту Договора (Информация по предмету Договора), о чем истец был письменно уведомлен. Однако позиция ответчика была проигнорирована истцом.
Также ответчик указал, что в период с 08 августа 2019 года по 20 ноября 2019 года на проспекте им. Кирова С.М. города Саратова, где расположено кафе, проводились ремонтные и реконструкционные работы. В указанный период деятельность кафе не осуществлялась.
Судом первой инстанции установлено, что в материалы дела представлен ответ администрации Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов" об окончании ремонтных работ на проспекте им. Кирова С.М. 20.11.2019. Из данного документа не усматривается факт того, что данные работы препятствовали работе ресторана, в связи с чем суд первой инстанции счел доводы ответчика несостоятельными в данной части.
Кроме того, ответчик не был согласен с расчетом задолженности.
Истцом в материалы дела предоставлен расчет начислений, сделанный на основании месячного норматива потребления ТКО, рассчитанного исходя из количества посадочных мест, указанного в договоре.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом расчет произведен верно на основании действующего законодательства.
Сведений, подтверждающих иное количество посадочных мест за спорный период, ответчиком в материалы дела не представлено.
Также судом первой инстанции установлено, что основным видом деятельности ответчика является деятельность ресторанов и услуг по доставке продуктов питания.
В соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 26 марта 2020 года N 208-П "О введении ограничительных мероприятий в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (2019-nCov)" с 27 марта 2020 года на территории Саратовской области были введены ограничения, в том числе приостановлена работа ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания.
В соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 25 августа 2020 года N 727-П "О внесении изменения в постановление Правительства Саратовской области от 26 марта 2020 года N 208-П" установлено, что с 27 августа 2020 года возобновляется работа предприятий общественного питания при условии соблюдения определенных требований.
На основании изложенного суд первой инстанции признал доводы ответчика состоятельными в части, что в период с 27 марта 2020 года по 26 августа 2020 года ООО "Лира-плюс" деятельность по оказанию услуг общественного питания не осуществляло.
Таким образом, изучив расчет, с учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к выводу, что в спорный период региональный оператор Саратовской области - АО "Управление отходами" - оказывал услуги по обращению с ТКО на сумму 184 401,18 руб.
Единый тариф на услугу регионального оператора Саратовской области АО "Управление отходами" установлен и введен в действие с 12.08.2018 Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018 N 28/1.
Постановлением Правительства Саратовской обрасти от 31.07.2018 N 420-П установлено, что размер платы для потребителей за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в многоквартирных домах определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области установлены министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области в приказе N 47 от 05.02.2018 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области".
Информация о количестве и площади многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей компании, размещена на сайтах Государственной жилищной инспекции, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и имеется в свободном доступе.
Таким образом, федеральным законодателем определена формула расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей - физических лиц, проживающих в многоквартирных домах.
Согласно пунктам 11 - 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (в ред. от 15.12.2018) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") региональный оператор обязан:
а) принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в приложении к настоящему договору;
б) обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение принятых твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) предоставлять потребителю информацию в соответствии со стандартами раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
г) отвечать на жалобы и обращения потребителей по вопросам, связанным с исполнением настоящего договора, в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан;
д) принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, в порядке и сроки, которые установлены законодательством субъекта Российской Федерации.
Региональный оператор имеет право:
а) осуществлять контроль за учетом объема и (или) массы принятых твердых коммунальных отходов;
б) инициировать проведение сверки расчетов по настоящему договору.
Потребитель обязан:
а) осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами;
б) обеспечивать учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов";
в) производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены настоящим договором;
г) обеспечивать складирование твердых коммунальных отходов в контейнеры или иные места в соответствии с приложением к настоящему договору;
д) не допускать повреждения контейнеров, сжигания твердых коммунальных отходов в контейнерах, а также на контейнерных площадках, складирования в контейнерах запрещенных отходов и предметов;
е) назначить лицо, ответственное за взаимодействие с региональным оператором по вопросам исполнения настоящего договора;
ж) уведомить регионального оператора любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"), позволяющим подтвердить его получение адресатом, о переходе прав на объекты потребителя, указанные в настоящем договоре, к новому собственнику.
Потребитель имеет право:
а) получать от регионального оператора информацию об изменении установленных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
б) инициировать проведение сверки расчетов по настоящему договору.
Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлен порядок определения массы отходов, поступивших оператору, в целях расчетов по договорам в области обращения с отходами, заключаемым между региональным оператором и потребителями.
Согласно статье 24.10 Закона Правительство Российской Федерации принимает правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, порядок расчета нормативов накопления твердых коммунальных отходов и устанавливает случаи, когда объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов (подпункт "а"), субъекты Российской Федерации или муниципальные образования (если субъекты Российской Федерации передадут в установленном порядке им полномочия в данной сфере) утверждают нормативы накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с порядком, определенным Правительством Российской Федерации (подпункт "б").
Публичный характер договора с региональным оператором не позволяет произвольно не оказывать услугу собственникам ТКО.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641 (вместе с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами)" утвержден порядок осуществления сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, которым установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 22.09.2016 N 707 утверждены территориальные схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Саратовской области.
Таким образом, в силу закона потребитель лишен возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, при этом он должен утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
Оценив имеющиеся в материалах дела документы, арбитражный суд первой инстанции квалифицировал отношения сторон как вытекающие из обязательств по договору возмездного оказания услуг, в связи с чем при разрешении спора применению подлежат положения главы 39 ГК РФ.
Согласно статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьей 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу статьи 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Статьями 779 - 782 ГК РФ не урегулировано, каким образом оформляется приемка заказчиком услуг, оказанных исполнителем, вследствие чего подлежат применению общие положения о подряде.
Пунктом 2 статьи 154 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные часть 4 статьи 154 Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, получающая плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, обязана осуществлять расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с ТКО.
Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2020) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются: наименование документа; дата составления документа; наименование экономического субъекта, составившего документ; содержание факта хозяйственной жизни; величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события; подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.
Таким образом, как указал суд первой инстанции, факт оказания АО "Управление отходами" услуг ООО "Лира-плюс" по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 12.08.2018 по 30.06.2020 в размере 184 401,18 руб. подтвержден материалами дела. Направленная истцом претензия N 10684/71 от 22.07.2020 с целью досудебного порядка урегулирования спора, оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения.
В силу положений стаей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что исковые требования АО "Управление отходами" о взыскании с ООО "Лира-плюс" задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 12.08.2018 по 30.06.2020 в размере 184 401,18 руб. подлежат удовлетворению, а в удовлетворении остальной части заявленных исковых требований следует отказать
Апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции в обжалуемой части решения не были учтены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения настоящего дела.
Судом апелляционной инстанции установлено, что от истца поступило ходатайство о приобщении к материалам дела копии акта обследования от 05.07.2019.
Судебная коллегия, рассмотрев указанное ходатайство, полагает возможным удовлетворить его и приобщить указанный документ в качестве дополнительного доказательства по делу.
Также в суде апелляционной инстанции от ответчика поступило ходатайство о приобщении к материалам дела копий актов обследования от 05.07.2019 и от 30.11.2020.
Судебная коллегия, рассмотрев указанное ходатайство, полагает возможным удовлетворить его и приобщить указанные документы в качестве дополнительных доказательств по делу.
В суде апелляционной инстанции от ответчика поступило ходатайство о приобщении к материалам дела копий приказа N 11/к о приостановлении деятельности от 28.03.2020, выписок операций по счету за период с 01.03.2020 по 01.07.2020, за 28.03.2020, за 20.05.2020, за 21.05.2020, за 11.06.2020, за 15.06.2020, за 19.06.2020, договора займа N 1 от 20.04.2020, акта сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2020 по 31.03.2020 между ООО "Лира-плюс" и ЗАО "Девон-центр", запроса в адрес администрации Фрунзенского района г. Саратова от 04.06.2021, ответа администрации Фрунзенского района г. Саратова исх. N 01-14-2421 от 08.06.2021, заявления от 04.06.2021в адрес ИФНС России во Фрунзенском районе г. Саратова о предоставлении сведений о счетах, упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год.
Судебная коллегия, рассмотрев указанное ходатайство, полагает возможным удовлетворить его и приобщить указанные документы в качестве дополнительных доказательств по делу.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции от истца поступило ходатайство о приобщении к материалам дела расчета задолженности за период с августа 2018 г. по июнь 2020 года, согласно которому размер задолженности ООО "Лира-Плюс" перед АО "Ситиматик" составляет 188 231,14 руб.
Судебная коллегия, рассмотрев указанное ходатайство, полагает возможным удовлетворить его и приобщить указанный документ в качестве дополнительного доказательства по делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Само по себе несогласие ответчика с приведенными истцом доводами, подкрепленными соответствующими доказательствами, не обуславливает их неверность.
На основании пункта 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
В силу положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Объем и стоимость оказанных коммунальных услуг в исковой период ответчиком относимыми и допустимыми доказательствами не опровергнуты. Контррасчет и первичные доказательства, его подтверждающие, в материалы дела не представлены, к отзыву на апелляционную жалобу истца такие доказательства не приложены.
