г. Ессентуки |
|
30 июня 2021 г. |
Дело N А20-959/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2021 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А. и Белова Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Местной администрации Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.02.2021 по делу N А20-959/2020, при участии: от Местной администрации Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики - Поповой Г.В. (доверенность от 08.02.2021), от Беляка Сергея Николаевича - Драгунова К.Б. (доверенность от 26.09.2019), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
УСТАНОВИЛ:
Местная администрация Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республики (далее - управление), Бичоеву Разиону Хусеновичу, Беляк Сергею Николаевичу, Злоцкой Ирине Анатольевны
- признать незаконными отказы управления, выразившиеся в уведомлениях от 07.02.2020 N КУВД-001/2019-11866143/2, N КУВД-001/2019-11864689/2, NКУВД001/2019-11865069/2, N КУВД-001/2019-11866142/2, N КУВД-001/2019-11864688/2, N КУВД-001/2019-11865068/2;
- возложить обязанность на управление осуществить государственную регистрацию прав собственности на объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 07:03:0700000:3739, 07:03:0700000:4781, 07:03:0700049:416, на земельные участки с кадастровыми номерами 07:03:0700049:818, 07:03:0700049:816 и 07:03:0700049:821.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Беляк Сергей Николаевич.
Решением 18.02.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, администрация обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, рассмотреть дело по правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции. В апелляционной жалобе управление указывает на то, что документов о регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества у администрации отсутствуют, однако имеются достаточные доказательства, подтверждающие факт нахождения спорного имущества в муниципальной собственности.
Приложенные к апелляционной жалобе документы (копии Устава МП Майского района "Майский оптово-розничный рынок", Решения Майского районного совета местного самоуправления от 23.12.2005 N 97) подлежат возврату администрации на основании положений статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12.
В отзыве Беляк Сергей Николаевич просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель администрации отклонил доводы жалобы. Представитель Беляк Сергея Николаевича поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, во исполнение Постановления Совета Министров от 23.03.1993 N 54 и Распоряжения главы администрации Майского района Кабардино-Балкарской Республики от 21.06.1993 главой Администрации Майского района Кабардино-Балкарской Республики издано Постановление от 28.06.1993 "О передаче в муниципальную собственность Майского района "Колхозного рынка". Которым постановлено:
1. передать Колхозный рынок в муниципальную собственность Майского района;
2. образовать комиссию по приему-передаче Колхозного рынка в муниципальную собственность Майского района;
3. акт приема-передачи и баланс предоставить до 03.07.1993.
Администрация, полагая, что объекты недвижимого имущества входят в состав "Колхозного рынка" а именно:
- здание с кадастровым номером 07:03:0700000:3739, общей площадью 58,2 кв.м., расположенное по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Майский район, г. Майский, ул. Энгельса N 51 мебельный магазин N 53;
- здание с кадастровым номером 07:03:0700000:4781, общей площадью 39,5 кв.м., расположенное по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Майский район, г. Майский, ул. Энгельса N 51, магазин "Домосфера" N 54;
- здание с кадастровым номером 07:03:0700049:416, общей площадью 18,7 кв.м., расположенное по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Майский район, г. Майский, ул. Энгельса N 51, магазин N 55.
- земельный участок с кадастровым номером 07:03:0700049:818, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Майский район, г. Майский, ул. Энгельса N 51, участок N 53;
- земельный участок с кадастровым номером 07:03:0700049:816, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Майский район, г. Майский, ул. Энгельса N 51, участок N 54;
- земельный участок с кадастровым номером 07:03:0700049:821, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Майский район, г. Майский, ул. Энгельса N 51, участок N 55.
Администрация обратилась в управление с заявлением о регистрации прав на указанные объекты.
По результатам правовой экспертизы документов, регистрирующий орган принял решения об отказе в государственной регистрации прав от 07.02.2020 N КУВД-001/2019-11866143/2, N КУВД-001/2019-11864689/2, N КУВД001/2019-11865069/2, N КУВД-001/2019-11866142/2, N КУВД-001/2019-11864688/2, N КУВД-001/2019-11865068/2. Решение мотивировано тем, что заявитель не представил документ, необходимых для осуществления государственной регистрации права. Форма и содержание документов, представленных для осуществления государственной регистрации права не соответствует требованиям законодательства.
Полагая, что отказы управления является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений статей 198-201 Кодекса для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
С государственной регистрацией Закон N 218-ФЗ связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.
Обязательными этапами проведения государственной регистрации прав является правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункты 2 и 8 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ).
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
Не устранение причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, указанных в статье 26 данного Закона, в течение срока приостановления служит основанием для отказа в осуществлении регистрационных действий (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ определено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства и фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных администрацией требований.
Из материалов дела не следует, какое имущество входит в состав "Колхозного рынка", кроме того какое именно имущества было передано по акту приема-передачи на основании Постановления от 28.06.1993 "О передаче в муниципальную собственность Майского района "Колхозного рынка". Доказательств того, что вышеназванные объекты входили в состав передаваемого в муниципальную собственность недвижимого имущества, также представлено не было.
В рассматриваемом случае, имелись правовые препятствия для осуществления управлением регистрационных действий, учитывая непредставление администрацией необходимых документов для осуществления регистрационных действий.
Таким образом, суд правомерно отказал в удовлетворении требований администрации.
На основании вышеуказанного, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В настоящем деле оснований для перехода рассмотрения дела по правилам производства, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции не усматривает, доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, также не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы управления апелляционным судом не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.02.2021 по делу N А20-959/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-959/2020
Истец: Местная администрация Майского муниципального района КБР
Ответчик: Беляк С.Н., Бичоев Р.Х., Злоцкая И.А., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республики
Третье лицо: Дубинко Павел Иванович, Шестнадцатый Арбитражный Апелляционный, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд