г. Саратов |
|
30 июня 2021 г. |
Дело N А57-31657/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С. А. Жаткиной,
судей О. И. Антоновой, Т. В. Волковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А. Д. Ардабацким,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Рубеж" представитель Улитин С.В. действующий на основании доверенности от 03 июля 2020 года,
от Администрации Первоцелинного муниципального образования Озинского муниципального района Саратовской области представитель Абрамов Д.А., действующий на основании доверенности от 16 июня 2021 года,
от индивидуального предпринимателя Кочетковой Татьяны Евгеньевны представитель Лазарева И.А., действующая на основании доверенности от 19 ноября 2020 года,
от Администрации Озинского муниципального района Саратовской области представители Коныгина О.В., действующая на основании доверенности от 22 апреля 2021 года, и Зенкова О.В., действующая на основании доверенности от 25 июня 2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Рубеж"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 апреля 2021 года по делу N А57-31657/2020
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Рубеж" (ОГРН 1026401858460, ИНН 6445005149)
к Администрации Первоцелинного муниципального образования Озинского муниципального района Саратовской области (ОГРН 1066413000301, ИНН 6423234787), индивидуальному предпринимателю Кочетковой Татьяне Евгеньевне (ОГРНИП 314631606600026, ИНН 631626353112)
о признании не соответствующей действующему земельному законодательству процедуры выдела, постановки на кадастровый учет и регистрации в собственность земельного участка, о признании итогов открытого аукциона недействительными, о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи земельного участка, об обязании заключить с ООО "Агрофирма "Рубеж" договор купли-продажи земельного участка (земельных долей),
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области, Администрация Озинского муниципального района Саратовской области
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Рубеж" (далее - ООО "Агрофирма "Рубеж", общество, истец) с исковым заявлением к Администрации Первоцелинного муниципального образования Озинского муниципального района Саратовской области (далее - администрация), индивидуальному предпринимателю Кочетковой Татьяне Евгеньевне (далее - ИП Кочеткова Т.Е.) о признании не соответствующей действующему земельному законодательству процедуры выдела, постановки на кадастровый учет и регистрации в собственность Администрацией Первоцелинного муниципального образования Озинского муниципального района Саратовской области земельного участка, из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 64:23:000000:1354, выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, общей площадью 12 100 000 кв.м имеющего местоположение: Российская Федерация, Саратовская область, Озинский район, Первоцелинное МО, 4,2 км юго-западнее п. Кузнецовский и обязании органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии отменить его регистрацию и снять участок с кадастрового учета; о признании процедуры подготовки и проведения торгов в форме открытого аукциона, по продаже земельного участка, из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 64:23:000000:1354, выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, общей площадью 12 100 000 кв.м имеющего местоположение: Российская Федерация, Саратовская область, Озинский район, Первоцелинное МО, 4,2 км юго-западнее п. Кузнецовский, проведанные Администрациией Первоцелинного муниципального образования Озинского муниципального района Саратовской области противоречащим действующим нормам земельного законодательства, а их итоги недействительными; о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 64:23:000000:1354, заключённого между Администрацией Первоцелинного муниципального образования Озинского муниципального района Саратовской области и ИП Кочетковой Татьяной Евгеньевой по итогам проведенных 07.10.2020 торгов, применении последствий недействительности ничтожной сделки; об обязании Администрации Первоцелинного муниципального образования Озинского муниципального района Саратовской области заключить с ООО "Агрофирма "Рубеж" договор купли-продажи земельного участка (земельных долей), как сельскохозяйственному предприятию его использующему, на условиях, изложенных в пункте 5.1 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 06.06.2019) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", за 15% его кадастровой стоимости.
В ходе судебного разбирательства истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил частичный отказ от заявленных требований, а именно: о признании не соответствующей действующему земельному законодательству процедуры выдела, постановки на кадастровый учет и регистрации в собственность Администрацией Первоцелинного муниципального образования Озинского муниципального района Саратовской области земельного участка, из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 64:23:000000:1354, выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, общей площадью 12 100 000 кв.м имеющего местоположение: Российская Федерация, Саратовская область, Озинский район, Первоцелинное МО, 4,2 км юго-западнее п. Кузнецовский и обязании органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии отменить его регистрацию и снять участок с кадастрового учета; о признании процедуры подготовки и проведения торгов в форме открытого аукциона, по продаже земельного участка, из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 64:23:000000:1354, выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, общей площадью 12 100 000 кв.м имеющего местоположение: Российская Федерация, Саратовская область, Озинский район, Первоцелинное МО, 4,2 км юго-западнее п. Кузнецовский, проведанные Администрациией Первоцелинного муниципального образования Озинского муниципального района Саратовской области противоречащим действующим нормам земельного законодательства, а их итоги недействительными.
