г. Самара |
|
30 июня 2021 г. |
Дело N А72-12469/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июня 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Буртасовой О.И.,
судей Барковской О.В., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола Боня Л.А.,
от истца - представитель Тойматова О.Б. по доверенности от 03.08.2020,
от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом,
от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 июня 2021 года в зале N 3 апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Романовской Марии Юрьевны на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 марта 2021 года по делу NА72-12469/2020 (судья Черланова Е.С.)
по иску Общества с ограниченной ответственностью "УК Экостандарт" (ОГРН 1137328003955, ИНН 7328073933) к Индивидуальному предпринимателю Романовской Марии Юрьевне (ОГРН 304732814600143, ИНН732800793784) третьи лица: Министерство экономического развития и промышленности Ульяновской области Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, о взыскании 48 647 руб. 16 коп.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "УК Экостандарт" (далее - истец), обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Индивидуальному предпринимателю Романовской Марии Юрьевне (далее - ответчик0, о взыскании задолженности за услуги по вывозу твердых коммунальных отходов за период с 01.01.2019 по 30.06.2020 в размере 47 716 руб. 34 коп., неустойки за период с 21.01.2020 по 10.08.2020 в размере 2 755 руб. 39 коп., с 11.08.2020 неустойки по день фактической оплаты основного долга в размере 1/130 ключевой ставки Банка России 4,25 %, действовавшей на день предъявления требования, за каждый день просрочки. Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 09.10.2020 исковое заявление принято в порядке упрощенного производства.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 02.11.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определениями от 02.12.2020, от 22.12.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство экономического развития и промышленности Ульяновской области, Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.01.2021 удовлетворено ходатайство истца об уточнении исковых требований, согласно которому истец просит взыскать с ответчика основной долг за период с 01.01.2019 по 30.06.2020 в размере 47 716 руб. 34 коп., неустойку за период с 21.01.2020 по 05.04.2020 в размере 930 руб. 82 коп., неустойку с 02.01.2021 по день фактической оплаты основного долга в размере 1/130 ключевой ставки Банка России 4,25 %, за каждый день просрочки.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29 марта 2021 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, отказать в удовлетворении исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку суд первой инстанции не учел, что ответчиком предоставлены доказательства того, что на основании ее заявления от 23.03.2020 в реестр (мест) накопления ТКО, расположенных на территории города Ульяновска, была внесена контейнерная площадка по адресу: город Ульяновск, Заволжский район, проспект Туполева, у дома N 14А, с географическими координатами 54.371264, 48.575257. В марте 2020 ею был приобретен контейнер и установлен на данную контейнерную площадку. Поскольку с 01.04.2020 у нее имелся собственный контейнер, то с 01.04.2020 расчет объема оказанных услуг следует производить исходя из количества и объема вывезенных контейнеров. Также указывает, что ИП Романовская М.Ю. использует нежилые помещения для продажи очков, контактных линз, солнцезащитных очков за наличный и безналичный расчет, и оказания сопутствующих этому услуг. Согласно "Паспорту опасных отходов I-IV класса опасности" образуемые от деятельности ИП Романовской М.А. твердые коммунальные отходы относятся к "мусору от офисных и бытовых помещений организаций". Обращает внимание на то, что в настоящее время в производстве Арбитражного суда Ульяновской области находится дело N А72-15072/2020 об урегулировании разногласий при заключении договора в части внесения изменений в Приложение N 2. Выражает несогласие с выводами суда о том, что в поскольку в спорный период с 01.01.2019 по 30.06.2020 на территории Ульяновской области отсутствовало нормативное регулирование порядка раздельного накопления сортированных ТКО, расчет объема оказанных региональным оператором услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в указанный период может осуществляться только с применением норматива накопления ТКО.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба принята к производству определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2021.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.llaas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке норм части 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Из материалов дела усматривается, что Общество с ограниченной ответственностью "УК Экостандарт" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ульяновской области (зона деятельности N 3 - Заволжский район г.Ульяновска, Чердаклинский район и Старомайнский район Ульяновской области) на основании протокола конкурсного отбора от 04.05.2018 N 2.
14.04.2018 между Министерством промышленности, строительства, жилищнокоммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Обществом с ограниченной ответственностью "УК Экостандарт" заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ульяновской области (зона деятельности N 3).
Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области 20.11.2018 N 06-209 утверждены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора ООО "УК Экостандарт" на период с 01.01.2019 по 31.12.2019. Тариф для потребителей (кроме населения) установлен в размере 439,46 руб./куб.м. без учета НДС.
