г. Москва |
|
30 июня 2021 г. |
Дело N А40-245395/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А.Свиридова,
судей: |
С.Л. Захарова, И.В. Бекетовой |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Московской областной таможни на решение Арбитражного суда г.Москвы от 15 апреля 2021 по делу N А40-245395/20 (146-1733) судьи Яцевой В.А.
по заявлению ООО "НИКАМЕД"
к Московской областной таможне
о признании незаконными решений
при участии:
от заявителя: Привалова А.Ю. по дов. от 01.01.2019;
от ответчика: Щеголев A.M. по дов. от 02.04.2021;
УСТНОВИЛ:
ООО "НИКАМЕД" (далее общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Московской областной таможни (далее таможенный орган) от 16.10.2020 по ДТ 10013160/131020/0568814, от 02.11.2020 по ДТ 10013160/261020/0600412 и об обязании Московской областной таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "НИКАМЕД" в установленном законом порядке путем возврата излишне взысканных средств в размере 1 175 790,32 руб.
Решением от 15.04.2021 заявленные требования удовлетворены. При этом суд пришел к выводу о незаконности и необоснованности принятых таможенным органом решений.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывают на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неполное выяснение обстоятельств по делу, а также на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Обществом представлен письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст.262 АПК РФ. Просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился по мотивам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "НИКАМЕД" 13.10.2020 и 26.10.2020 осуществило ввоз на территорию России медицинских изделий - Изделия компрессионные для нижних и верхних конечностей в отдельных упаковках, и предоставило ДТ N 10013160/131020/0568814 и N 10013160/261020/0600412 в Московскую областную таможню через систему электронного документооборота.
При заполнении деклараций в гр.36 "Преференция" Заявитель запросил "освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию технических средств, включая автомототранспорт, материалов, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов" указав "ГГ" в соответствии с Классификатором льгот по уплате таможенных платежей (Прил.7 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378).
16.10.2020 через ЭДО от таможенного органа поступило Решение с требованием внести изменения в ДТ N 10013160/131020/0568814 в отношении товара 4, 5, 6, изменив в гр.36 на 10% НДС с мотивировкой что "товар по характеристикам не относится исключительно к спец. одежде, исп. только для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов. Ч.3 ПП РФ N 1042 от 30.09.2015 неприменима. Товар подпадает под действие ПП РФ N 688 от 15.09.2008".
02.11.2020 через ЭДО от таможенного органа поступило Решение с требованием внести изменения в ДТ N 10013160/261020/0600412 в отношении товара 2, 3, 4, изменив в гр.47 на 10% (НДС), в гр.36 - "согласно преференции по НДС 10%" со ссылкой на п.2 ст.112 ТК ЕАЭС - (внесение изменений в сведения о товаре по требованию таможенного органа) без мотивировки причины внесения таких изменений в ТД.
С учетом указанного, Заявитель откорректировать ДТ и оплатил НДС на общую сумму 1 175 790,32 рублей, после чего, таможенный орган поставил отметку "выпуск разрешен" на таможенные декларации.
Посчитав решения от 16.10.2020 по ДТ 10013160/131020/0568814 и от 02.11.2020 по ДТ 10013160/261020/0600412 незаконными и необоснованными, нарушающими права и законные интересы, Заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
Сроки, предусмотренные ч.4 ст.198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ, ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии всех необходимых условий для удовлетворения заявленных обществом требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно руководствовался следующим.
Заявитель осуществил ввоз на территорию Российской Федерации "медицинские изделия - изделия компрессионные для нижних и верхних конечностей в наборах и отдельных упаковках, технические средства реабилитации, одежда специального назначения для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, изг. Бауэрфайнд АГ, Германия", что указано в гр.31 деклараций.
На добавочных листах к ДТ в разделах, описывающих товар, указаны наименования изделий: гольфы/ колготки для страдающих варикозным расширением вен, номера артикулов 2101-AD, 2201-AD, 2202-AD, 2303-AD, 4105-AD, 4203-AD, 2105-AD, 2205-AD, 2211-AD, 2202-AG, 2203-AG, 2303-AG, 4203-AG, 4203-AGHB, 2105-AG, 2205-AG, 4205-AG, 2207-AGHB, 2214-AG, 4107-AGHB, 4207-AGHB, 2202-АТ, 4303-АТ, 2105-АТ, 2105-ATU, 2205-АТ, 2205-ATU, 4205-АТ, 4107-АТ, 4207-АТЕ и количество.
