г. Томск |
|
02 июля 2021 г. |
Дело N А27-3763/2021 |
Судья Седьмого Арбитражного апелляционного суда Бородулина И.И., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу непубличного акционерного общества "Томский машиностроительный завод" (N 07АП-4821/21) на решение от 30.04.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-3763/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению непубличного акционерного общества "Томский машиностроительный завод" (Кемеровская область-Кузбасс, г. Юрга, ОГРН 1184205025080, ИНН 4230032928) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N7 по Кемеровской области - Кузбассу (Кемеровская область-Кузбасс, г. Юрга, ОГРН 1044230008822, ИНН 4230002514) о признании недействительным решения от 17.11.2020 N186
УСТАНОВИЛ:
Непубличное акционерное общество "Томский машиностроительный завод" (далее - общество, НАО "ТМЗ") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 7 по Кемеровской области - Кузбассу (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 17.11.2020 N 186.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 30.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, НАО "ТМЗ" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы с учетом к ней дополнений ее податель указывает на то, что суд не оценил правильность формирования обществом налоговой базы, при исчислении которой применены пониженные тарифы страховых взносов, правильность примененной ставки страховых взносов, а также не указал, по каким причинам к произведенным обществом выплатам работникам, занятым выполнением работ в рамках инвестиционного проекта, связанного с деятельностью ТОСЭР, не могут быть применены пониженные тарифы страховых взносов, установленные статьей 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Разъяснения Минфина РФ, изложенные в письмах от 14.04.2020 N 03-15-06/29564 и от 27.01.2020 N 0315-07/4833 полностью подтверждают правомерность действий общества, которое применило пониженные тарифы страховых взносов не ко всем произведенным во 2 квартале 2019 года выплатам в пользу физических лиц, а только к тем, которые были заняты выполнением работ в рамках инвестиционного проекта, причем из представленных обществом трудовых договоров и прочих документов следует, что соответствующие рабочие места были организованы впервые, именно в связи с началом реализации инвестиционного проекта.
Инспекция возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией в соответствии со статьями 31 и 88 НК РФ проведена камеральная налоговая проверка расчета по страховым взносам за 6 месяцев 2019 года (корректировка N 2), представленной НАО "ТМЗ" 14.06.2020.
По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией 28.09.2020 составлен акт налоговой проверки N 1349 и 17.11.2020 принято решение N 186 об отказе в привлечении НАО "ТМЗ" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением НАО "ТМЗ" доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в общем размере 77 241,28 руб., начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 13 347,40 руб.
Решением Управления ФНС России по Кемеровской области от 15.01.2021 N 19 решение Инспекции оставлено без изменения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не нашел оснований для вывода о принятии налоговым органом решения в нарушение действующих положений законодательства РФ.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно пункту 1 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Пунктом 2 статьи 425 НК РФ определено, что тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах, если иное не предусмотрено главой 34 НК РФ:
1)на обязательное пенсионное страхование:,
* в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования -22%;
* свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 10 %;
2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 %;
3) на обязательное медицинское страхование - 5,1 %.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, применяются для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ).
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи.427 НК РФ для плательщиков, указанных в подпунктах 11-14 пункта 1 статьи 427 НК РФ, тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 6,0%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством -1,5%, на обязательное медицинское страхованием 0,1 %.
В силу пункта 3 статьи 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов, установленные пунктом 2 данной статьи, применяются плательщиками при выполнении условий, предусмотренных пунктами 4-12 данной статьи.
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 427 НК РФ плательщики, указанные в подпунктах 12 и 13 пункта 1 данной статьи, применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 данной статьи, в течение десяти лет со дня получения ими статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития или статуса резидента свободного порта Владивосток начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен соответствующий статус.
Пониженные тарифы страховых взносов применяются плательщиками исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах.
В целях пункта 10.1 статьи 427 НК-РФ под новым рабочим-местом понимается место, впервые создаваемое резидентом территории опережающего социально-экономического развития при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ.
При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом территории опережающего социально-экономического развития и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.
В силу пункта 3 статьи 34. Федерального закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ резидентами территорий опережающего социально-экономического развития, указанных в части 1 данной статьи, признаются юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, финансовых организаций, в том числе кредитных и страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг, заключившие соглашения об осуществлении деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления муниципальных образований, указанных в части 1 данной статьи, включенные в реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, указанных в части 1 данной статьи, и отвечающие одновременно следующим требованиям:
1) регистрация юридического лица осуществлена на территории муниципального образования, указанного в части 1 данной статьи;
2) деятельность юридического лица осуществляется исключительно на территории муниципального образования, указанного в части 1 данной статьи;
3) юридическое лицо реализует на территории муниципального образования, указанного в части 1 данной статьи, инвестиционный проект, отвечающий требованиям, установленным Правительством Российской Федерации;
4) юридическое лицо не является градообразующей организацией монопрофильного муниципального образования Российской Федерации (моногорода) или ее дочерней организацией.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 вышеуказанного Федерального закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ резиденты территории опережающего социально-экономического развития не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории опережающего социально-экономического развития.
