г. Санкт-Петербург |
|
02 июля 2021 г. |
Дело N А56-1280/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.,
при участии:
от истца (заявителя): Савичев С.Ю., по доверенности от 12.11.2020;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15275/2021) общества с ограниченной ответственностью "ЛесПром" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2021 по делу N А56-1280/2021, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛесПром"
к Государственному учреждению - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации
о признании незаконным бездействий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Леспром" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственному учреждению - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) о признании незаконным бездействий при установлении страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и обязать Фонд устранить нарушение прав и законных интересов заявителя, установив для ООО "ЛесПром" тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год в соответствии с основным видом экономической деятельности "46.73 Торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием" в размере 0.2% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ЛесПром" не согласившись с решением суда от 19.03.2021 обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в обоснование которой ссылается на то, что отказ Фонда в рассмотрении заявления после 12.05.2020 нарушает законные права и интересы Общества, поскольку накладывает обязанность по оплате страховых взносов в размере превышающем размер для страховых взносов, установленный действующим законодательством.
Податель жалобы указывает, что Общество узнало только 22.12.2020 о нарушении Фондом его права на установление размера страховых взносов на основании заявления от 10.08.2020 N 337, в связи, с чем на момент подачи жалобы в суд трехмесячный срок не пропущен.
Фонд извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направил, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Общества просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "ЛесПром" осуществило действия по подтверждению основного вида экономической деятельности, а именно, подало 20.04.2020 по электронным каналам связи заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности за 2020 г. с приложением необходимых документов.
ООО "ЛесПром" была проведена внутренняя проверка в ходе которой выявлено, что в поданном 20.04.2020 заявлении указана некорректная дата периода, подтверждающего вид экономической деятельности: указано "2020" вместо "2019".
Полагая, что данная ошибка явно технического характера и не могла являться основанием для отказа в рассмотрении заявления, ООО "ЛесПром" было подано откорректированное заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности на 2020 год с сопроводительным письмом от 10.08.2020 N 37 посредством почтовой связи.
В сопроводительном письме от 10.08.2020 N 37 ООО "ЛесПром" просило "считать на 2020 г для ООО "ЛесПром" основным видом экономической деятельности "Торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием" (код ОКВЭД 46.73), установить соответствующий тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Ответ на заявление от 10.08.2020 от Фонда не поступил, также не было получено уведомление об установлении, в связи, с чем 19.11.2020 Общество обратилось в Фонд с заявлением о выдаче уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование.
22.12.2020 Общество получило уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование, в соответствии с которым основным видом деятельности ООО "ЛесПром" установлен вид деятельности "02.10 Лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность", тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год установлен в размере 6.1% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Поскольку Фонд не учел сведения, сообщенные ООО "ЛесПром" в заявлении от 10.08.2020, Общество посчитало бездействие Фонда по непринятию решения по установлению тарифа по страховым взносам на 2020 незаконным, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции пришел к выводу, что Общество представило заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности 18.08.2020, то есть с нарушением установленного законом срока на подачу указанных документов. Фонд при присвоении Обществу наиболее высокого страхового тарифа для уплаты страховых взносов, действовало в строгом соответствии с нормами действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда от 19.03.2021 подлежит отмене на основании следующего.
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В данном Федеральном законе устанавливается обязанность по своевременной и полной уплате страховых взносов, в соответствии с его положениями одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска.
Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее -Правила N 713), пункт 8 которых предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил N 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55).
Согласно пункту 3 Порядка для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации заявление и справку по установленным формам.
В соответствии со статьей 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним нерабочий день.
Из-за распространения короновирусной инфекции в 2020году окончание срока подтверждения основного вида экономической деятельности переносится на 12.05.2020 (Информация ФСС РФ "О сроке представления документов для подтверждения основного вида экономической деятельности").
ООО "ЛесПром" осуществило действия по подтверждению основного вида экономической деятельности, а именно, подало 20.04.2020 по электронным каналам связи заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности за 2020 год с приложением необходимых документов.
ООО "ЛесПром" в поданном 20.04.2020 заявлении указана некорректная дата периода, подтверждающего вид экономической деятельности: указано "2020" вместо "2019".
Судом установлено, что допущенная ошибка явно технического характера и не могла являться основанием для отказа в рассмотрении заявления
В соответствии с позицией, изложенной в Определении Верховного суда РФ от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969, по смыслу пункта 5 Порядка, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Пункт 8 Правил от 01.12.2005 N 713 предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил от 01.12.2005 N 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
На основании положений пункта 11 Правил от 01.12.2005 N 713 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Порядок подтверждения от 31.01.2006 N 55.
В силу пункта 2 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 г. N 55 "Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний -юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами" основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил от 01.12.2005 N 713.
Пунктом 3 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к данному Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к данному Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерском у балансу за предыдущий год (кроме страхователей-субъектов малого предпринимательства). Документы, указанные в данном пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 в действующей с 26.02.2017 редакции, в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представ ил документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с на чала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил от 01.12.2005 N 713, согласно которым если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил от 01.12.2005 N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Соответствующая правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе Определения от 10.07.2003 N 291-0, от 15.07.2003 N 311-0, от 22.01.2004 N 8-0). Виды деятельности плательщика -организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют.
Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом. Отказ фонда может быть обжалован в суд.
Страхователь не может быть лишен возможности представить заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, пусть и с нарушением установленного Порядком срока (но в пределах периода, для целей расчетов по которому производится данное подтверждение), а Фонд, получив от страхователя указанные документы, не может не учитывать их при проверке правильности его расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Согласно ст. 22.1 Федерального закона N 125-ФЗ, расчетным периодом по страховым взносам является календарный год. а отчетными -первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год. При этом представляемые страхователями территориальным органам Фонда ежеквартальные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам составляются нарастающим итогом и содержат данные об исчисленных и уплаченных взносах, с начала расчетного периода, а также о применяемой ставке страховых взносов.
Предусмотренный пунктом 3 Порядка срок подтверждения основного вида экономической деятельности (12 мая) соотнесен со сроком представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за первый отчетный период -первый квартал; к моменту получения расчета Фонд должен располагать документами, подтверждающими правомерность применяемой страхователем ставки страховых взносов, на это и направлен установленный срок подтверждения.
Однако факт представления данные документов за пределами срока не может не учитываться Фондом, так как по существу указанные документы в данном случае подлежат учету как подтверждающие размер заявленной в отчетности ставки страховых взносов (согласно пп. 7 п. 2 ст. 17 Федерального закона N 125-ФЗ).
Между тем возложение на страхователя обязанности, по уплате страховых взносов исходя из фактически не осуществляемых им видов деятельности законодательством не предусмотрено.
Отказ Фонда в рассмотрении заявления после 12.05.2020 нарушает законные права, и интересы Общества поскольку накладывает обязанность по оплате страховых взносов в размере, превышающем размер для страховых взносов, установленный действующим законодательством.
Таким образом решение суда от 19.03.2021 подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2021 по делу N А56-1280/2021 отменить.
Признать незаконным бездействие Государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации при установлении страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год.
Обязать Государственное учреждение - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации устранить нарушение прав и законных интересов ООО "ЛесПром" и повторно рассмотреть вопрос об установлении для ООО "ЛесПром" тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год в соответствии с его основным видом экономической деятельности "46.73 Торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-1280/2021
Истец: ООО "ЛЕСПРОМ"
Ответчик: ГУ Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации