г. Москва |
|
02 июля 2021 г. |
Дело N А40-186428/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В.Бекетовой,
судей: |
Е.В.Пронниковой, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания, Б.В.Хмельницким А.А.Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 19.02.2021 по делу N А40-186428/20
по заявлению ТУ Росимущества в городе Москве
к Управлению Росреестра по Москве (ОГРН 1097746680822),
третье лицо: Войсковая часть 5126,
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Клименко Н.А. по дов. от 11.01.2021;
от третьего лица: Майер В.С. по дов. от 31.12.2020;
УСТАНОВИЛ:
ТУ Росимущества в городе Москве (далее также - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решений Управления Росреестра по Москве от 05.07.2020 N 77/017/259/2019-2135 и 06.07.2020 N 77/017/259/2019-2098 об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении объектов недвижимого имущества: здания (далее - казарма), расположенного по адресу: г. Москва, Рябиновая ул., д. 42А, стр. 11, кадастровый номер: 77:07:0012004:1202; и нежилого здания (далее - центральный тепловой пункт или ЦТП), расположенного по адресу: г. Москва, Рябиновая ул., д. 42А, кадастровый номер: 77:07:0012004:3140; об обязании Управления Росреестра по Москве осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации в отношении указанных объектов недвижимого имущества.
Решением суда от 19.02.2021 заявление ТУ Росимущества в городе Москве оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось ТУ Росимущества в городе Москве и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель войсковой части 5126 поддержал доводы жалобы заявителя, представитель Управления Росреестра по Москве поддержал обжалуемое решение суда.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Апелляционный суд, изучив доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, с учетом положения ч. 1 ст. 268 АПК РФ о повторности рассмотрения дела, п. 13 ч. 2 ст. 271 АПК РФ, приходит к выводу об отмене решения суда по следующим мотивам.
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта закону возлагается на орган, должностное лицо, принявшее акт; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 25.12.2019 ТУ Росимущества в городе Москве обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлениями N 77/017/259/2019-2098 и 77/017/259/2019-2135 об осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении объектов недвижимого имущества:
казармы, расположенной по адресу: г. Москва, Рябиновая ул., д. 42А, стр. 11, кадастровый номер: 77:07:0012004:1202;
центрального теплового пункта, расположенного по адресу: г. Москва, Рябиновая ул., д. 42А, кадастровый номер: 77:07:0012004:3140.
В качестве основания для регистрации права собственности в отношении казармы (на 300 человек) заявитель представил:
выписку из реестра объектов недвижимости от 27.10.2019 N 4007/1 и N 4007/2 (л.д. 17, далее - выписка). В пункте 12 выписки указано, что документом-основанием возникновения права собственности РФ является акт о приемке в эксплуатацию здания от 31.12.1997 N 729;
Акт государственно-приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 31.12.1997 (л.д.20-22), который содержит в себе сведения об эксплуатационной организации - войсковой части 5126.
В качестве основания для регистрации права собственности в отношении центрального теплового пункта заявитель представил:
выписку из реестра объектов недвижимости от 27.10.2019 N 4007/1 (л.д.39-40), в которой указано, что: правообладателем является войсковая часть 5126; документы-основания возникновения права собственности РФ: нет.
инвентарную карточку учета основных средств на балансе войсковой части от 17.10.2019.
Уведомлением от 13.01.2020 N 77/017/259/2019-2098 Управление Росреестра по Москве уведомило заявителя о приостановлении осуществления государственной регистрации в соответствии с п. 5, 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости).
В уведомлении о приостановлении осуществления государственной регистрации от 13.01.2020 указаны следующие причины для приостановления:
Согласно данным выписки из реестра объектов недвижимости от 27.10.2019 N 4007/2 (в отношении казармы) основанием для возникновения права собственности Российской Федерации в отношении казармы является Постановление Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 "О разграничений государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1).
Согласно абз. 4 п. 36 Постановления Пленума Верховного Совета Российской Федерации N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения. В материалы дела не представлены документы, указанные в п/п 14 выписки: Распоряжение Росимущества от 22.10.2007 N 1691; Акт приема-передачи здания (сооружения) от 01.01.2012 N 11. В материалы дела представлена только копия выписки.
Уведомлениями Управления Росреестра по Москве от 05.07.2020 N 77/017/259/2019-2135 (в отношении казармы) и 06.07.2020 N 77/017/259/2019-2098 (в отношении ТЦП) в осуществлении государственной регистрации права собственности отказано на основании ст. 27 Закона о недвижимости, поскольку в течение срока приостановления причины, препятствующие государственной регистрации, устранены не были.
Полагая, что выводы Управления об отсутствии правоустанавливающих документов в отношении объектов недвижимого имуществ является необоснованными, а решения Управления Росреестра по Москве от 05.07.2020 и от 06.07.2020 незаконными, ТУ Росимущества в городе Москве в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что выписки из реестра объектов недвижимости, представленные заявителем на государственную регистрацию, правоустанавливающим или правоудостоверяющими документами не являются, а их наличие не исключает необходимости представления заявителем документов, подтверждающих возникновение права собственности в установленном порядке.
Суд первой инстанции указал, что указанные приложения к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 не содержат сведений о конкретных объектах недвижимого имущества, а лишь устанавливают критерии отнесения имущества к той или иной форме собственности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не учел следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 полномочия собственника по управлению и распоряжению федеральным имуществом делегированы Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве действует на основании Положения "О Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве" (далее - Положение), утвержденным Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 67.
В соответствии с п. 4.1 раздела II Положения Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, зарегистрированными на территории города Москвы, а также в отношении федерального недвижимого имущества, расположенного на территории города Москвы, в том числе составляющие казну Российской Федерации.