Приказом Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области 07.05.2019 N 06-85 внесены изменения в Приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области 20.11.2018 N 06-209, тариф на услугу регионального оператора ООО "УК Экостандарт" на период с 01.06.2019 по 31.12.2019 для потребителей (кроме населения) установлен в размере 423,25 руб./куб.м. без учета НДС.
Приказом Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 19.12.2019 N 06-429 единый тариф на услуги регионального оператора с 01.01.2020 по 31.12.2020 установлен в размере 469,57 руб./куб.м. (без учета НДС) /том 1, л.д. 69-72/. Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29.06.2017 N 06-77 (с изменениями от 15.05.2018, от 30.04.2019, от 11.07.2019) утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области /том 2, л.д. 14-16/.
Индивидуальный предприниматель Романовская Мария Юрьевна осуществляет деятельность по розничной торговле очками, включая сборку и ремонт очков в специализированных магазинах (ОКВЭД2 47.78.2).
Романовская Мария Юрьевна имеется в собственности нежилые помещения по адресу: г.Ульяновск, проспект Ленинского Комсомола, д. 53 и проспект Генерала Тюленева, д. 16, расположенные в многоквартирных домах /том 3, л.д. 112-114/. В указанных нежилых помещениях размещаются магазины "Оптика".
Объекты ИП Романовской М.Ю. располагаются в зоне деятельности регионального оператора ООО "УК Экостандарт" в Заволжском районе города Ульяновска.
В газете "Ульяновск сегодня" N 123 (1850) от 14.12.2018 /том 1, л.д. 66-67/, а также на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: htpp://eko-standart.ru, ООО "УК Экостандарт" разместило адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Текст типового договора, размещенного на сайте ООО "УК Экостандарт" по адресу: htpp://eko-standart.ru, приобщен к материалам дела /том 2 на л.д. 8-13/.
ИП Романовская М.Ю. в установленные сроки не направила ООО "УК Экостандарт" заявку в письменной форме о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Следовательно, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между ООО "УК Экостандарт" и ИП Романовской М.Ю. действует на условиях типового договора и вступил в силу 14.01.2019.
При этом, в силу пункта 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступила у ИП Романовской М.Ю. с 01 января 2019 года.
24.01.2020 ООО "УК Экостандарт" направило ИП Романовской М.Ю. проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей N 1768 от 25.11.2019 /том 1, л.д. 73-78/.
Проект договора составлен региональным оператором в соответствии с формой типового договора, опубликованного на сайте в сети Интернет по адресу: htpp://ekostandart.ru, с дополнением проекта сведениями об объектах ИП Романовской М.Ю.
06.02.2020 ИП Романовская М.Ю. направила в адрес ООО "УК Экостандарт" претензию с предложением изложить некоторые пункты договора в иной редакции. Письмом от 13.02.2020 ООО "УК Экостандарт" направило ИП Романовской М.Ю. протокол согласования разногласий.
Разногласия по договору между сторонами по проекту договора N 1768 от 25.11.2019 не были урегулированы.
Следовательно, в спорный период с 01.01.2019 по 30.06.2020 следует руководствоваться условиями типового договора.
Согласно пункту 1.1 типового договора, по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы, в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услугу Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 1.2 типового договора, объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе, крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению N 2 к настоящему договору.
В Приложении N 2 к оферте договора N 1768 от 25.11.2019 указаны места накопления ТКО: - КП расположенная на территории: г.Ульяновск, пр-т Ленинского комсомола, д. 53 подъезд 6 КП, расположенная на территории: г.Ульяновск, пр-т Генерала Тюленева, д. 16 подъезд 1 /том 1, л.д. 76/. Поскольку нежилые помещения ИП Романовской М.Ю. расположены в многоквартирных домах, то местами накопления ТКО определены контейнерные площадки, расположенные рядом с многоквартирными домами.
Согласно пункту 2.2 типового договора, расчет стоимости оказываемой Региональным оператором услуги рассчитывается исходя из норматива образования ТКО, утвержденного приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29 июня 2017 г. N 06-77 "Об утверждении нормативов накопления ТКО на территории Ульяновской области" и единого тарифа на услугу Регионального оператора. Стоимость услуг указана в приложении N 1 к договору.
В Приложении N 1 к оферте договора N 1768 от 25.11.2019 приведен расчет стоимости услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами /том 1, л.д. 75- оборот/.
Согласно указанному расчету применяется:
- норматив накопления ТКО в размере 0,93 куб.м на 1 кв.м (согласно п. 2.2.2 Приложения к Приказу Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29.06.2017 N 06-77 - норматив для объекта "Магазин промтоварный")
- общая площадь помещения магазина по пр-ту Ленинского комсомола, д. 53 - 53,1 кв.м; по пр-ту Генерала Тюленева, д. 16 - 62,4 кв.м (для расчета объемов ТКО с января 2019 по апрель 2019 года, согласно Приказа от 29.06.2017 N 06-77 в редакции от 15.05.2018)
- торговая площадь магазина по пр-ту Ленинского комсомола, д. 53 - 17,03 кв.м; по пр-ту Генерала Тюленева, д. 16 - 36,9 кв.м (для расчета, начиная с мая 2019 года, согласно Приказа от 29.06.2017 N 06-77 в редакции от 30.04.2019):
- единые тарифы на услугу регионального оператора (руб.): с 01.01.2019 по 31.05.2019 - 527,35 (с учетом НДС), с 01.06.2019 по 31.12.2019 - 507,90 руб./куб.м. (с учетом НДС). Согласно расчету истца задолженность ответчика за услуги по вывозу твердых коммунальных отходов за период с 01.01.2019 по 30.06.2020 составляет 47 716 руб. 34 коп. Подробный расчет объемов представлен в томе 2, л.д. 3-4.
Расчет объемов ТКО и, соответственно, стоимости услуг произведен истцом исходя из норматива накопления ТКО в размере 0,93 куб.м на 1 кв.м, установленного для объекта "Магазин промтоварный" и единых тарифов на услугу регионального оператора ООО "УК Экостандарт".
Ненадлежащее исполнение обязательств по оплате и наличие задолженности послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу ч. 1 ст. 133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение характера спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства является прерогативой суда.
Отношения сторон верно квалифицированы судом первой инстанции как регулируемые положениями норм главы 39 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 781 Гражданского Кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления установлены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), согласно пункту 1 статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Постановление N 1156).
Пунктом 8 (1) Постановления N 1156 установлено, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом.
В силу пункта 8 (4) Постановления N 1156 основаниями для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО являются: письменная заявка, подписанная потребителем или его законным представителем (представителем по доверенности), либо предложение регионального оператора о заключении такого договора.
Согласно пункту 8 (17) Постановления N 1156 региональный оператор по обращению с ТКО в течение месяца со дня заключения соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения информации на своем официальном сайте в сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Типовая форма договора региональным оператором опубликована в газете "Ульяновск сегодня" N 123 (1850) от 14.12.2018 (л.д. 32-33). Форма договора соответствует типовой форме договора, утвержденной Постановлением N 1156.
Потребитель, в свою очередь, в течение 15 рабочих дней с даты размещения такого предложения направляет региональному оператору заявку потребителя в соответствии с правилами, определенными для таких заявок Постановлением N 1156.
В том случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку и необходимые документы в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 8 (18) Постановления N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что услуга по обращению с ТКО оказывалась истцом в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате ответчиком в соответствии с условиями типового договора.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 505 от 03.06.2016 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Постановление N 505) устанавливается порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения), или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Подпунктом "а" пункта 5 Постановления N 505 предусмотрено, что коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
При этом, согласно пункту 6 Постановления N 505, в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил, то есть расчетным путем.
Согласно пункту 8 Правил N 505 при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил.
Таким образом, в силу пунктов 5, 8 Правил N 505 учет твердых коммунальных отходов, исходя из количества и объема контейнеров, осуществляется при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 19 Правил N 1156 раздельное накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
Раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Как указывалось выше, Постановлением Правительства Ульяновской области от 03.03.2017 N 91-П был утвержден "Порядок накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области". Однако данный Порядок N 91-П в редакции, действовавшей до 11.02.2021, не содержал методики складирования сортированных ТКО.
В пункте 3.2 Порядка N 91-П (в ред. от 21.05.2018) указано, что накопление твердых коммунальных отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
При этом методики (порядка) складирования отходов по группам, перечня однородных групп отходов, данный пункт не содержит. "Территориальная схема обращения с отходами Ульяновской области" также не содержит порядка складирования сортированных ТКО и схему потоков сортированных ТКО от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов (за исключением пластика).
Из раздела 4.3 Территориальной схемы видно, что в Ульяновской области организован только раздельный сбор пластика.
Раздельный сбор других видов отходов на территории Ульяновской области в спорный период не был организован.
