г. Москва |
|
29 июня 2021 г. |
Дело N А41-79757/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Кривовой С.С.,
при участии в заседании:
от ООО "РИ-СЕРВИС" - Чурсина В.В. по доверенности N РИС 01-01/21 от 09.01.2021, без диплома;
от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РИ-СЕРВИС"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 30 марта 2021 года по делу N А41-79757/20
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РИ-СЕРВИС"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция
Московской области"
об оспаривании решения и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РУСИНВЕСТ-СЕРВИС" (далее - заявитель, ООО "РИ-СЕРВИС") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московская область" (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ МО), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать незаконным и отменить решения от 13.08.2020 N 8842 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления;
- обязать внести изменения в реестр лицензий Московской области, сведений об осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, г. Королев, ул. Пионерская, д. 17, корп. 1, на основании заявления от 29.04.2020 N РИС 117-04/20.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 марта 2021 года по делу N А41-79757/20 в удовлетворении заявления отказано (т. 4 л. д. 49-52).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "РИ-СЕРВИС" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ГЖИ МО, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "РИ-СЕРВИС" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
Выслушав объяснения представителя ООО "РИ-СЕРВИС", изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 18.03.2020 по 19.04.2020 проведено внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская обл., г. Королев, ул. Пионерская, д. 17, корп. 1, в форме очно-заочного голосования.
Решением собрания собственников многоквартирного жилого дома по адресу: Московская обл., г. Королев, ул. Пионерская, д. 17, корп. 1, оформленного протоколом от 25.04.2020, принято решение о выборе ООО "РИ-СЕРВИС" в качестве управляющей организации.
06 мая 2020 года общество обратилось к ГЖИ МО с заявлением N 08Вх/04-8842 о внесении изменений в реестр лицензий Московской области с просьбой включить сведения об управлении обществом МКД.
По результатам рассмотрения заявления ГЖИ МО приняла решение от 13.08.2020 N 8842 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области в связи с несоответствием заявления и документов требованиям подпунктов "а" и "в" пункта 3, Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (т. 1 л. д. 64-65).
Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "РИ-СЕРВИС" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Частью 1 статьи 195 ЖК РФ предусмотрено, что сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2 статьи 195 ЖК РФ).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Часть 3 статьи 198 ЖК РФ предусматривает, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок), который определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Пунктами 2 и 3 Порядка определены требования к заявлению и прилагаемым документам, необходимым для внесения изменений в реестр лицензий по заявлению управляющей организации.
В соответствии с подпунктом "а" пунктом 3 Порядка к заявлению о внесении изменений в реестр прилагается копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом.
Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах утверждены приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор".
При этом подлинники протокола общего собрания собственников помещений должны быть в порядке, установленном законом, направлены в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет (часть 1.1 статьи 46 ЖК РФ).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Порядка к заявлению о внесении изменений в реестр прилагается в том числе копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
Согласно пункту 9 Порядка, основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения.
Иные основания для отказа в удовлетворении заявления управляющей организации во внесении многоквартирных домов в реестр лицензий жилищное законодательство не содержит.
Как следует из материалов дела, в период с 18.03.2020 по 19.04.2020 проведено внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская обл., г. Королев, ул. Пионерская, д. 17, корп. 1, в форме очно-заочного голосования.
Решением собрания собственников многоквартирного жилого дома по адресу: Московская обл., г. Королев, ул. Пионерская, д. 17, корп. 1, оформленного протоколом от 25.04.2020, принято решение о выборе ООО "РИ-СЕРВИС" в качестве управляющей организации.
06 мая 2020 года общество обратилось к ГЖИ МО с заявлением N 08Вх/04-8842 о внесении изменений в реестр лицензий Московской области с просьбой включить сведения об управлении обществом МКД.
Для проверки легитимности общего собрания собственников помещений (далее - ОСС) многоквартирного дома (далее - МКД) с повесткой дня, в том числе выбор управляющей организации, представлены копии следующих документов:
- договор управления от 27.04.2020;
- реестр собственников помещений;
- уведомление о проведении ОСС;
- почтовые квитанции с описью вложения;
- акт размещения уведомления от 03.03.2020;
- фотоматериал размещения уведомления;
- реестр собственников, присутствовавших на очной части ОСС;
- проект договора управления;
- технический паспорт здания;
- почтовые квитанции с описью вложения о направлении копии протокола собственникам;
- акт от 26.04.2020 о размещении итогов голосования;
- фотоматериал размещения итогов голосования;
- решения собственников;
- выписка из ЕГРЮЛ;
- протокол N 13 ОСС участников общества от 24.04.2016;
- устав ООО "РИ-СЕРВИС";
- приказ от 25.04.2016 N 2.
