г. Ессентуки |
|
01 июля 2021 г. |
Дело N А61-1876/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2021 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А. и Белова Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации местного самоуправления г. Владикавказ на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 05.04.2021 по делу N А61-1876/2020, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации местного самоуправления г. Владикавказ (далее - администрация), в котором просило:
- признать незаконным отказ в установлении экономически обоснованного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;
- возложить обязанность установить размер платы за содержание жилого помещения для специализированного жилищного фонда Министерства обороны России, расположенного на территории г. Владикавказа.
Решением суда от 05.04.2021 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация ставит вопрос о проверке законности судебного акта, считая, что суд не дал правовую оценку доводу администрации о том, что размер платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей по договору социального найма, договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда и собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших решение о выборе способа управления и (или) решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений утвержден постановлением администрации от 31.05.2018 N 538 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в жилищном фонде города Владикавказа" (далее - Постановление администрации N 538). Учреждение не представило администрации соответствующие документы для проведения экспертизы, в связи с чем у последней отсутствовали законные основания для установления платы за содержание жилого помещения.
В отзыве учреждение отклонило доводы апелляционной жалобы. Также учреждение заявило ходатайство о проведении разбирательства по жалобе в отсутствие представителя, которое апелляционным судом рассмотрено и удовлетворено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 12.05.2021 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, учреждение управляет МКД на основании договора от 20.09.2017 N З-УЖФ-ЮВО-01.
Учреждение в адрес администрации было направлено обращение, выраженное в письме от 18.11.2019, по вопросу утверждения рассчитанного, экономически обоснованного размера платы за содержание и текущий ремонт для специализированного жилищного фонда Министерства обороны России, расположенного на территории г. Владикавказа (т. 1, л.д. 10-11).
13 мая 2020 года администрация ответом от 06.05.2020 отказала в удовлетворении обращении администрации. В отказе администрация сославшись на статью 163 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), указала, что размер платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, а также собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших решение о выборе способа управления многоквартирным домом и (или) решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений утвержден постановлением администрации местного самоуправления г. Владикавказ от 31.05.2018 N 538 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в жилищном фонде города Владикавказа.
Считая данный отказ незаконным, учреждение обратилась в арбитражный суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 Жилищный кодекс).
В силу части 4 статьи 155 Жилищного кодекса наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (часть 3 статьи 156 Жилищного кодекса).
Следовательно, суд правомерно признал, что обязанность по установлению размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда возложена законом на органы местного самоуправления. Обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений по договорам найма жилых помещений в этом государственном жилищном фонде возложена на администрацию муниципального образования.
Признавая отказ незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что по договору управления от 20.09.2017 осуществляется обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества и ремонта в жилищном фонда, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также осуществляется предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде (пункт 1.3.).
Из приведенных выше положений пункта 3 статьи 156 Жилищного кодекса, у органов местного самоуправления имеется право устанавливать размер платы на содержание и ремонт жилого помещения для двух категорий граждан: собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом; нанимателей по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, проживающих в многоквартирном доме.
Принадлежность упомянутого жилого фонда Министерству обороны Российской Федерации не исключает его статус как государственного жилого фонда и обязанность администрации совершить требуемые учреждением действия.
По мнению заявителя жалобы, у администрации отсутствует обязанность по установлению размера платы для государственного жилого фонда, поскольку такой установлен Постановлением администрации N 538.
Пунктом 1 Постановления администрации N 538 установлено, что с 01.07.2018 вводится в действие размер платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, а также собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших решение о выборе способа управления многоквартирным домом и (или) решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений. Из примечания Постановления администрации N 538 следует, что настоящие ставки платы за содержание и ремонт жилого помещения рекомендуются для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, а также при проведении конкурсов по выбору управляющих компаний.
Между тем настоящий спор возник не по поводу установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, а в связи с невыполнением администрацией обязанности, вытекающей из требований пункта 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, - установить плату за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей помещений по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда. Администрация не учитывает, что речь идет не о собственниках помещений, а о нанимателях.
Иные доводы администрации отклонены судом, как основанные на неверном толковании требований пункта 3 статьи 156 и не являющиеся основаниями обжалуемого учреждением отказа, изложенного в ответе от 06.05.2020.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств. Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы могли повлиять на правовую оценку спорных правоотношений. Оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Кодекса в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба администрации по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 05.04.2021 по делу N А61-1876/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-1876/2020
Истец: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление " Министерства обороны РФ
Ответчик: АМС г.Владикавказ