В суде апелляционной инстанции представитель истца подтвердил факт отказа от указанных требований.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 30 апреля 2021 года по делу N А57-31657/2020 производство в части требований, по которым заявлен отказ, прекращено, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное по основаниям, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители индивидуального предпринимателя Кочетковой Татьяны Евгеньевны, Администрации Первоцелинного муниципального образования Озинского муниципального района Саратовской области и Администрации Озинского муниципального района Саратовской области в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая, что оспариваемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, с учетом отзывов на неё, исследовав материалы дела, выслушав в судебном заседании полномочных представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в конце 2018 - начале 2019 года по иску Администрации Первоцелинного муниципального образования Озинского муниципального района Саратовской области решением Ершовского районного суд признано право муниципальной собственности на невостребованные земельные доли в находящемся в общей долевой собственности земельном участке с кадастровым номером 64:23:000000:19.
Впоследствии, из данных оформленных в муниципальную собственность невостребованных земельных долей сформирован и 24.04.2020 поставлен на кадастровый учет многоконтурный земельный участок с кадастровым номером 64:23:000000:1354.
07 октября 2020 года Администрацией Первоцелинного муниципального образования Озинского муниципального района Саратовской области проведены торги в форме открытого аукциона по продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 64:23:000000:1354, выделенного в счет находящихся в муниципальной собственности невостребованных земельных долей, общей площадью 12100000 кв. м, имеющего местоположение: Российская Федерация, Саратовская область, Озинский район, Первоцелинное МО, 4,2 км юго-западнее п. Кузнецовский.
Победителем торгов признан ИП Кочеткова Татьяна Евгеньевна
Земельный участок с кадастровым номером 64:23:000000:1354 сформирован из оформленных по решению Ершовского районного суда в муниципальную собственность невостребованных земельных долей.
Как указывает истец, Администрацией Первоцелинного муниципального образования в нарушении Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не были соблюдены условия относительно опубликования информация о возможности приобретения на льготных условиях оформленных в муниципальную собственность невостребованных земельных долей, данная информация в СМИ не размещалась.
ООО "Агрофирма "Рубеж" к тому моменту уже работало на находящемся в общей долевой собственности земельном участке и, имея право на приобретение вышеназванных земельных долей за 15 % их кадастровой стоимости, не смогло этим воспользоваться, что привело к существенному ущемлению прав и интересов истца.
Права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли Администрацией Первоцелинного муниципального образования зарегистрированы в конце 2018 - начале 2019 года, а образованный из них земельный участок с кадастровым номером 64:23:000000:1354 поставлен на кадастровый учет 24 апреля 2020 года, о чем свидетельствует Выписка из единого государственного реестра недвижимости.
Таким образом, по мнению ООО "Агрофирма "Рубеж", администрацией нарушен срок определенный действующим земельным законодательством для образования земельного участка из оформленных в муниципальную собственность невостребованных земельных долей.
Администрация Первоцелинного муниципального образования опубликовала информацию о возможности приобретения земельных участков находящихся в муниципальной собственности (в том числе и с кадастровым номером 64:23:000000:1354) с/х предприятиями его использующими, в газете "Заволжская Нива" N 20 от 16.05.2020, т.е. спустя не две, как указывает федеральное законодательство, а три недели с момента возникновения права муниципальной собственности на него.
В тексте объявления ответчик указал, что с заявлением о заключении договора купли продажи и документами, подтверждающим факт их использования следует обращаться в течение 30 дней со дня опубликования данного информационного сообщения, что, как указывает истец, противоречит положениям п. 5.1 ст. 10 Закона N 101-ФЗ, где установлен срок в шесть месяцев.
Таким образом, до истечения этого срока орган местного самоуправления не вправе объявлять о намерении, и проводить торги по его продаже.
Право муниципальной собственности зарегистрировано на земельный участок с кадастровым номером 64:23:000000:1354 24.04.2020, следовательно, как указывает истец, торги по его продаже не могли быть проведены без нарушения норм действующего законодательства и прав с/х предприятий, имеющих преимущественное право его приобретения на льготных условия, не раннее как спустя шесть месяцев после постановки данного земельного участка на кадастровый учет - то есть в данном случае после 24.10.2020.