По результатам рассмотрения представленных документов, установлено, что в нарушении пункта 20 Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденного Приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр, в решениях собственников помещений не указана даты их заполнения собственниками.
Однако вышеназванное утверждение обоснованно признано судом первой инстанции как несостоятельное, поскольку оно противоречит фактическим обстоятельствам дела, а именно содержанию приложения N 10 к протоколу N 1 общего собрания собственников от 25.04.2020.
Также ГЖИ МО указало, что в нарушение требований подпункта "д" пункта 20 Требований, отсутствуют документы, подтверждающие полномочия представителя ООО "Жемчужина", принявшего участие в собрании.
Данный довод ГЖИ МО также обоснованно отклонен судом первой инстанции как несостоятельный в связи со следующим.
Лицом имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица является генеральный директор Общества, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ, размещенном в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте налогового органа https://egrul.nalog.ru/
В рассматриваемом случае лицом принявшим участие в собрании от имени ООО "Жемчужина" являлся генеральный директор - Барсакова Л.А. сведения о которой содержатся с 09.01.2017 в ЕГРЮЛ и размещены в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте налогового органа https://egrul.nalog.ru/.
Доказательств обратного ГЖИ МО суду не представлено, равно как и доказательств невозможности проверки данных сведений самостоятельно.
В нарушение части 1 статьи 162 ЖК РФ, не представлены сведения о заключении договора управления с собственниками помещений, обладающих более 50% голосов от общего числа голосов собственников в МКД.
На основании изложенного, ГЖИ МО принято решение от 13.08.2020 N 8842 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий по заявлению общества и возврате заявления, в связи с несоответствием документов подпункту "а" и "в" пункта 3 Порядка, утвержденного Приказом N 938/пр.
Состав сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ), утвержден совместным приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.09.2015 N 368/691/пр (далее - Состав сведений).
Согласно пункту 2 Состава сведений, в системе ГИС ЖКХ подлежит размещению электронный образ договора управления многоквартирным домом либо договор управления многоквартирным домом, заключенный в электронной форме, в том числе с использованием системы.
В случае заключения договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения в таком доме, в системе также размещается электронный образ решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым собственники помещений в многоквартирном доме утвердили условия договора управления многоквартирным домом.
Таким образом, в нарушении требований пунктов 2 и 2.2 Состава сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, в системе ГИС ЖКХ не размещен электронный образ договор управления - размещен электронный образ проекта договора управления.
При этом электронный образ договора и электронный образ проекта договора не являются идентичными понятиями, поскольку договором может быть признан только заключенный договор.
При этом из системного толкования положений пункта 2.2 Состава сведений очевидно следует, что законодатель установил обязанность по размещению электронного образа именно заключенного договора, поскольку данная норма также содержит положение, согласно которому в ГИС ЖКХ размещается либо электронный образ договора управления либо договор управления, заключенный в электронной форме.
Принимая во внимание, что приведенные правовые акты не содержат понятия электронного образа документа, однако, например, согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57, п. 2.2.1 разд. 2.2 Порядка, утвержденного Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 28.12.2016 N 252, электронный образ документа (электронная копия документа, изготовленного на бумажном носителе) - переведенная в электронную форму с помощью средств сканирования копия документа, изготовленного на бумажном носителе, заверенная электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Отсутствие размещение электронных образов данных документов в режиме ограниченного доступа является нарушением подпункта "г" пункта 5 Порядка и части 2 статьи 198 ЖК РФ.
Пунктом 20 Требований предусмотрено, что приложения к протоколу являются неотъемлемой его частью, в связи с чем, также подлежат размещению в установленном порядке.
Пунктом 2.1 Приказа Минкомсвязи России N 368, Минстроя России от 29.09.2015 N 691/пр "Об утверждении состава сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" предусмотрено, что в системе также подлежат размещению электронный образ решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации либо протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, сформированный с использованием системы, в случае проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы.
Таким образом, в системе подлежал размещению протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 25.04.2020 в полном объеме, включая все оформленные к нему приложения.
Исходя из изложенного, управление действовало в рамках предусмотренной ЖК РФ и Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр процедурой внесения изменений в Реестр лицензий Московской области.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемое решение является законным и отмене не подлежит.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 марта 2021 года по делу N А41-79757/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-79757/2020
Истец: ООО "РУСИНВЕСТ-СЕРВИС"
Ответчик: ГУМО ГЖИ МО
Третье лицо: ГУМО ГЖИ МО