В пункте 9.1 раздела 9 "Территориальной схемы обращения с отходами Ульяновской области" указано, что Территориальной схемой предлагается поэтапный переход на раздельное накопление твердых коммунальных отходов. На первом этапе рекомендуется внедрение селективного накопления на территориях крупных городских агломераций. На втором этапе, после того как у населения выработается практика раздельного накопления, можно рассмотреть возможность внедрения раздельного накопления на большей территории, с привлечением управляющих компаний, при условии экономической целесообразности и достаточности мощностей обрабатывающих предприятий. Для внедрения системы раздельного накопления отходов отходы вторичного использования целесообразно складировать в евроконтейнеры объемом 1,1 куб. м, имеющие специальную маркировку. _С учетом существующих технологических возможностей по сортировке отходов двухконтейнерная система раздельного накопления отходов экономически более эффективна, чем многоконтейнерная.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 11.02.2021 N 32-П внесены изменения в Постановление Правительства Ульяновской области от 03.03.2017 N 91-П.
Раздел 2 "Порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области" был дополнен пунктами 2.5.1 - 2.5.3 следующего содержания:
2.5.1. Раздельное накопление ТКО предусматривает разделение ТКО по группам однородных ТКО и их сбор в контейнеры на контейнерных площадках, предназначенные для раздельного накопления ТКО. 2.5.2. Раздельное накопление ТКО осуществляется по следующим группам однородных ТКО:
1) сухие отходы (не загрязненные пищевыми отходами ТКО, содержащие полезные компоненты и подлежащие утилизации, в том числе с получением вторичного сырья (бумага, картон, пластик, полиэтилен, металл, стекло);
2) смешанные отходы (ТКО, не подлежащие утилизации (пищевые отходы, загрязненная упаковка от пищевых продуктов, средства личной гигиены).
2.5.3. Вывоз сухих и смешанных отходов осуществляется раздельно. Не допускается перевозка сухих и смешанных отходов в одном мусоровозе, за исключением случая, когда техническими характеристиками мусоровоза предусмотрена одновременная перевозка раздельно накопленных ТКО."
Вышеизложенные изменения вступили в силу 11.02.2021.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанци, в спорный период с 01.01.2019 по 30.06.2020 на территории Ульяновской области отсутствовало нормативное регулирование порядка раздельного накопления сортированных ТКО.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что расчет объема оказанных региональным оператором услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в указанный период может осуществляться только с применением норматива накопления ТКО, является правильным.
При этом, как верно указано судом первой инстанции, то обстоятельство, что уполномоченный орган согласовал ИП Романовской М.А. место на контейнерной площадке для установления собственных контейнеров, является лишь подготовкой к последующему переходу к раздельному накоплению ТКО, фактически, как установлено судом, раздельное накопление ТКО на контейнерной площадке ИП Романовской М.А. не велось.
Доводы ответчика о том, что отходы картона она сдавала на утилизацию ИП Симкину Е.В., не свидетельствуют об организации раздельного сбора ТКО, поскольку согласно действующему законодательству отходы ТКО ответчик обязана была передавать региональному оператору.
Ответчик полагает, что при расчете объема ТКО следует применять норматив накопления ТКО, установленный для объекта "Административные, офисные помещения" - 1,71 куб.м на 1 сотрудника. В обоснование указывает, что согласно "Паспорту опасных отходов I-IV класса опасности" образуемые от деятельности ИП Романовской М.А. твердые коммунальные отходы относятся к "мусору от офисных и бытовых помещений организаций" /том 1, л.д. 141-145/.
Истец, возражая против доводов ответчика, в письменных пояснениях указывает, что ИП Романовская М.Ю. использует нежилые помещения для продажи очков, контактных линз, солнцезащитных очков за наличный и безналичный расчет, и оказания сопутствующих этому услуг. В пояснительной записке к декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год ответчик указывает, что осуществляет торговлю розничную прочую вне магазинной, палаток, рынков. В декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности ответчик производит начисление налога исходя из показателей торговой площади помещений.
Отклоняя вышеуказанные доводы ответчика, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации":
- торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров (п. 1)
- торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (п. 4).
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная 7 собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 03.03.2017 N 91-П утвержден "Порядок накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области" (далее - Порядок N 91-П). Согласно п. 2.3 Порядка N 91-П (в ред. от 21.05.2018, действовавшей с 01.01.2019) накопление (в том числе раздельное накопление) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области осуществляется в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ульяновской области, утвержденной нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти Ульяновской области, уполномоченного в сфере обращения с ТКО (далее - Территориальная схема).
Согласно разделу 1 Территориальной схемы, утвержденной Приказом Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области от 14.11.2019 N 55: - к объекту "Административные здания, учреждения, конторы" относятся научноисследовательские, проектные институты и конструкторские бюро, банки, финансовые учреждения, отделения связи, административные, офисные учреждения.
