г.Москва |
|
01 июля 2021 г. |
Дело N А40-202508/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гончарова В.Я.,
судей Гармаева Б.П., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козиным О.О.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ДГИ Москвы
на Решение Арбитражного суда города Москвы от 15.05.2021 по делу N А40-202508/20,
по иску ООО "УК "ОРИОН" (ИНН 7701983680)
к ДГИ Москвы (ИНН 7705031674)
третье лица: ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЗАО"
о взыскании задолженности.
При участии в судебном заседании:
от истца: Гуркина П.В. по доверенности от 01.01.2021 N 2,
от ответчика: Яшкин А.В. по доверенности от 10.12.2020 N 33-Д-1253/20,
от третьего лица: не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Решением суда от 15.05.2021 присуждена к взысканию с ответчика, за счет казны города Москвы в пользу истца, задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, в размере 16.607.150,80 рублей, компенсация расходов по оплате государственной пошлины в сумме 106.036,00 рублей.
При этом суд первой инстанции исходил из наличия оснований для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой в которой просил отменить решение суда, в связи с неполным выяснением имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием выводов суда изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, считает, что является ненадлежащим ответчиком.
Отзыва на апелляционную жалобу в порядке ст.262 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) не поступало.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило, ходатайств об отложении судебного разбирательства от него не поступало, в связи с этим, при отсутствии возражений со стороны представителей истца, ответчика, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.123,156,266 АПК РФ, рассмотрел дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, приняв по делу новый судебный акт.
Представитель истца поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "Управляющая Компания "Орион" (Истец) является управляющей компанией жилого дома по адресу: г. Москва, ул. Мосфильмовская, д.53 по результатам открытого конкурса, проведенного Управой района Раменки 30.12.2014.
Пунктом 9 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией на единых условиях.
В рамках реализации Инвестиционного контракта от 18.01.2005, зарегистрированного в Едином реестре контрактов и торгов города Москвы 27.10.2005 N 13-084518-5701-0081-0000105 в редакции дополнительных соглашений от 06.07.2007 N 1, от 27.09.2012 г. N 2 на строительство квартала 5-6, Мичуринский проспект, район Раменки (ЗАО) (Инвестиционный контракт) было осуществлено строительство и ввод в эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Мосфильмовская, д.53 (корп.21-22,квартал 5-6) (Объект).
В соответствии с п.5.1.9. Инвестиционного контракта от 18.01.2005 (реестровый N 13084518-5701-0081-00001-05) в редакции дополнительных соглашений от 06.07.2007 N 1, от 27.09.2012 N 2 в части строительства и распределения жилой площади в доме-новостройке по адресу: г. Москва, ул. Мосфильмовская, д. 53 (строительный адрес: г. Москва, ЗАО Раменки, Мичуринский просп., квартал 5-6, корп.21 -22) и Протоколом предварительного распределения общей жилой площади в объекте по адресу: г. Москва, район Раменки, Мичуринский проспект, квартал 5-6, корпус 21-22 от 29.11.2013 Правительство Москвы обязано в объёме, пропорциональном долям распределения площадей объекта, указанным в п.3.1 Контракта, а также с учётом протоколов поквартирного распределения жилой площади нести расходы по содержанию и техническому обеспечению (в т.ч. коммунальные услуги, охрана) жилых помещений объекта и общего имущества в соответствии с действующими правовыми актами с момента ввода объекта в эксплуатацию и подписания технической "Ключевой справки". (Разрешения на ввод объектов в эксплуатацию N RU 77183000-005792 от 30.06.2014).
На момент ввода объекта в эксплуатацию между сторонами Инвестиционного контракта 27.09.2012 было подписано Дополнительное соглашение N 2, в котором определен Порядок распределения площади квартир,
нежилых помещений, машиномест в соответствующих объектах на территории реализации проекта застройки кв.5 -6 по Мичуринскому проспекту района Раменки.
В приложении N 2 к Дополнительному соглашению N 2 от 27.09.2012 указан размер площади, передаваемой в соответствии с Инвестиционным контрактом.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 20.11.2014 N 683 -ГШ "О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) города Москвы и п. 1 и п. 6.5 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы Департамент городского имущества города Москвы (Ответчик) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, в том числе жилыми помещениями, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, а также выполняет функции главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы по источникам, закрепляемым в соответствии с возложенными полномочиями согласно Положению.
В связи с этим, 12.02.2015 Истец направил письмо в адрес Ответчика по вопросу заключения договора на управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Москва, Мосфильмовская, д.53. Ответчик отказал в подписании договора на управление.
Учитывая, что регистрация права собственности носит заявительный характер, и Ответчик не принял мер к регистрации права собственности в установленном законом порядке, он не освобождается от оплаты за жилищно-коммунальные услуги
На основании п.1, 3 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
С 01 января 2015 года Истец осуществляет управление и техническое обслуживание указанных жилых домов. Сумма расходов, понесенных Истцом за содержание, текущий ремонт общего имущества жилого многоквартирного дома по вышеуказанному объекту и услугу отопление определена на основании: конкурсной документации открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами; Постановления Правительства Москвы от 26.11.2013 г. N 748-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2014 год"; Постановления Правительства Москвы 19.05.2015 г. N 280-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения"; Постановления Правительства Москвы 13.12.2016 г. N 848-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения".
