г. Москва |
|
01 июля 2021 г. |
Дело N А40-11270/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.04.2021 по делу N А40-11270/21
по заявлению: АО "Росжелдорпроект"
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы
об оспаривании решения
в присутствии:
от заявителя: |
Борисова С.И. по доверенности от 21.04.2021; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.04.2021 признано недействительным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 26.10.2020 N КУВД-001/2020-8584898/3 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0003008:1043 и внесения в ЕГРН записи о прекращении прав собственности в отношении объекта недвижимости с кадастровыми номерами 77:01:0003008:1043, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 8.
Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве в течение месяца с даты вступления решения в законную силу устранить нарушение прав и законных интересов АО "Росжелдорпроект", а именно снять в связи со сносом с государственного кадастрового учета и внести в ЕГРН запись о прекращении прав собственности в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0003008:1043, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 8.
Не согласившись с данным решением, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ответчика в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, апелляционный суд приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, право собственности АО "Росжелдорпроект" на объект недвижимости с кадастровым номером N 77:01:0003008:1043, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 8, подтверждается свидетельством о праве собственности 77АД 088983 от 26.02.2007.
21.08.2019 г. Федеральным агентством железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации во исполнение "Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания 31.07.2013 года "О реализации проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань" от 22.08.2013 N Пр-1978 было издано распоряжение N ВЧ-123-р от 21.08.2019 г. "Об изъятии земельного участка и объекта недвижимого имущества для нужд Российской Федерации в целях обеспечения размещения объекта: "Участок Москва - Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань - Екатеринбург (ВСМ-2)". Станция Москва Техническая Курская ВСМ - станция Владимир ВСМ (вкл.). Этап 1.1. Станция Москва Техническая Курская ВСМ - станция Железнодорожная км 23 (вкл.)", которым в перечень объектов недвижимости, подлежащих сносу, отнесен объект недвижимости с кадастровым номером 77:01:0003008:1043 по адресу г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 8 (далее - "объект недвижимости"), кадастровый номер земельного участка 77:01:0000000:3320, принадлежавший на праве собственности АО "Росжелдорпроект" (далее - "Заявитель", "Общество").
В рамках данного распоряжения 19.02.2020 между Заявителем и ОАО "Российские железные дороги" было подписано Соглашение N 53/М о передаче Обществом ОАО "Российские железные дороги" объекта недвижимости с целью его последующего сноса. Согласно Акту о сносе от 22.06.2020 объект недвижимости был полностью снесен.
14.07.2020 Заявителем было подано заявление в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 14.07.2020 N MFC-0558/2020-41860-1 (согласно Описи документов, принятых для оказания услуг: Снятие с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН от 14.07.2020 г.) на нежилое помещение с кадастровым номером N 77:01:0003008:1043, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 8, принадлежащее Заявителю на праве собственности, в связи с прекращением его фактического существования, в рамках реализации инвестиционного проекта по строительству инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования по титулу: "III и IV главные пути Москва-Пассажирская-Курская (искл.) - Москва Каланчевская" (далее - "Заявление").
Вместе с заявлением в орган кадастрового учета были предоставлены: акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости от 13.07.2020, подготовленный кадастровым инженером Шаниной К.С. (являющийся членом СРОКИ Ассоциация "Саморегулируемая организация кадастровых инженеров" (дата вступления в СРО "02" июня 2016 г., уникальный реестровый номер кадастрового инженера в реестре членов СРОКИ N 6824).
24.07.2020 года государственная регистрация Заинтересованным лицом была приостановлена на основании п. п. 5, 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - "Закон о регистрации").
26.10.2020 Управление Росреестра отказал в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости: решение (уведомление) от 26.10.2020 N КУВД-001/2020-8584898/3.
Не согласившись с указанным решением, Заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Так согласно части 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 21 указанного Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Частью 1 статьи 20 Закона о регистрации предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в государственной регистрации. При этом частью 5 статьи 18 этого же Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона о регистрации и требованиям принятым в соответствии с ним нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом о регистрации или иными федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 23 Закона о регистрации акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости подтверждает прекращение существования объекта недвижимости.
Подпунктом 7 п. 2 ст. 14 Закона о регистрации предусмотрено, что акт обследования кадастрового инженера является основанием для кадастрового учета и регистрации.
В пункте 9 Приказа Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" установлено, что акт обследования подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости.
При этом абз. 2 п. 3 Требований к подготовке акта обследования прямо предусмотрена возможность отсутствия документов о сносе в составе акта обследования: "... В случае отсутствия в составе Приложения соответствующих документов в строке "Заключение кадастрового инженера" должна быть приведена причина их неиспользования..." (в указанном случае кадастровый инженер указывает причину в заключении).
Суд отмечает, что нормы Градостроительного кодекса РФ, регламентирующие порядок сноса объектов капитального строительства (глава 6.4) устанавливают не разрешительный, а уведомительный порядок сноса таких объектов. Данный порядок не содержит норм, предполагающих возможность запрета сноса объектов.
Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости, включаются в состав приложения к акту (пункт 3 требований к подготовке акта обследования, утвержденных Приказом N 861).
Вопросы осуществления работ с Ордером Объединения административно-технических инспекций Правительства Москвы / без Ордера Объединения административно-технических инспекций Правительства Москвы не входят в компетенцию Росреестра.
На настоящий момент сведения ЕГРН о кадастровом учете и зарегистрированных правах в отношении несуществующего объекта являются недостоверными, что противоречит п. 2 ст. 1 Закона о регистрации, а также п. 1 ст. 8.1 Гражданского Кодекса РФ. Таким образом, данные сведения подлежат актуализации на основании акта обследования кадастрового инженера, вне зависимости от наличия документов о сносе объекта.
Таким образом, регистрирующий орган пришел к неверному выводу об отсутствии оснований снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0003008:1043, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 8, в связи со сносом.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона о регистрации Единый государственный реестр недвижимости ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой и графической формах и состоит из: реестра объектов недвижимости и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества.
Согласно Закону о регистрации в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений (ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 14 Закона о регистрации, в случае гибели или уничтожения объект недвижимости снимается с кадастрового учета, одновременно производится государственная регистрация прекращения права собственности на него.
В соответствии с п. 2. ч. 2 ст. 15 Закона о регистрации при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости.
Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета на основании пункта 7 части 4 статьи 8 Закона о регистрации отнесены к основным сведениям об объекте недвижимости, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 18 Закона о регистрации, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, необходимые для осуществления государственной регистрации.
Таким образом, заявителем были предоставлены все необходимые документы для осуществления действий по снятию с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности заявителя в отношении указанного объекта.
Суд, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеназванными нормами, а также положениями, содержащимися в Приказе Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке", пришел к выводу, что оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы заявителя, создает заявителю препятствия для осуществления обычной хозяйственной деятельности, а также приводит к недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРН.
В связи с изложенным, решение Управления Росреестра по Москве от 26.10.2020 N КУВД-001/2020-8584898/3 не соответствует нормам материального права и подлежит признанию незаконным и необоснованным.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу части 4 статьи 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.04.2021 по делу N А40-11270/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-11270/2021
Истец: АО "РОСЖЕЛДОРПРОЕКТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