г. Санкт-Петербург |
|
29 июня 2021 г. |
Дело N А56-3677/2021 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Савина Е.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15297/2021) общества с ограниченной ответственностью "Тимуровское"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.04.2021 по делу N А56-3677/2021,
принятое по иску государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" к обществу с ограниченной ответственностью "Тимуровское"
о взыскании
рассмотренному в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - ГУП ТЭК, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Тимуровское" (далее - ООО "Тимуровское"), о взыскании 52 974,21 руб. долга за установку ОДПУ, и 13 595 руб. возмещения расходов по госпошлине.
Исходя из части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в виде резолютивной части от 26.03.2021, исковые требования удовлетворены.
26.04.2021 судом изготовлен текст мотивированного решения.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение отменить.
По мнению подателя жалобы, судом допущено процессуальное нарушение, не рассмотрено ходатайство о привлечении третьим лицом ГУП ВКЦП "Жилищное хозяйство".
Кроме того, ссылка на решение по делу N А56-69230/2017 относится к периоду до 01.09.2017, то есть до даты заключения договора N 44/АПр-021-15.
14.05.2021 в материалы дела представлен отзыв с возражениями на доводы жалобы.
28.05.2021 поступили дополнения от ответчика.
09.06.2021 от истца направлены возражения к дополнениям.
Согласно абзацу 1 части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, ГУП "ТЭК СПб" во исполнение требований Федерального закона от 23 ноября 2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) произведена установка общедомовых приборов учета тепловой энергии (далее - ОДПУ) в многоквартирных домах (далее - МКД), указанных в расчете, управление которыми осуществляет ООО "Тимуровское", расположенных по адресам:
1) ул. Тимуровская, д.4, корп. 1, лит. А (2 ОДПУ), далее - МКД-1;
2) ул. Тимуровская, д.12, корп. 1, лит. А (2 ОДПУ), далее - МКД-2.
Между истцом, ответчиком и ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" заключен договор от 01.09.2017 N 44/АПР-021-15, условиями которого является организация ООО "Тимуровское" сбора платежей граждан в счет оплаты расходов на установку ОДПУ в МКД в пользу ГУП "ТЭК СПб".
В рамках настоящего договора ГУП "ТЭК СПб" осуществило передачу ООО "Тимуровское" комплект технической документации, в частности справки о стоимости выполненных работ (форма КС-3).
Общая сумма затрат Предприятия на установку всех ОДПУ в МКД составила 1 851 463,66 руб. (925 196,70 руб. в МКД-1 и 926 266,96 руб. в МКД-2 соответственно).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2018 по делу N А56-69230/2017 взыскано 851 881,22 руб. задолженности за установку УУТЭ по указанным адресам.
Остаток задолженности на 18.01.2021 за установку ОДПУ составляет 999 582,44 руб., общая сумма к оплате по договору 1 191 300,65 руб., в том числе 154 935,28 руб. - % за рассрочку, 36 782,93 руб. - вознаграждение Агента ("Размер платы за установку ОПУ" - приложение N 7Б к Договору N 44/АПР-021-15 от 01.09.2017).
Предприятие с использованием имеющихся у него данных выполнило расчет размера платы ответчика в счет возмещения затрат истца на установку ОДПУ с учетом рассрочки на 3 года исходя из суммы задолженности - 999 582,44 руб.
Указанный расчет также направлен ответчику совместно с претензией во исполнение досудебного порядка разрешения спора.
Неисполнение требований, изложенных в претензии от 10.07.2020, явилось основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал предъявленные требования обоснованными как по праву, так и по размеру.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, всесторонне исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, верно оценил в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что судом не рассмотрено ходатайство о привлечении ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства обращения с указанным ходатайством.
В рассматриваемом случае, апелляционный суд принимает во внимание, что ответчик мотивированного отзыва в суд первой инстанции не представил, ходатайства о привлечении третьего лица, вопреки доводам жалобы, не заявлял, доказательств невозможности совершения указанных действий не обосновал.