Таким образом, воля законодателя о поддержке резидентов территорий опережающего социально-экономического развития связана именно с исполнением ими соглашений об осуществлении деятельности в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".
В рассматриваемом случае согласно информации, имеющейся в налоговом органе, между НАО "ТМЗ" и Коллегией Администрации Кемеровской области заключено Соглашение от 04.04.2019 N 209-17 "Об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития "Юрга" 17.04.2019 НАО "ТМЗ" внесено в реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (регистрационный номер в реестре 452019035837).
14.06.2020 НАО "ТМЗ" представило в Инспекцию уточненный расчет по страховым взносам за 6 месяцев 2019 года (корректировка N 2), согласно которому количество застрахованных лиц, в отношении которых Обществом применен льготный тариф страховых взносов в размере 7,6 %, составляет.6 человек.
Инспекцией в ходе проверки вышеуказанного расчета установлено, что НАО "ТМЗ" при исчислении страховых взносов за 2019 год неправомерно применило пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6%, (код тарифа 15) на суммы выплат, начисленных в отношении 6 работников Общества, поскольку основная деятельность НАО "ТМЗ" в проверяемом периоде осуществлялась за пределами территории опережающего социально-экономического развития "Юрга".
Так, Инспекцией в ходе налоговой проверки установлено, что 01.04.2019 Обществом зарегистрировано обособленное подразделение по адресу: Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО, г. Нижневартовск, ул. Мира, д.46. Дата снятия с учета обособленного подразделения 22.06.2020.
Инспекцией из анализа операций по расчетным счетам НАО "ТМЗ" установлено, что Обществом от ООО "ТМЗ" по договорам о предоставлении транспортных услуг N 03/04-02 от 04.02.2019, N 02/09-01 от 09.01.2019, N 04/05-02 от 05.02.2019, N 01/25-12 от 25.12.2018 в 2019 году получен доход в размере 220 154 628 руб., что составляет 88,52% общей суммы дохода НАО "ТМЗ".
18.04.2019 Обществом зарегистрировано обособленное подразделение по адресу: Краснодарский край, Темрюкский р-н, п. Кучугурй, ул. Степная, 1/2. Дата снятия с учета обособленного подразделения 22.06.2020.
Также 29.03.2019 Обществом в Инспекции Федеральной налоговой службы по Те-мрюкскому району Краснодарского края зарегистрирована контрольно-кассовая техника АТОЛ 55Ф (заводской N 00106200662276), адрес установки: 353547,Темрюкский р-н, п. Кучугуры, ул. Степная, д. 1 стр. 2, место установки магазин "Стройцентр". Дата снятия с учета контрольно-кассовой техники АТОЛ 55Ф, 05.07.2019. Согласно информации, представленной в ответ на запрос Инспекции от 02.06.2020 N10-32/04742 оператором фискальных данных вышеуказанной контрольно-кассовой техники ООО "Эвотор ОФД", НАО "ТМЗ" в период с 29.03.2019 по 30.06.2019 получен доход в размере 9 450 531 руб.
При этом из пояснений НАО "ТМЗ", имеющихся в налоговом органе, следует, что основными направлениями деятельности Общества являются: осуществление работ по очистке производственных территорий АО "Самотлорнефтегаз" на месторождениях нефти (рекультивация), монтаж и демонтаж настилов площадок, платформ (при необходимости), с использованием собственной, а также приобретаемой по договорам лизинга спецтехники - бульдозеров, экскаваторов, снегоболотоходов, тралов; организация производства комплектующих частей для спецтехники, изготовление и сборка экскаваторов-амфибий, снегоболотоходов; проектирование, строительство и дальнейшая эксплуатация торгового центра и гостиничного комплекса на территории п. Кучугуры Темрюкского района Краснодарского края. ,
Кроме того, согласно представленным Обществом в налоговый орган справкам о доходах физических лиц (форма 2-НДФЛ) за 2019 год НАО "ТМЗ" производились выплаты по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера в отношении 77 физических лиц, зарегистрированных по месту жительства на территории Ханты-Мансийского Автономного округа - Югры, при этом в отдельных случаях выплата заработной платы производилась на протяжении 12 месяцев 2019 года, то есть в течение всего налогового периода, что также подтверждает факт осуществления Обществом деятельности за пределами территории опережающего социально-экономического развития "Юрга".
В связи с вышеизложенным является несоответствующим фактическим обстоятельствам указание общества о том, что приказами-руководителя НАО "ТМЗ" от 03.04.2019 N 4, от 18.04.2019 N 6 обособленные подразделения за пределами территории опережающего социально-экономического развития "Юрга" были закрыты.
