город Ростов-на-Дону |
|
30 июня 2021 г. |
дело N А32-2627/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Строительная компания "Конкорд"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 09.04.2021 по делу N А32-2627/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Строительная компания "Конкорд"
к департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края
о признании незаконным решения об отказе в выдаче заключения о соответствии; об обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Строительная компания "Конкорд" (далее - застройщик, общество, ООО "СЗ СКК") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным решения департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края от 23.11.2020 N ЗОС/151/23-002132, об отказе в выдаче заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частями 1.1 и 2 статьи 3, статьями 3.2, 20 и 21 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"; об обязании департамент выдать положительное Заключение о соответствии застройщика и проектной декларации N 23-002132 от 21.09.2021 требованиям, установленным частями 1.1 и 2 статьи 3, статьями 3.2, 20 и 21 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (требования, уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.04.2021 заявление ООО "СЗ СКК" об уточнении заявленных требований удовлетворено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "СЗ СКК" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что судом первой инстанции не приведены обоснования и нормы материального права, указывающие на то, что раскрытие информации о допуске общества к определенному виду или видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, посредством указания в пунктах 5.1.3 и 5.1.4 проектной документации реквизитов решения о приеме общества в члены СРО, не соответствует действующему законодательству. Апеллянт ссылается на то, что членство юридического лица в саморегулируемой организации подтверждается Выпиской из реестра членов саморегулируемой организации, что подтверждает упразднение свидетельства, как документа, подтверждающего допуск к определенному виду или видам работ. Также апеллянт указывает на нарушение его прав и интересов оспариваемым отказом департамента, поскольку незаконный отказ в выдаче обществу заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям Федерального закона N 214-ФЗ препятствует реализации обществом возможности привлечения денежных средств в порядке, предусмотренном положениями Федерального закона N 214-ФЗ, а также непосредственно оказывает влияние на исполнение обществом условий кредитного договора целевого финансирования.
От департамента в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность решения суда, а также содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя департамента.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "СЗ СКК" осуществляет строительство "Жилого комплекса "Британия-2" Литер 13, 14", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0124041:2672 по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Почтовое отделение, 87, в соответствии с разрешением на строительство от 31.12.2019 N 23-43-5537-Р-2019.
21 сентября 2020 года ООО "СЗ СКК" направило через личный кабинет Застройщика в единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС) проектную декларацию на объект капитального строительства "Малоэтажные многоквартирные дома литер 13, 14 в Прикубанском округе г. Краснодара на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0124041:2672" с целью получить заключение о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частями 1.1 и 2 статьи 3, статьями 3.2, 20 и 21 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края.
23 ноября 2020 года ООО "СЗ СКК" через личный кабинет Застройщика в ЕИСЖС было получено Решение - отказ в выдаче заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частями 1.1 и 2 статьи 3, статьями 3.2, 20 и 21 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края отказал в выдаче заключения о соответствии на основании несоответствия проектной декларации требованиям, установленным статьями 20 и 21 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", а именно пункту 5 части 1 статьи 21 Закона о долевом строительстве: графы 5.1.3 и 5.1.4 проектной декларации содержат недостоверную информацию (В разделе о застройщике ООО "СЗ СКК" на сайте Союза "Саморегулируемая организация "Межрегиональный альянс строителей" www.mas - sro.ru, отсутствует информация о выданном свидетельстве от 20 марта 2020 года N 719).
Общество, не согласившись с решением об отказе департамента в выдаче заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частями 1.1 и 2 статьи 3, статьями 3.2, 20 и 21 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, принимая решение по делу, установил все фактические обстоятельства, полно и всесторонне их исследовал, оценил представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствуясь следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение оспариваемыми ненормативными правовыми актами и действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемых ненормативных правовых актов и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту.
При этом отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ, Закон об участии в долевом строительстве).
Привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома осуществляется на основании договора участия в долевом строительстве.
Согласно части 2 статьи 48 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), с 01.01.2017 одним из обязательных документов для государственной регистрации договора долевого участия является заключение контролирующего органа о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям Федерального закона N 214-ФЗ, выданное не ранее чем за шестьдесят дней до дня представления заявления о государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
С 01.01.17 на застройщика возлагается обязанность направить в контролирующий орган проектную декларацию до заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства многоквартирного дома.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обеспечивает свободный доступ к информации (раскрывает информацию), предусмотренной настоящим Федеральным законом, путем размещения ее в единой информационной системе жилищного строительства. Информация считается раскрытой после ее размещения в указанной системе.
В силу пункта 4 части 2 статьи 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обязан раскрывать информацию, а именно заключение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанного в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 19 Федерального закона N 214-ФЗ предусмотрено, что проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства и определяет объем прав застройщика на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанных в такой проектной декларации.
Как обоснованно отмечено судом, проектная декларация является официальным документом, удостоверяющим факты, влекущие за собой юридические последствия для застройщика.
Согласно части 2.1 статьи 19 Федерального закона N 214-ФЗ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, в срок не более тридцати дней со дня получения проектной декларации осуществляет подготовку и выдачу застройщику заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частями 1.1 и 2 статьи 3, статьями 20 и 21 настоящего Федерального закона, или отказ в выдаче такого заключения. В целях подтверждения соответствия застройщика требованиям частями 1.1 и 2 статьи 3 настоящего Федерального закона уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, запрашивает в органах государственной власти, органах местного самоуправления, иных организациях необходимые сведения в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В статьях 20 и 21 Федерального закона N 214-ФЗ установлено, что проектная декларация должна содержать информацию о застройщике и проекте строительства.