Ответчик опубликовал извещение о проведении торгов по продаже вышеназванного земельного участка в газете "Заволжская Нива" N 31 01.08.2020, определив, что начинает прием заявок на участие в них с 03.08.2020 и назначив сами торги на 03.09.2020.
Впоследствии, сорок аукциона два раза переносился и он состоялся 07.10.2020, то есть до истечения шести месяцев, определенных законодателем, как срок в течение которого реализуется право с/х предприятиям, использующим данный земельный участок, на его приобретение без торгов за 15% его кадастровой стоимости.
Таким образом, своими действиями, по мнению заявителя, ответчик нарушил права и интересы неопределенного круга лиц, в частности с/х предприятий имеющих потенциальное право на приобретение данного участка на льготных условиях, в том числе ООО "Агрофирма "Рубеж".
Кроме того, как указывает общество, администрация необоснованно отказала ООО "Агрофирма "Рубеж" в заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 64:23:000000:1354 как с/х предприятию его использующему на льготных условиях за 15% его кадастровой стоимости.
Поскольку администрация не информировала относительно оформления в муниципальную собственность невостребованных земельных долей, а также о возможности у с/х предприятий, работающих на находящемся в общей долевой собственности земельном участке, их приобретения на льготных условиях за 15% их кадастровой стоимости, ООО "Агрофирма "Рубеж" узнало о том, что из них сформирован земельный участок только после ознакомления с информацией в газете "Заволжская Нива" N 20 от 16.05.2020.
Как указывает истец, ООО "Агрофирма "Рубеж" работало на данном земельном участке с осени 2017 года, то есть до оформления администрацией в муниципальную собственность невостребованных земельных долей.
Данный земельный участок до этого более 20 лет не обрабатывался и не использовался. После того как ООО "Агрофирма "Рубеж" начало его обработку с Администрацией Озинского муниципального района был заключен договор аренды на 2018 год N 5-ПЕМО от 07.12.2017 с установлением арендной платы.
20.12.2018 с Администрацией Озинского муниципального района заключен новый договор аренды N 5-ПЕМО на 2019 год, с новым расчетом арендной платы.
В соответствии с данными договорами ООО "Агрофирма "Рубеж" перечисляло в бюджет Озинского муниципального района арендную плату.
Как следует из искового заявления, по данным системы "Агросигнал", которой оснащена вся техника общества, ООО "Агрофирма "Рубеж" проводило на данном земельном участке в течение осени 2017 - лета 2018 года вспашку, боронование, дискование, культивацию, предпосевную и химическую обработку почвы. Осенью 2018 года произведен сев озимой ржи. Весной 2019 года произведен пересев нутом. В течение лета проводилась химической обработка посевов. Осенью урожай нута был собран, после чего проведена вспашка зяби. В конце 2019 года, когда шел процесс выдела и оформления в муниципальную собственность данного земельного участка, в заключении нового договора аренды обществу было отказано. В 2020 году после весеннего боронования произведен сев, химическая обработка и уборка подсолнечника.
Узнав из газеты "Заволжская Нива" N 20 от 16.05.2020 о возможности приобретения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (в том числе и с кадастровым номером 64:23:000000:1354) с/х предприятиями его использующими без проведения торгов за 15% кадастровой стоимости, ООО "Агрофирма "Рубеж" 27.07.2020 направило главе Первоцелинного муниципального образования заявление с просьбой заключить договор купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, находящегося в собственности Первоцелинного МО, и выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, с кадастровым номером 64:23:000000:1354, общей площадью 1 2100 000 кв.м, имеющий местоположение: Российская Федерация, Саратовская область, Озинский район, Первоцелинное МО, 4,2 км юго-западнее п. Кузнецовский по цене, установленной как 15 процентов его кадастровой стоимости.
01.09.2020 был получен подписанный главой Первоцелинного муниципального образования ответ, из которого следует, что в данном случае ООО "Агрофирма "Рубеж" в предоставлении находящегося в собственности Первоцелинного МО и выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, земельного участка с кадастровым номером 64:23:000000:1354, общей площадью 12 100 000 кв.м имеющему местоположение: Российская Федерация, Саратовская область, Озинский район, Первоцелинное МО, 4,2 км юго-западнее п. Кузнецовский по цене, установленной как 15 процентов его кадастровой стоимости отказано, так как занятие и использование обществом в своих целях вышеуказанного земельного участка осуществляется без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю и без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, что свидетельствует о самовольном его занятии.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с заявленными исковыми требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ, вступившим в силу с 31.12.2010, статья 10 Закона N 101-ФЗ дополнена пунктом 5.1, императивно установившим специальное основание, порядок и условия приобретения в собственность или в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и выделенных в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, использующими такие земельные участки сельскохозяйственными организациями или крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
В силу части 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанная сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 % кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определённых субъектом Российской Федерации, и разместить на своём официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии), информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.
