г. Вологда |
|
02 июля 2021 г. |
Дело N А44-681/2021 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Рогатенко Л.Н., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительный участок специализированных работ" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 15 апреля 2021 года по делу N А44-681/2021,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Боровичский водоканал" (ОГРН 1135331000595, ИНН 5320024546; адрес: 174406, Новгородская область, Боровичский район, город Боровичи, улица Парковая, дом 2; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительный участок специализированных работ" (ОГРН 1075331000051, ИНН 5320019578; адрес: 174411, Новгородская область, Боровичский район, город Боровичи, улица Володарского, дом 6; далее - Общество) о взыскании 1 736 руб. 66 коп. долга за водоснабжение на общедомовые нужды за июнь - ноябрь 2020 года.
Определением суда от 16.02.2021 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 15 апреля 2021 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. Кроме того, с Общества в пользу Предприятия взыскано 2 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Доводы жалобы сводятся к тому, что истцом неправомерно предъявлены к взысканию суммы в размере повышающего коэффициента, начисленного на объемы поставленного коммунального ресурса. По мнению подателя жалобы, получать от собственников и нанимателей помещений плату, увеличенную на повышающий коэффициент, вправе управляющая организация.
Предприятие в отзыве на апелляционную жалобу ее доводы не признало.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как усматривается в материалах дела, 13.02.2017 Предприятием и Обществом (абонент) заключен договор на водоснабжение на общедомовые нужды N В-06/ОДН (далее - договор), по условиям которого Предприятие обязалось подавать абоненту через присоединенную сеть коммунальный ресурс в виде холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды, установленного качества, в объеме, определенном настоящим договором.
Перечень домов, находящихся в управлении ответчика, стороны согласовали в приложении 1 к договору. Общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества, также определена сторонами в приложении 3 к договору.
В разделе 5 к договору стороны предусмотрели порядок определения объема холодной воды на содержание общего имущества.
В пункте 3.2 договора установлен срок оплаты за оказанные услуги: до 10-го числа месяца, следующего за расчетным.
Во исполнение условий договора в июне - ноябре 2020 истец поставил в жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, холодную воду и выставил к оплате ответчику счета за коммунальный ресурс, потребленный на содержание общего имущества, на сумму 38 560 руб. 09 коп.
Ответчик задолженность погасил частично, на сумму 36 823 руб. 43 коп.
Задолженность в размере 1 736 руб. 66 коп. образовалась в результате неоплаты ответчиком повышающего коэффициента, ежемесячно начисляемого истцом к стоимости холодной воды, потребленной на содержание общего имущества в многоквартирных домах, в которых не установлен коллективный прибор учета.
Поскольку Обществом произведена неполная оплата выставленных счетов-фактур, Предприятие обратилось в адрес ответчика с претензией, а затем в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суд правомерно руководствовался статьями 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Жилищным кодексом Российской Федерации, статьями 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Факт поставки ресурса в спорный период установлен судом, подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Разногласия сторон касаются применения повышающих коэффициентов к базовым нормативам при расчете объема коммунального ресурса, поставленного в дома, находящиеся в управлении ответчика, не оборудованные общедомовыми приборами учета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
В данном случае коммунальный ресурс поставлялся в многоквартирные жилые дома, поэтому правоотношения сторон подпадают под регулирование норм жилищного законодательства, а также Правил N 124, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Жилищное законодательство и нормы Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) относят мероприятия по энергосбережению в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета ресурсов в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Согласно части 6 статьи 13 Закона об энергосбережении до 01.07.2012 собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, за исключением систем централизованного газоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Исполнитель, предоставляющий потребителю коммунальные услуги, обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением (подпункт "с" пункта 31 Правил N 354).
Расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 2 статьи 13 Закона об энергосбережении).
Применение расчетных способов должно приводить к определению такого количественного значения энергетических ресурсов, которое явно выше количественного значения, определяемого при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (решение Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N АКПИ13-205).
В жилищном законодательстве средством стимулирования к установке общедомовых приборов учета является применение повышающих коэффициентов к нормативу потребления.
В подпункте "ж" пункта 22 Правил N 124 предусмотрено, что при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.
Таким образом, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов в случае наличия технической возможности его установки ресурсоснабжающая организация применяет повышающий коэффициент к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги.
В рассматриваемом случае доказательств того, что в спорных домах отсутствовала техническая возможность установки общедомового прибора учета, ответчик в материалы дела не представил, о наличии таких доказательств не заявил.
С учетом изложенного суд обоснованно пришел к выводу о том, что начисление платы за коммунальный ресурс в отношении многоквартирных домов, не оснащенных в спорный период общедомовыми приборами учета, правомерно произведено истцом с учетом повышающего коэффициента и не противоречит приведенным нормам права в редакции, действующей в спорный период.
При таких обстоятельствах, установив наличие у ответчика задолженности в заявленной сумме, учитывая, что доказательств уплаты долга не представлено, суд обоснованно удовлетворил заявленное истцом требование.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Поскольку нормы права применены судом первой инстанции правильно, их нарушения не допущено, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 15 апреля 2021 года по делу N А44-681/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительный участок специализированных работ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.Н. Рогатенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-681/2021
Истец: МУП "БОРОВИЧСКИЙ ВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ООО "Ремонтно-строительный участок специализированных работ"