В данном случае, как установлено судом, 21.09.2020 в адрес департамента повторно поступила проектная декларация на объект капитального строительства "Малоэтажные многоквартирные дома литер 13,14 в Прикубанском округе г. Краснодара на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0124041:2672".
Изучив данную декларацию и имеющиеся документы, департаментом 20.10.2020, был выдан отказ N ЗОС/151/23-002132 (размещен 23.11.2020) в выдаче заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частями 1.1 и 2 статьи 3, статьями 3.2, 20 и 21 Федерального Закона N 214-ФЗ.
Оспариваемый в настоящем деле отказ мотивирован несоответствием проектной декларации требованиям, установленным статьями 20, 21 Федерального закона N 214-ФЗ.
Основанием для отказа в выдаче ООО СЗ "СКК" заключения о соответствии проектной декларации, явилось то обстоятельство, что в разделе 5 проектной декларации от 21.09.2020 N 23-002132 "О членстве застройщика в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и о выданных застройщику свидетельствах о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также о членстве застройщика в иных некоммерческих организациях (в том числе обществах взаимного страхования, ассоциациях), если он является членом таких организаций и (или) имеет указанные свидетельства" в строках 5.1.3 и 5.1.4 указаны данные о наличии у застройщика действующего свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного Саморегулируемой организацией Межрегиональный альянс строителей" N 719 от 20 марта 2020 года, информация о котором не подтверждается данными реестра, размещенного на официальном сайте Саморегулируемой организацией "Межрегиональный альянс строителей".
Как верно установлено судом и отражено в обжалуемом решении, согласно информации, размещенной на официальном сайте Саморегулируемой организацией "Межрегиональный альянс строителей" под N 719 от 20.03.2020 указан номер протокола вступления в СРО, а не номер свидетельства.
Судом учтено, что ООО СЗ "СК Конкорд" трижды размещало в ЕИСЖС проектные декларации в отношении "Малоэтажные многоквартирные жилые дома литер 13, 14 в Прикубанском округе г. Краснодара на земельном участке с КН 23:43:0124041:2672", в том числе:
1. 14 июля 2020 года размещена проектная декларация N 23-002068, в отношении которой подготовлен и размещен в ЕИСЖС мотивированный отказ от 13 августа 2020 года исх. N 69-04-7011/20, которым в ЕИСЖС присвоены регистрационные номера ЗОС/067/23-002068.
Основанием отказа явилось нарушение застройщиком положений статей 20, 21 Федерального закона N 214-ФЗ, а именно:
- несоответствие информации, указанной в проектной декларации данным выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 20 июля 2020 года N ЮЭ9965-20-130782070;
- раскрытие не полных сведений о связанных с застройщиком юридических и физических лицах, входящих в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите конкуренции в одну группу лиц с застройщиком;
- указание данных о наличии у застройщика действующего свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного Союзом "Саморегулируемая организация "Межрегиональный альянс строителей" (далее - СРО) N 395 от 20 марта 2020 года, информация о котором отсутствовала в реестре, размещенном на официальном сайте СРО (www.mas-sro.ru);
- раскрытие не полных сведений о земельных участках, являющихся неотъемлемой частью проекта;
- раскрытие не полных сведений о параметрах элементов благоустройства;
- не предоставление договорной базы на подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
2. 21 сентября 2020 года размещена проектная декларация N 23-002132 в отношении которой подготовлен и размещен в ЕИСЖС мотивированный отказ от 20 октября 2020 года исх. N 69-04-9117/20, которому в ЕИСЖС присвоен регистрационный номер ЗОС/151/23-002132.
Основанием отказа явилось повторное нарушение застройщиком положений статьи 20 Федерального закона N 214-ФЗ в части указания данных о наличии у застройщика действующего свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного СРО N 719 от 20 марта 2020 года, информация о котором не подтверждается данными реестра, размещенного на официальном сайте СРО.
3. 26 ноября 2020 года размещена проектная декларация N 23-002187, в отношении которой подготовлен и размещен в ЕИСЖС мотивированный отказ от 25 декабря 2020 года исх. N 69-04-11447/20, которым в ЕИСЖС присвоены регистрационные номера ЗОС/175/23-002187.
Основанием отказа явилось не раскрытие застройщиком информации о предельных параметрах разрешенного строительства (требование введено Федеральным законом от 13.07.2020 N 202-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
При таких обстоятельствах, коллегия признает обоснованным оспариваемый отказ департамента в выдаче заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частями 1.1 и 2 статьи 3, статьями 3.2, 20 и 21 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Ссылка общества на то, что оспариваемый отказ департамента препятствует реализации обществом возможности привлечения денежных средств в порядке, предусмотренном положениями Федерального закона N 214-ФЗ, а также непосредственно оказывает влияние на исполнение обществом условий кредитного договора целевого финансирования не является основанием для признания оспариваемого приказа незаконным.
Несогласие общества с отказом не является основанием для признания незаконными решения департамента.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемый отказ департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края от 23.11.2020 N ЗОС/151/23-002132 не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, а по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.04.2021 по делу N А32-2627/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2627/2021
Истец: ООО "СЗ" СК "Конкорд", ООО "Специализированный застройчик Строительная компания "Конкорд"
Ответчик: Департамент по надзору в строительной сфере КК, Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края