Согласно части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Поскольку ГУП ВКЦП "Жилищное хозяйство" не является прямым участником правоотношений между истцом и ответчиком, а следовательно, рассматриваемый спор непосредственно не влияет на права и обязанности ГУП ВКЦП "Жилищное хозяйство", у суда первой инстанции не было безусловной обязанности привлекать его к участию в деле.
Предметом иска является требование о взыскании задолженности по оплате расходов ресурсоснабжающей организации по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирном доме.
В соответствии пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В случае невыполнения собственниками помещений этой обязанности указанная обязанность возложена на соответствующие ресурсоснабжающие организации, которые в срок до 01.07.2013 обязаны оснастить приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми они осуществляют, объекты, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям, а лиц, не оснастивших в установленный срок объекты приборами учета используемых энергетических ресурсов, - оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
В соответствии с пунктом 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск соответствующих ресурсоснабжающих организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Кроме того, в соответствии с пунктом 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, если это потребовало от соответствующих ресурсоснабжающих организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
Управляющая компания, действующая в вопросе возмещения расходов на установку общедомового прибора учета исключительно как лицо, опосредующее отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме и лишенное возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных собственников, не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на установку общедомовых приборов учета на день вынесения судебного решения.
Управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые им услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (пункт 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416; пункты 24, 26 Правил N 491).
Таким образом, только управляющая компания, которая осуществляет в соответствии с законом управление многоквартирным домом, обладает возможностью по включению расходов по оплате установки приборов учета в состав обязательных платежей, следовательно, несет обязанность по возмещению расходов по установке приборов учета с последующим возмещением расходов собственниками помещений.
Как разъяснено в пункте 2 раздела 1 "Разрешение споров, возникающих из обязательственных правоотношений" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, если собственниками помещений в многоквартирном доме заключен договор с управляющей организацией, последняя является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета.
В части 4 статьи 12 Закона об энергосбережении установлено, что в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
Согласно пункту 11 статьи 2 Закона об энергосбережении лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, по смыслу названного закона признается лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом, то есть, применительно к настоящему делу, таким лицом является управляющая компания.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Подпункты "и", "к" пункта 11 Правил N 491 предусматривают, что содержание общего имущества должно включать в себя, среди прочего, проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из пункта 12 статьи 13 Закона об энергосбережении следует, что граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, оплачивают расходы по установке общедомовых приборов учета равными долями в течение пяти лет с даты их установки (если ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки).
С учетом изложенного следует признать, что действия по установке общедомовых приборов учета должны производиться лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, с оплатой соответствующих понесенных расходов собственниками помещений.
Материалами дела установлено, что установка ОДПУ была произведена силами РСО в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ ввиду неисполнения собственниками обязанности по оснащению МКД ОДПУ. Доказательств обращения в адрес истца с заявкой на заключение такого договора ответчик, в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представил.
Письмом от 03.02.2021 N 2-03/02-21, адресованным Предприятию и АО "ВЦКП "Жилищное хозяйство", ответчик признает, что выставление жителям МКД, находящимся в управлении ООО "Тимуровское", за установку УУТЭ не производилось: "До настоящего времени в квитанциях квартирной платы отсутствует начисление за данные работы_В связи с этим, предлагаю, в целях снятия социальной напряженности произвести начисление за весь период в июле и в августе 2021 года (когда отсутствует начисление за отопление), либо вести данную услугу из расчёта 3 рубля с квадратного метра, начиная с марта 2021 года, с прямым перечислением денежных средств в ГУП ТЭК".
Кроме того, ответчиком предложено подписать дополнительное соглашение и перенести сроки оплаты по договору, которое не согласовано.
Вступившим в законную силу решением арбитражного суда по делу N А56-69230/2017 с ООО "Тимуровское" в пользу Предприятия взыскана стоимость работ в размере 851 881,22 руб. по установке узлов учета тепловой энергии по указанным адресам.
Следовательно, ввиду наличия у ответчика задолженности за предыдущие периоды, в том числе подтвержденной вступившими в законную силу судебными актами, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.04.2021 по делу N А56-3677/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-3677/2021
Истец: ГУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: ООО "ТИМУРОВСКОЕ"