В случае, если никто из указанных в настоящем пункте лиц не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на неё обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей при условии, что нет нарушения требований к образуемым земельным участкам.
Исходя из пункта 1 статьи 250 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), пункта 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ, орган местного самоуправления обязан предложить сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности с муниципальным образованием, приобрести долю на условиях абзаца 1 части 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ.
Из положений части 1 статьи 244, части 1 статьи 250 ГК РФ следует, что при продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продаётся, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов.
Из содержания статьи 10 Федерального Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и подпункта 8 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ следует, что без проведения торгов земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и выделенные в счет земельных долей предоставляются в собственность по цене 15 процентов кадастровой стоимости исключительно сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам которые используют такие земельные участки или которым принадлежат часть земельных долей в данном земельном участке.
В случае если в орган местного самоуправления обратилась организация или крестьянское (фермерское) хозяйство, не использующее такой земельный участок, и ей не принадлежат часть земельных долей в данном земельном участке, данная организация в праве приобрести сформированный земельный участок посредством проведения торгов, согласно пункту 1 статьи 39.3 ЗК РФ, т.к. данный участок не будет относится к исключительным случаям, когда право собственности на него предоставляется без проведения торгов на основании пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
В подтверждение преимущественного права на заключение договора купли-продажи земельного участка ООО "Агрофирма "Рубеж" представлены следующие документы: договор аренды земельного участка N 5-ПЕМО от 07 декабря 2017 года, договор аренды земельного участка N 5-ПЕМО от 20 декабря 2018 года, платежное поручение N 134 от 08.02.2018, свидетельствующее о перечислении ООО "Агрофирма "Рубеж" арендной платы за используемый земельный участок, платежное поручение N 2026 от 16.07.2019, свидетельствующее о перечислении ООО "Агрофирма "Рубеж" арендной платы за используемый земельный участок, данные системы "ИнфобисАгросигнал", свидетельствующие о работе техники ООО "Агрофирма "Рубеж" на данном земельном участке, путевые листы автотракторной техники ООО "Агрофирма "Рубеж", работавшей на данном земельном участке, акты об использовании минеральных, органических и бактериальных удобрений на данном земельном участке, акты расхода семян и посадочного материала.
Пунктом 12 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено предоставление без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом N 101-ФЗ. Таким образом, данная норма является отсылочной.
В соответствии с частью 5.1 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора в течение 6 месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок.
При этом, орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ, владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.
Нормами статьи 14 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ определена также компетенция собрания участников долевой собственности, к которой, в частности, относятся вопросы межевания земельных участков; о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности без доверенности действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, а также заключать договоры аренды данного земельного участка; об условиях договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности.
Право органа местного самоуправления распорядиться долей возникает с момента регистрации права на нее, а объективная возможность приобретения доли возникает у сельскохозяйственных организаций или КФХ с момента публикации в средствах массовой соответствующей информации. По смыслу приведенных норм оставшийся от шестимесячного срока период времени предусмотрен законодателем как гарантирующий и обеспечивающий реализацию преимущественного права сельскохозяйственных организаций или КФХ, использовавших эти земли ранее.
Выделенные в счет муниципальных долей участки подпадают под действие пункта 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ, при этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу, что ООО "Агрофирма "Рубеж" не представлено надлежащих доказательств использования земельного участка с кадастровым номером 64:23:000000:1354. При этом суд указал, что из договоров аренды, который представил заявитель жалобы, невозможно установить о предоставлении в аренду именного земельного участка с кадастровым номером 64:23:000000:1354, в связи с несогласованностью между арендодателем и арендатором предмета договоров ввиду отсутствия кадастровых номеров арендуемых земельных участков.
Кроме того, предметом договоров аренды N 5-ПЕМО от 07.12.2017 и N 5-ПЕМО от 20.12.2018 являлись земельные участки (не совпадающие с площадью спорного земельного участка), входящие в состав кадастрового квартала площадью, значительно превышающей арендованные земельные участки. Из материалов дела следует, что ответчиком осуществлялось пользование различными земельными участками в границах кадастрового квартала 64:23:060103, отличными от спорного земельного участка.