ООО "УК "Орион" заявлено требование о взыскании с Департамента городского имущества города Москвы о взыскании задолженности в общем размере 16 607 150 руб. 80 коп., в том числе: по оплате жилищно- коммунальных услуг, оказанных в отношении жилых помещений многоквартирного дома за период с 01.04.2018 по 30.06.2020 в размере 12 628 267 (Двенадцать миллионов шестьсот двадцать восемь тысяч двести шестьдесят семь) рубля 94 копейки; в отношении нежилых помещений многоквартирного дома за период с 18.09.2017 по 30.06.2020 в размере 1 064 832 (Один миллион шестьдесят четыре тысячи восемьсот тридцать два) рубля 31 копейка; в отношении машиномест многоквартирного дома за период с 18.09.2017 по 30.06.2020 в размере 2 914 050 (Два миллиона девятьсот четырнадцать тысяч пятьдесят) рублей 55 копеек.
Таким образом, за Ответчиком образовалась задолженность по оплате предоставленных услуг в размере 16 607 150 (шестнадцать миллионов шестьсот семь тысяч сто пятьдесят) рублей 80 копеек.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, полно, детально, подробно, достоверно описав представленные в материалы дела доказательства, верно оценил в порядке ст.71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применив нормы материального, процессуального права сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела, принял по делу правомерный и обоснованный судебный акт, досконально описав необходимые обстоятельства дела, согласно которым сделал правильные выводы.
Согласно ч.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие, несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами и внутри помещений и обслуживающие более одного помещения.
На основании статьи 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
На основании ч.1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу п. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление, которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Из норм действующего законодательства усматривается, что для собственников не предусмотрено никаких различий или исключений (ст. 154, ст. 159 ЖК РФ).
Причем если управление домом возложено на управляющую организацию, то собственники помещений должны вносить плату этой организации. Данная императивная норма содержится в п. 7 ст. 155 ЖК РФ, и ее действие не зависит от наличия или отсутствия договора между управляющей организацией и конкретным собственником.
Частью 1 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии со ст. 294 ГК РФ, государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Право хозяйственного ведения как вещное право не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
В силу ст. 210, 249, 294 ГК РФ, ст. 36, 37, 39 ЖК РФ в издержках по содержанию общего имущества обязаны участвовать как собственники квартир, так и законные владельцы жилых и нежилых помещений вне зависимости от фактического использования общего имущества.
Из содержания положений ст.294 ГК РФ следует, что государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых Кодексом. Таким образом, при передаче имущества на праве хозяйственного ведения обязанность по содержанию имущества в силу закона возлагается на лицо, ставшее субъектом соответствующего ограниченного вещного права.
В соответствии с п. 24 "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), Обязательство собственника помещения в здании по оплате расходов по содержанию и ремонту общего имущества возникает в силу закона и не обусловлено наличием договорных отношений и заключением государственного (муниципального) контракта. По другому делу судами было удовлетворено требование о взыскании платы за проведение капитального ремонта фасада нежилого здания с органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому на праве собственности принадлежало помещение в нем. Суды, руководствуясь положениями статей 210,249 ГК РФ, а также применив по аналогии нормы статей 36, 153, 158 ЖК РФ, пришли к выводу, что обязанность собственника участвовать соразмерно своей доле в издержках по содержанию, ремонту и сохранению общего имущества нежилого здания также прямо предусмотрена законом и не может быть обусловлена наличием или отсутствием договорных отношений.
Таким образом, при передаче имущества на праве хозяйственного ведения обязанность по содержанию имущества в силу закона возлагается на лицо, ставшее субъектом соответствующего ограниченного вещного права, а поэтому является обоснованным требование о взыскании с ответчика расходов по оплате услуг предусмотрена действующим законодательством: ст. 210, 249 ГК РФ, а также ст. 36, 153, 158 ЖК РФ.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требовании - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Суд первой инстанции достоверно установил, что Департамент в настоящем случае является надлежащим ответчиком в связи с осуществлением полномочий собственника в отношении имущества города и, являясь надлежащим представителем города Москвы, представляет не интересы собственно Департамента, а интересы субъекта Российской Федерации.
При этом, поскольку ответчик не представил доказательства передачи доли города Москвы во владение иным лицам или органам власти, требование о взыскании основной задолженности в истребованном размере обоснованно удовлетворено.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч.1 ст.65, ч.2 ст.9 АПК РФ).
При таких обстоятельствах принятое по настоящему делу судебное решение является законным, обоснованным и мотивированным.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч.4 ст.270 АПК РФ, не допущено.
Понесенные истцом расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при обращении в суд с иском, правомерно взысканы с ответчика в порядке ч.1 ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15.05.2021 по делу N А40-202508/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я. Гончаров |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-202508/2020
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ОРИОН"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: Арбитражный суд г. Москвы, ЗАО ГКУ "Дирекция ЖКХиБ "