При этом вышеуказанные документы Обществом не представлены ни в Инспекцию в рамках налоговой проверки, ни в Управление с апелляционной жалобой.
Помимо этого, согласно протоколу осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 15.09.2020 на момент проведения осмотра производственная деятельность НАО "ТМЗ" по адресу: г. Юрга, ул. Шоссейная, д.21 осуществляется только в 2 нежилых зданиях (помещениях) - сборно-разборный павильон для хранения металлоконструкций и прилегающий к нему производственный цех, изготовление комплектующих для экскаватора "Амфибия" осуществляется 2 рабочими производственного подразделения.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении НАО "ТМЗ" пункта 3 статьи 12, пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" путем ведения в проверяемом периоде хозяйственной деятельности за пределами территории опережающего социально-экономического развития "Юрга" в обособленных подразделениях.
Кроме того, согласно данным первичного и уточненных расчетов по страховым взносам за 3 месяца 2019 года, представленных НАО "ТМЗ" в налоговый орган, 6 работников Общества Воросцова Е.А., Коваль Ю.А., Митрофанова Л.А., Мотова О.А., Поклонова К.Ю., Соколова Т.Ю., в отношении выплат которым Обществом применены пониженные тарифы страховых взносов в расчете по страховым взносам за 6 месяцев 2019 года, являлись работниками Общества в 1 квартале 2019 года, то есть до внесения НАО "ТМЗ" в реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, соответственно, указанные лица не являются физическими лицами, занятыми на новых рабочих местах.
Между тем, как было указано выше, физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом территории опережающего социально-экономического развития и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности.
При указанных обстоятельствах у НАО "ТМЗ" не имелось оснований для применения пониженных тарифов страховых взносов в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 427 НК РФ во 2 квартале 2019 года, следовательно, Инспекцией правомерно доначислены Обществу страховые взносы за 6 месяцев 2019 года в размере 77 241,28 руб.
Главной задачей налоговых, органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
Решение N 186 от 17.11.2020 г. не содержит выводов о правомерности либо неправомерности регистрации Общества в качестве резидента ТОСЭР "Юрга", вместе с тем, в рассматриваемом случае в ходе камеральной налоговой проверки налоговым органом были установлены обстоятельства, свидетельствующие о неправомерном применении пониженного тарифа как организации, имеющей статус резидента ТОСЭР "Юрга", что в нарушение подпункта 12 пункта 1 статьи 427 и пункта 1 статьи 431 Кодекса НАО "ТМЗ" за полугодие 2019 года, в результате чего не в полном размере исчислило страховые взносы за полугодие 2019 года на обязательное пенсионное страхование - в размере 55172,35 руб., на обязательное медицинское страхование - в размере 17241,36 руб., на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с учетом сумм произведенных расходов - в размере 4827,57 руб.
Более того, вступая в соответствующие правоотношения, налогоплательщик должен был знать о существовании установленных обязанностей и обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строго соблюдения действующих норм и правил, что должно было выразиться в исполнении требований законодательства о налогах и сборах, а, следовательно, должен был не только знать требования действующего законодательства о налогах и сборах, но и обеспечить их соблюдение.
По итогам исследования и оценки представленные по делу доказательств, суд отклоняет все взаимосвязанные доводы Общества о правомерности применения им пониженных тарифов в отношении выплат физическим лицам, которые были трудоустроены до даты заключения Обществом Соглашение N 209-17 об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития "Юрга" (от 04.04.2019 года), а также выплат своим работникам, которые выполняли трудовые функции не связанные с выполнением такого Соглашения.
Основываясь на целях регулирования Федерального закона N 473-ФЗ, направленности его регулирования, а также принимая во внимание предмет заключенного Обществом Соглашения N 209-17 об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития "Юрга", суд первой инстанции счел отсутствующими правовые основания для вывода о возможности Обществом применять налоговые льготы в виде пониженных ставок ко всей своей деятельности, без учета направленности действия данных правовых норм в целях социально-экономического развития особых территорий и создания на них комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что решение N 186 от 17.11.2020 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения является законным и обоснованным.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ, части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ) и пункта 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", размер подлежащей уплате государственной пошлины по настоящей апелляционной жалобе составляет 1 500 рублей.
В связи, с чем уплаченная по платежному поручению от 14.05.2021 N 715 государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 104, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30.04.2021 по делу N А27-3763/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу непубличного акционерного общества "Томский машиностроительный завод" - без удовлетворения.
Возвратить непубличному акционерному обществу "Томский машиностроительный завод" (ОГРН 1184205025080, ИНН 4230032928) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 500 рублей по платежному поручению от 14.05.2021 N 715.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-3763/2021
Истец: НАО "Томский машиностроительный завод"
Ответчик: межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Кемеровской области
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