г. Владивосток |
|
01 июля 2021 г. |
Дело N А51-18969/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июля 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "СЛК Групп",
апелляционное производство N 05АП-3002/2021
на решение от 22.03.2021
судьи В.В. Краснова
по делу N А51-18969/2020 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СЛК Групп" (ИНН 2540251330, ОГРН 1192536017167)
к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока (ИНН 2536097608, ОГРН 1032501280602)
о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 25:28:010020:8401, расположенного по адресу г. Владивосток, ул. Толстого 22, изложенного в письме 20982/20у от 13.11.2020,
при участии:
от ООО "СЛК Групп": Ермолаева Т.И. по доверенности от 25.11.2020 сроком действия на 1 год, диплом (регистрационный 06-127), паспорт;
от УМС г. Владивостока: Птушко П.А. по доверенности от 25.12.2020 сроком действия до 31.12.2021, диплом (регистрационный номер 02-0283), удостоверение.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СЛК Групп" (далее - заявитель, общество, ООО "СЛК Групп") обратилось в арбитражный суд с уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) требованиями о признании незаконным отказа Управления муниципальной собственности г. Владивостока (далее - ответчик, УМС г.Владивостока) в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 25:28:010020:8401, расположенного по адресу г. Владивосток, ул. Толстого 22, изложенного в письме 20982/20у от 13.11.2020. В качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов общество просило обязать УМС г.Владивостока в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу подготовить и направить обществу проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 25:28:010020:8401, расположенного по адресу г. Владивосток, ул. Толстого 22, без проведения торгов, с предложением о заключении названного договора.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 22.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "СЛК Групп" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 22.03.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей правовой позиции общество обращает внимание суда на то, что 23.10.2020, то есть, до даты вступления в силу Федерального закона N 318-ФЗ от 15.10.2020 "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с изменением порядка предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, резидентам свободного порта Владивосток", уполномоченным органом было издано распоряжение о предварительном согласовании предоставления ООО "СЛК Групп" земельного участка. В этой связи полагает, что решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является безусловным основанием для его предоставления в аренду, поскольку издание распоряжения фактически является действиями уполномоченных публичных органов по проверке наличия оснований для предоставления земельного участка без проведения торгов, его оборотоспособности, а также соблюдения градостроительных, санитарных, экологических и иных норм на стадии формирования земельного участка. Настаивает на том, что признание утратившими силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 39.6, подпункта 18 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации, не повлекло за собой отмену распоряжения о предварительном согласовании земельного участка, ввиду чего УМС Г.Владивостока обязано выполнить принятые на себя обязательства.
УМС г.Владивостока по тексту представленного письменного отзыва с доводами апелляционной жалобы не согласилось, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, принятым при полном исследовании всех обстоятельств дела, с правильным применением норм материального и процессуального права и не подлежащим отмене.
В заседании суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела коллегия апелляционного суда установила следующее.
21.10.2020 ООО "СЛК ГРУПП", являющееся резидентом свободного порта Владивосток в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток от 22.07.2019 N СПВ-1395/19, обратилось в УМС г. Владивостока с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Толстого, 22.
Распоряжением от 23.10.2020 N 2446/28 обществу предварительно согласовано предоставление земельного участка расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Толстого, 22.
12.11.2020 ООО "СЛК ГРУПП" обратилось в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении ему без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 25:28:010020:8401, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Толстого, 22, для реализации инвестиционного проекта в качестве резидента свободного порта Владивосток.
13.11.2020 УМС г. Владивостока отказало в предоставлении участка, в связи с тем, что в соответствии с Законом N 318-ФЗ признаны утратившими силу подпункт 33 пункта 2 статьи 39.6 и подпункт 18 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с решением органа местного самоуправления, считая его незаконным и нарушающим права ООО "СЛК ГРУПП" в сфере экономической деятельности, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением, в удовлетворении которого обжалуемым решением отказано.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными действий органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемые действия должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В случае предоставления земельного участка в аренду земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ).
Согласно подпункту 33 пункта 2 статьи 39.6 Кодекса (в редакции, действовавшей до 26.10.2020) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка резиденту свободного порта Владивосток на территории свободного порта Владивосток.
Как установлено пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов посредством подачи соответствующего заявления.
