город Омск |
|
02 июля 2021 г. |
Дело N А70-3662/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Омаровой Б.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5526/2021) Главного управления строительства Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.04.2021 по делу N А70-3662/2021 (судья Коряковцева О.В.), принятое заявление Управления государственного строительного надзора по Тюменской области Главного управления строительства Тюменской области (ИНН 7202137988, ОГРН 1057200732907) к обществу с ограниченной ответственностью "Жилье-2012" (ИНН 7204027194, ОГРН 1037200563124) о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании протокола об административном правонарушении от 25.02.2021,
при участии в судебном заседании представителя Главного управления строительства Тюменской области посредством системы веб-конференции Бакимбаева Н.К. по доверенности от 10.03.2021 N 7/21;
УСТАНОВИЛ:
Управление государственного строительного надзора по Тюменской области Главного управления строительства Тюменской области (далее - заявитель, Управление, управление Госстройнадзора, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЖИЛЬЕ-2012" (далее - ООО "Жилье-2012", общество) о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на основании протокола об административном правонарушении от 25.02.2021.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 12.04.2021 по делу N А70-3662/2021 ООО "Жилье-2012" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на непредставление обществом подтверждения устранения замечаний, в связи с чем административный орган не мог оценить факт исполнения предписания в установленный в нем срок.
Кроме того, податель жалобы, ссылаясь на положения части 2 статьи 4.1.1. КоАП РФ, указал на отсутствие предусмотренных законом оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.
ООО "Жилье-2012" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, указав на истечение на момент рассмотрения апелляционной жалобы срока давности привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы.
ООО "Жилье-2012", надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя Управления, установил следующие обстоятельства.
В адрес управления Госстройнадзора 25.10.2017 ООО "Жилье-2012" направлено извещение о начале реконструкции объекта капитального строительства "Реконструкция нежилого строения под гостиничный комплекс с магазином самообслуживания по адресу: Тюменская область, г. Ялуторовск, ул. Ворошилова, 41, стр.5", расположенного по адресу: Тюменская область, г. Ялуторовск, ул. Ворошилова, 41, стр. 5.
Администрацией города Ялуторовска обществу выдано разрешение на реконструкцию объекта от 10.12.2016 N 72-305-021-2016 сроком действия до 01.07.2021.
Согласно договору аренды земельного участка от 02.07.2018 N 3752-А ООО "Жилье-2012" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 72:26:0306002:403.
18.06.2020 в адрес Управления направлено извещение об окончании реконструкции Объекта, на основании которого с 30.06.2020 по 28.07.2020 проведена проверка выполнения работ и применения материалов в процессе строительства, а также результатов таких работ на соответствие проектной документации, требованиям энергетической эффективности и оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Результаты проверки оформлены актом, обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 28.07.2020 N 833тя (включает 20 пунктов) со сроком выполнения до 11.01.2021.
По окончании срока выполнения предписания, на основании приказа Управления от 29.12.2020 N 2118-к с 12.01.2021 по 08.02.2021 проведена проверка устранения нарушений по предписанию от 28.07.2020 N 833тя, в ходе которой установлено, что обществом не исполнено 19 из 20 пунктов предписания, а именно:
- крыльца, лестницы выходов не облицованы напольной плиткой (п.1);
- не в полном объёме выполнены работы по ограждению крылец высотой 900 мм. (п.2);
- отсутствует оконный проём на 1 этаже в осях 1/Г-А, 1-12/Г (п.3);
- отсутствует дверной проем на 1 этаже в осях 11/Б-В (п.4);
- в нарушение проектной документации входные двери выполнены не остекленные из ПВХ-профиля (п.5);
- отсутствует разметка парковочных мест (п.6);
- отсутствует облицовка колонн Knauf-суперлистами 2х12,5 (гипсоволокнистый лист по ГОСТ Р 51829) (п.8);
- расположение лестниц для выхода на кровлю не соответствует проектному решению (п.9);
- расположение стоек стропильной фермы не соответствует проектному решению (п.10);
- на радиаторах отсутствуют терморегуляторы RA-N с термостатическим элементов радиаторного терморегулятора с температурным датчиком RA 2990 фирмы Dantoss (п.11);
- в тамбуре на первом этаже отсутствуют тепловые завесы фирмы "Тепломаш" (п.12);
- отсутствует вентиляция канализационных стояков (п.13);
- при пересечении перекрытий на канализационных полипропиленовых трубах отсутствуют противопожарные муфты диаметром 50-110 мм. (п.14);
- отсутствует пожарный гидрант в точке подключения водовода с кольцевой сетью (п.15);
- отсутствуют шаровые краны для выпуска воздуха фирмы Broen в верхних точках трубопровода (п.16);
- не в полном объёме выполнены работы по огнезащите металлоконструкций, закладных и соединительных элементов (п.17);
- не выполнены работы по огнебиозащитной обработке деревянных конструкций кровли (п.18);
- не представлены справки о выполнении технических условий по канализованию, водоснабжению, газоснабжению, электрическим сетям (п.19);
- не представлена исполнительная документация на устройство каркаса здания и кровли, системы: водоснабжения, канализования, теплоснабжения, вентиляции (п.20).
Результаты проверки оформлены актом от 08.02.2021 N 130тя.
Неустранение нарушений по предписанию от 28.07.2020 N 833тя послужило основанием для составления уполномоченным должностным лицом в отношении общества протокола об административном правонарушении от 25.02.2021 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Протокол составлен в отсутствие законного представителя Общества - директора Савинова Д.З., надлежащим образом извещённого о его составлении.
