г. Санкт-Петербург |
|
29 июня 2021 г. |
Дело N А56-104651/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Галенкиной К.В., Нестерова С.А.
при ведении протокола судебного заседания: Самсоновой Е.В.
при участии:
от истца: Баравков В.Г. (доверенность от 17.09.2019)
от ответчика: Трубников С.В. (доверенность от 26.08.2019)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13604/2021) ООО "Управляющая компания "Сититель" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.03.2021 по делу N А56-104651/2019 (судья Данилова Н.П.), принятое
по иску ООО "Управляющая компания "Сититель"
к ООО "Статус"
3-и лица: 1)ООО "Эггер Древпродукт Шуя"; 2)ООО "Северо-Западная компания"; 3)ООО "Отель Санкт-Петербург"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Общество ограниченной ответственностью "Управляющая компания "СИТИТЕЛЬ" (далее - истец, Компания) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к обществу с ограниченной ответственностью "СТАТУС" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 2 685 437 руб. стоимости некачественного товара, 2 122 054 руб. 80 коп. неустойки за просрочку поставки и монтажа товара за период с 15.05.2018 по 07.06.2018, обязании доукомплектовать поставленные по договору от 20.02.2018 товары "ночные столики" арт. С12, "ТВ тумбы" арт. С16 недостающими деталями (ножки для столика, поворотные кронштейны для ТВ) и провести монтажные работы по их установке, безвозмездно устранить недостатки, выявленные в поставленной по договору от 20.02.2018 мебели и/или работах согласно актам осмотра монтажных работ и поставленной мебели от 22.03.2019, 29.03.2019, 17.04.2019, 23.08.2019 в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Северо-Западная компания", ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ШУЯ", ООО "ОТЕЛЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ".
Решением от 04.03.2021 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Компания, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, указывая, что по результатам проведенного осмотра поставленного ответчиком товара выявлены многочисленные недостатки, которые не были исправлены.
Ответчик возразил против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Компанией (покупатель) и Обществом (поставщик) заключен договор от 20.02.2018, по условиям которого поставщик обязуется передать в собственность покупателя мебель, а также выполнить работы по монтажу данного товара в установленный договором срок, а покупатель обязуется принять и оплатить товар в порядке, предусмотренном настоящим договором.
В соответствии с п.п. 1.2, 1.3 договора наименование (ассортимент), количество и цена за единицу товара указываются в спецификации; поставка товара осуществляется на объект покупателя, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Пироговская набережная, 5/2.
Согласно п. 2.1 договора общая стоимость товара составляет 8841895 руб., в том числе НДС 18% - 1348763 руб. 64 коп. Стоимость по настоящему договору является фиксированной и подлежит изменению только по соглашению сторон, что оформляется дополнительным соглашением к настоящему договору.
Спецификацией от 20.02.2018 стороны установили наименование, количество и стоимость поставляемого товара.
Согласно пункту 3.1 договора, в редакции дополнительного соглашения N 1 к договору, срок поставки товара (в полном объеме) на объект покупателя составляет 220 календарных дней с момента подписания сторонами настоящего договора и перечисления покупателем авансового платежа. С согласия покупателя поставщик вправе поставить товар на объект покупателя досрочно.
В соответствии с пунктом 3.4 договора после поставки товара на объект покупателя поставщик принимает товар от покупателя по соответствующим документам и осуществляет его монтаж в пределах срока, указанного в п. 3.1 договора, при этом стороны могут дополнительно согласовать точную дату монтажа в соответствии с готовностью объекта.
Согласно пункту 3.5 договора качественные характеристики товара должны соответствовать сертификатам качества завода-изготовителя, а комплектность - технической документации, предоставляемой изготовителем. Проверка покупателем товара по качеству, ассортименту, количеству и ее комплектности производится в порядке и сроки, установленные в п. 3.7 договора (п.3.6.).
В соответствии с пунктом 3.7 договора поставщик после окончания работ по монтажу товара передает результат выполненных работ покупателю на объекте покупателя. Факт передачи результата выполненных работ подтверждается подписанным сторонами актом сдачи -приема выполненных работ. Покупатель осматривает результат работ, а также проверяет качество, ассортимент, количество и комплектность смонтированного и поставленного товара (на его соответствие сведениям, указанным в спецификации к настоящему договору и товарной накладной), после чего подписывает указанный акт, либо направляет поставщику мотивированный отказ.
Согласно пункту 3.8 договора в случае получения поставщиком мотивированного отказа сторонами составляется двусторонний акт с перечнем выявленных недостатков в товаре/работе и необходимых доработок и сроков их исполнения. В любом случае срок устранения недостатков (дефектов) не может превышать 14 дней с момента направления покупателем мотивированного отказа. Поставщик обязан прибыть на объект покупателя для принятия участия в составлении двустороннего акта в течение 3 календарных дней с момента направления покупателем мотивированного отказа.
В силу пункта 3.9 договора недостатки в поставленном товаре устраняются поставщиком своими силами и за свой счет.
В соответствии с пунктами 4.1, 4.2 договора качество товара должно соответствовать действующим Гостам, сертификатам, разрешениям, ТУ для данной группы товара. На указанный в спецификации товар поставщиком предоставляется гарантия 36 месяцев, исчисляемых с даты подписания сторонами акта сдачи-приема выполненных работ (п. 3.7 договора).