Регистрационное удостоверение N РЗН 2013/865 от 07.08.2013, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, подтверждает, что "Изделия компрессионные для нижних и верхних конечностей в отдельных упаковках: 2. Гольфы; 3. Чулки" являются медицинским изделием и допущено к обращению на территории России. Декларация о соответствии РОСС RU Д-DE.HA38.В.00255/20 от 25.09.2020, сроком действия до 24.09.2023, подтверждает надлежащее качество изделий.
Из материалов дела следует, что таможенный орган не оспаривает отнесение ввезенного товара к средствам реабилитации и назначением для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, в гр.31 ДТ указано "медицинское изделие -Изделия компрессионные для нижних и верхних конечностей в отдельных упаковках, технические средства реабилитации, одежда специального назначения для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, изг. Бауэрфайнд АГ., Германия".
Подпунктом 1 п.1 ст.146 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Согласно статье 49 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК РАЭС) под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: 1) льготы по уплате таможенных пошлин (тарифные льготы); 2) льготы по уплате вывозных таможенных пошлин; 3) льготы по уплате налогов; 4) льготы по уплате таможенных сборов.
Льготы по уплате налогов, а также льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов) устанавливаются законодательством государств-членов, (п.3 ст.49 ТК ЕЭС).
Подпунктом 1 п.2 ст.149 НК РФ установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ:
-медицинских изделий. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения;
-технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 (в редакции ПП от 20.03.2018 N 307) утвержден Перечень медицинских товаров, реализации и ввоз которых на территорию РФ не подлежат обложению (освобождаются от обложения НДС).
В данном Перечне в разделе III. "Технические средства, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов", в п.35 указана "Одежда для инвалидов специального назначения, или иная специальная одежда, которая может быть использована только для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов (в том числе компрессионная одежда, перчатки компрессионные и защитные, чулки, носки...)" код ТН ВЭД 61.
Таможенный орган классифицировал изделия по ТН ВЭД в группе 61 - Колготы, чулки, гольфы, носки и подследники и прочие чулочно-носочные изделия, включая компрессионные чулочно-носочные изделия с распределенным давлением (например, чулки для страдающих варикозным расширением вен).
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет, что инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты" (ст.1 Закона), реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ст.9 Закона).
Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя: медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации (ст.10 Закона).
Индивидуальная программа реабилитации инвалида (далее - ИПР) - комплекс мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. ИПР инвалида содержит в том числе технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.(ст. 11 Закона).
В соответствии с Приказом Минтруда России от 28.12.2017 N 888н (ред. от 06.05.2019) "Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации" в Перечне реабилитационных
мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, (утв. РП РФ от 30.12.2005 N 2347-р (ред. от 03.04.2020) одним из показаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе являются:
"Стойкие умеренные, выраженные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций нижних конечностей (хроническое заболевание вен, соответствующее 4 -5 классу клинических проявлений международной классификации хронических болезней вен; лимфедема в стадии "слоновости" нижних конечностей);
Стойкие умеренные, выраженные или значительно выраженные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций позвоночника вследствие заболеваний, последствий травм, аномалий развития".
При этом в Классификаторе технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (утв. Приказом Минтруда России от 13.02.2018 N 86н (ред. от 06.05.2019) указано: Бандаж компрессионный на нижнюю конечность, чулки (колготы) компрессионные.
ГОСТ Р 57768-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. "Бандажи ортопедические на суставы верхних и нижних конечностей. Типы и основные параметры" классифицирует изделия по области применения на теле человека, по назначению и по степени компрессии. Конструкция и материалы изделий должны обеспечивать ограничения нефизиологических движений области тела с целью поддержания мягких тканей в случае травмы (например, спортивной), болезни (например, ревматизма) и/или хирургической операции.
Национальный стандарт "Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология". ГОСТ Р ИСО 9999-2014 устанавливает классификацию вспомогательных средств, специально изготовленных или общедоступных, для людей с ограничениями жизнедеятельности. Указанный стандарт использует терминологию МКФ, из которой исключены слова "инвалид" и "инвалидность", а взамен используются термины "ограничение деятельности", "вспомогательные средства".
В ГОСТ Р ИСО 9999-2014 указано, что определение "вспомогательное средство", используемое в настоящем стандарте, увязано с терминологией Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ). МКФ является стандартом ВОЗ в области измерения состояния здоровья и инвалидности как на уровне индивида, так и на уровне населения. МКФ была одобрена всеми странами-членами ВОЗ на 54-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения 22.05.2001 (резолюция WHA 54,21). Вспомогательным изделием по МКФ является адаптированное или специально разработанное специализированное оборудование, изделия и технологии, повседневно помогающие людям, например протезные и ортопедические устройства, нейростимуляторы и т.п.