В соответствии с частью 1 статьи 28.8 КоАП РФ материалы административного дела и соответствующее заявление направлены Управлением в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
12.04.2021 Арбитражный судТюменской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрено, что невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).
Объективная сторона предусматривает невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 52 ГрК РФ).
Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Порядок осуществления государственного строительного надзора, в силу части 8 статьи 54 ГрК РФ, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, согласно пункту 5 которого государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора.
Если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, то органом государственного строительного надзора в рамках государственного строительного надзора осуществляется государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ, государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль).
В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Частью 6 статьи 54 ГрК РФ установлено, что по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
В соответствии с частью 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что общество является лицом, осуществляющим реконструкцию объекта капитального строительства "Реконструкция нежилого строения под гостиничный комплекс с магазином самообслуживания по адресу: Тюменская область, г. Ялуторовск, ул. Ворошилова, 41, стр.5", расположенного по адресу: Тюменская область, г. Ялуторовск, ул. Ворошилова, 41, стр. 5., на основании разрешения на реконструкцию объекта от 10.12.2016 N 72-305-021-2016 сроком действия до 01.07.2021.
Обществу выдано предписание от 28.07.2020 N 833тя с требованием в срок до 11.01.2021 устранить выявленные нарушения.
Оценив в соответствии со статьями 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела документы, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае обществом не выполнены только пункт 2 предписания (не в полном объёме выполнены работы по ограждению крылец высотой 900 мм).
Согласно пояснениям Управления, объект коптильного строительства имеет 6 крылец, на 4 крыльцах имелось ограждение, на 2 крыльцах отсутствовало, что также подтверждено фотоматериалом от 25.01.2021.
Относительно пункта 6 предписания (отсутствует разметка парковочных мест) судом первой инстанции верно отмечено, что во время проведения проверки предписания от 28.07.2020 N 833тя на земле лежал снег, соответственно, проверяющий инспектор фактически не мог видеть наличие либо отсутствие указанной разметки.
Остальные пункты предписания от 28.07.2020 обществом исполнены.
Так, по пунктам 1, 3, 4, 13, 12 предписания внесены следующие изменения в проектную документацию:
- входные группы исключили из проекта;
- отделка полов приведена в соответствие с построенными полами;
- застройщик убрал оконный проём на 1 этаже в осях 1/Г-А, 1-12/Г и дверной проем на 1 этаже в осях 11/Б-В;
- вентиляция стояков выполнена путем установки воздушного клапана;
- планы приведены в соответствие с фактически построенными.
Данные изменения получили подтверждение соответствия изменений от 11.12.2019 П-028440.
По пунктам 1, 5, 8, 9, 10, 11, 16 предписания также внесены изменения в проектную документацию:
- входные двери в здание заменены на металлические, утепленные;
* внесены изменения в отделку крылец;
* убрана облицовка колонн Knauf-суперлистами 2х12,5;
* откорректировано расположение лестниц для входа на кровлю и расположение стоек для стропильной фермы;
* исключены из проекта терморегуляторы RA-N с термостатическим элементом радиаторного терморегулятора с температурным датчиком RA2990 фирмы DANFOSS.
По пунктам 14, 15, 17, и 18 предписания общество получило положительное заключение экспертной оценки проектной документации от 26.06.2019 N 77-2-1-6-0004-19, из которого следует, что проектная документация: раздел 9 проектной документации "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. Корректировка" на спорный объект "Реконструкция нежилого строения под гостиничный комплекс с магазином самообслуживания" по адресу: Тюменская область, г. Ялуторовск, ул. Ворошилова, 41, стр. 5, разработана в объёме задания на проектирование, проектные решения выполнены в соответствии с требованиями технических регламентов (строительных норм и правил), требований к содержанию разделов проектной документации, предусмотренных частью 13 статьи 48 ГрК РФ.
По пункту 19 предписания обществом представлены справки о выполнении технических условий:
- акт о готовности сетей газопотребления от 02.08.2018;
- справка от 30.07.2018 N 851 о выполнении техусловий по водопроводу и канализационному выгребу;
- акт о выполнении техусловий от 11.11.2016 на присоединение к электрическим сетям.
По пункту 20 предписания обществом представлена исполнительная съёмка, техническое заключение, сертификаты.
Таким образом, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, заключается в невыполнении обществом одного пункта предписания. Данное обстоятельство Управлением не оспорено и не опровергнуто.
Судом первой инстанции при принятии решения правильно установлено событие и вина общества во вменяемом правонарушении, а также наличие всех необходимых оснований для привлечения общества к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Вместе с тем при назначении обществу административного наказания, суд первой инстанции в соответствии с позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, о мерах административной ответственности, положений части 1 статьи 3.1, части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, почитал необходимым подвергнуть ООО "Жильё-2012" административному наказанию в виде предупреждения.
Однако в настоящем случае административное наказание, предусмотренное частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, не подлежит замене на предупреждение в силу прямого указания на это в части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что на момент рассмотрения апелляционной жалобы срок давности привлечения к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ истек, с учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.04.2021 по делу N А70-3662/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-3662/2021
Истец: Управление государственного строительного надзора по Тюменской области Главного управления строительства Тюменской области
Ответчик: ООО "ЖИЛЬЕ-2012"