г. Пермь |
|
30 июня 2021 г. |
Дело N А60-62665/2020 |
Резолютивная часть постановления оглашена 23 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июня 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова В.В.,
судей Гуляевой Е.И., Поляковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Залябан Е.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы": Марьюсик С.В., паспорт, доверенность 10.08.2020, диплом;
от заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области: не явились,
от третьего лица - Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, дело N А60-62665/2020
по заявлению публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979)
к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области,
третье лицо: Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу,
о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество фирма "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (далее - заявитель, общество, ПАО "ФСК ЕЭС") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) об отказе в предоставлении обществу лесного (земельного) участка с кадастровым номером 66:16:0000000:129, общей площадью 0,0123 га, в аренду без проведения аукциона, изложенного в письме от 20.11.2020 N 12-01-82/21238; возложении на Министерство обязанности заключить с ПАО "ФСК ЕЭС" договор аренды лесного (земельного) участка с кадастровым номером 66:16:0000000:129, общей площадью 0,0123 га, без проведения аукциона на основании заявления ПАО "ФСК ЕЭС" от 17.09.2020 N М4/П1/1/1793.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03.03.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области обжаловало решение суда первой инстанции в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заинтересованное лицо, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит решение суда отменить полностью, в удовлетворении заявления ПАО "ФСК ЕЭС" отказать. В обоснование жалобы ее заявитель указывает, что в настоящее время законодателем определено, что юридические лица, имеющие на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления линейные объекты, зарегистрированные до 01.09.2018, должны оформить права на земельный участок под линиями на праве публичного сервитута или аренды в срок до 01.01.2022; предоставление земельных участков в целях размещения линейных объектов осуществляется в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории независимо от принадлежности таких земельных участков к той или иной категории земель. Отмечает, что согласно пункту 2 части 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов путем подачи в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка (в порядке статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации) в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". Таким образом, как указывает заявитель жалобы, до подачи заявления о предоставлении лесного участка в аренду необходимо подготовить и утвердить проект межевания территории (в соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации), затем в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в области лесных отношений направляется заявление о предварительном согласовании земельного (лесного) участка (в соответствии со статьями 39.14 и 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации), проведение соответствующих кадастровых работ и кадастрового учета (пункты 4, 5 части 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации). Отмечает, что в проекте межевания территории согласно пункту 4 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации указывается информация о целевом назначении лесов, виде (видах) разрешенного использования лесного участка, количественных и качественных характеристиках лесного участка, сведения о нахождении лесного участка в границах особо защитных участков лесов (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков). С учетом изложенного, по мнению заявителя жалобы, судом неверно применены нормы земельного, лесного и градостроительного законодательства, регулирующие порядок оформления прав на лесные участки занятые линейными объектами.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2021 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству на 26.05.2021.
От ПАО "ФСК ЕЭС" в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено несогласие с содержащимися в апелляционной жалобе доводами; общество просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства без удовлетворения.
В судебном заседании, состоявшемся 26.05.2021, представитель ПАО "ФСК ЕЭС" возражал против удовлетворения жалобы и просил решение суда оставить без изменения.
Определением от 26.05.2021 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу. Дело к судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции назначено на 23.06.2021.
От Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу отзыв на заявление общества в материалы дела не поступил.
Определением от 23.06.2021 в порядке пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сформирован состав суда: председательствующий Семенов В.В., судьи Гуляева Е.И., Полякова М.А. Рассмотрение дела начато с самого начала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Апелляционный суд, рассмотрев заявленные требования, исследовав материалы дела, установил следующее.
ПАО "ФСК ЕЭС" на праве собственности принадлежит линия электропередачи (далее - ВЛ) 10 кВ Емелино-ПС Лазоревая, о чем в ЕГРП сделана запись о регистрации права N 66:66-15/007/2009-014 от 05.02.2009, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Линия электропередачи введена в эксплуатацию в 2008 году.
Опоры 10 кВ Емелино-ПС Лазоревая размещены на принадлежащем Российской Федерации земельном участке с кадастровым номером 66:16:0000000:129, общей площадью 0,0123 га, с разрешенным использованием: для ведения лесного хозяйства; категория земель: земли лесного фонда.
ПАО "ФСК ЕЭС" обратилось в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области с заявлением от 17.09.2020 N М4/П1/1/1793 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 66:16:0000000:129, общей площадью 0,0123 га без проведения аукциона.
Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области письмом от 20.11.2020 N 12-01-82/21238 отказало заявителю в заключении договора аренды испрашиваемого участка.