Согласно приказа N 11/к о приостановлении деятельности от 28.03.2020 хозяйственная деятельность ответчика приостановлена с 29 марта 2020 года.
В данном случае ответчик не представил относимых и допустимых доказательств, опровергающих верность произведенного истцом расчета суммы долга, в связи с чем, суд апелляционной инстанции полагает выводы суда первой инстанции в части отказа во взыскании задолженности за услуги по обращению с ТКО за период с 12 августа 2018 г. по 30 июня 2020 г. в размере 3 829,96 руб., подлежащих взысканию в общей сумме 188231,06 руб., взысканию не соответствующими материалам дела.
В силу статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражным судом суд решает вопрос о распределении судебных расходов.
Согласно статье 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок возврата государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской федерации о налогах и сборах.
В соответствии с абзацем 2 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации при заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца (административного истца) от иска (административного иска), признании ответчиком (административным ответчиком) иска (административного иска), в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу (административному истцу) подлежит 70 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины, на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции - 50 процентов, на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции, пересмотра судебных актов в порядке надзора - 30 процентов.
При обращении с исковым заявлением по настоящему делу АО "Управление отходами" (прежнее наименование АО "Ситиматик") оплатило государственную пошлину в размере 7 464 руб. согласно платежному поручению от 31.08.2020 N 3093, исходя из суммы исковых требований - 223 178,26 руб.
Исходя из вышеизложенных норм, а также поскольку отказ от исковых требований заявлен в части 34 947,12 руб., АО "Ситиматик" подлежит возврату 50 процентов от суммы, пропорциональной сумме госпошлины, соответствующей изначальной заявленной сумме иска (223 178,26 руб.), а именно 7 464 руб., что составляет: 34 947,12 руб. x 7 464 руб. / 223 178,26 руб. x 50 % = 584,39 руб.
Вместе с тем при подаче апелляционной жалобы АО "Ситиматик" оплатило в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб. согласно платежному поручению от 31.08.2020 N 3089.
Таким образом, АО "Ситиматик" следует возвратить из федерального бюджета государственную пошлину в размере 584,39 руб., оплаченную при подаче иска платежным поручением от 31.08.2020 N 3093.
Как указывалось ранее, в соответствии с пунктом 3 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в размере 50 процентов в случае прекращения производства по делу.
Данное правило распространяется в том числе и на возврат заявителю государственной пошлины, оплаченной при подаче апелляционной жалобы.
Вместе с тем, поскольку решение истцом обжалуется в части 3 829,96 руб., а суд апелляционной инстанции приходит к выводу об удовлетворении апелляционной жалобы заявителя в указанной обжалуемой части, то по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплаченная госпошлина за рассмотрение настоящей апелляционной жалобы подлежит взысканию с ответчика в полном объеме, то есть с ООО "Лира-Плюс" в пользу АО "Ситиматик" следует взыскать государственную пошлину в размере 3 000 руб., оплаченную при подаче апелляционной жалобы от 31.08.2020 N 3089.
В связи с тем, что требования истца о взыскании с ответчика 188 231,14 руб. признаются апелляционным судом правомерными, государственная пошлина в размере 6 647 руб. также подлежит взысканию с ООО "Лира-Плюс" в пользу АО "Ситиматик".
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение подлежит отмене в части, производство по делу в части взыскания 34 947,12 руб. долга - прекращению. С ответчика в пользу истца надлежит довзыскать 3 829,96 руб. долга и взыскать 9 647 руб. госпошлины по иску и апелляционной жалобе.
При изготовлении и оглашении резолютивной части постановления судом апелляционной инстанции была допущена опечатка, а именно: в абзаце третьем неверно указана сумма "10 231,4 руб." подлежащей взысканию с ответчика госпошлины по иску и апелляционной жалобе, - тогда как следовало указать сумму "9 647 руб.".
Однако поскольку указанное следует из текста настоящего постановления, суд апелляционной инстанции считает возможным, руководствуясь частью 3 статьи 179 АПК РФ, исправить ее в резолютивной части настоящего постановления.
Руководствуясь статьями 49, 110, пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 апреля 2021 года по делу N А57-18325/2020 отменить в части.
Производство по делу в части взыскания 34 947,12 руб. долга прекратить.
Довзыскать с ООО "Лира-Плюс" в пользу АО "Ситиматик" 3 829,96 руб. долга, взыскать 9 647 руб. госпошлины по иску и апелляционной жалобе.
Возвратить АО "Ситиматик" из федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 584,39 руб. по иску.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Б. Шалкин |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-18325/2020
Истец: АО "Управление отходами" в лице Регионального оператора СО
Ответчик: ООО Лира-Плюс