Управление осуществляет свою деятельность в рамках полномочий предоставленных ему ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218 "О государственной регистрации недвижимости" (Закон о недвижимости) и иными нормативными правовыми актами.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется в порядке, определенном п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости.
В соответствии со статьей 14 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона о недвижимости не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с пунктами 5, 7 статьи 26 Закона о недвижимости осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о недвижимости).
Основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета явилось отсутствие правоустанавливающих документов в отношении объектов недвижимого имущества.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в силу пункта 2 раздела 2 Приложения 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности, относится имущество вооруженных сил.
Объекты, указанные в приложении N 1 к Постановлению N 3020-1, являются имуществом вооруженных сил.
Выписка из реестра федерального имущества согласно ст. 13 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447, является документом, подтверждающим факт учета федерального имущества в реестре.
Суд первой инстанции не дал оценку акту государственно-приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта (казармы) от 31.12.1997, который содержит в себе сведения об эксплуатационной организации - войсковой части 5126. На момент приемки и в текущее время казарма эксплуатируется войсковой частью 5126.
Согласно п. 1 ст. 69 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, право собственности РФ на вышеуказанный объект недвижимости признается юридически действительным даже при отсутствии его государственной регистрации в ЕГРН.
Учитывая изложенное, поскольку выписка из реестра федерального имущества от 27.10.2019 N 4007/1, N 4007/2, и кт государственно-приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 31.12.1997, в Управление Росреестра по Москве были представлены заявителем, основания для отказа в регистрации права собственности РФ на казарму отсутствовали.
При этом, ссылка ответчика на пункт 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" предусматривающего, что факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения, является необоснованной, поскольку пункт 36 Постановления Пленума находится в разделе "Споры об истребовании имущества из чужого незаконного владения", следовательно, к рассматриваемому регистрационному делу отношения не имеет.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что центральный тепловой пункт является объектом вспомогательного использования.
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Основными критериями отнесения объектов к объектам вспомогательного использования являются следующие:
наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношению к которому объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен ( то есть здание казарма);
невозможность самостоятельного использования объекта для иной деятельности - "ТП предназначена для подачи теловой энергии в здание войсковой части 5126 и не может самостоятельно эксплуатироваться и использоваться по целевому назначению.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство.
Вместе с тем право собственности на объекты вспомогательного назначения регистрируется в упрощенном порядке на основании декларации, подтверждающей создание таких объектов и содержащей их техническое описание, без представления в регистрирующий орган разрешений на строительство и последующий ввод в эксплуатацию. Тепловые сети, наружные сети канализации, наружные электросети, сети водоснабжения предназначены для обслуживания и эксплуатации основного объекта недвижимого имущества, в связи с чем являются вспомогательными объектами недвижимого имущества.
Возникшие в силу закона, до введения государственной регистрации, права на недвижимое имущество являлись действительными на основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Апелляционный суд установил, что в качестве документа-основания для возникновения права собственности Российской Федерации центрального теплового пункта в выписках из реестра федерального имущества указаны инвентарные карточки учета объекта основных средств от 29.07.2012 N 16, которые учтены в составе ФГКУ "Войсковая часть 5126", приняты к бухгалтерскому учету.
Судебная коллегия отмечает, что представленное представителем третьего лица в судебном заседании Разрешение N 02112 на производство подготовительных и основных строительно-монтажных работ с наименованием объекта 5эт. Казарма на 300 чел по адресу г.Москва ул. Рябиновая ул., 48 также подтверждает неправомерность в отказа заявленных требований.
Учитывая изложенное выше, а также то обстоятельство, что в отношении спорных объектов имущества отсутствуют чьи-либо притязания, а ТУ Росимущество по Москве предоставило необходимый пакет документов в соответствии с Законом о регистрации, Управление Росреестра по Москве не имело достаточных оснований для отказа в испрашиваемой государственной регистрации права собственности Российской Федерации на казарму и центральный тепловой пункт, в связи с чем апелляционный суд в рамках рассмотрения настоящего спора признает оспариваемые решения Управления Росреестра по Москве незаконными.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, исходя из заявленных обществом требований, суд считает необходимым обязать Управление Росреестра по Москве осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на указанные объекты недвижимого имущества.
Принимая во внимание совокупность указанных обстоятельств, суд апелляционной инстанции полагает, что требования апелляционной жалобы, доводы которой нашли свое надлежащее подтверждение в материалах дела, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Решение суда подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.02.2021 по делу N А40-186428/20 отменить.
Признать незаконным решение Управления Росреестра Управления Росреестра по Москве от 05.07.2020 г. и 06.07.2020 г. N 77/017/259/2019-2098 и 77/017/259/2019-2135 об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении объекта недвижимого имущества - Нежилое здание (далее - Казарма), расположенное по адресу: г. Москва, Рябиновая ул., д. 42А, стр. 11, кадастровый номер: 77:07:0012004:1202 и Нежилое здание (далее - Центральный тепловой пункт или ЦТП), расположенное по адресу: г. Москва, Рябиновая ул., д. 42А, кадастровый номер: 77:07:0012004:3140.
Обязать Управление Росреестра по Москве осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации в отношении объекта недвижимого имущества - Нежилое здание (далее - Казарма), расположенное по адресу: г. Москва, Рябиновая ул., д. 42А, стр. 11, кадастровый номер: 77:07:0012004:1202 и Нежилое здание (далее - Центральный тепловой пункт или ЦТП), расположенное по адресу: г. Москва, Рябиновая ул., д. 42А, кадастровый номер: 77:07:0012004:3140.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-186428/2020
Истец: ТУ Росимущества в г.Москве
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