Отказ мотивирован необходимостью осуществить проектирование испрашиваемого участка - разработать проект межевания территории (статья 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и осуществить предварительное согласование предоставления испрашиваемого участка в порядке статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
Посчитав данное решение Министерства незаконным и нарушающим его права и законные интересы, общество "ФСК ЕЭС" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
В частности без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях предусмотренных статьями 36, 38.1, 43 - 45 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 73.1 ЛК РФ).
Согласно частям 1-3 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов. Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Поскольку заявитель является собственником линейного объекта, который введен эксплуатацию в 2008 году, регистрация права собственности произведена 05.02.2009, после этой даты строительство либо реконструкция ВЛ не производились, ПАО "ФСК ЕЭС" имеет право на предоставление испрашиваемого участка в аренду без проведения аукциона.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусматривает процедуру предварительного согласования предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (пункт 1 статьи 39.14 ЗК РФ).
Статья 39.16 ЗК РФ содержит императивные основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ) статья 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 2.1, в соответствии с которым образование лесных участков в целях размещения линейных объектов осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории.
Также Законом N 342-ФЗ внесены изменения в часть 1 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми при проектировании лесных участков в целях размещения линейных объектов подготовка проектной документации лесных участков не требуется.
Статьей 4.7 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (ред. от 04.02.2021) "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется. Площадь такого лесного участка определяется в соответствии с правилами пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (ч.1). Если лесной участок, указанный в части 1 настоящей статьи, подлежит образованию из состава земель лесного фонда, в решении о предварительном согласовании его предоставления категория земель указывается исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании объекта недвижимого имущества, который расположен на таком лесном участке, а также с учетом документов территориального планирования, документации по планировке территории. При этом принятие решения о переводе лесного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не требуется (ч. 2).
При этом на основании пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отказ в согласовании схемы допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с частью 20 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, - в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования. В уведомлении об отказе в согласовании схемы должны быть указаны основания для такого отказа.
В письме Рослесхоза от 06.09.2017 N АВ-03-54/12668 разъяснено, что образование части лесного участка влечет ограничение права (например, права аренды лесного участка при многоцелевом использовании лесов) или обременение такого лесного участка и не является образованием нового объекта недвижимости. Требования, предусмотренные статьей 11.2 Земельного кодекса, в части согласования образования земельных участков землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков при образовании частей лесного участка не применяются. Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации). Допускается осуществление государственного кадастрового учета части лесного участка в составе земель лесного фонда в целях предоставления ее в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их составной частью, без одновременной государственной регистрации обременения лесного участка. Государственная регистрация обременения лесного участка в указанных случаях осуществляется в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о регистрации.
Учитывая, что испрашиваемый земельный (лесной) участок, необходимый для дальнейшей эксплуатации линейного объекта сформирован и поставлен на кадастровый учет, опоры линейного объекта размещены на земельном участке с кадастровым номером 66:16:0000000:129, общей площадью 0,123 га, достоверность данных государственного кадастра недвижимости заинтересованным лицом не оспаривается, при этом нормы статей 70.1 ЛК РФ и пункта 2.1 статьи 11.3 ЗК РФ не регулируют вопросы предоставления земельных участков, уже образованных в целях эксплуатации линейных объектов, следует признать оспариваемый заявителем отказ Министерства, изложенный в письме от 20.11.2020 N 12-01-82/21238, незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя.
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд возлагает на заинтересованное лицо обязанность заключить с ПАО "ФСК ЕЭС" договор аренды земельного (лесного) участка.
При отмеченных обстоятельствах решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.03.2021 подлежит отмене на основании части 4 статьи 270 АПК РФ.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению возлагаются на заинтересованное лицо.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 марта 2021 года по делу N А60-62665/2020 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать решение Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области об отказе в предоставлении ПАО "ФСК ЕЭС" лесного (земельного) участка с кадастровыми номером 66:16:0000000:129 общей площадью 0,0123 га в аренду без проведения аукциона, изложенное в письме от 20.11.2020 N 12-01-82/21238, незаконным.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области заключить с ПАО "ФСК ЕЭС" договор аренды лесного (земельного) участка с кадастровыми номером 66:16:0000000:129 общей площадью 0,0123 га в аренду без проведения аукциона на основании заявления ПАО "ФСК ЕЭС" от 17.09.2020 N М4/П1/1/1793.
Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (ИНН 6661089658, ОГРН 1026605251287) в пользу публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (ИНН 4716016979, ОГРН 1024701893336) в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины 3 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.В. Семенов |
Судьи |
Е.И. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-62665/2020
Истец: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПО УРАЛЬСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