Апелляционная коллегия считает данный вывод суда первой инстанции обоснованным.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 01.02.2005 N 11301/04, под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов (в отсутствие правовых оснований) на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или уполномоченного им лица.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.01.2019 года N 64/001/003/2019-2412 земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 64:23:000000:19 (единое землепользование), площадью 10 756 7706 кв.м, имеющий местоположение: Российская Федерация, Саратовская область, Озинский район, АОЗТ "Комсомольское", из которого производился выдел спорного земельного участка, на момент заключения договора аренды между администрацией Озинского муниципального района и ООО "Агрофирма "Рубеж", находился в общей долевой собственности 269 граждан, 23 из которых зарегистрировали право собственности на земельные доли в установленном законом порядке.
Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение общей долевой собственностью осуществляется на основании волеизъявления всех собственников.
В соответствии с п. 1. ст. 14 Федерального закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.
Поскольку количество собственников оспариваемого земельного участка значительно превышает количество, установленное нормой Федерального закона, распоряжение оспариваемым земельным участком (в данном случае передача в аренду) должны были осуществлять участники долевой собственности на общем собрании.
Между тем, ООО "Агрофирма "Рубеж" не обращалось к участникам общей долевой собственности по вопросу предоставления на законных основаниях земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, что свидетельствует о противоправном использовании оспариваемого земельного участка.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в обзоре судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденном 23.12.2020 года Президиумом Верховного Суда, использование земли должно быть законным и правомерным в том смысле, что толкование нормы пункта 5.1 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения не должно привести к передаче на льготных условиях земельного участка лицу, действующему недобросовестно и противоправно (например, в ситуациях захвата земельного участка, нарушения законных прав иных лиц и других случаях).
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению позиции, изложенной при рассмотрении дела судом первой инстанции. Более того, аналогичная позиция заявлялась ООО "Агрофирма "Рубеж" и в рамках арбитражных дел N А57-22004/2017 и N А57-26188/2017.
В настоящем деле суд первой инстанции верно указал, что представленные в материалы дела путевые листы тракторов, акты об использовании минеральных, органических и бактериальных удобрений, акты расхода семян и посадочного материала, отчеты по форме N 29-СХ, форме 4-СХ не подтверждают факт использования земельного участка с кадастровым номером 64:23:000000:1354, так как ООО "Агрофирма "Рубеж" является сельхозпроизводителем и в пользовании и собственности общества находится большое количество иных земельных участков, где возможно использование указанной сельскохозяйственной техники и товаров, производство сельскохозяйственных работ и сельскохозяйственной продукции.
Данные системы ГЛОНАС не могут являться надлежащим доказательством бесспорного права преимущественного выкупа долей земельного участка ввиду его использования, поскольку представленные данные содержат лишь сведения о перемещении сельскохозяйственной техники ООО "Агрофирма "Рубеж", а не об использовании данного участка для сельскохозяйственного производства.
Иных доказательств, подтверждающих использование обществом именно спорного участка, в том числе уплата налоговых платежей и несение расходов связанных с обработкой участка, ООО "Агрофирма "Рубеж" не представлено.
При этом, ООО "Агрофирма "Рубеж" не воспользовалось своим правом на участие в аукционе по продаже земельного участка, считая о наличии преимущественного права на заключение договора купли-продажи земельного участка и отсутствии необходимости проведения аукциона. Данная позиция апеллянта является ошибочной.
Суд первой инстанции, всесторонне и полно исследовав и надлежащим образом оценив представленные в материалы дела доказательства, установил, что общество не является лицом, имеющим преимущественное право на заключение договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 64:23:000000:1354, и что оно не использовало спорный земельный участок.
В материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства фактического использования ООО "Агрофирма Рубеж" земельного участка с кадастровым номером 64:23:000000:1354, а имеющиеся в деле документы не позволяют сделать вывод о фактическом использовании им данного земельного участка в указанных целях.
Доводы апелляционной жалобы, приведенные в их обоснование, не соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, они не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 апреля 2021 года по делу N А57-31657/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-31657/2020
Истец: ООО "Агрофирма "Рубеж"
Ответчик: Администрация Первоцелинного МО Озинского МР СО
Третье лицо: Администрация Озинского МР Саратовсокй области, ИП Кочеткова Татьяна Евгеньевна, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (Росреестр по Саратовской области), ФГБУ ФКП Росреестра по СО
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9794/2021
30.06.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5066/2021
30.04.2021 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-31657/20
08.12.2020 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-31657/20