Согласно пункту 4.3 договора поставщик несет ответственность за недостатки (дефекты) в поставленном товаре/выполненной работе по монтажу и обнаруженные в пределах гарантийного срока. Если в течение гарантийного срока в товаре обнаружатся недостатки (дефекты), поставщик обязан в срок не позднее 3 рабочих дней со дня направления покупателем соответствующего письменного извещения направить своего представителя для участия в составлении рекламационного акта, фиксирующего обнаруженные недостатки (дефекты) и сроки их устранения. При обоснованных претензиях покупателя поставщик обязан устранить недостатки (дефекты) товара/работы своими силами и за свой счет в согласованный с покупателем кратчайший возможный срок. При этом срок устранения недостатков (дефектов) не может превышать 45 календарных дней с момента направления покупателем извещения поставщику об их обнаружении. Гарантийный срок в этом случае продлевается соответственно на период устранения недостатков (дефектов) (п. 4.4 договора).
В соответствии с подпунктом 6.1.1 договора за нарушение срока поставки и монтажа товара поставщик по письменному требованию покупателя уплачивает неустойку в размере 1% от общей стоимости товара за каждый день просрочки.
На основании универсально-передаточных документов от 08.06.2018 N 18,20, от 25.06.2018 N 22, приходных ордеров N N 654, 655, 694 ответчиком произведена поставка товара истцу.
Как указывает истец, впоследствии в ходе осмотров монтажных работ и поставленной по договору мебели были выявлены недостатки в отношении некоторых поставленных товаров, о чем составлены акты от 22.03.2019, 29.03.2019, 17.04.2019.
В связи с обнаруженными недостатками в поставленном ответчиком товаре, истец направил в его адрес претензию от 22.05.2019 N 20/4 с требованием безвозмездно устранить выявленные в мебели недостатки и/или заменить товар ненадлежащего качества товар товаром, соответствующим договору; после устранения недостатков произвести монтажные работы.
Извещением от 19.08.2019 N 14/17 покупатель вызвал представителя поставщика на составление рекламационного акта 23.08.2019.
Сторонами составлен совместный акт от 23.08.2019, в котором отражены недостатки, обнаруженные истцом в поставленном ответчиком товаре, в том числе отсутствие ножек у оснований стола, отслоение шпона, отсутствие поворотного кронштейна, расслоение плиты ДСП, не работает подсветка, сколы кромки, некачественно приклеено стекло.
Ссылаясь на просрочку поставки и монтажа товара, неустранение поставщиком выявленных недостатков, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Возражая против предъявленного иска, ответчик указал, что при приемке товара у истца не возникло претензий по качеству, количеству, ассортименту и комплектности товара, указанные истцом недостатки носят эксплуатационный характер.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что в иске судом отказано правомерно, обжалуемое решение не подлежит отмене или изменению.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу пункта 1 статьи 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
Покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 ГК РФ (пункт 1 статьи 518 ГК РФ).
Согласно статье 475 ГК РФ, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца: соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара (пункт 1). В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору (пункт 2).
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценив по правилам ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Так, истцу по универсальным передаточным документам от 08.06.2018 N 18, от 18.06.2020N 20, от 25.06.2018 N 22 был поставлен товар, при приемке которого у истца не возникло претензий по качеству, количеству, ассортименту и комплектности товара, о чем в том числе свидетельствует его эксплуатация истцом и неосуществление действий в порядке п. 3.7 договора.
На момент приемки товара, а также на момент составления акта от 08.08.2018 (первый акт осмотра) - все ножки на ночных столиках арт. С12 имелись в наличии, кроме того, столики, указанные в актах от 17.04.2019 и 28.08.2019 как столики без ножек, в акте от 30.01.2020 не отражены, указанный недостаток не подтвержден.
На момент передачи товара и составления акта от 08.08.2018 кронштейны также были в наличии. В акте от 08.08.2018 указано, что на тумбах не смонтированы кронштейны, однако не указано, что кронштейны отсутствуют, об отсутствии кронштейнов и ножек стола истцом заявлено по истечении более полугода в актах 2019 года.
Апелляционный суд полагает обоснованными возражения ответчика о том, что недостатки, указанные в исковом заявлении (отслоения/расслоения шпона (т.е. ламинированного покрытия), вздутия, отслоения кромки), относящиеся к плите, из которой изготовлена мебель, носят не производственный, а эксплуатационный характер, и вызваны длительными воздействиями влаги, к которым древесно-стружечная плита не предназначена в силу своих характеристик.
В соответствии с пунктом 2 статьи 476 ГК РФ в отношении товара, на который предоставлена гарантия качества, поставщик отвечает за выявленные недостатки, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.
Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока (пункт 3 статьи 477 ГК РФ).
Однако предусмотренный пунктом 4.1 договора гарантийный срок не освобождает покупателя от доказывания наличия в поставленном товаре существенных недостатков, что истцом не доказано.
При этом, апелляционный суд принимает во внимание, что требования истца о взыскании 2 685 437 руб. стоимости некачественного товара и доукомплектования и устранения недостатков поставленного товара являются взаимоисключающими.
Оснований для начисления ответчику неустойки за период с 15.05.2018 по 07.06.2018 на основании п. 6.1.1 договора апелляционным судом также не установлено, просрочка в поставке товара ответчиком не допущена.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, судом первой инстанции исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.03.2021 по делу N А56-104651/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-104651/2019
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СИТИТЕЛЬ"
Ответчик: ООО "СТАТУС"
Третье лицо: ООО "Отель Санкт-Петербург", ООО "Северо-Западная компания", ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ШУЯ"