Раздел 04 "Вспомогательные средства для персонального медицинского лечения (самолечения)" ГОСТ Р ИСО 9999-2014 включает в себя подгруппу 04.06.06 "Чулки противоотечные для рук, ног и других частей тела. Одежда, которая оказывает пониженное давление на тело для сдерживания или предотвращения отека после операций и на варикозные раны. Включает, например, упругие противоотечные бандажи трубчатой формы и чулки для рук и ног, уменьшающие или предотвращающие опухоли, вызванные проблемами кровообращения"
Из комплексного толкования выше перечисленных норм следует, что "Изделия компрессионные для нижних и верхних конечностей в наборах и отдельных упаковках", производства Бауэрфайнд АГ, Германия, ЭУ N РЗН 2013/865 от 07.08.2013 являются компрессионной одеждой (чулки, носки), которая может быть использована для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, то есть соответствует группе ТН ВЭД 61, указанной в п.32 Постановления Правительства N 1042.
Хроническое заболевание вен в соответствии с Международной классификацией - варикозное расширение вен нижних конечностей с воспалением, включая трофические изменения кожи и подкожных тканей; гиперпигментация и/или венозная экзема; липодерматосклероз и/или белая атрофия кожи. В Инструкции к медицинскому изделию указано, что изделия, в том числе предназначены для длительной терапии флебологических и/или лимфологических заболеваний, в особых случаях для длительного лечения липедемы. Показания к применению: венозные симптомы, экзема и пигментация, дермато-липосклероз и белая атрофия, тромбоэмболия, отеки, липедема, лимфедема.
Экспертное заключение ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 21.10.2020 N 378621.ФБ.77/2020 подтверждает, что медицинские изделия компрессионные для нижних и верхних конечностей в наборах и отдельных упаковках - чулки, колготки, гольфы, носки, шорты, перчатки и рукава, по Регистрационному удостоверению N РЗН 2013/865 от 07.08.2013, производства Бауэрфайнд АГ., Германия, предназначены для профилактики и лечения хронической венозной недостаточности, варикозного расширения вен и лимфостаза нижних и верхних конечностей. По мнению экспертов данные изделия могут быть охарактеризованы, как "специальная одежда, которая может быть использована только для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов (в том числе компрессионная одежда, перчатки компрессионные и защитные, чулки, носки, шлемы жилеты и т.д.)", описанная в п.35 Постановления Правительства РФ N 1042.
Указанные стандарты и экспертное заключение подтверждают использование указанного медицинского изделия в целях профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов.
Поскольку в силу п/п.1 п.2 ст.149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ медицинских изделий зарубежного производства, Заявитель правомерно указал в декларации в гр. 36 преференция освобождение от уплаты НДС. Таможенный орган неправомерно в Решениях от 19.10.2020 и 02.11.2020 потребовал в гр.36 указать преференцию со ставкой НДС 10%, ссылаясь на ПП РФ N 688 от 15.09.2008, не принимая во внимание, что Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р и Приказом Минтруда России от 13.02.2018 N 86н чулки (колготы) компрессионные включены в Перечень средств реабилитации инвалидов, предоставляемых в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, то есть в целях профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов.
Кроме того, из материалов дела следует, что указанные изделия ввозились Заявителем в течение 2020 года не один раз и по декларациям N 10013160/030220/0047446; 10013160/100220/0062359; 10013160/050320/0116100 была предоставлена льгота по НДС в соответствии с п.35 ПП N 1042.
В соответствии с п.7 ст.3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Несоответствие терминологии, применяемой в нормативных правовых актах, не должно лишать юридическое лицо права на освобождение от налогообложения товаров, которые в соответствии с действующим законодательством не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.
"Медицинские изделия - изделия компрессионные для нижних и верхних конечностей в наборах и отдельных упаковках, технические средства реабилитации, одежда специального назначения для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов" ввезенные заявителем являются средством реабилитации инвалидов, ввоз которых на территорию РФ освобожден от налога на добавленную стоимость, при этом Заявитель осуществил ввоз изделий, уплатив НДС в размере 10%.
При таких обстоятельствах требование таможенного органа об оплате налога по ставке 10% является незаконным.
С учетом изложенного, по мнению суда, решения Московской областной таможни от 16.10.2020 по ДТ 10013160/131020/0568814, от 02.11.2020 по ДТ 10013160/261020/0600412несоответствуютдействующемузаконодательству,
указанными решениями нарушаются права и законные интересы заявителя.
Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные ст.13 ГК РФ и ч.1 ст.198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Судебная коллегия, изучив апелляционную жалобу, приходит к выводу, что доводы таможенного органа были предметом исследования арбитражного суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку выводов суда, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что, в соответствии со статьей 270 АПК РФ, не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.04.2021 по делу N А40-245395/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-245395/2020
Истец: ООО "НИКАМЕД"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