- к объекту "Предприятия торговли" относятся магазины продовольственные, магазины промтоварные, павильоны, лотки, палатки, киоски, магазины универсальные (в том числе супермаркеты, гипермаркеты), торговые центры, рынки продовольственные, рынки промтоварные).
Как видно из материалов дела, нежилые помещения ответчика имеют торговые залы, которые оснащены оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров. В торговом зале предлагаются к реализации оправы, солнцезащитные очки и другие сопутствующие товары. Товары размещены на специальном оборудовании (стеллажи со стеклянными дверцами, обеспечивающими удобство доступа к ним покупателей для просмотра и ознакомления), и снабжены ценниками. Указанные товары не являются товарами, сопутствующими оказанию услуг по ремонту и изготовлению очковой оптики, имеют самостоятельное назначение и могут быть приобретены вне зависимости от оказания названных услуг. Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что объекты ИП Романовской М.А. являются объектами торговли, относятся к категории, согласно классификации раздела 1 Территориальной схемы: "Магазин промтоварный". Оснований для отнесения указанных объектов к объекту "Административные здания, учреждения, конторы" не имеется.
Довод ответчика о том, что категорию объекта следует определять исходя из состава мусора, а не исходя из фактического использования помещения, обоснованно отклонен судом первой инстанции поскольку данный довод противоречит классификации, приведенной в разделе 1 Территориальной схемы, согласно которой категория объекта определяется в соответствии с функциональным назначением объекта.
Ссылка ответчика на "Паспорт опасных отходов I-IV класса опасности" также отклонена судом первой инстанции, поскольку данный Паспорт не соответствует фактическому виду деятельности, осуществляемому ответчиком в спорных нежилых помещениях.
Так, в "Паспорте опасных отходов I-IV класса опасности" указано, что он составлен в отношении вида деятельности по ОКВЭД - 47.99 "Торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков", тогда как нежилые помещения ответчика используются как стационарные торговые объекты.
Сам ответчик в судебном заседании пояснял, что в спорных нежилых помещениях он осуществляет розничную торговлю очками, включая сборку и ремонт очков в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.78.2) /том 1, л.д. 48/.
На основании вышеизложенного, является верным вывод суда первой инстанции о том, что "Паспорт опасных отходов I-IV класса опасности" составлен в отношении другого вида деятельности и другого объекта.
Принимая во внимание, что факт оказания услуг, наличие и размер задолженности, а также факт просрочки оплаты оказанных услуг подтверждены документально и ответчиком не опровергнуты, доказательства оплаты задолженности в материалы дела не представлены, суд первой инстанции, установив период просрочки исполнения обязательств и проверив представленный истцом расчет неустойки, со ссылкой на статьи 309, 310, 329, 330, 331, 779, 781 ГК РФ и условия пункта 2.2 типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Постановлением N 1156, обоснованно удовлетворил исковые требования, взыскав с ответчика в пользу истца 47 716 (сорок семь тысяч семьсот шестнадцать) руб. 34 коп. - основной долг, 930 (девятьсот тридцать) руб. 82 коп. - неустойка, с 02.01.2021 неустойку в размере 1/130 (одна стотридцатая) ключевой ставки Банка России в размере 4,25 % за каждый день просрочки, по день фактической оплаты основного долга.
По существу, доводы заявителя апелляционной жалобы повторяют возражения ответчика, заявленные в суде первой инстанции, однако не опровергают их и не содержат фактов, которые не были бы проверены, или не учтены судом при рассмотрении дела, и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
Суд первой инстанции оценил все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, установил имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы из установленных фактических обстоятельств о взаимоотношениях сторон.
Надлежащим доказательством неоказания услуг по обращению с ТКО является акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - акт), порядок составления которого содержится в разделе VI типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного Постановлением N 1156.
Однако ответчик не представил суду доказательств, подтверждающих факт неоказания и (или) ненадлежащего оказания услуг региональным оператором по обращению с ТКО за спорный период.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое ответчиком решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 марта 2021 года по делу N А72-12469/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок не превышающий двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.И. Буртасова |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-12469/2020
Истец: ООО "УК ЭКОСТАНДАРТ"
Ответчик: Романовская Мария Юрьевна
Третье лицо: Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, Министерство экономического развития и промышленности Ульяновской области, Министерство экономического развития Ульяновской области, МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДЫ И ЦИКЛИЧНОЙ ЭКОНОМИКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА