г. Самара |
|
29 июня 2021 г. |
Дело N А55-24598/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корастелева В.А.,
судей Лихоманенко О.А., Назыровой Н.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гилевским А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального района Сергиевский Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 марта 2021 года по делу N А55-24598/2020 (судья Бойко С.А.),
по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального района Сергиевский Самарской области,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: индивидуальный предприниматель Железняков Артем Андреевич,
индивидуальный предприниматель Вахтангашвили Паата Гивиевич,
индивидуальный предприниматель Глава крестьянского фермерского хозяйства Гонт Алексей Александрович,
о признании незаконными решений и предписаний,
в судебное заседание явились:
от Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального района Сергиевский Самарской области - представитель Панин А.Е. (доверенность от 11.01.2021),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - представитель Беспалова А.А. (доверенность от 02.09.2020),
в судебное заседание представители иных лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального района Сергиевский Самарской области (далее - заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлениями о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Управление, административный орган) от 28.08.2020 N 11087-1/7 и предписания от 28.08.2020 N 063/10/18.1-684/2020; о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 28.08.2020 N 11087-1/7 и предписания от 28.08.2020 N 063/10/18.1-715/2020.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Комитет подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и вынести новый судебный акт, в котором заявленные требования Комитета удовлетворить.
Податель жалобы отмечает, что рассматривая спор суд не учел, что абз. 2 п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень вариантов использования земель сельскохозяйственного назначения, согласно которому гражданин может использовать земли сельскохозяйственного назначения исключительно для ведения личного подсобного хозяйства, максимальный размер которого на территории Самарской области не может превышать 2 гектара.
Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 17.03.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Комитета просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
На основании ст.ст. 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) поступили жалобы Железникова А.А. и Вахтангашвили П.Г. на действия комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального района Сергиевский Самарской области (далее - Комитет) при проведении Аукциона. Указанные жалобы приняты к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Согласно доводам указанных жалоб, Железникову А.А. и Вахтангашвили П.Г. неправомерно отказано в допуске к участию в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков, по основанию, связанному с тем, что заявки поданы лицами, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлены ограничения в приобретении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
По результатам рассмотрения указанных жалоб 28.08.2020 Комиссией Самарского УФАС России принято решение N 11081 -1/7 по жалобе Железникова А.А., решение N 11087-1/7 по жалобе Вахатангашвили П.Г., которыми указанные жалобы признаны обоснованными. В действиях Комитета установлено нарушение порядка проведения аукциона, установленного Земельным кодексом Российской Федерации.
На основании принятых решений антимонопольным органом выданы предписания от 28.08.2020 N 11088-1/7 и N 11085-1/7 о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, предусмотренное пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения Комитета в арбитражный суд с рассматриваемыми заявлениями.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Порядок подготовки и организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности установлен статьями 39.11, 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Из материалов дела и объяснений сторон следует, что 09.07.2020 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" -torgi.gov.ru было размещено извещение о проведении аукциона N 090720/0106379/01, Лот N 1.
Предметом аукциона по Лоту N 1 является земельный участок с кадастровым номером 63:31:0402001:33, площадью 900358,00 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, муниципальный район Сергиевский, сельское поселение Сергиевск.
Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
Организатором Аукциона выступил Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального района Сергиевский Самарской области.
Как следует из имеющихся материалов, на участие в аукционе по лоту N 1 было подано 5 заявок, в том числе от Железникова А.А. и Вахтангашвили П.Г.
10.08.2020 на сайте torgi.gov.ru был опубликован Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков.
В дальнейшем, как следует из протокола от 10.08.2020, по итогам рассмотрения заявок, Железникову А.А. и Вахтангашвили П.Г. было отказано в допуске к участию в указанном аукционе, поскольку заявки поданы лицами, в отношении которых законодательством
Судом первой инстанции верно отмечено, что в Российской Федерации установлены ограничения в приобретении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. В обоснование своей позиции Комитет ссылается на то, что требования Земельного кодекса Российской Федерации, а также нормы Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" (далее - Закон о земле) являются основанием для отказа в допуске гражданам к участию в аукционе, предметом которого является земельный участок, площадью более 2 гектар.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 8 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации заявитель не допускается к участию в аукционе в том числе в случаях, когда заявка на участие в аукционе подана лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду.
Согласно части 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства):
- крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огор одничеств о;
- хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;
- некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;
- казачьими обществами;
-опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;
- общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.
В соответствии со статьей 17 Закона о земле максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, составляет 2 гектара.
В силу части 1 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, а также аукционной документацией Организатора торгов для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:
1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);
3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
4) документы, подтверждающие внесение задатка.
Комитет ссылается на то, что заявки поданы от физических лиц Железникова А.А. и Вахтангашвили П.Г.; оплата задатка произведена также от физических лиц. Ни в заявке, ни в платежных документах на оплату задатка для участия в аукционе не указаны заявители как индивидуальные предприниматели или Главы КФХ. Кроме того, в заявках не указан ОГРНИП, по которому организатор торгов мог бы идентифицировать Железникова А.А. и Вахтангашвили П.Г. как индивидуального предпринимателя или Главу КФХ.
В составе заявок Железникова А.А. и Вахтангашвили П.Г. были представлены следующие документы: опись документов; заявка, заполненная по установленной форме; заверенная копия документа, удостоверяющего личность; платёжное поручение, подтверждающее оплату задатка.
Судом первой инстанции установлено, что Железников А.А. и Вахтангашвили П.Г. согласно сведениям из ЕГРИП, является предпринимателями без образования юридического лица, а Железников А.А. при этом - глава КФХ.
Подпунктом 3 пункта 8 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что основанием не допуска заявителя к участию в аукционе является, в том числе, подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду.
Вместе с тем, Земельный кодекс Российской Федерации не содержит норм, запрещающих физическим лицам приобретать права на земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования.
В соответствии с частью 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливающей особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности) граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Из указанного положения следует, что Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает граждан в участии в аукционах на право заключения договоров аренды земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
На стадии подачи заявки на участие в аукционе и признания победителем аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для осуществления предпринимательской деятельности, у гражданина нет обязанности приобретать и подтверждать статус индивидуального предпринимателя либо главы КФХ, поскольку возможность начала предпринимательской деятельности может быть связана именно с получением права аренды на такой земельный участок.
Кроме того, лицами, которые заинтересованы в получении земельного участка в собственность или в аренду для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, являются граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства, при этом законодателем не установлено требования к гражданину до подачи заявки на участие в торгах зарегистрироваться в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Указанная правовая позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.10.2017 N 310-КГ17-13810.
Суд первой инстанции верно посчитал необоснованными ссылки Комитета на ограничения площади земельного участка, установленные статьей 17 Закона о земле, поскольку данные ограничения касаются земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства. Однако в данном случае извещение о проведении аукциона такую цель предоставления земельного участка не содержит.
В обжалуемом решении правильно учтено, что формой заявки не предусмотрено указание сведений о лицах, являющимися индивидуальными предпринимателями, в том числе Главами КФХ, каких-либо ограничений о возможности участия в торгах исключительно крестьянско-фермерских хозяйств ни в извещении, ни в документации о торгах установлено не было.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы Комитета о правомерности отказа в допуске к участию в аукционе участникам Железникову А.А. и Вахтангашвили П.Г., поскольку в рассматриваемом случае они противоречат положениям статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам Комитета, указанные положения Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают право граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств в равной мере претендовать на предоставление земельного участка для деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Судом первой инстанции правомерно учтена аналогичная правоприменительная позиция, получившая отражение в Определении Верховного суда Российской Федерации от 26.02.2020 N 306-ЭС19-28410.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые решения и предписания Самарского УФАС России не противоречат закону, иным правовым актам, и согласно положениям ст. 201 АПК РФ правомерно отказал Комитету в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного выше суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Довод подателя жалобы о том, что суд не учел, что абз. 2 п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень вариантов использования земель сельскохозяйственного назначения, согласно которому гражданин может использовать земли сельскохозяйственного назначения исключительно для ведения личного подсобного хозяйства, максимальный размер которого на территории Самарской области не может превышать 2 гектара, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку он основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
Другие доводы подателя жалобы о том, что обжалуемое решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права и не соответствует фактическим обстоятельствам дела, не основан на имеющихся в нем доказательствах, которые объективно проанализированы судом, а результаты их оценки отражены в судебном акте. С выводами, сделанными судом нет оснований не соглашаться.
Иная оценка заявителем апелляционной жалобы установленных по делу фактических обстоятельств дела, не свидетельствует о принятии судом незаконного решения.
С учетом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 марта 2021 года по делу N А55-24598/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Корастелев |
Судьи |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-24598/2020
Истец: Комитет по управлению иуниципальным имуществом муниципального района Сергиевский Самарской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального района Сергиевский Самарской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, УФАС по Самарской области
Третье лицо: ИП Вахтангашвили Паата Гивиевич, ИП Глава крестьянского фермерского хозяйства Гонт А.А., ИП Глава КФХ Гонт Алексей Александрович, ИП Железняков А.А.