город Ростов-на-Дону |
|
30 июня 2021 г. |
дело N А32-41804/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Яицкой С.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии:
от истца: представитель Щеснович А.А. по доверенности от 01.12.2020 N 597, паспорт, паспорт;
от Министерства обороны Российской Федерации: представитель Журавлев Ю.С. по доверенности от 17.11.2020 N 207/10/ою/д/370, паспорт;
от ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: представитель Мещерякова О.В. по доверенности от 11.01.2021 N 27, удостоверение;
от Федерального агентства воздушного транспорта: представитель Щеснович А.А. по доверенности от 22.12.2020 N Д-14.3/148, паспорт;
иные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов аэродромов"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.04.2021 по делу N А32-41804/2020
по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (ИНН 7714276906, ОГРН 1027714007089) к Министерству обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284), ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892) при участии третьих лиц: Федерального агентства воздушного транспорта, МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, открытого акционерного общества "Аэропорт "Анапа" об обязании ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации заключить соглашение об установлении частного сервитута в части земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация гражданских аэропортов аэродромов" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации и ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ответчики) с требованиями:
- признать незаконным отказ от 25.05.2020 N 141/15092;
- прекратить право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0710001:165;
- обязать ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" заключить соглашение об установлении частного сервитута в части земельного участка с кадастровым номером 23:37:0710001:15.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2020 требование истца об обязании ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации заключить соглашение об установлении частного сервитута в части земельного участка с кадастровым номером 23:37:0710001:15 выделено в отдельное производство, делу присвоен N А32-41804/2020.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2021 удовлетворено ходатайство об уточнении требований, в котором истец просил обязать ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации заключить соглашение об установлении частного сервитута в части земельного участка с кадастровым номером 23:37:0710001:15 в соответствии с координатами границ, указанными в приложении заключения кадастрового инженера от 17.08.2017 сроком на 5 лет (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 2, л.д. 60-62)).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.04.2021 по делу N А32-41804/2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация гражданских аэропортов аэродромов" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, исковые требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что основания для удовлетворения исковых требований имеются.
В судебное заседание МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, открытое акционерное общество "Аэропорт "Анапа", надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Федерального агентства воздушного транспорта в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы истца, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 10.08.2007 N 1034-р аэродром Анапа (Витязево) является государственным аэродромом совместного базирования и находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации. На территории аэродрома совместного базирования размещены объекты войсковой части 10628 и объекты гражданской авиации, являющиеся собственностью Российской Федерации, принадлежащие истцу на праве хозяйственного ведения и эксплуатируемые ОАО "Аэропорт Анапа".
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом по Краснодарскому краю от 05.06.2008 N 530-р (в редакции распоряжения от 11.08.2008 N 952-р) за истцом на праве хозяйственного ведения закреплено федеральное недвижимое имущество (далее - объекты) аэродрома аэропорта Анапа.
Указанные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0710001:15 площадью 1 887 528 кв. м, а также на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0710001:165 площадью 594 936 кв. м, образованном путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 23:37:0710001:15 на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 30.09.2016 N 2069 "Об образовании земельного участка с сохранением исходного в измененных границах".
Согласно сведениям ЕГРН указанные земельные участки являются собственностью Российской Федерации и принадлежат ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" на праве постоянного (бессрочного) пользования (записи о государственной регистрации права от 22.11.2012 N 23-23-26/120/2012-607, от 22.02.2017 N 23:37:0710001:165-23/026/2017-1).
В соответствии с Федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 N 848 (далее - ФЦП), истцом реализован проект "Реконструкция аэродрома в аэропорту Анапа, Краснодарский край" (далее - проект), в ходе которого в 2013 году были построены и закончены реконструкцией объекты аэродромной инфраструктуры аэропорта Анапа, обеспечивающие соблюдение требований транспортной (авиационной) безопасности (объекты "Периметровое ограждение с техническими средствами охраны", "Патрульная автодорога") и непосредственное функционирование аэродрома Анапа (объекты "МРД", "РД-2", "Водосточно-дренажные сети Аэропорта Анапа г-к Анапа", "Перрон с площадкой ПОЖ").