Заявление о предоставлении земельного участка подается или направляется в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 2 статьи 39.14 ЗК РФ).
Порядок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьей 39.17 Кодекса.
Положениями данной статьи предусмотрено, что для предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением, содержание которого определено пунктом 1 названной нормы.
В частности, в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: - основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса (подпункт 4); - вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав (подпункт 5); - - цель использования земельного участка (подпункт 7); - реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения (подпункт 9).
В соответствии с пунктом 5 части 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В свою очередь, одним из предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ оснований отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является обращение с заявлением о предоставлении земельного участка лица, которое не имеет права на приобретение земельного участка без торгов.
Из материалов дела усматривается, что общество обратилось в управление с заявлением от 12.11.2020 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:010020:8401, расположенного по адресу: Приморский край, г.Владивосток, ул. Толстого, 22, в аренду без проведения торгов на основании подпункта 33 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Между тем, Федеральным законом от 15.10.2020 N 318-ФЗ "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с изменением порядка предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, резидентам свободного порта Владивосток" (далее - Закон N 318-ФЗ) подпункт 33 пункта 2 статьи 39.6 и подпункт 18 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу.
Данный нормативный правовой акт был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 15.10.2020 и вступил в действие с 26.10.2020. Соответственно с указанной даты отменена процедура предоставления земельных участков резидентам свободного порта Владивосток в аренду без проведения торгов.
Принимая во внимание, что на дату обращения общества с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду без проведения торгов отсутствовали основания предоставления земельного участка из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ, судебная коллегия поддерживает вывод арбитражного суда о наличии у УМС г.Владивостока оснований для отказа обществу в предоставлении в аренду земельного участка без торгов,
Делая указанный вывод, апелляционная коллегия отмечает, что каких-либо переходных моментов, в том числе предполагающих применение процедуры предоставления земельных участков без проведения торгов для лиц, получивших статус резидентов СПВ до принятия и вступления в силу Закона N 318-ФЗ, названный Федеральный закон не содержит.
Кроме того, в силу прямого указания статей 39.14, 39.15, 39.17 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду носит заявительный порядок, что предполагает волеизъявление заинтересованного лица, обращенного в письменную форму с приложением соответствующего пакета документов, и, как следствие, не обусловлено получением таким заинтересованным лицом какого-либо статуса или соглашения.
Утверждение заявителя жалобы о том, что положения Федерального закона N 318-ФЗ не имеют обратной силы и при этом до принятия указанного закона УМС г.Владивостока выдано предварительное согласование предоставления обществу земельного участка, отклоняется коллегией суда, поскольку применительно к спорной ситуации, выдача предварительного согласования не вступает в противоречие с оспариваемым отказом, принятым исходя из положений Кодекса в действующей на дату принятия отказа редакции.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно счел, что положительное решение вопроса о предварительном согласовании предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка само по себе не является безусловным основанием для последующего предоставления обществу этого земельного участка в аренду без проведения торгов в целях реализации инвестиционного проекта.
Поддерживая указанный вывод, апелляционный суд отмечает, что в силу пункта 16 статьи 39.15 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 названного кодекса.
Статья 39.14 ЗК РФ определяет порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Указанный порядок состоит из подготовки схемы расположения земельного участка, принятия по заявлению гражданина уполномоченным органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечения заинтересованным гражданином выполнения кадастровых работ в целях образования данного участка, его государственный кадастровый учет (подпункты 1 - 5 пункта 1 названной статьи). После выполнения перечисленных требований на основании заявления заинтересованного гражданина уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность (подпункты 6, 7 упомянутого пункта).
Следовательно, предоставление земельного участка является отдельным самостоятельным решением уполномоченного органа, принимаемым при соблюдении всех требований земельного законодательства, действующих на момент его принятия.
С учетом изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания считать, что оспариваемый отказ был принят УМС г.Владивостока с нарушением действующего законодательства и повлек нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, судебная коллегия считает, что решение управления от 13.11.2020 N 20982/20у было принято при наличии к тому правовых оснований и не привело к нарушению прав и законных интересов заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины за ее подачу в сумме 1 500 руб. на основании статьи 110 АПК РФ относится судебной коллегией на общество.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.03.2021 по делу N А51-18969/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-18969/2020
Истец: ООО "СЛК ГРУПП"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Г.ВЛАДИВОСТОКА