До настоящего времени указанные объекты не введены в эксплуатацию, не поставлены на кадастровый учет по причине отсутствия у истца правоустанавливающих документов на земельные участки.
В целях проведения работ по реконструкции аэродромов, осуществляемой истцом за счет средств федерального бюджета в рамках реализации ФЦП, на основании приказов от 10.02.2015 N 229, от 21.10.2015 N 2484 Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации заключил с истцом договоры безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером 23:37:0710001:15 от 17.02.2015 N 141/3/БСПЗ(К)-43 сроком на 5 (пять) месяцев и от 27.10.2015 N 141/3/БСПЗ(К)-356 сроком на 11 (одиннадцать) месяцев.
В целях дальнейшего оформления прав на законченные строительством и реконструкцией объекты аэродромной инфраструктуры истец неоднократно письмами от 21.08.2017 N 09803, от 20.12.2017 N 15121, от 27.12.2017 N 15415, от 28.04.2018 N 04496, от 29.10.2018 N 11354, от 20.12.2018 N 15121, от 14.01.2019 N 00189, от 19.08.2019 N 08795 обращался в адрес ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" и Минобороны России по вопросам предоставления обществу указанных земельных участков, в том числе путем установления сервитута, высвобождения земельного участка из ведения Минобороны России, оформления права безвозмездного пользования, указанным адресатам были направлены подписанный истцом проект соглашения об установлении сервитута, копии заключений кадастрового инженера, подтверждающие расположение объектов федерального имущества на земельных участках, схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Кроме того, истец письмами от 21.12.2017 N 15177, от 28.11.2018 N 12576, от 05.04.2019 N 03364 обращался в адрес Росавиации с просьбой оказать содействие в оформлении прав на земельные участки.
По результатам рассмотрения направленных обращений в адрес истца поступили отказы ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" и Минобороны России от 22.09.2017 N 141/3/12-12455, от 16.11.2017 N 141/3/12-15013, от 26.01.2018 N 141/1777, от 02.04.2018 N 141/9304, от 21.05.2018 N 14987, от 05.12.2018 N 141/3/12-16701, от 01.02.2019 N 143/3/12-1095, от 06.06.2019 N 141/16529, от 20.09.2019 N 141/28776 от передачи земельных участков.
Письмом от 16.04.2020 N 03772 истец повторно обратился в адрес Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации по вопросу установления сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:37:071001:15.
Письмом министерства от 25.05.2020 N 141/15092 в удовлетворении обращения истца было отказано ввиду нецелесообразности передачи испрашиваемых земельных участков сторонним организациям.
Как указывает истец невозможность получения разрешений на ввод в эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией) объектов, внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об объектах с измененными характеристиками, оформления права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения на объекты, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 23:37:0710001:15, 23:37:0710001:165 нарушает права и законные интересы Российской Федерации (как собственника объектов федерального имущества), ОАО "Аэропорт Анапа" (как оператора аэропорта гражданской авиации).
По мнению истца, отказ в удовлетворении обращений не соответствуют положениям пункта 4 статьи 39.26 ЗК РФ, так как планируемое использование земельного участка на условиях сервитута для размещения линейных объектов (патрульная автодорога, ограждение периметра аэродрома, водосточно-дренажные сети аэродрома г-к Анапа), не противоречит федеральному законодательству, в связи с тем, что размещение указанных объектов является обязательным требованием, предъявляемым к аэродромам, согласно Приказу Минтранса России от 28.11.2005 N 142 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам" (п. 8, 10, 25 Требований), Приказу Минтранса России от 25.09.2015 N 286 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил" (раздел 4.7 Требований).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
В статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, установленными данной нормой, а именно путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания: признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления: самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Способ защиты своих прав и законных интересов является исключительным способом и применяется в случае, если иные способы не приведут к более быстрому и эффективному восстановлению нарушенных, либо оспариваемых прав и интересов.
Выбор способа защиты гражданских прав является прерогативой истца, между тем он должен осуществляться с таким расчетом, что удовлетворение заявленных требований приведет к восстановлению нарушенных и (или) оспариваемых прав и законных интересов путем удовлетворения заявленных истцом требований.
В силу пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации сервитут относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении сервитута.
Сервитут является ограниченным вещным правом, представляет собой юридически гарантированную возможность пользования чужим имуществом в определенных целях. Возникновение и развитие сервитута обусловлено необходимостью устранения возможных противоречий между интересами собственников.
Пунктом 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) указано на то, что сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Сервитут может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен (статья 23 ЗК РФ).
Правила и порядок предоставления и установления сервитута содержатся в статьях 274 - 276 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях - и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3 статьи 274 ГК РФ).
Как указано выше, в целях дальнейшего оформления прав на законченные строительством и реконструкцией объекты аэродромной инфраструктуры истец неоднократно письмами от 21.08.2017 N 09803, от 20.12.2017 N 15121, от 27.12.2017 N 15415, от 28.04.2018 N 04496, от 29.10.2018 N 11354, от 20.12.2018 N 15121, от 14.01.2019 N 00189, от 19.08.2019 N 08795 обращался в адрес ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" и Минобороны России по вопросам предоставления обществу указанных земельных участков, в том числе путем установления сервитута, оформления права безвозмездного пользования, указанным адресатам были направлены подписанный истцом проект соглашения об установлении сервитута, копии заключений кадастрового инженера, подтверждающие расположение объектов федерального имущества на земельных участках, схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
По результатам рассмотрения направленных обращений в адрес истца поступили отказы ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" и Минобороны России от 22.09.2017 N 141/3/12-12455, от 16.11.2017 N 141/3/12-15013, от 26.01.2018 N 141/1777, от 02.04.2018 N 141/9304, от 21.05.2018 N 14987, от 05.12.2018 N 141/3/12-16701, от 01.02.2019 N 143/3/12-1095, от 06.06.2019 N 141/16529, от 20.09.2019 N 141/28776 от передачи земельных участков.
Письмом от 16.04.2020 N 03772 истец повторно обратился в адрес Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации по вопросу установления сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:37:071001:15.
Письмом министерства от 25.05.2020 N 141/15092 в удовлетворении обращения истца было отказано ввиду нецелесообразности передачи испрашиваемых земельных участков сторонним организациям.
Из материалов дела следует, что на основании приказов от 10.02.2015 N 229, от 21.10.2015 N 2484 между министерством и истцом заключены договоры безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером 23:37:0710001:15 от 17.02.2015 N 141/3/БСПЗ(К)-43 сроком на 5 (пять) месяцев и от 27.10.2015 N 141/3/БСПЗ(К)-356 сроком на 11 (одиннадцать) месяцев.
В судебном заседании представитель истца пояснил, что иск подан исключительно с целью ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на спорном земельном участке, поскольку считает, что договор безвозмездного пользования участком от 27.10.2015 является прекращенным по истечении его срока.
Согласно ст. 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. К договору безвозмездного пользования соответственно применяются правила, предусмотренные статьей 607, пунктом 1 и абзацем первым пункта 2 статьи 610, пунктами 1 и 3 статьи 615, пунктом 2 статьи 621, пунктами 1 и 3 статьи 623 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Согласно пункту 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. При этом каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца (статья 610 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Проанализировав письмо министерства от 25.05.2020 N 141/15092 (ответ министерства на предложение истца установить сервитут в отношении спорного земельного участка) суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что из содержания данного письма не следует, что министерство отказывается от договорных отношений.
Кроме того, договор безвозмездного пользования участком от 27.10.2015 действующий с учетом положений ст. 610 ГК РФ и п. 2 ст. 621 ГК РФ, сведения об отказе от продолжения договорных отношений в материалах дела отсутствуют.
Из вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что договор безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером 23:37:0710001:15 от 27.10.2015 N 141/3/БСПЗ(К)-356 считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок в силу п. 2 ст. 621 ГК РФ.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых не имеется, поскольку истец является правообладателем спорного земельного участка (на праве безвозмездного пользования).
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.04.2021 по делу N А32-41804/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-41804/2020
Истец: ФГУП "Администрация гражданских аэропортов аэродромов"
Ответчик: Министерство обороны РФ, ФГКУ "Северо-Кавказское территориальные управление имущественных отношений Министерства обороны РФ, Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
Третье лицо: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском краеи Республике Адыгея, МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, ОАО "Аэропорт Анапа", Федеральное агенство воздушного транспорта